Общая часть включает понятие и содержание таможенного права, таможенной политики и ее целей, таможенной территории и границы РФ, а также иные обобщающие термины и понятия. Сюда же относятся разделы, связанные с субъектами таможенного права, формами и методами деятельности таможенных органов, ответственностью в сфере таможенного права.
В систему особенной части входят элементы, учитывающие специфику соответствующих блоков таможенного права. В частности, это: правовое регулирование порядка перемещения через таможенную границу товаров, денег, транспортных средств; особенности таможенных тарифов и платежей, т.е. размер и порядок
1. КРФ - Статья 8 определяет перечень гарантий, в том числе единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции.
Основные принципы таможенного права отражены в статье 74: На территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.
2. Международные договоры, Конвенция о гармонизированной системе классификации и кодирования товаров 1983 г.;
3. Конвенция о временном ввозе (Стамбульская конвенция) 1990 г.;
4. Таможенная конвенция о контейнерах 1972 г.;
5. двусторонние договоры России с иностранными государствами в области таможенного дела.
6. Федеральные законы представляют собой основную группу источников таможенного права России: ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", Гражданский, Налоговый, Бюджетный кодексы, Закон о таможенном тарифе и др.
7. ФЗ от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
8. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза" (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза)
Действие нормативного акта во времени обусловлено вступлением его в силу и утратой силы. вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу». Здесь важно учитывать принцип, согласно которому закон обратной силы не имеет, т.е. он не должен распространяться на те отношения, которые уже существовали до момента вступления его в юридическую силу. Придание закону обратной силы возможно в двух случаях: если в самом законе об этом сказано;
если закон смягчает или вовсе устраняет ответственность. Нормативные акты утрачивают свою силу (прекращают действие) на следующих основаниях: по истечении срока действия акта, на который он был принят; в связи с изданием нового акта, заменившего ранее действующий (косвенная отмена); на основании прямого указания конкретного органа об отмене данного акта (прямая отмена).
Действие НА в пространстве определяется территорией, на которую распространяются властные полномочия органа, его издавшего. Под территорией РФ понимается ее сухопутное и водное пространство внутри государственных границ, воздушное пространство над ними, недра. К ней относится также территория российских дипломатических представительств за рубежом, военные и торговые суда в открытом море, воздушные корабли, находящиеся в полете за пределами страны.
Действие нормативных актов в пространстве зависит от:уровня государственного органа, принявшего данный акт; юридической силы акта.
Нормативные акты распространяют свое действие: на территорию своей страны; на территорию субъекта Федерации, на территорию, указанную в самом нормативном акте; на локальную территорию.
действие акта по кругу лиц. На территории РФ НПА действуют в отношении всех ее граждан, государственных органов, общественных организаций, иностранцев, лиц без гражданства. Вместе с тем существуют специальные нормативные акты, распространяющиеся только на отдельные категории граждан или должностных лиц. Здесь важно иметь в виду и принцип гражданства, согласно которому граждане России, где бы они ни находились, обязаны соблюдать российские законы. Если гражданин России совершил преступление на территории другого государства, он несет уголовную ответственность по законам России, даже если это деяние не является преступлением в той стране, где он его совершил.
4. Таможенные правоотношения. Субъекты таможенных правоотношений.
Таможенные правоотношения — это отношения его участников, урегулированные нормами таможенного права.
Специфика таможенных правоотношений выражается в следующем:
1) Объект регулирования таможенных правоотношений — общественные отношения, связанные с перемещением товаров через таможенную границу.
2) Таможенные правоотношения индивидуализированы - в них вступают две или более стороны, каждая из которых является конкретным субъектом, наделенным юридическими правами и обязанностями.
3) Таможенные правоотношения имеют публичный характер.
4) Возникновение таможенных правоотношений связано с волеизъявлением одной из сторон
5) Одним из участников таможенных правоотношений является таможенный орган - специальный субъект таможенного права, наделенный специальными полномочиями в области таможенного дела. От имени таможенного органа таможенную деятельность в рамках таможенного права осуществляют должностные лица таможенных органов.
