Принципы экологической экспертизы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА

 направления подготовки 270800 «Строительство»

Учебное пособие

 

Допущено Уральским отделением Учебно-методического объединения

вузов РФ по образованию в области строительства в качестве учебного пособия для подготовки магистров по направлениюподготовки 270800 «Строительство»

 

 

Екатеринбург

 2015


УДК 628.3

 

Рецензенты:

- Кафедра Техносферной безопасности Уральского государственного университета путей сообщения (профессор кафедры, д. биол. н. А.М. Асонов);

- заведующий лабораторией РосНИИВХ, профессор, д. техн.н. А.Н. Попов.

- Ю.О. Григорьев, С.Ю Шишмаков,Никифоров А.Ф., Мигалатий Е.В., Н.В. Служеникина

 

 

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА:

Учебное пособие. Екатеринбург: УрФУ, 2015. - 128 с.

 

 

    Учебное пособие предназначено для использования при изучении курса Экологическая экспертиза бакалаврами и магистрами по направлению строительство.

    В учебном пособии рассмотреныосновные законы РФ и нормативные документы, определяющие проведение экологической экспертизы. Приведен регламент негосударственной строительной экспертизы при рассмотрении подраздела строительного проекта «Перечень мероприятий по охране окружающей среды» (ПМООС).

  Приведены требования к выполнению подразделов ПМООС «Обоснование решений по очистке сточных вод и утилизацииобезвреженных элементов, по предотвращению аварийных сбросов сточных вод», «Мероприятия по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировкеи размещению опасных отходов» при проектировании систем водоподготовки и очистки сточных води экспертные оценки проектных материалов.

    Приведены методики разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты, определения класса опасности отходов.

    Изложенный в пособии материалпозволяет повысить уровень профессиональных компетенций в области проектирования систем водоснабжения и водоотведения.

 

Библиография: 100 назв. Табл. 28. Рис. 3.

 

 

@ ФГАОУ ВПО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина» 2015г.    




СОДЕРЖАНИЕ

Введение… 5
1. Принципы экологической экспертизы 5
2 Задачи экологической экспертизы 6
3Государственная экологическая экспертиза 6
3.1 Объекты государственной экологической экспертизы федерального уровня 8
3.2 Объекты государственной экологической экспертизы регионального уровня 9
3.3 Негосударственная экспертиза проектной документации 9
3.3.1 Общие вопросы 11
3.4 Общественная экспертиза 11
4.Проведение экологической экспертизы 11
4.1 Порядок проведения государственной экспертизы 15
4.2 Порядок проведения негосударственной экспертизы 15
5. Нормативные экологические требования при проектировании объектов строительства 15
5.1Общие положения 18
5.2 Нормативно- правовая база экологической экспертизы объектов строительства 20
5.3 Проектная документация подвергаемая экологической экспертизе 24
6. Экспертиза подраздела проекта «Перечень мероприятий по охране окружающей среды» 24
6.1 Общие положения 25
6.2 Экспертная оценка воздействия объекта капитального строительства на окружающую среду 65
6.3 Критерии оценки раздела воздействия на окружающую среду 32
7. Экспертная оценка решений по очистке сточных вод и утилизации обезвреженных элементов, по предотвращению аварийных сбросов сточных вод 32
7.1Проектные решения подвергаемые экспертной оценке 34
7.1.1 Характеристика водных объектов, используемых для водоснабжения, водоотведения 38
7.1.2Характеристика сточных вод проектируемого объекта 43
7.2 Оценка уровня воздействия проектируемого объекта на состояние поверхностных и подземных вод 46
7.3 Экспертная оценка подраздела 51
8 Экспертная оценка обоснований решений мероприятий по сбору,, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению опасных отходов 52
8.1 Виды и количество отходов 52
8.2 Классификация отходов 53
8.3 Класс опасности отходов 54
8.3.1 Общие положения 54
8.3.2 Отнесение отходов к классу опасности для окружающей природной среды расчетным методом 54
8.3.3 Порядок расчета класса опасности отхода 64
8.4 Экспертная оценка расчета массы отходов 66
8.4.1 Удельные показатели образования отходов 67
8.5 Складирование (утилизация) отходов 71
Список документов 74
Приложение 1 Расчет нормативно-допустимого сброса 86
Приложение 2 Расчет объемов поверхностного стока 113
Приложение 3 Расчет класса опасности отхода 117

Введение

    Экологическая экспертиза - установление соответствия документов и (или) проектной документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду(Федеральный закон от 18 декабря 2006 года N 232-ФЗ).

Общие положения

    Негосударственная экспертиза проводится организацией, аккредитованным на право проведения негосударственной экспертизы в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Негосударственная экспертиза осуществляется на основании договора между заявителем и организацией негосударственной экспертизы, заключенного в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

     Объектом негосударственной экспертизы являются все разделы проектной документации и (или) результаты инженерных изысканий (в том числе экологических), которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подлежат представлению для проведения экспертизы.

