1. Автократический (лат. autoritas + гр. kratos — власть влиятельных) политический режим:
— свойственен рабовладельческому, феодальному типам государства;
— отличается единоличным правлением, жестокими методами управления обществом со стороны самодержца.
2. Тоталитарный (лат. totalis — целиком, во всем объеме) политический режим:
— тотальный контроль государства над обществом;
— запрет оппозиции, декларативность конституционных прав граждан;
— милитаризация государства;
— «монотеизм» государственной идеологии.
3. Аристократический (гр. aristos / kratos — власть лучших) политический режим:
— правление государством представителями знати;
— свойственен различным этапам развития государства.
4. Теократический (гр. tueos / kratos — власть религии) политический режим:
— правление государством представителями господствующей религии;
— религиозные нормы — источники права, господствующая религия — источник государственной идеологии;
— свойственен как средневековью, так и современности.
Закономерности в развитии государства с точки зрения его формы:
— монархическая форма правления феодального государства периода абсолютизма «тяготеет» к унитарной, централизованной форме государственного устройства и автократическому политическому режиму;
— республиканские формы правления государства соответствуют демократическим политическим режимам;
— наличие двух и более наций в обществе способствует образованию федеративного государства.
Форма государства
Форма государства (ФГ) – совокупность его внешних признаков, показывающих порядок образования и организацию высших органов государства, территориальное устройство государства, приемы и методы осуществления государственной власти.
Основные элементы (части) формы государства:
1. Форма правления (ФП) – организация верховной государственной власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношения с населением;
2. Форма государственного устройства (ФГУ) – способ национального и административно-территориального устройства государства, отражающий характер взаимоотношений между его составными частями, а также между центральными и местными органами власти;
3. Политический режим (ПР) – совокупность политико-правовых приемов, методов, средств осуществления государственной власти, выражающих ее содержание и характер.
Классификация государств:
1. По форме правления:
а) монархии (неограниченные и ограниченные);
б) республики (парламентские, президентские, смешанные, партократические (коммунистические, фашистские)).
2. По форме государственного устройства:
а) унитарные;
б) федеративные;
в) конфедеративные;
г) имперские.
3. По политическому режиму:
а) демократические;
б) антидемократические (автократические – самодержавные, абсолютистские, деспотические, тиранические; тоталитарные – фашистские, коммунистические, военно-полицейские, расистско-националистические; аристократические (олигархические) – монархические, режимы «просвещенного абсолютизма» клерикально-феодальные; теократические – христианские, исламские).
4. По национальным особенностям:
а) государства-нации – конституционный тип государства, выражающий форму организации и самоопределение нации, которая проживает на территории самого государства; основа – признание всех граждан единой нацией, с общей культурой, историей и языком (Бельгия, Индия, Испания);
б) многонациональные государства.
5. По правовой характеристике:
а) правовые государства;
б) преступные государства.
Характеристика государств:
1. Форма правления (ФП)
Монархия (гр. monarchia – единовластие) – форма правления, при которой верховная государственная власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства и переходит, как правило, по наследству.
Признаки монархии:
1. Единоличный глава государства, пользующийся бессрочной пожизненной властью;
2. Наследственный порядок преемственности верховной власти;
3. Юридическая безответственность и независимость монарха (подчеркивает институт контрассигнатуры – порядок, при котором утвержденные монархом законы подлежат обязательному заверению подписью премьер-министра, ответственного за исполнение данного закона).
Виды монархий:
а) неограниченная (абсолютная) – монархия, при которой власть монарха юридически и фактически никем и ничем не ограничена;
— наследственный порядок формирования верховной власти;
— принадлежность монарху законодательной и исполнительной власти;
— назначение монархом главы правительства и его ответственность перед ним;
— право veto монарха на решения парламента и его роспуска;
— воля монарха – один из источников права («Государство – это я», - формула государства короля Франции Людовика XIV).
б) парламентарная – монархия, при которой власть монарха ограничена в законодательной сфере парламентом, а в исполнительной – правительством («монарх царствует, но не управляет»).
— принадлежность законодательной власти парламенту;
— осуществление исполнительной власти формально – монархом, фактически – правительством;
— назначение главы правительства формально – монархом, но с учетом парламентских выборов (формирует лидер победившей на выборах партии);
— исполнительная власть осуществляется правительством, которое ответственно перед парламентом;
— право роспуска парламента у монарха (по рекомендации правительства);
— право veto монарха на решения парламента предусмотрено, но не используется;
в) ограниченная (конституционная) – монархия, при которой власть монарха значительно ограничена представительным органом.
