Специальность: 34.02.01 Сестринское дело
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Дмитровский филиал

УТВЕРЖДАЮ:

 

                                 ___________________________

 

                                          ________________________

 

                                                   ___ ___________ 20___ г.

 

Методические указания

для самостоятельной внеаудиторной работы студентов по учебной дисциплине:

 «Основы микробиологии и иммунологии»   

Специальность: 34.02.01 Сестринское дело

Организация-разработчик: ГБПОУ «Московский областной медицинский колледж №4» Дмитровский филиал

Автор-составитель: Плякина Елена Владимировна, преподаватель ГБПОУ «Московский областной медицинский колледж №4» Дмитровский филиал

 

Рассмотрено на заседании цикловой комиссии _____________________________________

Протокол № ____ от «____»______________________ 20___ г.

 

                                                  

 

 

Дмитров, 2018г.

 

Пояснительная записка.

Согласно требований Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования и плана учебного процесса колледжа каждый обучающийся обязан выполнить по каждой учебной дисциплине определенный объем внеаудиторной самостоятельной работы.

Самостоятельная работа – это один из видов учебной деятельности обучающихся. Она способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности. Формирует творческий подход к решению проблем как учебного, так и профессионального уровня.

Аудиторная самостоятельная работа по микробиологии выполняется студентами на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию.

Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентами по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Целью самостоятельной работы обучающихся по профильной дисциплине «Основы микробиологии и иммунологии» является:

- систематизировать и закрепить полученные теоретические знания;

- расширить знания в области микробиологии и иммунологии;

- приобрести способности к самостоятельному поиску истины;

- уметь использовать нормативно - правовую документацию, справочную и специальную литературу;

- развить навык применения полученных знаний при выполнении практических работ.

Для оказания методической помощи студентам в организации самостоятельной работы и обеспечения её эффективности, специально разработаны Методические указания: «Основы микробиологии и иммунологии» (далее МУ). Они содержит различные вопросы и задания (в виде таблиц, схем, рисунков и т.п.), в том числе тестовые. Они помогут усвоить представленные в лекции и учебнике материалы, а также проконтролировать свои знания. Материал располагается в хронологической последовательности, предусмотренной календарно-тематическим планом учебной дисциплины.

Порядок работы: внимательно прочитать конспект лекции, изучаемый параграф учебника, ответить на поставленные вопросы, а затем выполнить задания, предложенные в МУ. При затруднении в выполнении какого-либо задания следует вернуться к соответствующей теме конспекта лекции или учебника и с их помощью выполнить предложенное задание. Задания требующие для их выполнения использования дополнительных источников, обозначены восклицательным знаком !!!

Перечень рекомендуемой основной и дополнительной литературы, других источников приведен в конце МУ.

При подготовке к контрольным работам по основным разделам и дифференцированному зачету можно проверить свои знания по вопросам, которые помещены в конец МУ.

Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы являются:

1. Уровень усвоения учебного материала.

2. Умение использовать теоретические знания при выполнении практических задач.

3. Обоснованность и четкость изложения ответа.

4. Аккуратность при оформлении ответов.

5. Соблюдение сроков выполнения работы.

Главное, что определит ваши успехи при изучении микробиологии – это последовательность и систематичность в работе. Вы хорошо и легко усвоите все последующие разделы только в том случае, если основательно изучили и, главное, поняли предыдущие разделы. 

 

ЖЕЛАЮ УСПЕХА!

1               2                 3                4          5              

Вирулентность - это

1-способность роста микробов на питательных средах

2-степень патогенности

3-способность воспринимать окраску

Экзотоксином называется

1-токсичный белок, вырабатываемый клеткой при ее жизни

2-продукт распада микробной клетки

3-обезвреженный токсин

4-фермент, расщепляющий клеточную стенку

Эндотоксином называется

1-токсичный белок, вырабатываемый клеткой при ее жизни

2-продукт распада микробной клетки

3-обезвреженный токсин

4-фермент, расщепляющий клеточную стенку

6.Анатоксином называется

1-токсичный белок, вырабатываемый клеткой при ее жизни

2-продукт распада микробной клетки

3-обезвреженный экзотоксин

4-фермент, расщепляющий клеточную стенку

Раздел 6. Основы микологии

Классификация грибов

По морфологии По способу размножения По строению мицелия

Микробиологические основы борьбы с внутрибольничными инфекциями. Планирование мероприятий по профилактике внутрибольничных инфекций.

