Психологическая готовность к школе
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Психологическую готовность ребенка к школьному обучению можно условно разделить на психофизиологическую, интеллектуальную и личностную.

Под психофизиологической готовностью  понимается физическое созревание ребенка, а также созревание структур мозга, обеспечивающее соответствующие возрастной норме уровня развития психические процессы, определяется уровнем развития основных функциональных систем организма ребенка и состоянием его здоровья. Готовность к школе подразумевает определенный уровень физиологического развития и состояние здоровья ребенка, так как они составляют фундамент школьной деятельности. Часто болеющие, физически ослабленные учащиеся даже при наличии высокого уровня развития умственных способностей, как правило, испытывают трудности в обучении. Важным компонентом психофизиологической готовности является нормальное функционирование нервной системы ребенка. Нарушения нервной деятельности могут приводить к быстрой утомляемости детей, истощаемости, неустойчивости внимания, низкой продуктивности памяти и в целом негативно сказываются на учебной деятельности. Выявление параметров психофизиологической готовности к обучению, осуществляющееся медиками, позволяет учитывать индивидуальные особенности детей в процессе обучения и таким образом предотвращать многие психолого-педагогические проблемы.

 

Практический пример

При диагностике психофизиологической готовности детей к обучению может выявляться несоответствие паспортного возраста ребенка его физиологическому возрасту: один ребенок в 6 лет по уровню физического и биологического развития, состояния здоровья готов к систематическому обучению, а для другого ребенка в 7 лет обычная школьная нагрузка будет очень затруднительной.

 

При определении психологической готовности будущих первоклассников к школьному обучению обычно диагностируют компоненты интеллектуальной и личностной готовности к школе. Под интеллектуальной готовностью  к обучению понимается развитие мыслительных процессов – способность обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, делать выводы; определенная широта представлений, в том числе образных и нравственных; соответствующее речевое развитие и познавательная активность.

Интеллектуальный компонент готовности также предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний, включающего:

• сформированные элементарные понятия, такие как растения, животные, сезонные явления, время, количество;

• ряд фактологических сведений общего характера: о труде людей, о родной стране, о праздниках;

• представления о пространстве, такие как расстояние, направление, форма и величина предметов, их расположение;

• представления о времени, единицах его измерения (час, минута, неделя, месяц, год).

Соответствие этой осведомленности детей требованиям школы достигается программой, по которой работает воспитатель детского сада.

Однако в отечественной психологии при изучении интеллектуального компонента психологической готовности к школе акцент делается не на сумму усвоенных знаний, хотя это тоже немаловажный фактор, а на уровень развития интеллектуальных процессов. Ребенок должен уметь выделять существенное в явлениях окружающей действительности, уметь сравнивать их, видеть сходное и отличное; он должен научиться рассуждать, находить причины явлений, делать выводы[94].

Интеллектуальная готовность предполагает формирование у ребенка начальных умений в области учебной деятельности, в частности умения выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности, представления о содержании и способах выполнения учебной деятельности.

Об интеллектуальной готовности к обучению судят по следующим признакам:

• дифференцированное восприятие (перцептивная зрелость), включающее выделение фигуры из фона;

• концентрация внимания;

• аналитическое мышление, выражающееся в способности постижения основных связей между явлениями;

• возможность логического запоминания;

• умение воспроизводить образец;

• сенсомоторная координация.

Можно сказать, что понимаемая таким образом интеллектуальная зрелость в существенной мере отражает функциональное созревание структур головного мозга[95].

 

Таблица 4.1

Дата: 2018-12-28, просмотров: 266.