Передвижение осужденных без конвоя и без сопровождения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Отбывание осужденными наказания основывается на двух важнейших требований режима:

содержание осужденных в течение всего срока наказания в одном исправительном учреждении (ст. 81УИК РФ);

изменение условий их содержания во время отбывания наказания (ст. 78, ч. 1 ст. 82 УИК РФ).

Соблюдение этого требования создается условия необходимые для осужденных их исправления.

Сущность института изменений условий содержания осужденных состоит в изменении их правового статуса, в частности объема прав, как в сторону ослабления правоограничении, так и в сторону усиления последних. Изменение условий содержания осужденных реализуется в двух формах:

в пределах исправительного учреждения (ст.ст. 87, 120, 124, 127, 130 и 132 УИК РФ);

путем перевода из одного исправительного учреждения в другое (ст. 78 УИК РФ).

Под изменением условий содержания в пределах одного исправительного учреждения понимается одновременное увеличение или сокращение предусмотренных законом льгот, связанных с переводом на улучшенные или более строгие условия содержания в колониях общего, строгого и особых режимов, в тюрьмах на общем и строгом режиме, в воспитательных колониях. С этой целью в исправительных колониях предусмотрена трехступенчатая система отбывания наказания (обычные, облегченные и строгие условия содержания - ч. 1 ст. 87 УИК РФ), а в воспитательных колониях - четырехступенчатая (обычные, облегченные, льготные и строгие условия содержания - ч. 1 ст. 132 УИК), в тюрьмах - общий и строгий виды режима. В колониях все вновь поступившие осужденные содержатся на обычных условиях. В зависимости от поведения осужденных, возможно, их перемещение с обычных на облегченные условия, где им предоставляется право дополнительно расходовать на покупку продуктов. И вещей своей необходимости, получать передачи, посылки, и бандероли, а также краткосрочные и длительные свидания; или на строгие условия, где, напротив, сокращается объем перечисленных прав осужденных с одновременным содержанием их в запираемых помещениях [4].

Изменение условий содержания зависит от поведения и отношения их к труду осужденных может осуществляться путем изменения вида исправительного учреждения с более льготными или более строгими условиями содержания (ч. 1 ст. 78 УИК РФ).

Хорошо характеризующиеся лица, для дальнейшего отбывания могут быть переведены:

из тюрьмы в ИК - по отбытии осужденными не менее половины срока тюремного заключения, назначенного приговором суда;

из исправительной колонии особого режима в ИК строгого режима - по отбытии в исправительной колонии особого режима не меньше половины срока;

из исправительных колонии общего и строгого режима в колонию-поселение - по отбытии осужденными, находящимися на облегченных условиях содержания, не менее одной трети срока наказания, а лица, осужденные за особо тяжкие преступления или ранее досрочно освобождались от наказания и совершили новые преступления в период неотбытой части, могут переведены по отбытии не менее двух третей срока наказания. В случае не согласен со своим переводом в строгие условия отбывания в колонии или тюрьме можно, обжаловать данное решение в законом порядке [7].

Не подлежат переводу в колонию-поселение следующие категории осужденных:

совершившие преступления при особо опасном рецидиве;

приговоренные к пожизненному отбыванию, в случае замены данного наказания в порядке помилования на определенный срок;

смертная казнь которым заменена наказанием в виде лишения свободы в порядке помилования;

не прошедшие курса необходимого лечения, а также требующие специального лечения в мед. учреждениях закрытого типа;

не давшие письменного согласия на перевод в колонию-поселение.

Лица, являющиеся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания (ст. 116 УИК), переводятся в исправительные учреждения с более строгими условиями содержания:

из колонии-поселения в колонию, ранее определенном судом (общий или строгий режим);

из колонии-поселения, в которую они были направлены согласно приговора суда, в колонию общего режима;

из колонии общего и строгого режима в тюрьму на срок не свыше трех лет [4].

Женщины переводу в тюрьму не подлежат.

Изменения вида ИУ на другой вид режима возможен судом. Передвижение осужденных без конвоя и без сопровождения(ст. 96 УИК) предоставляется только хорошо характеризующимся лицам, находящимся в данном учреждении не менее 6 месяцев, а также оставленным для ведения хозяйственных работ в СИЗО и тюрьмах.

