Возведение насыпей из грунта выемок
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В большинстве случаев грунт из выемок используют для отсыпки насыпей на смежных участках дороги. В зависимости от дальности перемещения грунта возможны три технологии с применением бульдозеров, скреперов или автомобильно-экскаваторных комплексов. При разработке коротких и неглубоких выемок и перемещении грунта в смежные насыпи при дальности, не превышающей 100 м, применяют бульдозеры, работающие по ярусно-траншейной схеме (рис. 5.4).

Разработку выемок начинают с участков, наиболее близких к насыпи. В зависимости от поперечного сечения выемки и параметров бульдозера определяют число ярусов и траншей, по которым перемещают грунт.

Рис. 5.3. Схема отсыпки насыпей: а) послойная, б) «с головы», в) комбинированная

Рис. 5.4 Последовательность разработки стенок при разработке нижнего яруса выемки и полок откосов выемки:

1-3 - ярусы, 4 - крайняя стенка (стенки разрабатывают одновременно с разработкой полок откоса); 5 - траншея; 6 - полки; а - ширина захвата при проходе бульдозером

Разработку верхнего яруса начинают вслед за разбивкой и обозначением границ выемки. Каждый ярус на всю ширину и длину выемки разрабатывают продольными траншеями с оставлением между ними стенки шириной до 1 м. Грунт перемещают в насыпь и укладывают слоями требуемой толщины. Траншею постепенно углубляют в сторону насыпи, что позволяет перемещать значительный объем грунта за один цикл. Стенки траншеи срезают после разработки верхнего яруса по всей длине выемки и срезанный грунт перемещают в насыпь. По такой же схеме разрабатывают и остальные ниже расположенные ярусы. Образовавшиеся ступенчатые откосы выравнивают бульдозером, движущимся сверху вниз и сдвигающим срезанный грунт в крайнюю траншею, из которой его перемещают в насыпь.

Отсыпку каждого слоя в насыпь следует начинать с крайних боковых полос с последующим смещением к оси дороги. При этом необходимо предусматривать запас по толщине слоя 10-20 % на уплотнение. Разравнивание готового слоя выполняют автогрейдером, а затем уплотняют.

К концу смены последний отсыпанный слой должен быть тщательно спланирован, чтобы обеспечить сток в случае выпадения атмосферных осадков.

Производительность бульдозера при разработке грунта, м3/см:

 где                                                                     (5.4)

Тcv - продолжительность смены, час;

V - объем грунта, перемещаемый бульдозером, м3;

Кп - коэффициент потери грунта при перемещении;

Кв - коэффициент использования рабочего времени;

Ку - коэффициент условий работы бульдозера (табл. 5.1);

tн - продолжительность резания грунта, сек;

tп - время, необходимое для переключения передач, сек;

Lп - дальность перемещения грунта, м;

Lхх - расстояние от места укладки грунта до места разработки, м;

Vп, Vxx - скорость бульдозера при перемещении грунта и при возврате к месту разработки, м/сек.

Объем грунта, перемещаемого бульдозером при одном проходе, определяют по формуле:

 где                                                                                          (5.5)

В - длина отвала бульдозера, м;

Н - высота отвала, м;

Кпр - коэффициент учитывающий тип грунта, табл. 5.1;

Кр - коэффициент разрыхления грунта.

 

Таблица 5.1

Значение коэффициента Ку при уклоне местности

под уклон

на подъем

i ‰ Kу i ‰ Kу
0-5 1-0,67 0-5 1-1,33
5-10 0,67-0,5 5-10 1,33-1,94
10-15 0,5-0,4 10-15 2,25-2,68

Перечисленные параметры, зависящие от технических особенностей бульдозеров, приводятся в справочниках по дорожным машинам.

Коэффициент условий работы Ку зависит от уклона местности, который может быть положительным при перемещении грунта под уклон и отрицательным при перемещении на подъем.

В состав отряда машин включают также автогрейдер для разравнивания грунта и катки для уплотнения.

При разработке выемок и перемещении грунта в насыпи на расстояние более 100 м наиболее эффективным является применение отрядов с ведущей машиной скрепер. В табл. 5.2 приведены ориентировочные сферы применения скреперов с ковшами различной емкости в зависимости от дальности перемещения грунта.

