Задачи консультирования или коррекции, в данном случае зависят от возраста ребенка.
Если речь идет о консультировании дошкольника, темой для консультации может быть: адаптация к детскому саду, агрессивность и застенчивость ребенка, гиперактивность ребенка, детские страхи, психодиагностические услуги (уровень развития ребенка, готовность ребенка к школе), проблемы общения ребенка с другими детьми, затруднение или неадекватное выражение эмоций.
В школьном возрасте: сложности в обучении, конфликты со сверстниками, учителями, родителями, застенчивость и замкнутость, агрессивность.
В подростковом возрасте: отношение к своему телу и половой зрелости, проблемы самооценки, отношения с противоположным полом и многие другие темы.
Помощь специалиста состоит из серии индивидуальных занятий с ребенком и периодического консультирования родителей и будет полезна ребенку и родителям для того, чтобы справиться со своими переживаниями и найти в себе новые силы.
Длительность работы зависит от возраста ребенка и проблемы.
Цели консультирования детей и взрослых сходны, но методы работы консультанта необходимо приспособить к особенностям ребенка. Психологическое консультирование детей отличается следующими характерными чертами:
1) дети почти никогда не обращаются за помощью сами, обычно к консультанту приходят взрослые в связи с проблемами ребенка;
2) психотерапевтический эффект должен быть достигнут очень быстро, так как одна проблема порождает новые, что существенно отражается на психическом развитии ребенка в целом;
3) консультант не может возложить на ребенка ответственность за решение существующих проблем, поскольку мышление и самосознание в детском возрасте недостаточно развиты; кроме того, любые существенные изменения в жизни ребенка зависят от взрослых (Гуткина, 2001).
Большинство очевидных различий между ребенком и взрослым заключаются в используемом уровне коммуникации. Зависимость ребенка от взрослых заставляет консультанта рассматривать проблемы членов семьи в тесной взаимосвязи друг с другом; в подавляющем большинстве случаев для решения психологических проблем детей необходима семейная терапия (Шостром, 2002).
Статистика свидетельствует, что количество обращений за психологической помощью, связанных с подростковым периодом, намного превышает количество обращений по поводу психологических проблем детей. Резко расширяется и диапазон запросов: от проблем первой, чаще неразделенной, любви и взаимоотношений конфликтного характера до опасности наркомании и алкоголизма и даже попыток самоубийства подростков, юношей и девушек.
Консультируя подростков, психолог или психотерапевт исходит, в числе прочего, из психологических нормативных задач развития. Важно учитывать противоречивость этих задач.
Центральное новообразование подросткового возраста – это самоопределение. Его главным признаком является потребность занять внутреннюю позицию взрослого человека, осознать себя в качестве члена общества, определить себя в мире (понять себя и свои возможности, свое место и назначение в жизни). Психологические проблемы подростка связаны прежде всего с самоопределением в сексуальной, интеллектуальной, личностной, эмоциональной и социальной сферах. Для этого возраста типичны поиск понимания в общении, постоянная готовность к контактам, потребность получить «подтверждение» со стороны другого.
Соответственно проблемы подростков, просьбы помочь найти выход в какой‑либо затруднительной ситуации относятся чаще всего к сфере взаимоотношений – в группе сверстников, с лицами противоположного пола, с родителями, учителями. Частыми причинами обращений за психологической помощью являются также проблемы, касающиеся осознания собственной личности и трудностей в учебе.
Когда родители приводят в консультацию детей дошкольного и младшего школьного возраста, они, как правило, полно отвечают на вопросы психолога, легко идут на контакт с ним. Подростки в ситуации консультирования, инициатива которого исходит от их родителей, часто чувствуют себя «не у дел». Завязать с ними откровенный разговор трудно, достоверность выполнения ими психодиагностических процедур оставляет желать лучшего.
В ряде случаев консультант должен обеспечить психологическую поддержку, которая отсутствует или приняла искаженные формы в реальных жизненных отношениях, принять на себя роль посредника, содействовать восстановлению нормальных связей с миром. В дальнейшем эта роль сводится на нет, передается близким людям, учителям, сверстникам, старшим товарищам.
Консультант может выступать и в роли тренера, способствуя развитию навыков общения, приемов саморегуляции, самопознания. В данном возрасте также актуальна профконсультация.
В основе индивидуальной работы с юношами и девушками должны лежать принципы диалогического общения, равноправные отношения с целью совместного изучения конкретной психологической ситуации и ее совместного разрешения. Эффективность консультирования в этом возрасте во многом обусловлена способностью психолога стимулировать внутренний диалог, который рассматривается как важнейший фактор развития. Необходимо затем перевести его в диалог внешний.
Консультирование подростков осуществляется в соответствии с общепринятой схемой консультации:
• установление контакта с подростком;
• запрос подростка: описание трудностей и желаемых изменений в себе, конкретных людях, ситуации;
• диагностическая беседа: поиск причин трудностей;
• интерпретация: словесно высказанная гипотеза консультанта о возможных причинах трудностей подростка;
• реориентация: совместная выработка конструктивных способов преодоления трудностей.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 309.