Передвижение без конвоя не допускается или сопровождается за пределы охраняемой территории:

лица, совершивших преступление при особо опасном рецидиве;

осужденных к пожизненному лишению свободы;

осужденных, имеющие неснятые или непогашенные взыскания;

осужденных за особо тяжкие преступления; осужденных, находящихся в других условиях содержания;

осужденные за умышленное преступления, совершившие в период отбывания наказания;

лица, не прошли полный курс лечения от алкоголя, токсикомании, наркомании, туберкулеза в открытой форме или венерического заболевания;

осужденных ВИЧ инфицированных, лиц страдающих психическими расстройствами, и не вменяемые [15, с. 42].

Могут передвигаться без конвоя или без сопровождения предоставляется осужденным по решению начальника исправительного учреждения. Осужденным указывается маршрут движения и время выхода из колонии. Расконвоированные размещаются в колонии, как правило, в отдельных помещениях. Однако им может быть разрешено проживание в общежитиях за охраняемой территорией, но в границах, установленных администрацией ИУ.

Правила поведения осужденных, которым можно передвигаться без конвоя или без сопровождения за пределами колонии, устанавливаются начальником колонии по согласованию с органами местного самоуправления. В случае нарушения осужденным режима, правил поведения или при изменении характера работ передвижение без конвоя или сопровождения разрешается по постановлению начальника ИУ [11].

Важный элемент режима отбывания наказания — выезды осужденных за пределы мест лишения свободы. Введение указанного института позволяет смягчать изоляцию от общества, укреплять полезные социальные связи осужденных.

В ст. 97 УИК устанавливается виды выездов осужденных за пределы ИУ: краткосрочные (продолжительностью до семи суток), длительные (на время ежегодного оплачиваемого отпуска). Женщины, которые имеют детей в домах ребенка ИК или несовершеннолетних детей-инвалидов вне исправительных учреждений, предоставляется выезд длительностью до 15 суток.

Кроме того, такой краткосрочный выезд может быть разрешен для решения вопросов бытового трудового и устройства (п. «а» ч. 1 ст. 97 УИК).

Заявление осужденного о срочном выезде подлежит рассмотрению в течение суток. Отказ в разрешении на краткосрочный выезд должен быть мотивирован. Время нахождения осужденного вне пределов исправительных учреждений включается в срок отбытого наказания. За время выезда заработок не начисляется, стоимость проезда осужденного оплачивается им лично или его родственниками.

Длительные выезды предоставляются осужденным ежегодно на время отпуска (ч. 4 ст. 104 УИК). Выезд женщинам может быть разрешен, только которые имеют детей в домах ребенка исправительных колоний, для устройства их у родственников или в детском доме. Кроме того, женщинам, имеющих несовершеннолетних детей-инвалидов вне исправительных колоний, выезд для свидания с ними предоставляется один раз в год. Время таких выездов устанавливается до 15 суток, не считая времени в пути.

В некоторых случаях лица, страдающим психическими болезнями, не вменяемые, а также инвалидам I и II групп и нуждающиеся по здоровья в постоянном постороннем уходе, а также несовершеннолетним выезд разрешается в сопровождении родственника или иного лица [22, с. 157].

При решении вопросов о выездах осужденных учитываются характер и тяжесть совершенного осужденным преступления, отбытый срок наказания, его личность и поведение.

В ч. 3 ст. 48 Уголовно-исполнительный кодекс (далее УИК ) предусматривается еще один вид краткосрочного выезда из исправительного учреждения. Осужденным, у которых не отбытая часть заменена ограничением свободы, администрация ИУ может разрешить короткий выезд на срок до пяти суток.

Определенным категориям осужденных выезды за пределы ИУ не разрешаются. К ним относятся: осужденные, совершившие преступление при особо опасном рецидиве; лицам, которым наказание в виде смертной казни заменено лишением свободы в порядке помилования; осужденные с пожизненным лишением свободы; ВИЧ-инфицированные, а также не завершившие лечение от алкоголизма, токсикомании, наркомании, венерического заболевания, больные открытой формой туберкулеза, страдающие психическими болезнями, не вменяемые.

