Понятие семейного права. Семейные отношения как предмет правового регулирования
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Понятие семейного права. Семейные отношения как предмет правового регулирования.

Семейное право – самост., отрасль права, представл., собой совокупность правовых норм, регулирующих личные неимущественные и связанные с ними имущественные отношения между гражданами, возник.. на основе брака, кровного родства, усыновления и др., форм устройства детей в семью на воспитание.

Предмет СП – регулируемые нормами права личные неимущественные и связанные с ними имущественные отношения, возникающие из брака, кровного родства и других форм.

Семья – это уникальный институт общества. Она оказывает специфическое, не заменимое ничем другим влияние на развитие личности любого человека, и особенно несовершеннолетних детей. Характер семьи, степень ее материального благополучия, духовное и нравственное здоровье семьи во многом определяют облик человека, его общественную и трудовую активность, правильное воспитание детей и в конечном счете успехи и достижения всего общества.

Основной целью правового регулирования семейных отношений является укрепление семьи, построение семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов. Общественные отношения, регулируемые семейным правом, подразделяются по своей социальной сути на:

♦ личные неимущественные и

♦ имущественные.

Метод и функции семейного права. Императивные и диспозитивные нормы семейного права.

Метод семейно-правового регулирования - совокупность приемов и способов, при помощи которых нормы семейного права воздействуют на общественные отношения, входящие в предмет правового регулирования.

 Метод семейного права является по своей сути дозволительно-императивным.

Это проявляется в том, что в большинстве случаев государство предоставляет возможность участникам семейных правоотношений самим выбирать модель своего поведения, оставляя за собой право определять в императивных предписаниях рамки соответствующего поведения.

Особенности метода семейно-правового регулирования:

К характерным особенностям метода семейно-правового регулирования относятся:

- юридическое равенство участников семейных правоотношений, которое проявляется в отсутствии их властного подчинения друг другу;

- автономия воли участников семейных правоотношений заключается в том, что воля одного из участников семейных правоотношений не зависит от воли другого. Государство также не навязывает им свою волю, а лишь охраняет и защищает их законные права и интересы;

- индивидуальное ситуационное регулирование предоставляет возможность правоприменительным органам принимать решения с учетом конкретных жизненных обстоятельств;

- усиление диспозитивного начала в семейно- правовом регулировании обусловлено социально-экономическими изменениями в российском обществе. Диспозитивность означает возможность выбора одного варианта поведения из нескольких возможных, предоставленных законом.

Самостоятельная правовая отрасль, семейное право выполняет следующие функции:

♦ регулятивную - регулирование семейных отношений в соответствии с действующим законодательством;

♦ охранительную - защита и охрана прав и законных интересов участников семейных отношений;

♦ воспитательную - в семейно-правовых нормах содержатся варианты поведения, одобряемые обществом и государством, а также предусмотрены неблагоприятные последствия совершения действий, нарушающих права, свободы и законные интересы граждан.

Понятие брака по семейному праву. Подготовка к браку

Брак - это добровольный союз мужчины и женщины, который заключается в порядке, на условиях и с соблюдением требований, определенных законом, направлен на создание семьи и порождает для сторон взаимные права и обязанности (статья 12 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье).

 Из приведенного законодательного определения брака можно выделить следующие признаки, присущие данному институту:

 Добровольный союз мужчины и женщины; Брачный союз мужчины и женщины; Наличие принципа моногамии в брачных отношениях; Равноправный союз мужчины и женщины; Союз, заключенный в порядке, на условиях и с соблюдением требований, установленных государством; Союз, порождающий для его сторон взаимные права и обязанности имущественного и неимущественного характера; Союз, заключаемый на бессрочной основе.

Статья 14. Подготовка к браку

В целях подготовки лиц, вступающих в брак, к семейной жизни при отделах записи актов гражданского состояния районных, городских исполнительных комитетов и местных администраций районов в городах (далее - отделы записи актов гражданского состояния) могут создаваться службы правового, медицинского и психологического консультирования.

Услуги указанного характера могут быть оказаны лицам, вступающим в брак, также другими специализированными учреждениями, созданными в порядке, определенном законодательством Республики Беларусь.

