Влияние оказывается на неконструктивные способы воздействия на другого в период согласования и приспособления (уход, угроза развода, причинение вреда имуществу другого или совместному имуществу, попытки суицида, демонстративный алкоголизм и другие деструктивные способы воздействия на другого) не позволяют семье чутко реагировать на те изменения, которые происходят внутри нее и вне ее, требующие изменения ее структуры, нового согласования, пересмотра устоявшихся ролей. В таком случае в семье может надолго сохраниться структура, ущемляющая потребности одного или многих членов семьи, приводящая к неэффективному функционированию семьи. Переход к новой структуре, связанной с новым этапом жизни семьи, происходит в таком случае не плавно, а в результате кризиса (резкого, крутого перелома, связанного с тяжелыми последствиями для членов семьи). Этому предшествует доведение одной из сторон до крайней степени терпения.
В процессе вмешательства психологу необходимо:
1. Создание эффективной иерархической структуры в семье, в которой родители являются авторитетом для детей.
2. Создание эффективной родительской коалиции, в которой родители поддерживают друг друга при предъявлении требований детям.
3. Расширение субсистемы детей в субсистему сверстников, побуждение к общению вне семьи.
4. Создание отвечающих возрасту детей условий, для экспериментирования с автономией и независимостью.
5. Обособление субсистемы пары от субсистемы родителей.
6. Коммуникация в семье должна строиться по определенным правилам.
7. Отец должен играть главенствующую роль в семье.
8. Доминирующий аффект, связанный с проверкой прочности линий власти в семье, агрессией, соперничеством должен смениться на чувства, связанные с заботой друг о друге.
I. Физическое отделение супругов от детей, поочередное стимулирование супругов сначала играть роль супругов, а потом родителей. Это делается для того, чтобы установить четкие границы между супружеской и родительской субсистемами.
II. Демонстрация возможности различных ролевых позиций взрослого в качестве родителя (контроль) и в качестве благожелательного старшего сиблинга, что делает границы между родительской и детской субсистемами более проницаемыми. Переходя из одной субсистемы в другую, психолог меняет роли, чем демонстрирует гибкость ролевого поведения.
III. Модификация традиционных для семьи путей взаимодействия:
1. Психолог может обратиться к молчащему члену семьи и тем самым возвысить его во внутрисемейной иерархии.
2. Психолог может активно прервать способ взаимодействия, говоря, например, супруге, чтобы она перестала главенствовать. Этим он бросает вызов традиционным для данной семьи путям взаимодействия.
3. Психолог может вызвать к жизни диалог между отцом и сыном для того, чтобы обойти регулирующую деятельность матери. Это относится к ситуации, когда мать чувствует, что если отец и сын разовьют язык кооперативной коммуникации, то она окажется изолированной и покинутой. В ситуации же разделенности отца и сына, конфликтных отношений между ними она ощущает себя нужной, полезной, желанной и для одного, и для другого. Диалог между отцом и сыном в данной ситуации:
1) «осаживает» материнское функционирование и возрождает генетическую систему поддержания семейной структуры;
2) способствует возрождению эффективной коммуникации между отцом и сыном;
3) способствует возрождению коммуникации жены с мужем именно как с мужем, а не как с опекаемым.
4. Психолог делает более тесными позиции двоих, между которыми ранее была вражда вследствие «треугольных» отношений.
5. Психолог делает слабого (семейного «козла отпущения») еще слабее и просит другого оказать ему помощь.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 337.