Общая характеристика антидемократического режима:
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Автократический (лат. autoritas + гр. kratosвласть влиятельных) политический режим:

— свойственен рабовладельческому, феодальному типам государства;

— отличается единоличным правлением, жестокими методами управления обществом со стороны самодержца.

2. Тоталитарный (лат. totalis целиком, во всем объеме) политический режим:

— тотальный контроль государства над обществом;

— запрет оппозиции, декларативность конституционных прав граждан;

— милитаризация государства;

— «монотеизм» государственной идеологии.

3. Аристократический (гр. aristos / kratosвласть лучших) политический режим:

— правление государством представителями знати;

— свойственен различным этапам развития государства.

4. Теократический (гр. tueos / kratosвласть религии) политический режим:

— правление государством представителями господствующей религии;

— религиозные нормы — источники права, господствующая религия — источник государственной идеологии;

— свойственен как средневековью, так и современности.

 

Закономерности в развитии государства с точки зрения его формы:

— монархическая форма правления феодального государства периода абсолютизма «тяготеет» к унитарной, централизованной форме государственного устройства и автократическому политическому режиму;

— республиканские формы правления государства соответствуют демократическим политическим режимам;

— наличие двух и более наций в обществе способствует образованию федеративного государства.

 

 

Форма государства

 

Форма государства (ФГ) – совокупность его внешних признаков, показывающих порядок образования и организацию высших органов государства, территориальное устройство государства, приемы и методы осуществления государственной власти.

Основные элементы (части) формы государства:

1. Форма правления (ФП) – организация верховной государственной власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношения с населением;

2. Форма государственного устройства (ФГУ) – способ национального и административно-территориального устройства государства, отражающий характер взаимоотношений между его составными частями, а также между центральными и местными органами власти;

3. Политический режим (ПР) – совокупность политико-правовых приемов, методов, средств осуществления государственной власти, выражающих ее содержание и характер.

Классификация государств:

1. По форме правления:

а) монархии (неограниченные и ограниченные);

б) республики (парламентские, президентские, смешанные, партократические (коммунистические, фашистские)).

2. По форме государственного устройства:

а) унитарные;

б) федеративные;

в) конфедеративные;

г) имперские.

3. По политическому режиму:

а) демократические;

б) антидемократические (автократические – самодержавные, абсолютистские, деспотические, тиранические; тоталитарные – фашистские, коммунистические, военно-полицейские, расистско-националистические; аристократические (олигархические) – монархические, режимы «просвещенного абсолютизма» клерикально-феодальные; теократические – христианские, исламские).

4. По национальным особенностям:

а) государства-нации – конституционный тип государства, выражающий форму организации и самоопределение нации, которая проживает на территории самого государства; основа – признание всех граждан единой нацией, с общей культурой, историей и языком (Бельгия, Индия, Испания);

б) многонациональные государства.

5. По правовой характеристике:

а) правовые государства;

б) преступные государства.

Характеристика государств:

1. Форма правления (ФП)

Монархия (гр. monarchia – единовластие) – форма правления, при которой верховная государственная власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства и переходит, как правило, по наследству.

Признаки монархии:

1. Единоличный глава государства, пользующийся бессрочной пожизненной властью;

2. Наследственный порядок преемственности верховной власти;

3. Юридическая безответственность и независимость монарха (подчеркивает институт контрассигнатуры – порядок, при котором утвержденные монархом законы подлежат обязательному заверению подписью премьер-министра, ответственного за исполнение данного закона).

Виды монархий:

а) неограниченная (абсолютная) – монархия, при которой власть монарха юридически и фактически никем и ничем не ограничена;

— наследственный порядок формирования верховной власти;

— принадлежность монарху законодательной и исполнительной власти;

— назначение монархом главы правительства и его ответственность перед ним;

— право veto монарха на решения парламента и его роспуска;

— воля монарха – один из источников права («Государство – это я», - формула государства короля Франции Людовика XIV).

б) парламентарная – монархия, при которой власть монарха ограничена в законодательной сфере парламентом, а в исполнительной – правительством («монарх царствует, но не управляет»).