г) дуалистическая монархия (нетипичная) – форма правления, при которой монарх сосредоточивает в своих руках исполнительную власть, формирует правительство, ответственное перед ним, а законодательная власть принадлежит парламенту, не подчиненному монарху (Иордания, Марокко, Непал и некоторые другие страны арабского мира).
д) выборная монархия (нетипичная) – разновидность ограниченной монархии, сочетающей в себе элементы монархии и республики (Такая форма существует, например, в Малайзии, где главой государства является монарх, избираемый сроком на 5 лет особым советом, состоящим из правителей монархических штатов, входящих в Малазийскую федерацию).
Республика (лат. res / publica – общественное дело) – форма правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок.
Признаки республики:
1. Народ – источник власти;
2. Коллективное правление;
3. Принцип выборности – избрание высших органов государственной власти населением или формирование парламентом;
4. Принцип сменяемости – избрание органов государственной власти на определенный срок, по истечение которого они слагают свои полномочия;
5. Принцип разделения властей – четкое разграничение полномочий;
6. Принцип ответственности – ответственность государственных органов и должностных лиц за свои действия.
Виды республик:
а) президентская – форма правления, при которой во главе государства стоит президент, избираемый всеобщим голосованием и сочетающий в одном лице полномочия главы государства и главы исполнительной власти (США, Аргентина, Бразилия, Мексика).
— президент избирается всенародным голосованием (внепарламентский путь);
— большой объем полномочий президента – глава государства и глава исполнительной власти;
— президент формирует правительство при определенном парламентском контроле;
— ответственность правительства перед президентом – парламент не может выразить вотум недоверия правительству (фактическая независимость президента от высшего законодательного органа; способ его избрания (непарламентский) ставит главу государства над парламентом, который лишен конституционных возможностей влиять на исход выборов);
— отсутствие у президента права роспуска парламента;
— отсутствует должность премьер-министра.
б) парламентская – форма правления, при которой во главе государства стоит выборное должностное лицо (президент, канцлер), а правительство формируется парламентом и отчитывается за свою деятельность перед парламентом, а не перед главой государства.
— президент выбирается на заседании парламента;
— правительство формируется только парламентом из числа депутатов, принадлежащих к правящей партии или партийной коалиции;
— коллективная ответственность правительства перед парламентом – парламент может выразить вотум недоверия правительству и последнее остается у власти до тех пор, пока оно располагает поддержкой парламентского большинства (в двухпалатных парламентах – большинства нижней палаты); утратив ее, оно либо уходит в отставку, что означает правительственный кризис, либо распускает парламент и назначает внеочередные парламентские выборы;
— право роспуска парламента президентом;
— формальным признаком является наличие должности премьер-министра, являющегося главой правительства и лидером правящей партии или партийной коалиции (Италия, ФРГ, Португалия, Греция, Ирландия, Исландия, Индия);
— президентские полномочия номинальны;
— президент и кабинет министров (правительство) – руководящие исполнительные органы.
в) смешанная (президентско-парламентская, полупрезидентская) – форма правления, в рамках которой сочетаются и сосуществуют признаки парламентской и президентской республик.
— президент избирается всенародным голосованием (внепарламентский путь);
— президент – глава государства, а полномочия в осуществлении исполнительной власти разделены между президентом и парламентом.
— участие президента и парламента в формировании правительства;
— двойная ответственность правительства: перед парламентом и президентом (вотум недоверия парламента правительству невозможен);
— право роспуска парламента президентом;
— формальным признаком является наличие должности премьер-министра, являющегося главой правительства и лидером правящей партии или партийной коалиции;
г) партократическая;
— симбиоз партии и государства, который ведет к тоталитаризму;
— партией используется мощь государства для своих целей;
— идеология партии — государственная идеология;
— отрицание и подавление любой оппозиции, инакомыслия;
— подчинение законотворчества партийным догмам;
— имперское строение государства;
— тотальный контроль как метод управления обществом.
2. Форма государственного устройства (ФГУ)
Унитарное государство (лат. unios – единый) – простое, единое государство, не имеющее в своем составе иных государственных образований, обладающих политической самостоятельностью (Франция, Швеция, Турция, Египет).