6)Таможенные правоотношения охраняются от нарушений принудительной силой государства (административными и судебными органами).
Структура таможенного правоотношения состоит из объекта, субъектов и содержания (объект таможенных правоотношений — порядок перемещения товаров через таможенную границу;
субъектами таможенных правоотношений являются их конкретные участники - таможенные органы и лица, перемещающие товары через таможенную границу, либо осуществляющие деятельность, связанную с таким перемещением; содержание - предусмотренные таможенным законодательством права и юридические обязанности участников).
Виды таможенных правоотношений:
- Регулятивные таможенные правоотношения выражаются в правомерном поведении участников.
- Охранительные - возникают при нарушении субъектом таможенного законодательства.
- Прямые таможенные правоотношения складываются при непосредственном перемещении товаров через таможенную границу.
- Косвенные - при осуществлении деятельности в связи или по поводу перемещения товаров через таможенную границу.
- Простые таможенные правоотношения возникают между двумя субъектами.
- Сложные- между тремя и более.
Субъектами таможенных правоотношений являются их конкретные участники - таможенные органы и лица, перемещающие товары через таможенную границу, либо осуществляющие деятельность, связанную с таким перемещением.
5. Основные задачи таможенных органов.
1. Таможенные органы в пределах своей компетенции обеспечивают на таможенной территории Союза выполнение следующих задач:
1) защита национальной безопасности государств-членов, жизни и здоровья человека, животного и растительного мира, окружающей среды;
2) создание условий для ускорения и упрощения перемещения товаров через таможенную границу Союза;
3) обеспечение исполнения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования, иных международных договоров и актов, составляющих право Союза, законодательства государств-членов о таможенном регулировании, а также законодательства государств-членов, контроль за соблюдением которого возложен на таможенные органы.
2. В целях обеспечения выполнения, возложенных на таможенные органы задач таможенные органы в пределах своей компетенции выполняют следующие функции:
1) совершение таможенных операций и проведение таможенного контроля, в том числе в рамках оказания взаимной административной помощи;
2) взимание таможенных платежей, а также специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, контроль правильности их исчисления и своевременности уплаты, возврат (зачет) и принятие мер по их принудительному взысканию;
3) обеспечение соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования, запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза;
4) противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при проведении таможенного контроля за перемещением через таможенную границу Союза наличных денежных средств и (или) денежных инструментов;
5) предупреждение, выявление и пресечение преступлений и административных правонарушений;
6) защита прав на объекты интеллектуальной собственности на таможенной территории Союза;
7) ведение таможенной статистики;
8) осуществление экспортного, радиационного и иных видов государственного контроля (надзора) в соответствии с законодательством государств-членов.
4. В соответствии с законодательством государств-членов отдельные функции таможенных органов, связанные с совершением таможенных операций и проведением таможенного контроля в формах, и с применением меры, обеспечивающей проведение таможенного контроля, в местах перемещения товаров через таможенную границу Союза, в которых осуществляются прибытие на таможенную территорию Союза и (или) убытие с таможенной территории Союза только товаров для личного пользования и отсутствуют таможенные органы, могут быть возложены на другие государственные органы государств-членов, осуществляющие функции контроля в таких местах.
5. В соответствии с законодательством государств-членов проведение таможенного контроля может быть возложено на другие государственные органы государств-членов.
6. В соответствии с законодательством государств-членов отдельные функции таможенных органов, связанные с взиманием таможенных платежей, а также специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, контролем правильности их исчисления и своевременности уплаты, возвратом (зачетом) и принятием мер по их принудительному взысканию, могут быть возложены на другие государственные органы государств-членов.
7. Права и обязанности таможенных органов устанавливаются настоящим Кодексом и законодательством государств-членов.
8. Система таможенных органов и условия прохождения службы в таможенных органах устанавливаются законодательством государств-членов.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 506.