Для проведения негосударственной экспертизы проектной документации представляются следующие проектныедокументы:

- сведения об объекте негосударственной экспертизы с указанием вида и наименования рассматриваемой документации (материалов), разделов такой документации;

- проектная документация и (или) результаты инженерных изысканий на объект капитального строительства, соответствующие предмету негосударственной экспертизы, и предусмотренная федеральными законами.

    Для проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий заявитель представляет материалы, по составу и содержанию соответствующие требованиям, установленным Положением о составе разделов проектной

документации и требованиях к их содержанию, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 №87.

    Предметом негосударственной экспертизы проектной документации является оценка её соответствия требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий. Предметом негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий (экологические исследования) является оценка их соответствия требованиям технических регламентов.

    Негосударственной экспертизе подлежат все разделы проектной документации и (или) результаты инженерных изысканий, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации представляются для проведения негосударственной экспертизы.

 Срок проведения негосударственной экспертизы определяется договором. Рекомендуемый срок проведения негосударственной экспертизы составляет не более 60 календарных дней.Уменьшение сроков проведения работ по негосударственной экспертизе допускается по соглашению сторон.

    В случае если в процессе проведения негосударственной экспертизы заявителем внесены в проектную документацию изменения в отношении идентификационных данных, сведений, показателей, технико-экономических характеристик, указанных в проектной документации и отличающихся от содержащихся в заявлении о проведении негосударственной экспертизы, заявитель должен внести соответствующие изменения путём подачи письменного заявления.

    Расчет размера платы за проведение негосударственной экспертизы производится по аналогии с расчетом размера платы за проведение государственной экспертизы, определенной Положением об организации и проведением государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 05.03.2007 №145.

 

Общие положения

       При размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе вэксплуатацию предприятий, сооружений и иных объектов впромышленности, сельском хозяйстве, на транспорте, в энергетике, водном,коммунально-бытовом хозяйстве, при прокладке линий электропередачи, связи,трубопроводов, каналов, иных объектов, оказывающих прямое либо косвенноевлияние на состояние окружающей среды, должны выполняться требования экологическойбезопасности и охраны здоровья населения, предусматриваться мероприятия поохране природы, рациональному использованию и воспроизводству природныхресурсов, оздоровлению окружающей природной среды.

Определение мест строительствапредприятий, сооружений и иных объектов производится в соответствии с Земельным кодексом и другихнормативно-правовых документов.

       В необходимых случаях при размещении объектов, затрагивающихэкологические интересы населения, решение принимается по результатам обсужденияили референдума.

При строительстве, реконструкции предприятий, сооружений и иныхобъектов должны применяться утвержденные проекты, имеющие положительное заключение экспертизы, в строгомсоответствии с действующими природоохранительными, санитарными, а такжестроительными нормами и правилами. Нарушение требований Закона, а такжетребований заключения экспертизы влечет за собой приостановление строительных работ доустранения отмеченных недостатков по предписанию специально уполномоченных нато государственных органов Российской Федерации в частности в области охраны окружающейприродной среды, Роспотребнадзора с одновременным прекращением финансирования этих работ учреждениемсоответствующего банка.

       Запрещается строительство, реконструкция объектов до утверждения проекта иотвода земельного участка в соответствии кадастровым планом.

       При вводе в эксплуатацию предприятий, сооружений и иных объектов учитываются условия выполнения в полном объеме всех экологическихтребований, предусмотренных проектом и заключением экспертизы, по актамприемочных комиссий, создаваемых с участием представителей специальноуполномоченных на то государственных органов Российской Федерации в областиохраны окружающей природной среды, и Роспотребнадзора.

       Запрещается ввод в эксплуатацию объектов, не обеспеченных современнымитехнологиями, сооружениями и установками по очистке, обезвреживанию иутилизации вредных отходов, выбросов и сбросов до уровня предельно допустимыхнормативов, средствами контроля за загрязнением окружающей природной среды,без завершения запроектированных работ по охране природы, рекультивацииземель, оздоровлению окружающей природной среды.

       При проектировании хозяйственных объектов необходимо учитывать правила имероприятия по соблюдению технологического режима и выполнению требований поохране природы, рациональному использованию и воспроизводству природныхресурсов, оздоровлению окружающей природной среды, обеспечивающие установленныенормативы качества окружающей природной среды. Для этого требуется соблюдениепоказателей утвержденных технологий, внедрение экологически безопасныхтехнологий и производств, обеспечение надежной и эффективной работы очистныхсооружений, установок и средств контроля, обезвреживания и утилизации отходов,планирования мероприятий по охране земель, недр, вод, лесов и инойрастительности, животного мира, воспроизводства природных ресурсов.

