Все преобразования должны были осуществляться в рамках социализма. Общество накануне "перестройки". Неэффективность экономики, деформация общественнополитической жизни, социальная апатия населения вызвали озабоченность руководства
страны.
Одним из первых, кто попытался вывести страну из состояния стагнации, грозившим кризису
всей стране, был Ю.В. Андропов. В ноябре 1982 г. после кончины Л.И. Брежнева он был избран
Генеральным секретарем ЦК КПСС. До этого Ю.В. Андропов в течение полутора десятилетий
возглавлял Комитет государственной безопасности при Совмине СССР. Широкий резонанс в обществе вызвали мероприятия нового руководителя, связанные с кадровыми перестановками в партийных и государственных структурах. Отстранялись от работы руководители ряда министерств, не обеспечившие запросы народного хозяйства, либо
уличенные во взяточничестве. В аппарат нового лидера были привлечены новые партийные
работники, в числе которых находился М.С. Горбачев, руководитель аграрного сектора ЦК партии.
Пути преодоления экономических трудностей Ю.В. Андропов видел в совершенствовании руководства экономикой. Предполагалось расширить самостоятельность промышленных и сельскохозяйственных предприятий. Большое внимание уделялось борьбе с коррупцией и бесхозяйственностью. Речь шла об устранении негативных явлений из жизни общества, о его
демократизации. Подавляющее большинство советских людей поддерживало этот курс, направленный на наведение порядка в стране. Однако эти меры не привели к ощутимым результатам.
После смерти Ю.В. Андропова (февраль 1984 г.) пост Генерального секретаря ЦК партии занял
К.У. Черненко. Новый Генеральный секретарь не стремился к проведению в стране каких- либо
реформ.
Кризисные явления проявились в сфере науки и образования. Количество людей в стране с высшим и средним образованием выросло, вместе с тем образование все более отставало
от
требований времени, его качество снижалось. Финансирование просвещения к 1985г. упало
ниже 1940г., но росла численность научных учреждений. Кадровый потенциал был чуть ниже
уровня США, однако только в отдельных фундаментальных областях отечественная наука не
отставала от науки западных стран.
Причины кризиса:
1. Партийный и политический застой Современным историкам доподлинно известно, что КПСС не подпускала к власти новых членов. Стать генеральным секретарем мог лишь тот член партии, который занимался политическими делами уже несколько десятилетий. Именно поэтому к власти пришел Л.И.Брежнев, который был уже в возрасте и не мог полноценно управлять огромной страной.
Первые годы, проведенные Брежневым у власти, были довольно удачными, но постепенно партийный кризис все больше сказывался на экономическом и общеполитическом состоянии
страны.
2. Акцент на военную промышленность После окончания Второй Мировой войны, Советский Союз продолжил наращивать военную
промышленность, выделяя огромные гранты на исследования в этой области. В результате, в
80-е, когда весь мир успешно осваивал легкую промышленность, СССР продолжало делать
акцент на вооружение. Разумеется, количество бронебойной техники и холодного оружия впечатляло, а вот с легкой промышленностью и аграрным сектором все было не так радужно.
Если в конце 70-х на Западе практически все предприятия были автоматизированными, то в
СССР | таких | заводов | было | всего | несколько | десятков. |
3. | Нефтяной | кризис |
После того, как в начале 70-х годов разразилась война на Ближнем Востоке, в 1973 году начался серьезный мировой кризис нефти. В этой ситуации СССР стала крупнейшим поставщиком нефти и выручила приличную сумму, которую сразу направили на развитие сельского хозяйства и тяжелой промышленности. Однако уже в конце 70-х кризис был урегулирован и произошел серьезный отток финансирования от советской экономики.
Власти
в СССР явно не ожидали столь крупного оттока капиталов, что сразу же сказалось и на
экономическом | состоянии | страны. | |
4. Частая | смена | генеральных | секретарей |
После того, как в 1982 году скончался Брежнев, СССР надолго осталось без стабильности в
плане политики. Андропов и Черненко не долго находились у власти, и за время своего правления успевали лишь войти в дела, не принимая серьезных и важных решений.
Здесь опять же сказалась политика выбора на должность генерального секретаря опытного члена партии. И Андропов, и Черненко оказались у власти в преклонном возрасте, и были не
способны управлять страной, следуя существующему общемировому алгоритму.