По прибытии осужденного к месту назначения он должен зарегистрироваться в суточный срок в местном органе внутренних дел, а в день убытия или истечения срока сделать отметку об убытии. В случае задержки прибытия в исправительное учреждение по уважительным причинам осужденный обязан известить телеграфом начальника исправительного учреждения с предоставлением по прибытии оправдательных документов. Если осужденный не явился для регистрации или не выехал к месту отбывания наказания по неуважительным причинам, а также при установлении факта уклонения от отбывания наказания, он подлежит задержанию органом внутренних дел на срок 30 суток для разрешения вопроса о направлении к месту наказания под конвоем [28, с. 97]. При возникновении различных обстоятельств, затрудняющих обратный выезд осужденных в данный срок, по представлению начальника ОВД срок возвращения в ИУ может быть изменён до пяти суток с уведомлением об этом администрацию учреждения.

Главное место в режиме отбывания наказания занимают нормы, обеспечивают социальную защищенность осужденных. Хотя такие нормы не обязательно могут находиться в главах УИК, регулирующих режим в исправительных учреждениях, они по своему содержанию призваны нормативно обеспечить правовую защиту этих лиц в условиях осуществления государственного принуждения. К ним относятся положения о запрещении жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения (ч. 2 ст. 12 УИК); право на заявления, жалобы и обращения (ч. 4 ст. 12 УИК); право на личную безопасность (ст. 13 УИК); право на охрану здоровья (ч. 6 ст. 12 УИК).

Один из элементов социальной защиты осужденных во время отбывания наказания — запрещение законом применять к ним некоторые меры дисциплинарного воздействия и меры безопасности. Так, женщины, освобожденные от работы по беременности и родам, женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет в домах ребенка при колонии, а также осужденные — инвалиды 1 группы не переводятся в ШИЗО, или единое помещение камерного типа (далее ЕПКТ ),(ч. 7 ст. 117 УИК). Законом предусмотрено создание более мягких, чем для других, условий отбывания наказания для женщин [5].

Они не содержатся в колониях строгого и особого режимов. Для беременных женщин и женщин, имеющих детей в домах ребенка, создаются улучшенные жилищно-бытовые условия, как и для несовершеннолетних, а также для инвалидов I и II групп.

В УИК впервые на базе трудового законодательства решен такой важный вопрос социальной защиты осужденных, как обязательное государственное страхование и пенсионное обеспечение (ст. 98), а также получение пособий (ч. 7 ст. 12). Согласно ч. 1 ст. 98 лица осужденные к лишению свободы, привлечены к труду, обязательно подлежат обязательному гос. социальному страхованию, а женщины обеспечены пособиями по беременности и родам в порядке, установленном Правительством РФ.

 

 

7. Выезд осуждённых за пределы исправительных учреждений

Выезды осужденных за пределы мест лишения свободы позволяют смягчить изоляцию от общества, укрепить их полезные социальные связи.

В ст. 97 УИК устанавливается четыре вида выездов осужденных за пределы исправительного учреждения: по исключительным личным обстоятельствам; для предварительного решения вопросов трудового и бытового устройства; для устройства осужденными женщинами детей и для свидания с ними на время отпуска.

Письменное заявление осужденного о срочном выезде должно быть рассмотрено в течение суток. Отказ в разрешении на краткосрочный выезд должен быть мотивирован. Время нахождения осужденного вне пределов исправительных учреждений включается в срок отбытого наказания. За время выезда заработок не начисляется, стоимость проезда осужденного оплачивается им лично или его родственниками. Длительные выезды предоставляются осужденным ежегодно на время оплачиваемого отпуска (ч. 4 ст. 104 УИК). Этим правом и на тот же срок могут воспользоваться не только которые работают, но и другие лица которые освобождены по возрасту, по здоровья (ч. 2 ст. 103 УИК), а также не обеспечены работой не по от них причинам.

Наконец, краткосрочный выезд может быть разрешен женщинам, имеющим детей в домах ребенка исправительных колонии, для устройства их у родственников или в детском доме. Если женщины, имеющие несовершеннолетних детей-инвалидов вне исправительных колонии, краткосрочный выезд представляется раз в год для свидания с ними [13, с. 532]. Время таких краткосрочных выездов устанавливается до семи суток, не считая времени в пути.

В исключительных случаях осужденным, страдающим психическими заболеваниями, не вменяемые, а также инвалидам I и II группы и нуждающиеся по состоянию здоровья в постороннем уходе, а также несовершеннолетние выезд предоставляется, в сопровождении родственника или иного лица.