       Выброс и сброс вредных веществ, захоронение отходов допускаются на основеразрешения, выдаваемого специально уполномоченными на то государственнымиорганами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды. Вразрешении, выдаваемом после соответствующего типа проверки, устанавливаются нормативыпредельно допустимых выбросов и сбросов вредных веществ и согласуются другиеусловия, обеспечивающие охрану окружающей природной среды и здоровье

человека. Для перехода на нормативы предельно допустимых выбросов, сбросоввредных веществ могут устанавливаться временно согласованныенормативы (лимиты) выбросов, сбросов вредных веществ с одновременным

утверждением плана снижения объемов выбросов, сбросов до предусмотренныхпредельных величин.Нарушение установленных нормативов выбросов и сбросов, захоронения вредныхвеществ и других условий и требований охраны окружающей природной среды,предусматриваемых разрешением на выброс, сброс, захоронение вредных веществ,влечет за собой аналогичное запрету проекта ограничение, приостановление,прекращение выбросов и сбросов, захоронения вредных веществ и инойдеятельности, причиняющей вред окружающей природной среде и здоровьюнаселения, вплоть до приостановления, прекращения деятельности предприятий,учреждений, организаций или их филиалов, отделов, цехов, установок попредписанию специально уполномоченных на то государственных органовРоссийской Федерации.

Требования охраны окружающей природной среды от шума, вибрации, магнитныхполей и иных вредных физических воздействийпредназначены дляпредупреждения вредного воздействия и устранения интенсивного производственногошума, вибрации, вредного воздействия магнитных полей и других вредныхфизических воздействий на окружающую природную среду в производственных,общественных, жилых зданиях, на улицах, во дворах, на площадях городов и другихнаселенных пунктов, в загородных зонах отдыха населения, в местах массовогоскопления и размножения диких зверей и птиц.Запрещается превышение нормативов предельно допустимых уровней воздействия наздоровье человека и окружающую природную среду производственного итранспортного шума, вибрации, магнитных полей и иных вредных физическихвоздействий. Меры, гарантирующие соблюдение указанных нормативов,разрабатываются при планировке и застройке городов, других населенныхпунктов, проектировании строительства и реконструкции предприятий, цехов,технологических линий, создании и освоении новой техники, реконструкции ипроектировании, эксплуатации средств наземного, водного и воздушноготранспорта.

Все перечисленные выше экологические требования должны быть разработаны и предусмотрены в разделах проектной строительной документации и обобщены при проведении соответствующих расчетов ,показывающих их эффективность, в разделе Перечень мероприятий по охране окружающей среды. При вводе объекта в эксплуатацию на основании аудиторской проверки выполняются тома:

-нормативы предельно допустимых выбросов вредных веществ (ПДВ атмосферный воздух),

- предельно допустимых сбросов (ПДС, водные объекты),

-проект нормативов образования опасных отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР), которые являются основанием природопользовательной деятельности предприятия.

 

Общие положения

       В разделе «Перечень мероприятий по охране окружающей среды» (ПМООС)результаты оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) даются на основании разработки разделов относящихся к предпроектной документации:

-технический отчет по результатам инженерно – геологических изысканий для подготовки проектной документации

-технический отчет по результатам инженерно – экологических изысканий для подготовки проектной документации

       В положении "Об оценке воздействия на окружающую среду в Российской Федерации"(утв. приказом Минприроды России от 18.07.94 г. № 222), определяется оценкавоздействия на окружающую среду как "процедуру учета экологическихтребований законодательства РФ при подготовке и принятии решений осоциально-экономическом развитии общества с целью выявления и принятиянеобходимых и достаточных мер по предупреждению возможных неприемлемых дляобщества экологических и связанных с ними социальных, экономических и другихпоследствий реализации хозяйственной или иной деятельности".

Классификация отходов

    Государственный кадастр отходов (ГКО) включает в себя федеральный классификационный каталог отходов, государственный реестр объектов размещения отходов, банк данных об отходах и о технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов и ведется по единой для Российской Федерации системе.

    ГКО предназначен для информационного обеспечения органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в ходе хозяйственной и иной деятельности которых осуществляется обращение с отходами, а также для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих объекты размещения отходов.

Порядок ведения государственного кадастра отходов устанавливает процедуры сбора, обработки, систематизации и представления информации о видах отходов, их происхождении, химическом и (или) компонентном составе, агрегатном состоянии и физической форме, классе опасности, условиях и конкретных объектах размещения отходов, технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов. Кодирование отходов осуществляется при применении Федерального классификационного каталога отходов (ФККО) утвержденногоПриказом Росприроднадзора от 18.07.2014 N 445.

Классификация отходов в ФККО выполнена по следующим классификационным признакам: происхождению, условиям образования, химическому и (или) компонентному составу, агрегатному состоянию и физической форме.

Код каждого вида отходов имеет 11-значную структуру.Первые восемь знаков кода используются для кодирования происхождения отходов и их состава, девятый и десятый знаки кода –используются для кодирования агрегатного состояния и физической формы вида отходов: 00 - данные не установлены; 01 - твёрдый; 02 - жидкий; 03 - пастообразный; 04 - шлам; 05 - гель, коллоид; 06 - эмульсия; 07 - суспензия; 08 - сыпучий; 09 - гранулят; 10 - порошкообразный; 11 - пылеобразный; 12 - волокно; 13 - готовое изделие, потерявшее потребительские свойства; 99 - иное.