— принадлежность законодательной власти парламенту;

— осуществление исполнительной власти формально – монархом, фактически – правительством;

— назначение главы правительства формально – монархом, но с учетом парламентских выборов (формирует лидер победившей на выборах партии);

— исполнительная власть осуществляется правительством, которое ответственно перед парламентом;

— право роспуска парламента у монарха (по рекомендации правительства);

— право veto монарха на решения парламента предусмотрено, но не используется;

в) ограниченная (конституционная) – монархия, при которой власть монарха значительно ограничена представительным органом.

г) дуалистическая монархия (нетипичная) – форма правления, при которой монарх сосредоточивает в своих руках исполнительную власть, формирует правительство, ответственное перед ним, а законодательная власть принадлежит парламенту, не подчиненному монарху (Иордания, Марокко, Непал и некоторые другие страны арабского мира).

д) выборная монархия (нетипичная) – разновидность ограниченной монархии, сочетающей в себе элементы монархии и республики (Такая форма существует, например, в Малайзии, где главой государства является монарх, избираемый сроком на 5 лет особым советом, состоящим из правителей монархических штатов, входящих в Малазийскую федерацию).

Республика (лат. res / publicaобщественное дело) – форма правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок.

Признаки республики:

1. Народ – источник власти;

2. Коллективное правление;

3. Принцип выборности – избрание высших органов государственной власти населением или формирование парламентом;

4. Принцип сменяемости – избрание органов государственной власти на определенный срок, по истечение которого они слагают свои полномочия;

5. Принцип разделения властей – четкое разграничение полномочий;

6. Принцип ответственности – ответственность государственных органов и должностных лиц за свои действия.

Виды республик:

а) президентская – форма правления, при которой во главе государства стоит президент, избираемый всеобщим голосованием и сочетающий в одном лице полномочия главы государства и главы исполнительной власти (США, Аргентина, Бразилия, Мексика).

— президент избирается всенародным голосованием (внепарламентский путь);

— большой объем полномочий президента – глава государства и глава исполнительной власти;

— президент формирует правительство при определенном парламентском контроле;

— ответственность правительства перед президентом – парламент не может выразить вотум недоверия правительству (фактическая независимость президента от высшего законодательного органа; способ его избрания (непарламентский) ставит главу государства над парламентом, который лишен конституционных возможностей влиять на исход выборов);

— отсутствие у президента права роспуска парламента;

— отсутствует должность премьер-министра.

б) парламентская – форма правления, при которой во главе государства стоит выборное должностное лицо (президент, канцлер), а правительство формируется парламентом и отчитывается за свою деятельность перед парламентом, а не перед главой государства.

— президент выбирается на заседании парламента;

— правительство формируется только парламентом из числа депутатов, принадлежащих к правящей партии или партийной коалиции;

— коллективная ответственность правительства перед парламентом – парламент может выразить вотум недоверия правительству и последнее остается у власти до тех пор, пока оно располагает поддержкой парламентского большинства (в двухпалатных парламентах – большинства нижней палаты); утратив ее, оно либо уходит в отставку, что означает правительственный кризис, либо распускает парламент и назначает внеочередные парламентские выборы;

— право роспуска парламента президентом;

— формальным признаком является наличие должности премьер-министра, являющегося главой правительства и лидером правящей партии или партийной коалиции (Италия, ФРГ, Португалия, Греция, Ирландия, Исландия, Индия);

— президентские полномочия номинальны;

— президент и кабинет министров (правительство) – руководящие исполнительные органы.

в) смешанная (президентско-парламентская, полупрезидентская) – форма правления, в рамках которой сочетаются и сосуществуют признаки парламентской и президентской республик.

— президент избирается всенародным голосованием (внепарламентский путь);

— президент – глава государства, а полномочия в осуществлении исполнительной власти разделены между президентом и парламентом.

— участие президента и парламента в формировании правительства;

— двойная ответственность правительства: перед парламентом и президентом (вотум недоверия парламента правительству невозможен);

— право роспуска парламента президентом;

— формальным признаком является наличие должности премьер-министра, являющегося главой правительства и лидером правящей партии или партийной коалиции;

г) партократическая;

— симбиоз партии и государства, который ведет к тоталитаризму;

— партией используется мощь государства для своих целей;

— идеология партии — государственная идеология;

— отрицание и подавление любой оппозиции, инакомыслия;

— подчинение законотворчества партийным догмам;

— имперское строение государства;

— тотальный контроль как метод управления обществом.