Таблица 5.2

Емкость ковша, м3 Дальность перемещения, м

Прицепные скреперы

3 < 250
6 300-350
10 350-600
15 600-1500

Самоходные скреперы

6 < 1500
10 1500-2500
15 2500 - 3000

Резание грунта и заполнение ковша скрепера необходимо выполнять на прямолинейных участках, используя следующие приемы резания, показанные на рис. 5.5:

стружкой одинаковой толщины по всей длине резания;

стружкой переменной толщины клинообразной формы, применяется при разработке любых грунтов на горизонтальных участках;

стружкой гребенчатой формы с попеременным заглублением и выглублением ковша, применяется при разработке сухих песчаных и супесчаных грунтов на горизонтальных и наклонных участках.

Рис. 5.5. Схема набора грунта: а - траншейно-гребенчатая; б - ребристо-шахматная; 1-15 - последовательность проходов; b - ширина захвата грунта; L - путь наполнения ковша (стрелкой показано направление движения скреперов)

Для более эффективного заполнения ковша участки набора грунта размешают в шахматном порядке, используя шахматно-гребенчатую или шахматно-ребристую схемы показанные на рис. 5.5.

При разработке сухих песчаных грунтов для лучшего заполнения ковша целесообразно предварительное увлажнение грунта, дополнительный эффект по улучшению наполнения ковша в этих условиях дает также заполнение на подъемах с уклоном 2-3°.

При разработке выемок предпочтительным является направление движения скрепера под уклон, что облегчает резание грунта и повышает производительность за счет большей скорости движения.

Скреперами можно разрабатывать песчаные, супесчаные, глинистые и суглинистые грунты. Ограничением для применения скреперов являются заболоченные участки, участки с переувлажненным грунтом, сыпучие однородные пески, наличие в грунте включений валунов, территории, не очищенные от кустарника и пней, разработка плотных грунтов без предварительного рыхления.

Толщина отсыпаемого слоя определяется применяемыми средствами для уплотнения и ограничена техническими параметрами скрепера.

Производительность скрепера, м3/смену:

                                                              (5.6)

Тсм - продолжительность смены, час;

q - емкость ковша скрепера, м3;

Кв - коэффициент использования рабочего времени;

Кн - коэффициент наполнения ковша, зависит от вида грунта (табл. 5.3);

tрез + tп + tпов + tразгр + tхх - время, затрачиваемое соответственно на резание грунта, перемещение грунта, повороты скрепера, разгрузку ковша, холостой ход,

n - число переключений передач;

tпер - время, затрачиваемое на одно переключение передач, с;

Кр - коэффициент разрыхления грунта (табл. 5.4).

Таблица 5.3

Условия работы скрепера

Коэффициент наполнения ковша

Сухой рыхлый песок Супесь и средний суглинок Тяжелый суглинок и глина
Без толкача 0,5-0,7 0,8-0,95 0,65-0,75
С толкачем 0,8-1,0 1,0-1,2 0,9-1,2

Время резания и разгрузки определяют посредством деления пути зарезания Lрез и пути разгрузки Lразгр на соответствующие скорости. (Ориентировочные значения этих параметров приведены в табл. 5.5, 5.6).

Отсыпку слоя грунта скрепером выполняют «от себя», чтобы использовать проезд груженого скрепера для уплотнения отсыпанного грунта. В плотных грунтах при резании грунта для увеличения производительности применяют толкачи. Число скреперов, обслуживаемых одним толкачом, определяют по формуле:

 где                                                                                             (5.7)

tт - время цикла толкача при резании грунта;

tc - время цикла скрепера.

Таблица 5.4

Вид грунта Влажность, % Плотность грунта в естественном состоянии, г/см3 Коэффициент разрыхления грунта Кр
Песок сухой - 1,5-1,6 1-1,2
Песок влажный 12-15 1,6-1,6 1,1-1,2
Легкая супесь 7-10 1,5-1,7 1,1-1,2
Супесь и суглинки 4-6 1,6-1,8 1,2-1,4
Средний суглинок 15-16 1,6-1,8 1,2-1,3
Сухой пылеватый суглинок 8-12 1,6-1,8 1,3-1,4
Тяжелый суглинок 17-19 1,65-1,8 1,2-1,3
Сухая глина - 1,7-1,8 1,2-1,3