Меры поощрения в отношении осужденных применяются для стимулирования их положительного поведения. Закон (ст. 113 УИК РФ) выделяет три группы мер поощрения в зависимости от их значимости и содержания.

К первой группе относятся следующие меры:

объявление благодарности;

вручение подарка;

премирование;

возможность на получение дополнительной посылки или передачи;

предоставление дополнительного короткого или длительного свидания;

дополнительно использовать денежные средства в сумме до одной четверти минимальной месячной оплаты труда на покупку продуктов и вещей первой необходимости;

увеличение прогулки лицам, содержащимся на строгих условиях в ИК в помещениях камерного типа и тюрьмах до двух часов в день на срок до одного месяца;

снятие досрочного наложенного взыскания;

наказания к лицам, отбывающим в колониях-поселениях может применяться поощрения проведение праздничных и выходных дней за пределами колонии;

данные поощрения могут, применяются за чуткое отношение к труду хорошее поведение, обучению, в самодеятельных организаций принимать активное участие и воспитательных мероприятиях. Поощрения носит, разовый характер, и перевод не связан в другое ИУ и другим режима [18, с. 76].

Ко второй группе относятся следующие меры поощрения:

осужденные переводятся из тюрьмы в ИК;

осужденных переводят из ИК общего и строгого режимов в колонию-поселение.

Поощрения применяются к данным лицам в зависимости от их поведения и положительной характеристике при отношения к труду и связаны с переводом из одного ИУ в другое с другим режимом. К некоторым эта мера не применяется [18, с. 79].

К третьей группе можно отнести следующие меры:

представление к условно-досрочному освобождению;

возбуждение ходатайства о помиловании.

Это форма поощрения применяется только к осужденным, которым не нужно полное отбывание которое назначил суд. В отношении таких осужденных у администрации ИУ не должно быть ни какого сомнения в том что процесс исправления закончен и потому дальнейшего пребывания их в ИУ не обязательно. Основанием применения к осужденному меры поощрения может быть как разовый положительный поступок, например предотвращение пожара нападения на сотрудника исправительного учреждения так и система его поведения при отбывании наказания [18, с. 81].

Одновременно в ст. 114 УИК сформулированы процедурные нормы, которые определяют порядок применения мер поощрения к осужденным. Благодарность может, объявляется в устной форме, остальные меры поощрения - только письменно. Кроме того законом устанавливаются определенные правовые рамки применения этих мер. Так же в порядке поощрения в года возможно будет разрешено получить дополнительно четыре посылки или передачи и предоставлено до четырех коротких или длительных свиданий.

В ч. 3 ст. 114 УИК регламентируется порядок снятия ранее наложенного взыскания. Так выговор, дисциплинарный штраф и водворение в ШИЗО могут быть досрочно сняты не ранее трех месяцев со дня отбытия взыскания, а более строгие меры воздействия — перевод в помещения камерного типа и ЕПКТ и одиночные камеры, могут быть досрочно сняты не ранее шести месяцев со дня их отбытия.

В условиях лишения свободы система мер взыскания выполняет, наряду с дисциплинарным наказанием и частной превенцией, общую предупредительную роль. Тяжесть и условия совершенного нарушения, его общественная опасность, отношение нарушителя к содеянному и его психолого-педагогическая характеристика являются основными критериями определения меры дисциплинарного взыскания. Статья 115 УИК РФ включает исчерпывающий перечень взысканий. Однако, необходимо иметь ввиду, что предусмотренные УИК РФ меры взыскания подразделяются на: а) применяемые в пределах исправительного учреждения; б) связанные с изменением его вида. Среди первых, в свою очередь, различают существенно не влияющие на правовой статус осужденного – выговор и дисциплинарный штраф – и оказывающие такое влияние: водворение в ШИЗО, единые помещения камерного типа; перевод из обычных в строгие условия.

Колонии - поселения и условия в них максимально приближены к жизни на свободе. Проживание осужденных вне общежития, в том числе с семьей, является одним из важнейших стимулов формирования их правопослушного поведения. Лишение такого права – весьма нежелательная мера в первую очередь для семьи осужденного [26, с. 208]. Поэтому она в отношении семейных осужденных должна применяться лишь в крайних случаях.