2. Форма государственного устройства (ФГУ)

Унитарное государство (лат. uniosединый) – простое, единое государство, не имеющее в своем составе иных государственных образований, обладающих политической самостоятельностью (Франция, Швеция, Турция, Египет).

а) территория – непосредственное деление на административно-территориальные единицы (области, округа, губернии);

б) статус административно-территориальных единиц – не могут обладать какой-либо политической самостоятельностью;

в) государственный аппарат – единая структура на всей территории страны (компетенция высших государственных органов ни юридически, ни фактически не ограничена полномочиями местных органов);

г) единое гражданство;

д) единая правовая система – одна конституция, нормы которой применяются на всей территории страны;

е) единая судебная система – руководство общими правовыми нормами (судебные органы – звенья единой централизованной системы);

ж) налоговая система – одноканальная: налоги поступают в центр, а оттуда распределяются по регионам.

Федерация (лат. foederatioобъединение, союз) – сложное союзное государство, возникшее в результате объединения ряда государств или государственных образований (субъектов федерации), обладающих относительной политической самостоятельностью (США, ФРГ, Россия, Индия).

а) территория – субъекты федерации имеют собственное административное деление;

б) статус административно-территориальных единиц – национальные и административно-территориальные единицы обладают частичным суверенитетом, определенной политической самостоятельностью (вопрос о праве наций на самоопределение и выход из состава федерации, т.е. право сецессии – односторонний выход субъекта федерации из ее состава; чаще всего оно конституционно не закреплено; исключение – Эфиопия);

в) государственный аппарат – существуют 2 его уровня: федеральный и субъекта федерации; парламент имеет 2-х палатную структуру);

г) двойное гражданство – каждый гражданин является гражданином федерации и соответствующего субъекта федерации;

д) 2 правовые системы: федеральная и субъектов федерации (у последних имеется право принятия собственной конституции); установлен принцип иерархии законов: конституции и законы субъектов федерации не должны противоречить федеральному законодательству;

— федеральные конституции включают в предметы ведения федерации важнейшие вопросы жизни государства: оборону страны, внешнюю политику, финансы, налоги, организацию высших органов власти, разрешение конфликтов между субъектами федерации, транспорт;

— в ведение субъектов федерации входят вопросы, не требующие единообразного регулирования (культура, охрана природы).

е) судебная система – наряду с федеральной субъекты федерации могут иметь собственные суды; федеральная конституция устанавливает общие принципы судоустройства и судопроизводства;

ж) налоговая система – двухканальная: наряду с федеральными налогами, поступающими в казну, существуют и налоги субъектов федерации.

Конфедерация – постоянный союз суверенных государств, созданный для достижения каких-либо общих целей (Австро-Венгрия до 1918 г., Швеция и Норвегия до 1905 г., США с 1781 по 1789 гг., Швейцария 1815 по 1848 гг., Гамбия и Сенегал (Сене Гамбия) с 1982 по 1985 гг., Египет и Сирия (ОАР) с 1958 по 1961 гг.).

Она образуется на основе соответствующих договоров. В предмет ведения конфедерации входит небольшой круг вопросов (войны и мира, внешняя политика, формирование единой армии, общие системы коммуникаций, разрешение споров между субъектами). Субъекты имеют право устанавливать таможенные и иные ограничения, препятствующие передвижению лиц, товаров, услуг и капиталов.

а) территория – отсутствие единой территории (состоит из территорий входящих в ее состав государств);

б) статус административно-территориальных единиц – субъекты являются суверенными государствами практически в полном объеме (субъекты имеют право свободного выхода (в федерации попытка сецессии рассматривается как подрыв целостности государства));

в) государственный аппарат – образуются только те государственные органы, которые необходимы для осуществления задач конфедерации (постоянно действующие органы лишены властных полномочий);

г) отсутствие единого союзного гражданства;

д) правовая система – конфедеративные органы могут принимать нормативные акты лишь по тем вопросам, которые входят в их компетенцию; эти акты не действуют непосредственно на территории членов конфедерации и нуждаются в ратификации их парламентами (субъектам принадлежит право нуллификации, т.е. отказа в признании, либо отказа в применении актов союзной власти);

е) отсутствие единой судебной системы;

ж) налоговая система – налоги отсутствуют, т.е. бюджет формируется из добровольных взносов членов конфедерации.