Лица, вступающие в брак, вправе до заключения брака пройти бесплатное медицинское обследование в государственных организациях здравоохранения в целях определения состояния их здоровья и выявления наследственных заболеваний в порядке, установленном Министерством здравоохранения Республики Беларусь.

Статья 18. Брачный возраст

Брачный возраст устанавливается в восемнадцать лет.

В исключительных случаях, обусловленных беременностью, рождением ребенка, а также в случае приобретения несовершеннолетним полной дееспособности до достижения совершеннолетия орган, регистрирующий акты гражданского состояния, может снизить лицам, вступающим в брак, брачный возраст, установленный частью первой настоящей статьи, но не более чем на три года.

Снижение брачного возраста производится по заявлению лиц, вступающих в брак. При этом согласия родителей, попечителей несовершеннолетних на заключение брака не требуется.

(часть третья статьи 18 введена Законом Республики Беларусь от 20.07.2006 N 164-З)

Не допускается заключение брака:

между лицами, из которых хотя бы одно лицо состоит уже в другом браке, зарегистрированном в установленном порядке;

между родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии, между полнородными и неполнородными братьями и сестрами, а также между усыновителями и усыновленными;

между лицами, из которых хотя бы одно лицо признано судом недееспособным вследствие душевной болезни или слабоумия.

Сокрытие лицом, вступающим в брак, обстоятельств, препятствующих его заключению, является основанием для признания брака недействительным.

 

 

Порядок заключения брака.

Брак заключается в государственных органах, регистрирующих акты гражданского состояния.

Регистрация заключения брака устанавливается как с целью охраны личных неимущественных и имущественных прав и законных интересов супругов и детей, так и в интересах общества и государства.

Заключение брака происходит в согласованные сторонами сроки, но не ранее чем через 3 дня и не позже чем через три месяца со дня обращения.

Заключение брака производится в помещении государственного органа, регистрирующего акты гражданского состояния.

Заключение брака производится, как правило, публично, а по желанию лиц, вступающих в брак, - в присутствии двух совершеннолетних свидетелей. По желанию лиц, вступающих в брак, государственные органы, регистрирующие акты гражданского состояния, обеспечивают торжественную обстановку регистрации заключения брака.

Статья 15. Заключение брака

Брак заключается в государственных органах, регистрирующих акты гражданского состояния.

Регистрация заключения брака устанавливается как с целью охраны личных неимущественных и имущественных прав и законных интересов супругов и детей, так и в интересах общества и государства.

Статья 18. Брачный возраст

Брачный возраст устанавливается в восемнадцать лет.

Порядок расторжения брака.

Расторжение брака оплачивается государственной пошлиной, суму которой по каждому бракоразводному процессу определяет суд в пределах размера, установленного Совмином. Государственная комиссия может быть взыскана с обоих супругов или только одного из них. Определяя ее размер, суд учитывает в каком браке состояли супруги, материальное положение каждого из супругов, при ком остаются проживать дети, степень вины в распаде семьи и др. При оформлении расторжения брака с лицом, признанным без вести отсутствующим или недееспособным пошлина взыскивается с супруга-заявителя по льготной ставке. Оформление расторжения брака производиться судом путем выдачи супругам копий вступившего в силу решения и отметки о расторжении брака в паспорт. Копия решения выдается супругам об уплате госпошлины. На основании полученного решения суда загс по месту регистрации брака производит отметку о расторжении в актовой записи.

Соглашение о детях. Вопросы, разрешаемые судом при вынесении решения о расторжении брака. Оформление расторжения брака.

Статья 38. Соглашение о детях, см ст.39 (Вопросы, разрешаемые судом при вынесении решения о расторжении брака) и 42 (Оформление расторжения брака)

В целях обеспечения прав и законных интересов своих несовершеннолетних детей супруги при расторжении брака могут заключить между собой Соглашение о детях в порядке, установленном Гражданским процессуальным кодексом Республики Беларусь для заключения мировых соглашений.

В Соглашении о детях родители определяют место проживания детей, размер алиментов на них, порядок общения с детьми отдельно проживающего родителя и другие условия жизни и воспитания детей в соответствии с их правами, закрепленными настоящим Кодексом и иными актами законодательства Республики Беларусь.