В условиях отсутствия в колониях - поселениях привычных атрибутов тюремной системы: охраны, заборов, иных помещений, обеспечивающих длительную изоляцию нарушителей, и наличия ограниченного надзора перевод осужденных в ЕПКТ не применяется. Взыскания, связанные с изменением установленного порядка вида исправительного учреждения, как-то: перевод из колонии - поселения в колонии общего и строгого режимов и из колоний общего и строгого режимов в тюрьму, осуществляются на основе судебного решения. Эти взыскания касаются злостных нарушителей режима (ст. 116 УИК РФ).

Употребление алкогольных напитков, наркотических средств или психотропных веществ как факт должно быть подтверждено соответствующим актом, составленным с участием медицинских работников. К обследованию целесообразно привлекать специалиста - нарколога. В случае невозможности освидетельствовать нарушителя это при доставлении (обнаружении) необходимо сделать в самое ближайшее время. Полученные результаты приобщаются к материалам проверки по факту нарушения. Употребление осужденными наркотиков является нарушением только в том случае, если данный факт имел место без назначения врача [20, с. 356]. Список наркотических средств и психотропных веществ определяется комитетом по контролю наркотиков при Министерстве здравоохранения РФ.

Мелкое хулиганство определяется законодательством как негрубое нарушение общественного порядка, когда действия осужденного создают помехи установленному порядку отбывания наказания (например, непристойное приставание к осужденным, представителям администрации исправительных учреждений, нецензурная брань в присутствии посторонних лиц и другое поведение, характеризующее пренебрежительное отношение осужденного к интересам общества) [30, с. 101].

Угроза представителям администрации исправительного учреждения – это психическое воздействие на представителя администрации либо его родственников, выраженное устно или письменно, а также через третьих лиц. Угрозу применить насилие в отношении представителя администрации либо его родственников необходимо рассматривать не как злостное нарушение осужденным порядка, а как преступление, предусмотренное ч. 2 и 3 ст. 321 УК РФ Неповиновение администрации исправительного учреждения выражается в открытом, демонстративном отказе исполнить их законное требование, обращенное к осужденному, если сотрудник в силу выполняемых им функций имеет право такое требование предъявить, а осужденный обязан его выполнять.

Оскорбление представителей администрации выражается в умышленном унижении чести и достоинства лиц, ее представляющих, их дискредитации, подрыве престижа. Формы оскорблений могут быть устные (грубая нецензурная брань, ругательства или нецензурные прозвища), письменные (записки или письма неприличного содержания), а также в виде неприличных телодвижений и жестов.

Исчерпывающий список запрещенных предметов определен в приложении к Правилам внутреннего распорядка. Под изготовлением запрещенных предметов следует понимать любые действия, в результате которых были получены данные предметы без соответствующего на то разрешения. Хранение - умышленные действия, связанные с нахождением запрещенных предметов во владении осужденного (при себе, в помещении, в тайнике и других местах). Ответственность за хранение не зависит от его продолжительности. Передачей запрещенных предметов являются любые умышленные действия по их перемещению независимо от способа и места осуществления этих действий.

Уклонение от принудительных мер мед. характера или от лечения, назначенного судом или мед. комиссии, может выражаться как в отказе пройти курс лечения, так и в иных действиях, свидетельствующих о наличии умысла уклониться от лечения (например, неявка без уважительной причины по вызову врача; приостановление лечебных процедур; нарушение больничного режима).

Создание забастовок или других групповых неповиновений, а так же активно участвовать в них. Под забастовкой и групповыми неповиновениями следует считать отказ осужденных, которые содержатся в ИУ, выполнять общие для учреждения требования и правила. Это может быть отказ: от выхода на поверку, от приема пищи [15, с. 68]. Организатором можно признать осужденного, первоначально создавшего группу для достижения поставленной цели, вовлекшего в нее других осужденных, разработавшего цели, планы забастовки или групповых неповиновений, непосредственно руководившего их осуществлением. Активное принятие в забастовках и других групповых неповиновениях заключается в планировании и подготовке вовлечении других лиц. Осужденные, которые являются пассивными наблюдателями за этим событием, не являются злостными нарушителями порядка отбывания наказания.