5. Быстрый рост инфляции Несмотря на то, что заработная плата постепенно повышалась, она не поспевала за общим ростом инфляции. В стране разрастался серьезный экономический кризис, и это напрямую влияло на повышение уровня цен. При этом уровень жизни простых людей начал постепенно
падать, что стало прямым доказательством существующего экономического кризиса.
6. Смена направления политического и экономического развития. Когда в конце 80-х у власти оказался Михаил Горбачев, страна уже пребывала в серьезном экономическом кризисе. Однако решение генерального секретаря снизить уровень развития
тяжелой промышленности вызвало неоднозначную реакцию. Горбачев явно менял направление развития страны, что возмущало консервативных коммунистов и становилось причиной еще более серьезного экономического кризиса. В январе 1987 года на очередном Пленуме ЦК КПСС Горбачёв изложил новую идеологию и
стратегию реформ.
Вместо «ускорения»была выдвинута задача коренной перестройки общественного строя. Предполагалось, что через демократию будет осуществляться непосредственное управление
трудящихся на производстве. В избирательной системе предусматривалось введение состязательности, альтернативности выборов. Демократизация должна была разрушить командно-административную систему, создать естественный механизм динамичного развития
всего общества.
В действительности же был выбран объект тотальной критики, на который нужно было списать
все промахи перестройки, -бюрократия. Экономические реформы, которые ожидались народом, как бы откладывались во времени, а
главной становилась борьба с бюрократией и переход к демократическим принципам управления.
Главным рычагом преобразований должно было стать ускорение социально- экономического
развития страны. Успех ускорения связывался с более активным использованием достижений
науки и техники, расширением прав предприятий, внедрением хозрасчёта, укреплением порядка и дисциплины на производстве. Приоритетное внимание уделялось машиностроительным отраслям.
Билет 49. Политика перестройки (1985-1991 гг.): цели, этапы, итоги, последствия. "Новое
политическое мышление". Смена внешнеполитического курса. Цели и задачи перестройки Руководство страны во главе с Горбачевым поставило перед собой цель вывести общество из прежнего, застойного состояния и повести страну к своеобразно понимаемой демократии. В заявлениях руководства того времени можно выявить три потенциально необходимых для осуществления реформы компонента: аналитический, содержавший критику существующей системы (лозунг гласности), перспективный, объясняющий то, что должно быть сделано (лозунг перестройки) и тактический объясняющий механизмы достижения цели (на различных этапах эту роль играли лозунги “ускорения”, “нового мышления” и “демократизации”.) Перестройка имела своей торжественно провозглашенной целью не трансформацию системы, а переход к новому, гуманному социализму. Всесторонняя же демократизация должна была затронуть только низшие эшелоны власти. Начавшиеся процессы были направлены лишь на частичное видоизменение прежней политической системы и на сохранение позиций КПСС при господстве несколько модернизированной социалистической идеологии. "Новое мышление"
Одновременно с противоречивыми процессами внутри страны, существенное влияние на ее развитие оказывали внешнеполитические факторы. Изменения, происходившие в Советском Союзе весной 1985 г. и в 1986 г., с большим интересом были встречены на Западе. Почти во всех европейских странах и США огромными тиражами выходили сборники статей и выступлений нового советского лидера. Одна из таких книг получила название "Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира". Термин "новое мышление" с тех пор прочно укоренился в исторической литературе, главным образом применительно к внешнеполитической деятельности Горбачева. Его суть состояла в однозначно заявленном приоритете общечеловеческих ценностей над классовыми. Это означало радикальную смену незыблемых долгие годы основ коммунистической идеологии и инициировало качественно новые процессы внутри страны, в корне меняло содержание всей духовной жизни общества. Внутри страны был смягчен цензурный режим, прекратилось преследование инакомыслия. Из мест заключения были освобождены диссиденты. В декабре 1986 г. Горбачев лично позвонил Сахарову в Горький и сообщил ему о том, что он может вернуться в Москву. Вместе с тем на первом этапе в 1986--1987 гг. речь не шла об изменении природы существующего строя, отказе от основных принципов советской власти. Провозглашались только те перемены, "которые укрепляют социализм, делают его политически богаче и динамичнее". Преобразования в годы перестройки:
1. Антиалкогольная реформа
2. Кадровые реформы в правительстве
3. Общественные и социальные реформы
4. Реформы во внешней политике
5. Реформы политической системы СССР
Результат преобразований
К концу 1991 г. экономика СССР оказалась в катастрофическом положении. Ускорялось падение производства. Национальный доход по сравнению с 1990 г. уменьшился на 20%. Дефицит государственного бюджета, т. е. превышение государственных расходов над доходами, составлял, по разным оценкам, от 20% до 30%
валового внутреннего продукта (ВВП). Нарастание денежной массы в стране грозило потерей контроля государства над финансовой системой и гиперинфляцией, т. е. инфляцией свыше 50% в месяц, которая могла парализовать всю экономику. Ускоренный рост зарплат и пособий, начавшийся с 1989 г., увеличил неудовлетворенный спрос, к концу года большинство товаров исчезло из государственной торговли, но зато втридорога продавалось в коммерческих магазинах и на «чёрном рынке». За период с 1985 по 1991 г. розничные цены выросли почти в три раза, государственный контроль за ценами не мог остановить инфляцию. Неожиданные перебои в снабжении населения различными потребительскими товарами вызывали «кризисы» (табачный, сахарный, водочный) и огромные очереди. Вводилось нормированное распределение многих продуктов (по талонам). Люди опасались возможного голода. К концу 1991 г. СССР уже не мог выполнить свои международные обязательства по обслуживанию внешнего долга. Экономическая реформа становилась неизбежной и жизненно необходимой.