Одиннадцатый знак 11-значного кода используется для кодирования класса опасности вида отходов в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду: 0 - для блоков, типов, подтипов, групп подгрупп и позиций классификации отходов; 1 - I-й класс опасности; 2 - II-й класс опасности; 3 - III-й класс опасности; 4 - IV-й класс опасности; 5 - V-й класс опасности*1.

Если в одиннадцатом знаке кода стоит "0", то это значит, что класс опасности для данного отхода, группы отходов не определен. В данном случае необходимо установить класс опасности отхода расчетным методом.

    Для классификации отходов в ФККО используется вид отходов, представляющий собой совокупность отходов, которые имеют общие признаки в соответствии с системой классификации отходов.

Наименование конкретного вида отходов при включении в ФККО присваивается на основе его происхождения, химического и (или) компонентного состава, агрегатного состояния и физической формы.

Классификация отходов по блокам, группам, подгруппам и позициям отражает развернутое описание происхождения и состава отходов, а также их агрегатное состояние и физическую форму. В таблице 8.2 приведены наименование и коды отхода по блоку 7 к которому относятся отходы при водоснабжении, водоотведении, отходы коммунальные, подобные коммунальным на производстве и отходы при предоставлении услуг населению.

Класс опасности отхода

Общие положения

 Класс опасности отходов устанавливается по степени возможного вредного воздействия на окружающую природную среду (ОПС) при непосредственном или опосредованном воздействии опасного отхода на нее в соответствии с Критериями, приведенными в таблице8.3.

Отнесение отходов к классу опасности для ОПС может осуществляться расчетным или экспериментальным методами.

 В случае отнесения производителями отходов отхода расчетным методом к 5-му классу опасности, необходимо его подтверждение экспериментальным методом. При отсутствии подтверждения 5-го класса опасности экспериментальным методом отход может быть отнесен к 4-му классу опасности.

Приложение 1

Сточных вод в водоем

Совокупность выпусков сточных вод для водоема составляют выпуски, сточные воды которых сбрасываются непосредственно в водоем.

Реки, впадающие в водоем следует рассматривать как береговые выпуски сточных вод.

 

Модель водного объекта:

 

 ,                                  (1.53)

 

где:  - вектор показателей (концентраций веществ), характеризующих качество воды в створе , г/м3;

 - вектор фоновых концентраций веществ в водоеме, г/м3;

 - вектор максимальных среднечасовых концентраций веществ в сточных водах выпуска i, г/м3;

 - кратность разбавления сточных вод выпуска i на пути до створа ;

 - множество номеров выпусков, оказывающих влияние на качество воды в створе .

Для расчета фоновых концентраций веществ в водоеме принимается, что они формируются в результате поступления нормированных веществ от всех источников и влияния внутриводоемных факторов, одинаковы в любом створе водоема (приближение полного перемешивания) и описываются системой уравнений:

 

 ,                                                (1.54)

 

где:  - матрица, коэффициенты которой отражают процессы трансформации веществ в водоеме;

 - множество номеров всех источников поступления нормированных веществ;

 - расход сточных вод выпуска , м3.

 Матрица коэффициентов трансформации имеет следующую структуру:

 

,                                                 (1.55)

 ,          (1.56)

 ,                                           (1.57)

 

где:  - коэффициенты трансформации веществ в водохранилище, м3.

Значениям  соответствуют следующие показатели:

 - азот общий;

 - ;

 - азот аммонийный;

 - азот нитритов;

 - азот нитратов;

 - растворенный кислород;

 - остальные показатели;

 - коэффициент, характеризующий соотношение между  и органическим азотом в воде водоема;

 - коэффициент пересчета  в в воде водоема;

,  - соответственно коэффициенты стехиометрической эквивалентности аммонийный азот – кислород и нитритный азот – кислород, , . Коэффициенты  и  не являются универсальными и должны оцениваться для каждого конкретного водоема на основе калибрации модели по данным наблюдений.

Матрица  описывает внутренний круговорот биогенных элементов в водном объекте. Поскольку для водоемов время водообмена, как правило, превышает характерное время обращения биогенных элементов по указанному циклу, то моделируемая в нем группа показателей — , азот аммонийный, азот нитритов и азот нитратов должна рассчитываться только совместно. Изолированный расчет этих показателей или расчет для неполной группы могут привести к значительному занижению расчетных концентраций и, следовательно, к установлению недостаточно жестких НДС.

Коэффициенты трансформации вычисляются по формуле:

 

,                                          (1.58)

 

где:  - коэффициент неконсервативности (для растворенного кислорода вместо коэффициента неконсервативности используется константа реаэрации), 1/сут;

 - объем заполнения водоема (водохранилища), км3;

 - коэффициент приведения размерности в м3, ;

 - расход водозабора или вытекающей из водоема реки, м3;

 - множество номеров мест изъятия воды из водоема, включая водозаборы и вытекающие из водоема реки.