В случае нарушения Соглашения о детях оно подлежит исполнению в порядке, определенном Гражданским процессуальным кодексом Республики Беларусь.

Соглашение заключается только в случае расторжения брака в простой письменной форме до судебного разбирательства или в процессе рассмотрения иска
- При отсутствии соглашения о детях и спорах суд обязан при вынесении решения определить при ком из родителей и кто из детей остается. Порядок участия в их воспитании отдельно взятого родителя, а также с кого из родителей и в каком размере взыскиваются алименты на содержание.
- По заявлению супруга, имеющего право на содержание от другого супруга суд обязан при вынесении решения о расторжении брака определить размер содержания, если иное не предусмотрено брачным договором
- По заявлению супругов или одного из них суд обязан при вынесении решения о расторжении брака произвести раздел имущества являющегося общей совместной собственностью супругов, если иное не предусмотрено в брачном договоре.
- Супруги, изменившие свою фамилию после вступления в брак вправе и после расторжения носить эту фамилию. При вынесении решения по желанию суд присваивает добрачную фамилию.

При выдаче копии решения суда о расторжении брака в документах, удостоверяющих личность супругов, судом производится отметка о расторжении брака.

После вступления решения суда о расторжении брака в законную силу суд в десятидневный срок направляет копию решения суда в орган, регистрирующий акты гражданского состояния, по месту регистрации брака для производства отметки в записи акта о заключении брака

 





Договор суррогатного материнства может быть заключен на безвозмездной основе в случаях, когда суррогатная мать является родственницей генетической матери или женщины, воспользовавшейся донорской яйцеклеткой, либо родственницей супруга генетической матери или женщины, воспользовавшейся донорской яйцеклеткой.

Матерью ребенка, рожденного суррогатной матерью, признается его генетическая мать. Отцом ребенка, рожденного суррогатной матерью, признается супруг генетической матери. Если генетическая мать не состоит в браке с отцом ребенка, отцовство может быть установлено в соответствии с частями пятой и шестой статьи 51 настоящего Кодекса.

Суррогатная мать, генетическая мать ребенка, а также их супруги, давшие в установленном порядке согласие на заключение договора суррогатного материнства, не вправе оспаривать материнство и (или) отцовство ребенка, рожденного суррогатной матерью, за исключением случаев, когда имеются доказательства того, что суррогатная мать забеременела не в результате имплантации эмбриона.

Перечень медицинских показаний и противопоказаний к суррогатному материнству, порядок и объем медицинского обследования суррогатной матери, генетической матери и их супругов определяются Министерством здравоохранения Республики Беларусь.

Суррогатная мать имеет право на:

-обеспечение условий, необходимых для проживания;

-обеспечение условий, необходимых для вынашивания ребенка (детей);

-оказание услуг по договору суррогатного материнства на возмездной основе, а в случаях, предусмотренных настоящим Законом, — и на безвозмездной основе;

-возмещение расходов на медицинское обслуживание, питание, проживание в период вынашивания, родов и в послеродовой период, если иное не предусмотрено договором суррогатного материнства;

-государственные пособия, назначаемые в соответствии с законодательством;

иные права, предусмотренные договором суррогатного материнства.

Суррогатная мать обязана:

-представить женщине, заключившей с ней договор суррогатного материнства, и ее супругу информацию о результатах медицинского осмотра, а также информацию о состоянии здоровья своего ребенка;

-проходить медицинский осмотр в сроки, определенные лечащим врачом;

-выполнять все предписания лечащего врача и представлять женщине, заключившей с ней договор суррогатного материнства, и ее супругу информацию о состоянии своего здоровья и состоянии здоровья вынашиваемого ребенка (детей);

-передать женщине, заключившей с ней договор суррогатного материнства, ребенка (детей) после его (их) рождения в срок, предусмотренный договором суррогатного материнства;

-хранить в тайне сведения о заключении договора суррогатного материнства и о лицах, заключивших такой договор;

-выполнять иные обязанности, предусмотренные договором суррогатного материнства.