Империя (лат. imperium – имеющий власть) – сложное, насильственно создаваемое государство (Римская империя, империя Чингиз-хана, Российская империя, империя Наполеона, Австро-венгерская империя, СССР, фашистская Германия).

Признаки империи:

а) как правило, ее возникновение и существование связано с азиатским способом производства;

б) многонациональное государство, где сильна зависимость составных частей от центральной верховной власти;

в) самостоятельность входящих в империю государственных образований носит декоративный характер;

г) полицейский сыск — один из основных методов управления;

д) бесправие граждан, подавление любой оппозиции;

е) партократический, монопольный характер государственной власти.

3. Политический (политико-правовой) режим (ПР)

Демократический режим (греч. demos / kratos – народовластие) – политический режим, основанный на признании народа источником и субъектом власти.

Принципы демократии:

а) народ – источник власти и носитель суверенитета;

б) равноправие граждан (формально юридическое), равная возможность участия в политической жизни;

в) наличие фундаментальных прав и свобод человека, их признание, гарантированность и защита со стороны государства;

г) принцип большинства – именно оно, а не меньшинство выражает через институты демократии свою волю;

д) право меньшинства на оппозицию (при подчинении решениям большинства);

е) политический плюрализм;

ж) правовое государство;

з) система разделения властей;

и) гласность в действиях государственных органов и должностных лиц, возможность беспрепятственного контроля за ними со стороны государства;

к) выборность основных органов власти на основе всеобщего, прямого, равного избирательного права при тайном голосовании;

л) развитая система органов местного самоуправления.

Условия демократии:

а) высокий уровень социально-экономического развития – обеспечение необходимого благосостояния всем гражданам, без чего невозможно достичь общественного согласия, стабильности и прочности базовых демократических принципов;

б) многообразие форм собственности – обязательное признание и гарантированность права частной собственности (как относительная независимость от государства);

в) высокая степень развития общей и политической культуры общества – значительная социальная и политическая активность индивидов и их добровольных объединений.

Формы демократии:

а) прямая (непосредственная) – выборы и референдумы;

б) косвенная (представительная) – осуществление народом власти через своих представителей в различных государственных органах.

Антидемократический режим – политико-правовой режим, основанный на попрании прав и свобод человека и установление диктатуры одного человека или группы лиц.

Тоталитарный режим (тоталитаризм от лат. totalis – целиком, во всем объеме) – политический режим, претендующий на полный контроль над личностью со стороны государства.

Признаки тоталитаризма:

а) наличие единственной массовой партии, сросшейся с государственным аппаратом, во главе с харизматическим лидером-диктатором (его обожествление и пожизненная несменяемость);

б) «монотеизм» государственной идеологии – наличие официальной господствующей в обществе идеологии (коммунизм, национал-социализм, фашизм), которая не подлежит критике и отступление от нее строго карается государством;

в) запрет оппозиции, декларативность конституционных прав граждан – ограничение не только политической, но и личной свободы граждан;

г) монополия власти на информацию и полный контроль над СМИ;

д) милитаризация государства;

е) наличие мощного аппарата контроля и принуждения, массовый террор по отношению к так называемым «врагам народа»;

ж) подчинение экономики государству, командно-административная система управления (автаркия).

Авторитарный режим (лат. autoritas власть влиятельных) – политический режим, сохраняющий монополию на власть и контроль над политической жизнью государства, но не претендующий на тотальный контроль над обществом.

Признаки авторитаризма:

а) концентрация власти в руках главы государства – носителем власти является один человек или группа лиц (правящая элита), народ отчужден от власти;

б) централизация власти и ее неподконтрольность гражданам – усиление роли исполнительной власти и ограничение законодательной;

в) наличие господствующей идеологии (революционная, националистическая, религиозная);

г) запрещение политической оппозиции – значительное ограничение прав и свобод граждан;

д) потенциальная опора на силу (не всегда используется в форме систематического полицейского террора);

е) отказ от тотального контроля над обществом – невмешательство во внеполитические сферы жизни (режим в основном занимается обеспечением собственной безопасности и стабильности);

Закономерности в развитии государства с точки зрения его формы:

1. Монархическая форма правления феодального государства периода абсолютизма «тяготеет» к унитарной, централизованной форме государственного устройства и автократическому политическому режиму;

2. Республиканские формы правления государства соответствуют демократическим политическим режимам;

3. Наличие двух и более наций в обществе способствует образованию федеративного государства.

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 227.