а) территория – непосредственное деление на административно-территориальные единицы (области, округа, губернии);
б) статус административно-территориальных единиц – не могут обладать какой-либо политической самостоятельностью;
в) государственный аппарат – единая структура на всей территории страны (компетенция высших государственных органов ни юридически, ни фактически не ограничена полномочиями местных органов);
г) единое гражданство;
д) единая правовая система – одна конституция, нормы которой применяются на всей территории страны;
е) единая судебная система – руководство общими правовыми нормами (судебные органы – звенья единой централизованной системы);
ж) налоговая система – одноканальная: налоги поступают в центр, а оттуда распределяются по регионам.
Федерация (лат. foederatio – объединение, союз) – сложное союзное государство, возникшее в результате объединения ряда государств или государственных образований (субъектов федерации), обладающих относительной политической самостоятельностью (США, ФРГ, Россия, Индия).
а) территория – субъекты федерации имеют собственное административное деление;
б) статус административно-территориальных единиц – национальные и административно-территориальные единицы обладают частичным суверенитетом, определенной политической самостоятельностью (вопрос о праве наций на самоопределение и выход из состава федерации, т.е. право сецессии – односторонний выход субъекта федерации из ее состава; чаще всего оно конституционно не закреплено; исключение – Эфиопия);
в) государственный аппарат – существуют 2 его уровня: федеральный и субъекта федерации; парламент имеет 2-х палатную структуру);
г) двойное гражданство – каждый гражданин является гражданином федерации и соответствующего субъекта федерации;
д) 2 правовые системы: федеральная и субъектов федерации (у последних имеется право принятия собственной конституции); установлен принцип иерархии законов: конституции и законы субъектов федерации не должны противоречить федеральному законодательству;
— федеральные конституции включают в предметы ведения федерации важнейшие вопросы жизни государства: оборону страны, внешнюю политику, финансы, налоги, организацию высших органов власти, разрешение конфликтов между субъектами федерации, транспорт;
— в ведение субъектов федерации входят вопросы, не требующие единообразного регулирования (культура, охрана природы).
е) судебная система – наряду с федеральной субъекты федерации могут иметь собственные суды; федеральная конституция устанавливает общие принципы судоустройства и судопроизводства;
ж) налоговая система – двухканальная: наряду с федеральными налогами, поступающими в казну, существуют и налоги субъектов федерации.
Конфедерация – постоянный союз суверенных государств, созданный для достижения каких-либо общих целей (Австро-Венгрия до 1918 г., Швеция и Норвегия до 1905 г., США с 1781 по 1789 гг., Швейцария 1815 по 1848 гг., Гамбия и Сенегал (Сене Гамбия) с 1982 по 1985 гг., Египет и Сирия (ОАР) с 1958 по 1961 гг.).
Она образуется на основе соответствующих договоров. В предмет ведения конфедерации входит небольшой круг вопросов (войны и мира, внешняя политика, формирование единой армии, общие системы коммуникаций, разрешение споров между субъектами). Субъекты имеют право устанавливать таможенные и иные ограничения, препятствующие передвижению лиц, товаров, услуг и капиталов.
а) территория – отсутствие единой территории (состоит из территорий входящих в ее состав государств);
б) статус административно-территориальных единиц – субъекты являются суверенными государствами практически в полном объеме (субъекты имеют право свободного выхода (в федерации попытка сецессии рассматривается как подрыв целостности государства));
в) государственный аппарат – образуются только те государственные органы, которые необходимы для осуществления задач конфедерации (постоянно действующие органы лишены властных полномочий);
г) отсутствие единого союзного гражданства;
д) правовая система – конфедеративные органы могут принимать нормативные акты лишь по тем вопросам, которые входят в их компетенцию; эти акты не действуют непосредственно на территории членов конфедерации и нуждаются в ратификации их парламентами (субъектам принадлежит право нуллификации, т.е. отказа в признании, либо отказа в применении актов союзной власти);
е) отсутствие единой судебной системы;
ж) налоговая система – налоги отсутствуют, т.е. бюджет формируется из добровольных взносов членов конфедерации.
Империя (лат. imperium – имеющий власть) – сложное, насильственно создаваемое государство (Римская империя, империя Чингиз-хана, Российская империя, империя Наполеона, Австро-венгерская империя, СССР, фашистская Германия).
