В царствование Петра Первого были проведены реформы во всех об областях государственной жизни страны. Многие преобразования XVII века послужили предпосылками реформ Петра, задачей и содержанием которых было формирование дворянско-чиновничьего аппарата абсолютизма.
Классовые противоречия привели к необходимости усиления и укрепления самодержавного аппарата в центре и на местах, централизации управления. Необходимо было также создание боеспособной регулярной военной силы. Требовалось закрепить юридическими актами господствующее положение дворянства и предоставить ему руководящее место в государственной жизни. Все это в совокупности и обусловило проведение реформ в различных сферах деятельности государства.
Жизнь страны - политическая, экономическая - изменилась за несколько десятилетий коренным образом. Петр Великий внес самый большой вклад в европейскую историю того времени. В период его правления Россия стала играть ведущую роль в Европе. Благодаря петровским преобразованиям Россия совершила мощный модернизационный рывок. Это позволило нашей стране встать в первый ряд ведущих европейских стран. Итак рассмотрим более подробно реформы государственного и местного управления проведенные Петром I.
Петр 1 за всё время своего правления проводил реформы с целью вызвать самодеятельность у населения. Данные преобразования были выгодны государству, так как все слои населения обделялись налогами. А сбор налогов способствовал повышению государственной казны.
Создание губерний - это крупнейшая административная реформа, которая изменила систему управления на местах. Ей был посвящен Указ «Об учреждении губерний и о росписи к ним городов» (1708 г). Согласно этому указу вся территория России была разделена на 8 губерний (во главе с губернаторами): Московская, Киевская, Смоленская, Петербургская, Архангельская, Сибирская, Казанская, Азовская. Собрать с губернии положенные сборы (по табели) и доставить их в полки — в этом заключалась главная сущность задач, возложенных на губернатора. В функции губернатора также входят организация и деятельность суда и полиции. Губернская реформа укрепила власть помещиков на местах.
С 1719 г. Петр приступил ко второй административной реформе местного управления. В соответствии с ней губернии делились на провинцим, во главе которых были поставлены воеводы. Провинции делились на округа, куда коллегия назначала земских комиссаров. С 1724 г. с населения начинается взиматься новый налог — подушная подать. Для сбора этого налога был учрежден местным дворянским обществом институт выборных новых земских комиссаров на 1 год. Это была очередная попытка Петра повысить в местном управлении самодеятельность дворянства. Однако и институт выборных комиссаров просуществовал недолго, в связи с тем, что многие съезды не могли состояться из-за неявки дворян. В вотчинах управление основывалось на общинном представительстве (сход крестьян избирал сельского старосту и его заместителей).
Петровские реформы коснулись также устройства управления торгово-промышленным населением городов. Они были основаны в интересах купечества, так как им предоставлялось больше прав .
В 1699 г. была проведена городская реформа. Городское население стало подчиняться не воеводам, а посадскими людьям бурмистам.
В 1720 г. была проведена магистратская городская реформа . В Петербурге на правах коллегии был учрежден Главный магистрат. Он возглавил органы самоуправления всей страны. Магистраты собирали налоги, ведали судом над горожанами. Магистраты были призваны заложить основы самоуправления, но это оказалось им не под силу. Так как у магистратов почти полностью отсутствовали собственные средства.
При Петре I города не имели источников дохода, так как сборы с лавок и прочих оброчных статей поступали не в городскую кассу, а в государственную казну. Магистраты являлись соединительным звеном между администрацией и сходом жителей посада. Они оказались долговечными и были упразднены лишь в 1864 г.судебной реформой.
Вторая городская реформа подразумевала разделение населения городов на «регулярных» и «нерегулярных» граждан. К «нерегулярным» относились лица, не владевшие собственностью. «Регулярные» делились на две гильдии: в первую входили дворяне, купцы и промышленники, во вторую — мелкие торговцы и ремесленники. Только «регулярные» граждане имели право избирать в местные магистраты.