Среди многих обвинений, которые предъявляли Горбачеву, едва ли не самое главное - нерешительность. Политика перестройки, начатая частью руководства КПСС во главе с Михаилом Горбачёвым, привела к значительным переменам в жизни страны и мира в целом.
В ходе перестройки обнажились копившиеся десятилетиями проблемы, особенно в экономике и межнациональной сфере. К этому добавились ошибки и просчеты, допущенные в процессе проведения в жизнь самих реформ. Резко обострилось политическое противостояние сил, выступающих за социалистический путь развития, и партий, движений, связывающих будущее страны с организацией жизни на принципах капитализма, а также по вопросам будущего облика Советского Союза, взаимоотношений союзных и республиканских органов государственной власти и управления. К началу 1990-х годов перестройка привела к обострению кризиса во всех сферах жизни общества и к распаду СССР.
8. Билет№50:Августовский путч (1991 г.): конец
перестройки. Распад СССР: причины, история, последствия.(47
билет)
Причины распада СССР:
· кризис, спровоцированный плановым характером экономики и приведший к дефициту многих товаров народного потребления;
· неудачные, во многом непродуманные, реформы, приведшие к резкому ухудшению уровня жизни;
· массовое недовольство населения перебоям поставок продуктов питания;
· все усиливающийся разрыв уровня жизни между гражданами СССР и гражданами стран капиталистического лагеря;
· обострение национальных противоречий;
· ослабление центральной власти;
· авторитарный характер советского общества, в том числе жесткая цензура, запрет церкви и так далее.
Процессы, приведшие в результате к распаду СССР, обозначились уже в 80-е годы. На фоне общего кризиса, который к началу 90-х только углубился, отмечается рост националистических тенденций практически во всех союзных республиках.
Первыми из состава СССР выходят: Литва, Эстония и Латвия. За ними следуют Грузия, Азербайджан, Молдавия и Украина.
Распад СССР стал результатом событий августа – декабря 1991 г. После августовского путча деятельность в стране партии КПСС была приостановлена. Утратил власть Верховный Совет СССР и Съезд народных депутатов. Последний в истории Съезд состоялся в сентябре 1991 г. и заявил о самороспуске. В этот период высшим властным органом стал Государственный Совет СССР, который возглавил Горбачев, первый и единственный президент СССР. Предпринятые им осенью – замой попытки предотвращения как экономического, так и политического развала СССР успеха не принесли. В итоге 8 декабря 1991 года, после
подписания Беловежского соглашения главами Украины, Беларуси и России, Советский Союз прекратил свое существование. В тоже время, произошло образование СНГ – Содружества Независимых Государств. Распад Советского Союза стал крупнейшей геополитической катастрофой 20 века, повлекшей
глобальные последствия.
Последствия распада СССР:
Положительные | Отрицательные |
· Разрушение тоталитарной системы. · Создание предпосылок для последовательной демократизации страны. · Ликвидация гонки вооружений и военного противостояния, начало демилитаризации страны. · Утверждение политических свобод, свободы совести и вероисповедания | · Нарушение экономических связей между бывшими республиками. · Ослабление обороноспособности всех республик. · Обострение межнациональных противоречий и возникновение новых конфликтов. · Ухудшение социально- экономического положения преобладающего большинства населения. · Ослабление власти в Центре и на местах, угроза распада самой России |
Дата: 2019-02-02, просмотров: 240.