Таблица 5.5

Грунт

Длина пути резания Lрез, при емкости ковша скрепера, м3

2,2-3,0 6-8 10 15
Супесь 15-20 20-40 30 35
Суглинок легкий 20-25 25-35 40 40
тяжелый 25-30 40-50 60 70

 

Таблица 5.6

Толщина слоя отсыпки, м

Длина пути разгрузки, м, при емкости ковша скрепера, в м3

2,2-3,0 6-8 10 15
0,15 10 15 23 -
0,2 7 11 17 24
0,25 6 9 14 10
0,3 5 8 11,5 16
0,35 4 6,5 10 14
0,4 - - 9 12

Длина пути резания грунта при совместной работе скрепера и толкача в супесчаных и суглинистых грунтах сокращается до 10-12 м, в глинистых до 15-18 м, при этом толщина стружки увеличивается до 25 %.

При работе в выемках грунт разрабатывают ярусами высотой 0,5-0,8 м. Ярус начинают разрабатывать с самой высокой отметки и укладывают грунт в самую низкую точку насыпи. По мере разработки выемки уступы, образующиеся в поперечном сечении выемки, срезают автогрейдерами или бульдозерами.

Производительность скрепера при отсыпке грунта в насыпь зависит от выбора схемы движения скрепера (рис. 5.6).

Рис. 5.6. Схемы движения скрепера при разгрузке грунта в выемке с перемещением его в насыпь: а - из выемки в насыпь; б - из выемки в две насыпи

При разработке узкой выемки большой протяженности с отсыпкой грунта в две насыпи с обоих сторон выемки выгодно принять движение скрепера по сквозной схеме. В этом случае уменьшается количество поворотов и повышается производительность скреперов.

При дальности перемещения грунта, превышающей 1 км, при разработке выемок и грунтовых карьеров в качестве ведущей машины широко применяют экскаваторы. В зависимости от категории грунта по трудности разработки и от других условий применяют экскаваторы с различным рабочим оборудованием: прямая лопата, обратная лопата и драглайн.

Экскаваторы, оборудованные прямой лопатой, часто применяют при разработке выемок и грунтовых карьеров, при этом в зависимости от месячного темпа ведения работ выбирают экскаватор с соответствующей емкостью ковша (табл. 5.7).

Таблица 5.7

Месячный темп земляных работ, тыс. м3 До 20 20-60 60-100 Свыше 100
Емкость ковша, м3 0,65 1-1,25 2 2-4

Для более эффективного использования экскаваторов перед началом работы необходимо:

подготовить временные землевозные дороги;

предусмотреть съезды в забой и выезды из него;

обеспечить отвод поверхностных вод от забоя, водопонижение или отвод грунтовых вод;

при разработке в ночное время подготовить освещение.

В состав комплексного отряда по отсыпке насыпей из грунта выемок и карьеров обычно включают:

бульдозеры для снятия растительного или другого грунта, не пригодного для отсыпки насыпи, а также для устойчивого поддержания подъездных землевозных дорог в проезжем состоянии и для разравнивания грунта, доставленного транспортными средствами;

автогрейдеры для послойного разравнивания и планировки поверхности насыпи и выемки;

катки или другие уплотняющие средства для уплотнения грунта.

Перед разработкой выемки должно быть выполнено дополнительное геологическое обследование для уточнения условий залегания грунтов. При неоднородных грунтах следует разработать детальные схемы последовательности разработки выемки и укладки грунта в насыпь, обеспечивающие устойчивость и однородность земляного полотна.

Разработку выемок начинают с низовой стороны, чтобы у забоя был обеспечен отвод воды. В случаях глубоких выемок вначале проходят пионерную траншею. Разработку пионерной траншеи выполняют боковым забоем, когда транспортные средства размещают сбоку от экскаватора, или лобовым забоем, когда транспортные средства следуют за экскаватором и располагаются сзади него (рис. 5.7).

Рис. 5.7. Схема разработки выемки: а - боковым забоем; б - лобовым забоем

Лобовым забоем разрабатывают первые проходки ярусов выемки или карьера в случае отсутствия пионерных траншей, а также неглубокие короткие выемки, если их можно выполнить за один проход.

Разработка боковым забоем обеспечивает лучшие условия для подъезда и погрузки траншейных средств, уменьшается угол поворота стрелы экскаватора, повышается производительность. Размеры забоев определяют в зависимости от технических параметров экскаваторов, приведенных в табл. 5.8.