Кодекс Республики Беларусь о браке и семье

Супруг, давший в установленном порядке согласие на применение вспомогательных репродуктивных технологий в отношении своей супруги, признается отцом рожденного ею ребенка и не вправе оспаривать свое отцовство, за исключением случая, когда имеются доказательства, что супруга забеременела не в результате применения вспомогательных репродуктивных технологий.

Лица, явившиеся донорами половых клеток, которые использовались при применении вспомогательных репродуктивных технологий, не вправе оспаривать материнство и (или) отцовство ребенка, родившегося в результате применения вспомогательных репродуктивных технологий.

Мать ребенка, родившегося в результате применения вспомогательных репродуктивных технологий, не вправе предъявлять иск об установлении отцовства к мужчине, явившемуся донором половых клеток, которые использовались при применении вспомогательных репродуктивных технологий.

Женщина, родившая ребенка, признается матерью и в том случае, если ребенок зачат из яйцеклетки, изъятой из организма другой женщины, за исключением рождения ребенка суррогатной матерью.

Матерью ребенка, рожденного суррогатной матерью, признается женщина, заключившая с суррогатной матерью договор суррогатного материнства. Отцом ребенка, рожденного суррогатной матерью, признается супруг женщины, заключившей с суррогатной матерью договор суррогатного материнства. Если женщина, заключившая с суррогатной матерью договор суррогатного материнства, не состоит в браке, сведения об отце ребенка вносятся в запись акта о рождении в порядке, предусмотренном частью первой статьи 55 настоящего Кодекса.

 

 

Понятие и виды личных неимущественных прав и обязанностей родителей и детей. Права и обязанности родителей по определению собственного имени, отчества, фамилии, гражданства, места жительства, воспитания детей, осуществлению представительства от имени своих детей, обеспечению защиты их прав и законных интересов. Участие несовершеннолетних родителей в воспитании ребенка.

Личные неимущественные права и обязанности родителей в отношении своих детей – это совокупность прав и обязанностей, в основе которых отсутствует имущественный фактор.

К личным неимущественным правам и обязанностям родителей относятся права и обязанности по: определению собственного имени, отчества, фамилии детей; определению гражданства детей в случаях, предусмотренных законодательством о гражданстве; определению места жительства детей; воспитанию детей, осуществлению ухода и надзора за ними; осуществлению представительства от имени своих детей; обеспечению защиты прав и законных интересов детей.

В соответствии со статьей 69 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье, фамилия ребенка определяется фамилией родителей. При разных фамилиях родителей ребенку присваивается фамилия матери или отца с согласия родителей, а при отсутствии согласия – по указанию органа опеки и попечительства.

Собственное имя ребенку дается с согласия родителей. Ребенку может быть дано не более двух собственных имен. Собственное имя, записанное в записи акта о рождении первым, считается основным. Орган, регистрирующий акты гражданского состояния, не вправе отказать в присвоении ребенку выбранного родителями собственного имени, если только оно не противоречит нормам общественной морали, национальным традициям.

Отчество ребенку присваивается по собственному имени отца, а в случаях, предусмотренных статьей 55 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье, – по собственному имени лица, записанного в качестве отца.

Прекращение брака между родителями или признание брака недействительным не влечет изменения фамилии ребенка. Если родитель, у которого ребенок остался проживать после прекращения брака или признания брака недействительным либо после вступления в новый брак, желает присвоить ему свою фамилию, орган опеки и попечительства вправе разрешить изменение фамилии ребенка исходя из интересов ребенка.

В таком же порядке решается вопрос об изменении фамилии ребенка, в записи акта о рождении которого сведения об отце внесены в соответствии с частью 2 статьи 54, частью 1 статьи 55 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье, а также в случае лишения одного из родителей родительских прав.

Изменение фамилии ребенка, достигшего десяти лет, во всех случаях производится с его согласия, которое выявляется органами опеки и попечительства.

Родитель, чью фамилию носит ребенок, ставится в известность о возбуждении ходатайства об изменении фамилии ребенка, и его мнение наряду с другими обстоятельствами учитывается органами опеки и попечительства при решении вопроса об изменении фамилии ребенка.

Фамилия детей может быть изменена при усыновлении, установлении материнства и (или) отцовства.