При расчете концентрации растворенного кислорода в правую часть соответствующего уравнения системы (1.58) добавляется член:

 

 ,                                                  (1.59)

 

где:  - растворимость кислорода в 1 м3 воды при расчетной температуре, г/м3.

 

РАСЧЕТ НДС

1. Исходные данные:

Предприятие, организация, учреждение: Коттеджный поселок «Красьеозерский-2»

Выпуск сточных во : Выпуск №1

Наименование водного объекта, принимающего сточные воды:  

р. Каменушка

Категория водопользования (норматив качества воды): Коммунально-бытовое водопользование

Фактический расход сточных вод для установления НДС (м.куб/час): 100.0

Фактический расход сточных вод для установления НДС (м.куб/сут) : 800.0

Фактический расход сточных вод для установления НДС (тыс.м.куб/год):292.0

Утвержденный расход сточных вод для установления НДС (м.куб/час): 100.0

Утвержденный расход сточных вод для установления НДС (м.куб/сут): 800.0

Утвержденный расход сточных вод для установления НДС (тыс.м.куб/год): 292.0

2. Характеристики выпуска:

Тип выпуска: Сосредоточенный

Расчетный расход сточных вод Qст(м.куб/с): 0.0278

Скорость истечения сточных вод (м/с): 3.50

Средний диаметр выпускного отверстия(м): 0.100

Расстояние от места выпуска до берега(м): 1.00

Расстояние выпускного отверстия до поверхности водного объекта (м): 0

Расстояние от места выпуска до контрольного створа водопользования (м): 500.0

3. Гидрологические характеристики участка водного объекта в месте сброса:

Водный объект, приемник сточных вод: р. Каменушка

Тип водного объекта: река

Средняя глубина на рассматриваемом участке Hcp(м): 0.750

Расчетная скорость течения V (м/c): 0.220

Расчетный расход воды Qр (м.куб/с): 0.204

Средняя ширина участка реки B(м): 5.00

Коэффициент извилистости участка реки Fi (м): 1.20

Коэфф. шероховатости ложа водного объекта: 0.0200

Уклон водной поверхности %.: 5.00

Средний диаметр донных отложений D (мм): 0.100

Taблица 1

Состав и качество сточных вод

№ п/п Показатели состава сточных вод Единицы измерения Значе ние
1 Взвешенные вещества мг/дм3 5.00
2 Железо общее мг/дм3 0.100
3 Азот аммонийный мг/дм3 1.02
4 Азот нитратный мг/дм3 1.70
5 Хлориды мг/дм3 9.47
6 Сухой остаток мг/дм3 162.3
7 Сульфаты мг/дм3 39.80
8 Фосфор общий мг/дм3 0.195
9 Нефтепродукты мг/дм3 0.0500

 

Taблица 2

Фоновые характеристики качества воды

№ п/п Контролируемые показатели Единицы измерения Значе ние ПДК
1 Взвешенные вещества мг/дм3 47.50 +0.750
2 Железо общее мг/дм3 0.736 0.300
3 Азот аммонийный мг/дм3 1.02 2.00
4 Азот нитратный мг/дм3 1.70 10.20
5 Хлориды мг/дм3 9.47 350.0
6 Сухой остаток мг/дм3 162.0 1000.0
7 Сульфаты мг/дм3 39.80 500.0
8 Фосфор общий мг/дм3 0.195 0.0500
9 Нефтепродукты мг/дм3 0.149 0.300

 

4. Нормативные требования, предъявляемые к расчету НДС:

Расчет НДС проводился применяя нормативные требования к составу и качеству сточных вод к контрольному створу водопользования.

 

РАСЧЕТ КРАТНОСТИ РАЗБАВЛЕНИЯ

Метод расчета кратности разбавления:

Расчет кратности разбавления сточных вод для водотоков проводился по детальному методу Караушева (ГГИ).

Расчет кратности разбавления для водотоков детальным методом Караушева.

Детальный метод (численный метод) решения уравнения турбулентной диффузии, разработанный А.В.Караушевым, позволяет получать поле концентраций вещества в пределах всей расчетной области от места выпуска до рассматриваемого створа.

Для условия пространственной задачи уравнение турбулентной диффузии в форме конечных разностей записывается в виде:

 

,

 

Вся расчетная область потока делится плоскостями, параллельными координатным, на расчетные клетки. Между продольным и поперечным размерами расчетных элементов устанавливается следующее соотношение:

 

и ,

 

где D- коэффициент турбулентной диффузии.

Расчет коэффициента турбулентной диффузии определяется по формуле Караушева

,

 

в которой Hср - средняя глубина на рассматриваемом участке;

Vр- средняя скорость течения на рассматриваемом участке,

C - коэффициент Шези,

M - параметр, зависящий от C и равный M=0.7C+6,

g - ускорение свободного падения.