Осуществленные Петром I преобразования государственного управления имели прогрессивное значение для России. Созданные им институты государственной власти просуществовали более двух веков. Например, Сенат действовал 206 лет. А система подушной подати просуществовала 163 года. Также другие реформы Петра Великого имели продолжительный характер: созданные им институты государственной власти оказали заметное влияние на все стороны общественной жизни
ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИ В РОССИИ В 20-60-Е ГГ. ХVIII ВЕКА
Смена правителей на российском престоле не означала для страны каких-либо серьезных изменений или потрясений. В этот период в стране не было крупных и значительных реформ. Можно говорить лишь о реорганизации органов центральной власти и приспособлении их к нуждам определенного конкретного правителя и его окружения.
В эпоху дворцовых переворотов произошло ослабление России, бюрократизация государственного аппарата, снижение боеспособности армии и флота, фаворитизм оказались характерными чертами этого времени.
Итак, рассмотрим основные преобразования в системе высших центральных и местных органов управления России 20-60-х гг.18 века.
После смерти Петра I русский престол заняла Екатерина I. При Екатерине I 8 февраля 1726 г. был создан Верховный тайный совет, ставший главным правительственным органом при императрице. Став высшим учреждением в государстве, Верховный тайный совет ведал всеми важными внутренними и внешними делами. Совету подчинялись три важнейшие коллегии - военная, адмиралтейская и иностранная. Центральный орган - Тайная канцелярия, созданная при Петре I.
После смерти Екатерины I на престол по ее завещанию взошел Петр II. При Петре II вся власть была также сосредоточена в руках Верховного тайного совета. После смерти Петра II. Вопрос о преемнике престола решал Верховный тайный совет, который отверг все кандидатуры и остановил свой выбор на вдовствующей герцогине курляндской Анне Иоанновне.
4 марта 1730 г. был упразднен Верховный тайный совет. Сенат продолжал действовать, но права его полностью не были восстановлены. Анна не проявляла способностей и желания управлять страной. Всю работу по управлению взяли на себя опытные администраторы - члены вновь созданного осенью 1731 г. Кабинета министров. Вначале Кабинет министров имел только управленческую функцию, но с ноября 1735 г. этот властный орган получил широкие полномочия и законодательные права.
После недолгого правления Ивана VI 25 ноября 1741 г. на русский престол вступила Елизавета Петровна.
Дворцовые перевороты и полицейская регламентация государственной системы сказались на изменениях структуры и функций как высших, так и центральных властных учреждений. На вершине пирамиды органов власти и управления Российской империи стоял император (императрица). За ним следовали высшие государственные учреждения - Верховный тайный совет, Кабинет министров, Конференция при высочайшем дворе, действовавшие в разное время. Что касается Сената во главе с генерал-прокурором, то его положение несколько раз менялось. Этот орган власти должен был подчиняться только императору, но, в определенные периоды он зависел от высших государственных учреждений.
Большую группу центральных государственных учреждений второй четверти XVIII в. составляли коллегии, управлявшие отдельными (специальными) хозяйственными и общественными вопросами. Система местных учреждений в 20-60 гг.18 века также подверглась значительным изменениям. Это объяснялось необходимостью укрепления дворянского государства в 20-30-е гг., когда разразился острый финансовый кризис и недовольство масс усилилось. Перестройка органов управления на местах проводилась в интересах помещиков. В
Перестройка системы местного управления установила строгую последовательность подчинения. Вновь начавшие действовать с 1743 г. магистраты были подчинены губернаторам и воеводам и также были включены в общую систему централизации власти.
Централизация системы государственного управления снизу доверху, формирование служилой бюрократии преимущественно из среды дворян, поддерживало и укрепляло самодержавную власть. Бюрократия становилась элитным слоем, вышедшим как из старой аристократической части господствовавшего сословия, так и из новых дворян, выдвинувшихся по своим личным качествам.
В середине XVIII в. правительство Елизаветы Петровны активно влияло на процесс формирования бюрократии. Число потомственных дворян среди чиновников сократилось. Для исправления положения в 1750-1754 гг. было приостановлено назначение в секретари лиц недворянского происхождения, ужесточен контроль за обучением юнкеров - кандидатов на замещение секретарских должностей разного уровня.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 199.