Под латентной преступностью следует понимать преступность, оказавшуюся за пределами уголовно-статистического учета.
Латентная преступность может быть охарактеризована теми же количественно-качественными показателями, что и зарегистрированная преступность: состояние, структура, динамика, вред. По мнению исследователей, абсолютные показатели латентной преступности, определяющие ее состояние, в 3-5 раз превышают аналогичные показатели зарегистрированной преступности.
Р азличают естественную латентность, латентность «пограничных ситуаций» и искусственную латентность.
Естественная латентность состоит из преступлений, которые не регистрируются потому, что они не обнаруживаются соответствующими органами уголовной юстиции.
При латентности «пограничных ситуаций» преступление не регистрируется, потому что органы уголовной юстиции дают им неправильную уголовно-правовую оценку. Например, уголовно-правовое хищение имущества квалифицируется как административно-правовое.
Искусственная латентность представлена теми преступлениями, которые обнаруживаются и правильно оцениваются работниками органов уголовной юстиции, однако сознательно по различным причинам не регистрируются.
Общественная опасность латентной преступности:
искажает представления о фактическом состоянии, структуре, динамике уголовно наказуемых деяний, о величине и характере причиненного ими ущерба. Таким образом, мы не знаем истинного положения дел в отношении криминальной активности на той или иной территории и за определенный период времени;
- уменьшает степень достоверности прогнозов преступности, затрудняет определение направлений борьбы с ней. Если мы не знаем, что мы имеем сейчас, то не можем точно и правильно определить, что будет дальше и что нам нужно предпринимать, чтобы изменить ситуацию в положительную сторону;
- препятствует реализации принципа неотвратимости ответственности за совершенные преступления. Мы не можем привлечь человека за совершенное им деяние, если не будем знать об этом деянии. Это создает представление у некоторых членов нашего общества о том, что возможно совершить преступление и остаться безнаказанным, что влечет за собой рост первичной преступности;
- подрывает авторитет правоохранительных органов. Если мы говорим о скрываемой латентной преступности, то у населения формируется представление о бесполезности обращения в соответствующие структуры и не создается впечатление об эффективности данной системы вообще;
- способствует росту преступности, особенно рецидивной. Если человек совершает первое преступление и не привлекается за него к ответственности , то у него возникает чувство безнаказанности и вседозволенности, таким образом он с большей вероятностью может совершить новое преступление гораздо более общественно опасное. Когда он в конце концов задерживается, то воспринимает это лишь как досадное недоразумение по его вине. Отбыв наказание, он продолжит совершать преступления, думая, что больше не попадется;
- снижает активность граждан в борьбе с преступностью. У населения в результате существования латентной преступности может сложиться впечатление, что совершение преступлений – это нормально и возрастет терпимость к такого рода деяниям.
Методы выявления::
Опрос предполагаемых потерпевших. Например, нам надо установить, сколько на данной территории совершается таких преступлений, как вымогательство. Мы определяем, кто может стать предполагаемой жертвой данного преступления- владельцы ларьков, магазинов и др. Затем мы проводим анонимный опрос данных лиц по вопросу о совершении в отношении них данного деяния, а затем сопоставляем полученные данные с официальной статистикой в данном районе. Полученная разница и показывает латентность данного преступления;
Опрос населения. В отличие от предыдущего метода мы опрашиваем население в общем, не по конкретным составам, не представителей конкретных соц. групп населения. При этом, мы интересуемся кто-либо, становился ли жертвой преступления или совершал ли сам преступное деяние, какое и когда, результат.
Экспертные оценки. При использовании данного метода мы опрашиваем лиц, которые занимаются изучением определенных преступлений, и лиц, работающих с ними на практике. Эти лица лица могут с большей точностью определить каково, сегодня положение дел с преступностью.
Экономический анализ. Например, мы определяем, каков на данной территории общий доход (официально) населения за определенный период, а чатем определяем, сколько было затрачено этим населением на покупку товаров и оплату услуг. Сопоставив эти данные, мы можем узнать, сколько денег было получено населением «черным» налом, и рассчитать приблизительно, какова сумма ущерба в результате совершения преступлений, предусмотренных статьями 174, 174, 198, 199 и др.;
- изучение материалов бюро судебно-медицинских экспертиз, поликлиник, больниц и сопоставление их с данными правоохранительных органов. Сопоставив эти материалы (содержащие данные о вреде здоровью), с учетом пояснений потерпевших о механизме причинения им этого вреда мы сопоставляем их с количеством возбужденных уголовных дел и устанавливаем, сколько таких фактов остались неучтенными и соответственно не попали в официальную статистику;
- анализ жалоб, заявлений и сообщений о преступлениях, поступающих II правоохранительные органы, редакции газет, иные государственные органы. 11рименение данного метода аналогично предыдущему.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 300.