    При наличии данных о гранулометрическом составе донных отложений, для определения коэффициента Шези применяется формула Штриклера-Маннинга:

 

 ,

 

гдеdэ- эффективный диаметр донных отложений, определяемый по гранулометрической кривой.

    При наличии данных о коэффициенте шероховатости ложа водного объекта nш, определяемого по таблице М.Ф.Срибного, применяется формула Павловского 

 

,        

 где y=1.6

При наличии данных об уклоне водной поверхности

 

 

где i - уклон водной поверхности (%).

В результате расчетов, выполняемых от поперечника к поперечнику, получают поле концентраций на участке ниже места сброса загрязняющих веществ.

РЕЗУЛЬТАТЫ РАСЧЕТА НДС

Таблица 3

ЛПВ: Нет

№п/п Наименование вещества Ед.измерения Sфакт Sфон Sнорм Sфон/Sнорм Sкс/Sнорм Sндс НДС(г/час) НДС(т/год) Sкс
1 Взвешенные вещества мг/дм3 5.00 47.5 +0.75 0.98 0.94 5.00 500.0 1.46 45.57

 

Расчетные установки для данной группы веществ:

Группа ЛПВ: Нет

Нормативные требования предъявляются: к контрольному створу водопользования

Расчет кратности разбавления: выполняется

Расчет проводится: без учета ЛПВ

При выполнении расчета учитывается требование, если фактическая концентрация вещества больше расчетной, то за расчетную принимается фактическая концентрация.

 

 

Таблица 4

ЛПВ: Санитарно-токсикологический

№п/п Наименование вещества Ед.измереня Sфакт Sфон Sнорм Sфон/Sнорм Sкс/Sнорм Sндс НДС(г/час) НДС(т/год) Sкс
1 Азот аммонийный мг/дм3 1.02 1.02 2.00 0.510 0.510 1.02 102.0 0.298 1.02
2 Азот  нитратный мг/дм3 1.70 1.70 10.20 0.166 0.166 1.70 170.0 0.496 1.70
3 Хлориды мг/дм3 9.47 9.47 350.0 0.027 0.027 9.47 947.0 2.77 9.47
4 Сульфаты мг/дм3 39.80 39.80 500.0 0.079 0.079 39.80 3980.0 11.62 39.80
5 Фосфор общий мг/дм3 0.195 0.195 0.050 3.899 3.900 0.195 19.50 0.056 0.195

 

Расчетные установки для данной группы веществ:

Группа ЛПВ: Санитарно-токсикологический

Нормативные требования предъявляются: к контрольному створу водопользования

Расчет кратности разбавления: выполняется

Расчет проводится: c учетом ЛПВ

Так как при данных фоновых концентрациях веществ этой группы ЛПВ нормативные требования в контрольном створе водопользования не выполняются, то исходя из положения "соблюдения условия сохранения (не ухудшения) состава и свойств воды в контрольном створе водопользования" расчетная концентрация вещества принимается равной его фоновой концентрации

При выполнении расчета учитывается требование, если фактическая концентрация вещества больше расчетной, то за расчетную принимается фактическая концентрация.

Расчетные установки для данной группы веществ:

Группа ЛПВ: Органолептический

Нормативные требования предъявляются: к контрольному створу водопользования

Расчет кратности разбавления: выполняется

Расчет проводится: c учетом ЛПВ

Так как при данных фоновых концентрациях веществ этой группы ЛПВ нормативные требования в контрольном створе водопользования не выполняются, то исходя из положения "соблюдения условия сохранения (не ухудшения) состава и свойств воды в контрольном створе водопользования расчетная концентрация вещества принимается равной его фоновой концентрации

 

Таблица 5

ЛПВ: Органолептический

№п/п Наименание вещества Ед.измерения Sфакт Sфон Sнорм Sфон/Sнорм Sкс/Sнорм Sндс НДС(г/час) НДС(т/год) Sкс
1 Железо общее мг/дм3 0.10 0.73 0.3 2.45 2.357 0.10 10.00 0.029 0.707
2 Нефте- продукты мг/дм3 0.05 0.15 0.3 0.49 0.481 0.05 5.00 0.014 0.145

 

При выполнении расчета учитывается требование, если фактическая концентрация вещества больше расчетной, то за расчетную принимается фактическая концентрация.

 

Таблица 6

ЛПВ: Общесанитарный

 

№ п/п Наименование вещества Ед. измерения Sфакт Sфон Sнорм Sфон/Sнорм Sкс/Sнорм Sндс НДС (г/час) НДС (т/год) Sкс
1 Сухой остаток мг/дм3 162.3 162.0 1000.0 0.162 0.162 162.3 16230.0 47.39 162.0

Расчетные установки для данной группы веществ:

Группа ЛПВ: Общесанитарный

Нормативные требования предъявляются: к контрольному створу водопользования

Расчет кратности разбавления: выполняется

Расчет проводится: c учетом ЛПВ

При выполнении расчета учитывается требование, если фактическая концентрация вещества больше расчетной, то за расчетную принимается фактическая концентрация.