Признаки империи:
а) как правило, ее возникновение и существование связано с азиатским способом производства;
б) многонациональное государство, где сильна зависимость составных частей от центральной верховной власти;
в) самостоятельность входящих в империю государственных образований носит декоративный характер;
г) полицейский сыск — один из основных методов управления;
д) бесправие граждан, подавление любой оппозиции;
е) партократический, монопольный характер государственной власти.
3. Политический (политико-правовой) режим (ПР)
Демократический режим (греч. demos / kratos – народовластие) – политический режим, основанный на признании народа источником и субъектом власти.
Принципы демократии:
а) народ – источник власти и носитель суверенитета;
б) равноправие граждан (формально юридическое), равная возможность участия в политической жизни;
в) наличие фундаментальных прав и свобод человека, их признание, гарантированность и защита со стороны государства;
г) принцип большинства – именно оно, а не меньшинство выражает через институты демократии свою волю;
д) право меньшинства на оппозицию (при подчинении решениям большинства);
е) политический плюрализм;
ж) правовое государство;
з) система разделения властей;
и) гласность в действиях государственных органов и должностных лиц, возможность беспрепятственного контроля за ними со стороны государства;
к) выборность основных органов власти на основе всеобщего, прямого, равного избирательного права при тайном голосовании;
л) развитая система органов местного самоуправления.
Условия демократии:
а) высокий уровень социально-экономического развития – обеспечение необходимого благосостояния всем гражданам, без чего невозможно достичь общественного согласия, стабильности и прочности базовых демократических принципов;
б) многообразие форм собственности – обязательное признание и гарантированность права частной собственности (как относительная независимость от государства);
в) высокая степень развития общей и политической культуры общества – значительная социальная и политическая активность индивидов и их добровольных объединений.
Формы демократии:
а) прямая (непосредственная) – выборы и референдумы;
б) косвенная (представительная) – осуществление народом власти через своих представителей в различных государственных органах.
Антидемократический режим – политико-правовой режим, основанный на попрании прав и свобод человека и установление диктатуры одного человека или группы лиц.
Тоталитарный режим (тоталитаризм от лат. totalis – целиком, во всем объеме) – политический режим, претендующий на полный контроль над личностью со стороны государства.
Признаки тоталитаризма:
а) наличие единственной массовой партии, сросшейся с государственным аппаратом, во главе с харизматическим лидером-диктатором (его обожествление и пожизненная несменяемость);
б) «монотеизм» государственной идеологии – наличие официальной господствующей в обществе идеологии (коммунизм, национал-социализм, фашизм), которая не подлежит критике и отступление от нее строго карается государством;
в) запрет оппозиции, декларативность конституционных прав граждан – ограничение не только политической, но и личной свободы граждан;
г) монополия власти на информацию и полный контроль над СМИ;
д) милитаризация государства;
е) наличие мощного аппарата контроля и принуждения, массовый террор по отношению к так называемым «врагам народа»;
ж) подчинение экономики государству, командно-административная система управления (автаркия).
Авторитарный режим (лат. autoritas – власть влиятельных) – политический режим, сохраняющий монополию на власть и контроль над политической жизнью государства, но не претендующий на тотальный контроль над обществом.
Признаки авторитаризма:
а) концентрация власти в руках главы государства – носителем власти является один человек или группа лиц (правящая элита), народ отчужден от власти;
б) централизация власти и ее неподконтрольность гражданам – усиление роли исполнительной власти и ограничение законодательной;
в) наличие господствующей идеологии (революционная, националистическая, религиозная);
г) запрещение политической оппозиции – значительное ограничение прав и свобод граждан;
д) потенциальная опора на силу (не всегда используется в форме систематического полицейского террора);
е) отказ от тотального контроля над обществом – невмешательство во внеполитические сферы жизни (режим в основном занимается обеспечением собственной безопасности и стабильности);
Закономерности в развитии государства с точки зрения его формы:
1. Монархическая форма правления феодального государства периода абсолютизма «тяготеет» к унитарной, централизованной форме государственного устройства и автократическому политическому режиму;
2. Республиканские формы правления государства соответствуют демократическим политическим режимам;
3. Наличие двух и более наций в обществе способствует образованию федеративного государства.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 227.