Контрольные вопросы:

1. Определение понятия «Клиническая микробиология»

2. Методы исследования в клинической микробиологии.

3. Классификация УПМ

4. Особенности УПМ

5. Понятие о ВБИ, инфекционном контроле.

6. Этиология ВБИ,

7. Клинические формы ВБИ.

8. Инфекционный процесс при ВБИ

9. Микробиологическая диагностика,

10. Меры профилактики.

Задание 1.

1. Ответьте на вопросы к Гл. 15, пар.1-4, проработав материал темы по конспекту лекции и Учебнику

Задание 2.

1. Ответьте на вопросы к Гл.15, пар 5, проработав материал темы по конспекту лекции и Учебнику

!!!2. Составьте графологическую структуру: «Эпидемиология инфекции ВБИ, типичные места обитания микробов в ЛПУ».

На этой схеме обязательно укажите место обитания микробов ( например, мочевой катетер ) и названия м\о ( например, золотистый стафилококк).  

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

№ п/п Наименование Автор Издательство, год издания
1. Конспект лекции Плякина Е.В.
2. Основы микробиологии и иммунологии: учебник   под ред. В. В. Зверева, М.Н.Бойченко  М.: ГЭОТАР -Медиа, 2016.
3. Основы микробиологии, вирусологии, иммунологии: учебное пособие для средних специальных медицинских учебных заведений   Н.В.Прозоркина, Л.А. Рубашкина Ростов- н/Д: Феникс, 2012.

Дополнительные источники:

№ п/п Наименование Автор Издательство, год издания
4.

Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999г. №52-ФЗ (ред. от 28.09.2010г.) //[Электронный ресурс] Консультант плюс

5

Федеральный закон «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан» от 22.07.1993г. №5487-ФЗ //[Электронный ресурс] Консультант плюс;

6

СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям осуществляющим медицинскую деятельность» [Электронный ресурс]//Консультант плюс;

7

СП 1.3.2322-08 «Безопасность работы с микроорганизмами III-IV групп патогенности (опасности) и возбудителями паразитарных болезней» [Электронный ресурс]// Консультант плюс;

8

СанПиН 2.1.7. 2790-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами» [Электронный ресурс]// Консультант плюс;

9

ОСТ 42-21-2-85 «Стерилизация и дезинфекция изделий медицинского назначения. Методы, средства и режимы. » [Электронный ресурс]/ Консультант плюс;

 

11. Атлас по медицинской микробиологии, вирусологии и иммунологии: Учебное пособие для студентов медицинских вузов. А.А.Воробьёв, А.С. Быков  М.:Медицинское информационное агентство, 2013. (в электронном виде)
10 Микробиология, основы эпидемиологии и методы микробиологических исследований: учебное пособие  К.С.Камышев Ростов н/Д: Феникс, 2017.
11 Внутрибольничная инфекция. Учебное пособие для медицинских училищ и колледжей. В.Л. Осипова  М.: ГЭОТАР Медиа, 2015. – 256 с.  
12 Микробиология с основами эпидемиологии и методами микробиологических исследований: Учеб. пос. для ср. спец. мед. учебных заведений. В.Б. Сбойчаков СПб: Специальная литература, 2011

 

Ссылки на электронные источники информации:

Информационно-правовое обеспечение:

- Правовая база данных «Консультант» – Режим доступа: http://www.consultant.ru

 

Профильные web сайты Интернета:

1.Министерство здравоохранения РФ – Режим доступа: https://www.rosminzdrav.ru

2.Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека – Режим доступа: http//www.rospotrebnadzor.ru

3. ФГУЗ Федеральный центр гигиены и эпидемиологии Федеральной службы по надзору в сфере прав потребителей и благополучия человека - Режим доступа: http//www.fcgsen.ru

4.Информационно - справочный ресурс по медицинской микробилогии - Режим доступа: http://meduniver.com/Medical/Microbiology

5.Специализированный сайт по медицинской микробиологии- Режим доступа: http://microbiology.ucoz.org/

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

Контрольные вопросы по основным разделам дисциплины ОП. 09. «ОСНОВЫ МИКРОБИОЛОГИИ И ИММУНОЛОГИИ» для подготовки к контрольным работам и дифференциальному зачету.

1.Введение в предмет (определение терминов «микробиология» и «микроорганизм», история развития микробиологии, разделы микробиологии)

2.Классификация микроорганизмов, их строение и размножение (микробиологические методы исследования, классификация микроорганизмов, таксономические единицы в систематике м/о, виды микроорганизмов по Берджи, формы микроорганизмов, структура бактериальной клетки.