Мужеложство – половое влечение мужчин к мужчинам или другие действия сексуального характера в отношении их. Лесбиянство – то же в отношениях между женщинами. Эти действия без их согласия могут быть квалифицированы по ст. 132 УК РФ.

Группировкой осужденных необходимо считать устойчивую группу из двух или более лиц, создаваемую с целью оказания отрицательного воздействия на осужденных, вовлечения их в противоправные действия (употребление алкоголя, наркотиков, организации неповиновений представителям администрации, хулиганств, забастовок и других указанных в ч. 1 статьи 116 УИК РФ правонарушений). Часть 6 ст. 103 УИК РФ запрещено осужденным прекращать работу для разрешения трудовых споров. Отказ от работы выражается в том, что осужденный, обеспеченный работой с учетом его трудоспособности, не желает трудиться. Отказ может выражаться как в открытой форме, так и в скрытой, когда он выходит на производство, но не приступает к работе без уважительных причин. Не является отказом болезнь осужденного, исключающая возможность выполнения трудоемкой работы, отсутствие охраны, спецодежды, инструмента и т.д. Ответственность за такое правонарушение может наступить только при наличии вины, выраженной в форме прямого умысла.

При определении вида дисциплинарного взыскания за отказ от работы необходимо учитывать личность осужденного, мотивы отказа и цель. Таким образом, злостным нарушителем может быть признан осужденный при условии, что он совершил действие, предусмотренное ч. 1 статьи 116 УИК РФ, либо активно участвовал в его совершении, либо в течение года был дважды водворен (за любые другие нарушения) в штрафной изолятор, если на него за вышеперечисленные действия наложили взыскания, указанные в п. п. "в" - "е" ч. 1 ст. 115 УИК РФ. Если осуждённый совершил злостное нарушений установленного порядка, которые перечислены в ч. 1 и 2 комментируемой статьи, осужденный подвергался взысканию, которые указанны в п. п. "в" - "е" ч. 1 ст. 115 УИК РФ, он одновременно с наложением взыскания – по представлению администрации (начальника отряда, имеющих право составлять подобного рода представления) – признается постановлением начальника ИУ злостным нарушителем порядка отбывания наказания.

К числу этих мер взыскания относятся:

выговор;

штраф в размере до двухсот рублей;

водворение осужденных в ШИЗО на срок до 15 суток;

перевод мужчин, являющихся нарушителями порядка отбывания, содержащихся в колониях общего и строгого режима, в помещения камерного типа, а в исправительных колониях особого режима - в одиночные камеры на срок до шести месяцев;

перевод лиц, являющихся нарушителями данного порядка отбывания наказания, в ЕПКТ на срок до одного года;

перевод женщин, признанных нарушителями данного порядка отбывания наказания, в помещения камерного типа на срок до трех месяцев [4].

Женщины, которые имеют детей в возрасте до трёх лет в доме ребенка ИУ, и осужденные женщины, освобожденные от работы по беременности и родам, а так же осуждённые, которые являются инвалидами 1 группы, в ШИЗО и ЕПКТ не переводятся.

С учетом специфики отбывания в колониях-поселениях к осужденным могут применяться такие меры, как отмена права проживания вне общежития или запрещён выход за пределы общежития в своё свободное от время на срок до 30 дней. Некоторые перечисленные в ст. 115 УИК меры взыскания (водворение в ШИЗО, перевод в ЕПКТ и одиночные камеры) одновременно влекут за собой лишение осужденного целого комплекса прав и возложение на них дополнительных обязанностей.

При нахождении осужденного в штрафном изоляторе ему запрещаются покупка продуктов питания, звонки по телефону, получать посылки, передачи, бандеролей, свидания [4]. Он пользуется ежедневной прогулкой продолжительностью лишь один час. Такие строгие меры и ограничение прав обусловливаются не только серьезностью поступка осужденного, но и краткосрочностью содержания в ШИЗО - до 15 суток.

Необходимо подчеркнуть, что минимальные стандартные правила обращения с заключенными допускают сокращение питания (п. 1ст.32 Правила). Однако оно рассматривается в качестве самостоятельного взыскания, а не как сопутствующее мере взыскания ограничение.