Пояснения к таблицам расчета НДС:

Sфакт- фактическая концентрация вещества в сточных водах

Sфон - фоновая концентрация вещества в водном объекте- приемнике сточных вод

Sнорм - нормативное значение вещества (по умолчанию равно предельно-допустимой концентрации вещества (ПДК) для данной категории водопользования приемника сточных вод)

Sфон/Sнорм - отношение фоновой концентрации вещества в водном объекте к его нормативному значению

Sкс/Sнорм - отношение расчетной концентрации вещества в контрольном створе водопользования к его нормативному значению

Sндс - расчетная (предельно-допустимая) концентрация вещества в сточных водах

НДС(г/час) - нормативно-допустимый сброс вещества (грамм в час), определяемый по формуле: [НДС = QпдсSпдс], где Qпдс - утвержденный часовой расход сточных вод

НДС(т/год) - нормативно-допустимый сброс вещества (тонн в год), определяемый по формуле: [НДС = QндсSндс], где Qндс - утвержденный годовой расход сточных вод

Sкс - расчетная концентрация вещества в контрольном створе водного объекта вычисляемая по формуле: Sкс = (Sндс - Sфон)n + Sфон,

где n - кратность разбавления сточных вод.

Таким образом, расчетом определены утвержденные свойства сточных вод, допущенных к сбросу в р. Каменушка (табл. 7, 8)

Tаблица 7

Примечания.

* Содержание в воде взвешенных веществ неприродного происхождения (хлопья гидроксидов металлов, образующихся при обработке сточных вод, частички асбеста, стекловолокна, базальта, капрона, лавсана и т.д.) не допускается.

** Для централизованного водоснабжения; при нецентрализованном питьевом водоснабжении вода подлежит обеззараживанию.

*** В случае превышения указанных уровней радиоактивного загрязнения контролируемой воды проводится дополнительный контроль радионуклидного загрязнения в соответствии с действующими нормами радиационной безопасности;

Ai - удельная активность i-го радионуклида в воде;

YBi - соответствующий уровень вмешательства для i-го радионуклида (приложение П-2 НРБ-99).

 

Приложение 2

Перечень сокращений

   
ПДКп (мг/кг) предельно-допустимая концентрация вещества в почве
ОДК ориентировочно-допустимая концентрация
ПДКв (мг/л) предельно-допустимая концентрация вещества в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования
ОДУ ориентировочно-допустимый уровень
ОБУВ ориентировочный безопасный уровень воздействия
ПДКр.х.(мг/л) предельно-допустимая концентрация вещества в воде водных объектов рыбохозяйственного назначения
ПДКс.с. (мг/м ) предельно-допустимая концентрация вещества среднесуточная в атмосферном воздухе населенных мест
ПДКм.р. (мг/м ) предельно-допустимая концентрация вещества максимально разовая в воздухе населенных мест
ПДКр.з. (мг/м ) предельно-допустимая концентрация вещества в воздухе рабочей зоны
МДС максимально допустимое содержание
МДУ максимально допустимый уровень
S (мг/л) растворимость компонента отхода (вещества) в воде при 20°С
Снас (мг/м ) насыщающая концентрация вещества в воздухе при 20°С и нормальном давлении
Kow коэффициент распределения в системе октанол/вода при 20°С
LD  (мг/кг) средняя смертельная доза компонента в миллиграммах действующего вещества на 1 кг живого веса, вызывающая гибель 50% подопытных животных при однократном пероральном введении в унифицированных условиях
LD  (мг/кг) смертельная доза компонента в миллиграммах действующего вещества на 1 кг живого веса, вызывающая гибель 50% подопытных животных при однократном нанесении на кожу в унифицированных условиях
LC  (мг/м ) средняя смертельная концентрация вещества, вызывающая гибель 50% подопытных животных при ингаляционном поступлении в унифицированных условиях
БД биологическая диссимиляция

 

Продолжение приложения 3

Состав отхода

N Название компонента Ci [мг/кг] Wi [мг/кг] Ki
1. Бенз(а)пирен (согласно Приложения 2 приказа МПР России № 511)
2. Кадмий (согласно Приложения 2 приказа МПР России № 511)
3. Никель (согласно Приложения 2 приказа МПР России №511)
4. Цинк (согласно Приложения 2 приказа МПР России №511)
5. Хром
6. Кобальт
7. Марганец
8. Медь
 9. Мышьяк
10. Нефть+ и нефтепродукты
11. Ртуть
12. Свинец
13. Формальдегид бисульфита натрия 1 –водного
14. Фтор
15 мк Железо металлическое, оксид железа
16 Кремния диоксид
17 Алюминий
18 Сульфаты
19 Кальций
20 Грунт, земля, почва
ИТОГО:

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА

 направления подготовки 270800 «Строительство»

Учебное пособие

 

Допущено Уральским отделением Учебно-методического объединения

вузов РФ по образованию в области строительства в качестве учебного пособия для подготовки магистров по направлениюподготовки 270800 «Строительство»

 

 

Екатеринбург

 2015


УДК 628.3

 

Рецензенты:

- Кафедра Техносферной безопасности Уральского государственного университета путей сообщения (профессор кафедры, д. биол. н. А.М. Асонов);

- заведующий лабораторией РосНИИВХ, профессор, д. техн.н. А.Н. Попов.