3. Физиология бактерий и их культивирование ( определение термина «физиология м/о», химический состав, рост и размножение, питание и дыхание бактерий, питательные среды их назначение и виды).

4. Экология м/о. Действие физических, химических и биологических факторов на м/о. (влияние химических, физических ,биологических факторов на м/о, виды и методы стерилизации и дезинфекции, понятие: асептика и антисептика, микрофлора почвы, воды, воздуха, пищевых продуктов)

5. Микрофлора организма человека (значение микрофлоры тела для человека, определение термина: дисбактериоз, нормальная микрофлора, основные микробные биотопы: желудочно-кишечный тракт, полость рта, мочеполовая система, дыхательная система, кожа)

6. Микробиологические основы химиотерапии и химиопрофилактики инфекционных болезней. Антибиотики. (основные группы антибактериальных препаратов и механизмы их антимикробного действия , ученые, впервые открывшие антибиотик пенициллин в мире и в России, устойчивость м\о к антибактериальным средствам, методы определения чувствительности бактерий к антибиотикам, осложнения антибиотикотерапии).

7. Понятия инфекция (определение терминов инфекция, инфекционное заболевание, периоды инфекционного заболевания, характерные особенности инфекционных болезней, виды инфекционных заболеваний по этиологии (причине) и в зависимости от «входных ворот», понятие о факторах вирулентности, патогенности м\о, эндотоксин и экзотоксин м\о).

8. Эпидемиология. Понятие об эпидемиологическом процессе (определение термина: эпидемиология, эпидемия, пандемия, карантин, спорадическая заболеваемость, антропоноз, зооноз, 3 звена эпидемиологической цепи, источник инфекции, пути передачи инфекции, механизмы передачи инфекции, фактор передачи инфекции)

9. Учение об иммунитете. Виды иммунитета (определение термина иммунитет, иммунология, ученые основоположники иммунологии, центральные и периферические органы иммунной системы,естественный, искусственный, врожденный, приобретенный и пассивный иммунитет, неспецифические и специфические гуморальные факторы защиты, гуморальные факторы неспецифической резистентности организма, фагоцитоз)

10. Антитела и антителообразование ( определение терминов «антиген», «антитело» пять видов иммуноглобулинов (название и функции).

11. Реакции иммунитета (определение терминов: серодиагностика, сероидентификация, для чего применяют иммунологические методы исследования, реакции преципитации и агглютинации, иммуноферментная.

12. Иммунопрофилактика и иммунотерапия. Вакцинация ( определение терминов вакцина, анатоксин, средства активной иммунизации, виды вакцин, национальный календарь прививок средства пассивной иммунизации (сыворотки),средства иммунотерапии)

13. Основные формы иммунного реагирования. (определение термина: аллерген, аллергия, реакции ГЗТ и ГНТ, анафилактический шок и действия мед. работника, пути проникновения аллергенов в организм, метод введения сыворотки по Безредко.

 14. Основные методы диагностики инфекций. ( основные методы диагностики и их краткая характеристика)

15. Частная микробиология (возбудители бактериальных инфекций, основные методы их микробиологической диагностики и меры профилактики)

16. Основы вирусологии (определение термина: вирус, вирусология, ученый впервые выделивший вирус, виды вирусов, строение вириона, особенности вирусного паразитизма, основные группы и семейства вирусов, строение бактериофагов, отличие от других вирусов, практическое применение, возбудители вирусных заболеваний)

17. Основы паразитологии (определение терминов: медицинская паразитология, гельминтология, протозойные болезни, понятие и виды паразитизма, организм – хозяин, вредоносное действие паразита на организм хозяина)

18. Медицинская протозоология (размеры, строение, передвижение, питание, размножение и классификация простейших, краткая характеристика основных видов простейших и вызываемых ими заболеваний).

19. Гельминтология (классификация гельминтов, краткая характеристика представителей типа - круглые черви и инвазий: энтеробиоз, аскаридоз, трихинеллез, краткая характеристика представителей типа - плоские черви и инвазий: свиной цепень, бычий цепень, широкий лентец, эхинококкоз описторхоз, понятие о геогельминтозах, контактных и биогельминтозах).

19. Микология (определение терминов: микология, микозы, особенности строения и размножения и классификация грибов, краткая характеристика основных видов грибов и вызываемых ими заболеваний). 