Для обеспечения необходимого наполнения ковша высота забоя не должна быть менее значений, указанных в табл. 5.9.

Разработку пионерных траншей производят лобовым забоем нормальной ширины или уширенным (рис. 5.8).

Таблица 5.8

Емкость ковша экскаватора, м3

Расположение транспортных средств по отношению к экскаватору

в одном уровне

в разных уровнях

расстояние, м, от оси экскаватора до подошвы

ширина забоя по дну, м

расстояние, м, от оси экскаватора до подошвы

ширина забоя по дну, м

радиус погрузки при наибольшей высоте выгрузки, м

наибольшая высота от подошвы забоя до верха борта транспортного средства, м

откоса забоя откоса забоя
0,5 4,6 4,8 9,4 2,1 4,8 6,9 6,6 4,1
0,75 5,4 6,3 11,7 2,2 6,3 7,4 7,4 4,8
1 5,8 6,4 12,2 2,4 6,4 7,8 7,8 5,0
2 7,0 7,4 14,4 4,9 7,4 10,2 10,2 5,5

Таблица 5.9

Группа грунта по трудности разработки

Минимальная высота забоя при емкости ковша экскаватора, м3

0,65 1 2
I 0,7 0,7 0,9
II 1,0 1,15 1,3
III 1,5 1,8 2,0

Рис. 5.8. Схема разработки выемки уширенным забоем: 1 - траектория перемещения экскаватора; 2 - места стоянки экскаватора

Для перемещения грунта, разрабатываемого экскаваторами, применяют автомобили-самосвалы и прицепные землевозные тележки грузоподъемностью до 40 т. Грузоподъемность транспортных средств не должна быть менее следующих значений в зависимости от емкости ковша экскаватора (табл. 5.10).

Таблица 5.10

Емкость ковша 0,65 1,6 2,5 4,6
Наименьшая грузоподъемность 4,5 7 12 18

Сменную производительность экскаватора вычисляют по формуле:

 где                                                                             (5.8)

Тсм - продолжительность смены, час;

q - емкость ковша, м3;

Kв - коэффициент использования сменного времени;

Кн - коэффициент наполнения ковша (табл. 5.11);

tu - продолжительность цикла в данном забое, сек; tu=t,+t,+t:+tB;

tз - время заполнения ковша, сек;

t1, t2 - время на поворот стрелы при выгрузке и при возврате к месту заполнения ковша, сек;

tв - время на выгрузку, сек;

Кр - коэффициент разрыхления грунта (табл. 5.12).

 

Таблица 5.11

Вид грунта

Группа грунта

Коэффициент наполнения ковша Кн

прямой лопатой обратной лопатой
Глина      
при влажности W1 = Wо II 0,8-1,18 0,98-1,06
при влажности W1 > Wо III 1,3-1,5 1,18-1,28
Глина плотная      
при влажности W1 = Wо IV 1,0-1,1 0,95-1,0
при влажности W1 > Wо IV 1,25-1,4 1,1-1,04
Суглинок при естественной влажности W1 = Wо II 1,05-1,12 0,8-1,0
Суглинок при W1 > Wо II 1,2-1,32 1,15-1,25
Песок и гравий влажный 1,11 1,15-1,23 1,1-1,2
Песок, гравий при W1 > Wо I, V 0,95-1,02 0,8-0,9
Взорванные скальные породы V, VI 0,75-0,9 0,55-0,8

Примечание: Wo - оптимальная влажность грунта; W1 - фактическая влажность в момент разработки.

Количество транспортных средств, необходимое для перевозок грунта, определяют расчетом для каждого конкретного случая с учетом фактических условий работы и дальности перемещения грунта в насыпь. При выборе транспортных средств для совместной работы с экскаватором следует руководствоваться следующим:

емкость кузова транспортного средства должна быть в 4 раза больше емкости ковша экскаватора;

фронт погрузки должен быть достаточным для размещения двух транспортных средств;

состояние подъездных дорог должно обеспечивать высокие скорости движения.

Таблица 5.12

Группа грунта Коэффициент разрыхления, Кр
I 1,1
II 1,2
III 1,25
IV (мелкодробленые породы) 1,4
IV (крупнодробленые породы) 1,5

Дата: 2019-02-02, просмотров: 255.