В ст. 116 УИК РФ выделено определение злостного нарушения установленного порядка отбывания наказания и злостного нарушителя являются:

употребление алкогольных напитков либо психотропных или наркотических средств;

мелкое хулиганство;

угроза, неповиновение представителям администрации ИУ или их оскорбление при отсутствии признаков преступления;

изготовление, хранение или передача запрещенных предметов;

уклонение от исполнения принудительных мер медицинского характера или от обязательного лечения, назначенного судом или решением медицинской комиссии;

организация забастовок или иных групповых неповиновений, а равно активное участие в них;

мужеложство, лесбиянство;

отказ от работы или прекращение работы без уважительных причин.

Злостным может быть признано лицо, которое в течение года повторно нарушает порядок отбывания наказания, если за каждое из этих нарушений осужденный был подвергнут взысканию в виде водворения в ШИЗО (ч. 2 ст. 116 УИК РФ).

Сформулированное в ст. 116 УИК РФ понятие злостного нарушителя режима имеет важное значение для исполнения лишения свободы, поскольку является ключевым для применения многих норм уголовно-исполнительного законодательства. Оно является основанием для перевода осужденных из исправительного учреждения одного вида в другой с более строгими условиями отбывания наказания (ч. 4 ст. 78 УИК РФ), для перевода осужденных на строгие условия отбывания наказания (ст. 87 УИК РФ). Таким осужденным не может быть предоставлено право передвижения без конвоя и сопровождения (ч. 2 ст. 96 УИК РФ), право на краткосрочный выезд из исправительного учреждения (ч. 6 ст. 97 УИК РФ).

Важное значение для реализации норм, определяющих меры взыскания, имеет регламентация правового механизма их применения.

В ч. 1 ст. 117 УИК РФ определяются общие условия обоснованности наложения взыскания: обстоятельства конкретного нарушения и проступку поведение осужденного его характер и тяжесть, т. е. перечисляются объективные и субъективные факторы, которые учитываются при привлечении их к дисциплинарной ответственности. Кроме того, в ч. 1 ст. 117 УИК РФ формулируются общие процедурные правила наложения взыскания: оно должно быть наложено не позднее десяти суток со дня обнаружения проступка, а если в связи с проступком производилась проверка обстоятельств его совершения - со дня ее окончания, но не позднее трех месяцев со дня совершения проступка. Взыскание приводится в исполнение не позднее одного месяца со дня его наложения. Одновременно в ч.8 указанной статьи устанавливается срок давности действия наложенного взыскания — один год, если в течение этого времени осужденный не будет подвергнут новому взысканию. Наконец, запрещается за одно нарушение налагать несколько взысканий. Вместе с тем следует иметь в виду, что признание их злостными нарушителями порядка само по себе взысканием не является. Точно также не является взысканием перевод осужденного, признанного злостным нарушителем порядка отбывания наказания, на более жесткие условия наказания в исправительной или воспитательной колонии [4].

Наряду с общей процедурой наложения взысканий ст. 117 УИК РФ устанавливает порядок применения отдельных мер. Дисциплинарный штраф налагается только за злостные нарушения данного порядка отбывания наказания, перечисленные в ч. 1 ст. 116 УИК РФ. За другие нарушения это взыскание применяться не может.

Заключение

На основе проведенных исследований я пришёл к следующим выводам, что при исполнении ограничения свободы ограничивается его личная свобода во всем многообразии ее составляющих. Но в отличие от лишения свободы степень ее ущемления не столь выражена и состоит в помещении в специально созданное учреждение, исполняющее наказание - исправительный центр, в ограничении передвижения осужденного пределами исправительного центра, в проживании, как правило в общежитии.

Режим в исправительных учреждениях - в уголовно-исполнительном законодательстве РФ установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание различных категорий осужденных, разные условия содержания в зависимости от вида ИУ, которое назначено судом, изменение условий отбывания наказания (ст. 82 УИК РФ). Одновременно режим устанавливает правила поведения всех субъектов и участников правоотношений, их права и обязанности, возникающие по поводу исполнения и отбывания наказания.

В ИУ администрация пытается создать условия для исправления осужденных, худо или бедно обеспечивает порядок, осуществляет надзор за осужденными, ведет с ними воспитательную работу.