20. Внутрибольничная инфекция (понятие, этиология ВБИ, микробиологическая диагностика, меры профилактики).

Содержание:

 

Пояснительная записка………………………………………………………………..стр.2

Раздел 1. Основы общей микробиологии и бактериологии…………………... стр. 3      Раздел 2. Основы иммунологии ……………………………………………….....  стр. 12

Раздел 3. Частная микробиология………………………………………….……  стр. 14

Раздел 4. Основы вирусологии. ……………………………………………….…  стр.15

Раздел 5. Основы паразитологии…………………………………………………… стр.18

Раздел 6. Основы микологии………………………………………………………. .. стр.19

Раздел 7. Основы клинической микробиологии…………………………………. стр.20

Приложение1. Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы………………………………………………………….  стр. 21

Приложение 2. Контрольные вопросы по основным разделам дисциплины «Микробиология и иммунология» для подготовки к контрольным работам и дифференциальному зачету…………………………………………………………… стр. 23

 

 

Дмитровский филиал

УТВЕРЖДАЮ:

 

                                 ___________________________

 

                                          ________________________

 

                                                   ___ ___________ 20___ г.

 

Методические указания

для самостоятельной внеаудиторной работы студентов по учебной дисциплине:

 «Основы микробиологии и иммунологии»   

Специальность: 34.02.01 Сестринское дело

Организация-разработчик: ГБПОУ «Московский областной медицинский колледж №4» Дмитровский филиал

Автор-составитель: Плякина Елена Владимировна, преподаватель ГБПОУ «Московский областной медицинский колледж №4» Дмитровский филиал

 

Рассмотрено на заседании цикловой комиссии _____________________________________

Протокол № ____ от «____»______________________ 20___ г.

 

                                                  

 

 

Дмитров, 2018г.

 

Пояснительная записка.

Согласно требований Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования и плана учебного процесса колледжа каждый обучающийся обязан выполнить по каждой учебной дисциплине определенный объем внеаудиторной самостоятельной работы.

Самостоятельная работа – это один из видов учебной деятельности обучающихся. Она способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности. Формирует творческий подход к решению проблем как учебного, так и профессионального уровня.

Аудиторная самостоятельная работа по микробиологии выполняется студентами на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию.

Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентами по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Целью самостоятельной работы обучающихся по профильной дисциплине «Основы микробиологии и иммунологии» является:

- систематизировать и закрепить полученные теоретические знания;

- расширить знания в области микробиологии и иммунологии;

- приобрести способности к самостоятельному поиску истины;

- уметь использовать нормативно - правовую документацию, справочную и специальную литературу;

- развить навык применения полученных знаний при выполнении практических работ.

Для оказания методической помощи студентам в организации самостоятельной работы и обеспечения её эффективности, специально разработаны Методические указания: «Основы микробиологии и иммунологии» (далее МУ). Они содержит различные вопросы и задания (в виде таблиц, схем, рисунков и т.п.), в том числе тестовые. Они помогут усвоить представленные в лекции и учебнике материалы, а также проконтролировать свои знания. Материал располагается в хронологической последовательности, предусмотренной календарно-тематическим планом учебной дисциплины.

Порядок работы: внимательно прочитать конспект лекции, изучаемый параграф учебника, ответить на поставленные вопросы, а затем выполнить задания, предложенные в МУ. При затруднении в выполнении какого-либо задания следует вернуться к соответствующей теме конспекта лекции или учебника и с их помощью выполнить предложенное задание. Задания требующие для их выполнения использования дополнительных источников, обозначены восклицательным знаком !!!

Перечень рекомендуемой основной и дополнительной литературы, других источников приведен в конце МУ.

При подготовке к контрольным работам по основным разделам и дифференцированному зачету можно проверить свои знания по вопросам, которые помещены в конец МУ.

Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы являются:

1. Уровень усвоения учебного материала.

2. Умение использовать теоретические знания при выполнении практических задач.

3. Обоснованность и четкость изложения ответа.

4. Аккуратность при оформлении ответов.

5. Соблюдение сроков выполнения работы.

Главное, что определит ваши успехи при изучении микробиологии – это последовательность и систематичность в работе. Вы хорошо и легко усвоите все последующие разделы только в том случае, если основательно изучили и, главное, поняли предыдущие разделы. 

 

ЖЕЛАЮ УСПЕХА!

Дата: 2019-02-02, просмотров: 365.