- Ю.О. Григорьев, С.Ю Шишмаков,Никифоров А.Ф., Мигалатий Е.В., Н.В. Служеникина

 

 

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА:

Учебное пособие. Екатеринбург: УрФУ, 2015. - 128 с.

 

 

    Учебное пособие предназначено для использования при изучении курса Экологическая экспертиза бакалаврами и магистрами по направлению строительство.

    В учебном пособии рассмотреныосновные законы РФ и нормативные документы, определяющие проведение экологической экспертизы. Приведен регламент негосударственной строительной экспертизы при рассмотрении подраздела строительного проекта «Перечень мероприятий по охране окружающей среды» (ПМООС).

  Приведены требования к выполнению подразделов ПМООС «Обоснование решений по очистке сточных вод и утилизацииобезвреженных элементов, по предотвращению аварийных сбросов сточных вод», «Мероприятия по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировкеи размещению опасных отходов» при проектировании систем водоподготовки и очистки сточных води экспертные оценки проектных материалов.

    Приведены методики разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты, определения класса опасности отходов.

    Изложенный в пособии материалпозволяет повысить уровень профессиональных компетенций в области проектирования систем водоснабжения и водоотведения.

 

Библиография: 100 назв. Табл. 28. Рис. 3.

 

 

@ ФГАОУ ВПО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина» 2015г.    




СОДЕРЖАНИЕ

Введение… 5
1. Принципы экологической экспертизы 5
2 Задачи экологической экспертизы 6
3Государственная экологическая экспертиза 6
3.1 Объекты государственной экологической экспертизы федерального уровня 8
3.2 Объекты государственной экологической экспертизы регионального уровня 9
3.3 Негосударственная экспертиза проектной документации 9
3.3.1 Общие вопросы 11
3.4 Общественная экспертиза 11
4.Проведение экологической экспертизы 11
4.1 Порядок проведения государственной экспертизы 15
4.2 Порядок проведения негосударственной экспертизы 15
5. Нормативные экологические требования при проектировании объектов строительства 15
5.1Общие положения 18
5.2 Нормативно- правовая база экологической экспертизы объектов строительства 20
5.3 Проектная документация подвергаемая экологической экспертизе 24
6. Экспертиза подраздела проекта «Перечень мероприятий по охране окружающей среды» 24
6.1 Общие положения 25
6.2 Экспертная оценка воздействия объекта капитального строительства на окружающую среду 65
6.3 Критерии оценки раздела воздействия на окружающую среду 32
7. Экспертная оценка решений по очистке сточных вод и утилизации обезвреженных элементов, по предотвращению аварийных сбросов сточных вод 32
7.1Проектные решения подвергаемые экспертной оценке 34
7.1.1 Характеристика водных объектов, используемых для водоснабжения, водоотведения 38
7.1.2Характеристика сточных вод проектируемого объекта 43
7.2 Оценка уровня воздействия проектируемого объекта на состояние поверхностных и подземных вод 46
7.3 Экспертная оценка подраздела 51
8 Экспертная оценка обоснований решений мероприятий по сбору,, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению опасных отходов 52
8.1 Виды и количество отходов 52
8.2 Классификация отходов 53
8.3 Класс опасности отходов 54
8.3.1 Общие положения 54
8.3.2 Отнесение отходов к классу опасности для окружающей природной среды расчетным методом 54
8.3.3 Порядок расчета класса опасности отхода 64
8.4 Экспертная оценка расчета массы отходов 66
8.4.1 Удельные показатели образования отходов 67
8.5 Складирование (утилизация) отходов 71
Список документов 74
Приложение 1 Расчет нормативно-допустимого сброса 86
Приложение 2 Расчет объемов поверхностного стока 113
Приложение 3 Расчет класса опасности отхода 117

Введение

    Экологическая экспертиза - установление соответствия документов и (или) проектной документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду(Федеральный закон от 18 декабря 2006 года N 232-ФЗ).

Принципы экологической экспертизы

    Экологическая экспертиза (ЭЭ) основывается на принципах ст.3 ФЗ об экологической экспертизе:

    презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности;

    обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы;

    комплексности оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий

    обязательности учета требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы;

    достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу;

    независимости экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий в области экологической экспертизы;

    научной обоснованности, объективности и законности заключений экологической экспертизы;

    гласности, участия общественных организаций (объединений), учета общественного мнения;

    ответственности участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 256.