Условия жизни людей постоянно меняются и он постоянно должен адаптироваться к одним или другим условиям: устройство на новую работу, окончание учебного заведения и т. д. – все это происходит в нормальных условиях, вне изоляции от общества. Человеку же, который осужден от общества приходится, адаптироваться к другим абсолютно новым, кардинально отличающимся от жизни на свободе условиям в исправительных учреждениях. После освобождения опять приходится адаптироваться к нормальным, кардинально отличающимся от условий в этих учреждениях, условиям свободы. По этому осуждённые сталкивается с проблемами правового и социального характера. Условия освобождения из мест лишения свободы способствуют социальной адаптации, но эти условия существуют только на бумаге, а на деле осуществляются в очень небольшом и тяжелом объеме. Это связано как с администрацией ИУ, так и с самими заключенными. По сути надо пересматривать всю уголовно-исполнительную систему, переподготавливать кадры уголовно-исполнительной системы, принимать новые законы, и изменять общественное сознание, направляя его в позитивную сторону.

Режим и жизнь в местах лишения свободы регламентирована и непрерывна на протяжении всего срока наказания. С его помощью устанавливается граница дозволенного в поведении осужденных, и таким образом определяется их правовое положение. Правила режима в равной мере обязательны для всех осужденных и представителей администрации ИУ. Однако в реальности, на практике все выглядит немного иначе. Крайне нестабильное экономическое положение нашего государства не позволяет надлежащим образом обеспечивать материальными ресурсами и поддерживать в надлежащем состоянии места отбывания уголовного наказания в виде лишения свободы.

Из ходя из этих выводов автор предлагает, что начинать социальную адаптацию в нужно еще в стенах исправительных учреждений. В данном случае необходимо внести изменения в уголовно-исполнительный кодекс, согласно которым на уголовно-исполнительные инспекции должны быть возложены обязанности по социальной адаптации осужденных, которые отбыли уголовное наказание, это должно способствовать дальнейшему процессу исправления осужденного, и процесс исправления осужденного не должен кончаться тем моментом, когда он переступил порог КПП ИУ, выйдя на свободу. Основной целью уголовно-исполнительного закона является исправление, а не только кара за преступление, осужденного в процессе отбывания наказания, и государство в первую очередь не должно его бросать на произвол судьбы после освобождения из мест лишения свободы.

Между тем, несовершенство системы наказаний, в виде лишения свободы вызванное нестабильностью экономики и отсутствием материальных средств в свою очередь вызывает не достижение наказанием своих целей. Это ведет в свою очередь к росту преступности, что подрывает экономику и нормальное функционирование государства, как сложного социо- политического института. Получается замкнутый круг, разорвать который можно только путем наделения соответствующими полномочиями действительно компетентных в области исполнения уголовного наказания людей.

 

 

Список литературы

Нормативно-правовые акты

1 Конституция Российской Федерации: с гимном России: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года: с учетом Законов об изменении срока полномочий Президента РФ и Государственной Думы и о контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства РФ. – М.: Проспект, 2010. – 30, [4] с.

2 Уголовный Кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63 – ФЗ (в ред. от 21.07.2009 ) // Российская газета. – 1996. – 18 июня. – № 113.

3 Уголовно - процессуальный Кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. N 174 – ФЗ ( в ред. от 07.04.2010 ) // Российская газета. – 2001. – 22 декабря. – № 249.

4 Уголовно – исполнительный Кодекс Российской Федерации от 08 января 1997 г. № 1 – ФЗ ( в ред. от 05.04.2010 ) // Российская газета. – 1997. – 16 января. – № 9.

5 Закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5473 – 1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовное наказание в виде лишения свободы» // Ведомости СНД и ВС РФ. – 1993. – № 33. – ст. 1316.

6 Федеральный закон от 15.07. 1995 г. № 103 – ФЗ" О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" // Российская газета. – 1995. – 20 июля. – № 139

7 Федеральный закон Российской Федерации от 8 декабря 2003 г. N 162-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в УК РФ » // Российская газета. – 2003. – 16 декабря.

8 Федеральный закон РФ от 08.01.1997 № 2 – ФЗ «О введение в действие уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации» // Российская газета. – 1997. – 16 января. – № 9.

9 Федеральный закон РФ от 10.06.2008 № 76 – ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» (принят ГД ФС РФ 21.05.2008) // Российская газета. – 2008. – 18 июня. – № 128.

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 187.