По совместному заявлению родителей ребенка, не достигшего шестнадцати лет, орган опеки и попечительства вправе исходя из интересов ребенка разрешить изменение присвоенной ему фамилии на фамилию другого родителя, если иное не предусмотрено Кодексом Республики Беларусь о браке и семье.

Перемена фамилии обоими родителями влечет за собой изменение фамилии ребенка, не достигшего шестнадцати лет.

Собственное имя ребенка может быть изменено по заявлению родителей в течение года после регистрации рождения ребенка, если при регистрации ему было дано собственное имя без учета пожелания родителей, или в течение шести лет после регистрации рождения, а в исключительных случаях – с согласия ребенка и органа опеки и попечительства до достижения шестнадцати лет, если ребенок фактически носит не то собственное имя, которое ему было дано при регистрации.

Отчество ребенка, не достигшего шестнадцати лет, изменяется, если изменил в установленном порядке собственное имя отец или в случае установления отцовства, когда собственное имя лица, признавшего себя (признанного судом) отцом, не совпадает с собственным именем отца, записанным по указанию матери или других лиц, подавших заявление о рождении ребенка, в соответствии со статьей 55 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье.

Собственное имя и отчество ребенка могут быть изменены также при его усыновлении.

В соответствии со статьей 72 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье, гражданство ребенка определяется в соответствии с актами законодательства, регулирующими вопросы гражданства.

Защита прав и законных интересов несовершеннолетних детей возлагается на их родителей. Родители являются законными представителями своих несовершеннолетних детей и выступают в защиту их прав и законных интересов во всех учреждениях, в том числе в судах, без специальных полномочий. Свои полномочия на защиту прав и законных интересов детей родители подтверждают документами об отцовстве и материнстве – свидетельством о рождении ребенка, а также документом, удостоверяющим личность.

Местом жительства ребенка считается место жительства его родителей. Место жительства ребенка в случае отдельного проживания родителей вследствие расторжения брака или по другим причинам определяется по обоюдному согласию родителей. При отсутствии согласия между родителями спор о том, с кем будет проживать ребенок, разрешается судом исходя из интересов ребенка и с учетом его желания. Суд учитывает, кто из родителей проявляет большую заботу и внимание к ребенку, возраст ребенка и привязанность к каждому из родителей, личные качества родителей, возможность создания надлежащих материально-бытовых условий и нравственно-психологической атмосферы, обеспечения надлежащего уровня воспитания. Учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.

Родители осуществляют воспитание детей, попечительство над ними и их имуществом. Они обязаны заботиться о физическом, духовном и нравственном развитии детей, об их здоровье, образовании и подготовке к самостоятельной жизни в обществе.

Все вопросы о формах и методах воспитания детей, получении ими образования, об отношении к религии, организации свободного времени и иные вопросы воспитания детей решаются обоими родителями по взаимному согласию. При отсутствии согласия спор разрешается органом опеки и попечительства с участием родителей. Решение органа опеки и попечительства может быть обжаловано в суд.

Несовершеннолетние родители имеют право на участие в воспитании ребенка.                                                                                                                                  

До приобретения несовершеннолетними родителями, не состоящими в браке, дееспособности в полном объеме их ребенку назначается с согласия законных представителей опекун, который будет осуществлять его воспитание совместно с

несовершеннолетними родителями ребенка. Разногласия по вопросам воспитания детей, возникающие между опекуном ребенка и несовершеннолетними родителями, разрешаются органом опеки и попечительства.

 

Отец и мать имеют равные права и обязанности в отношении своих детей. Родители пользуются равными правами и несут равные обязанности в отношении своих детей и в случае расторжения брака между ними, если иное не предусмотрено в Соглашении о детях. В случае установления отцовства в судебном порядке отец приобретает права и обязанности с момента вступления решения суда в законную силу, за исключением обязанности по содержанию, которая может быть возложена с момента предъявления иска об установлении отцовства. Если родители ребенка не состоят в браке между собой, суд может поручить осуществление попечения над ребенком одному из них, ограничив права и обязанности другого в отношении ребенка.

Родитель, проживающий отдельно от детей, имеет право общаться с ними и обязан принимать участие в их воспитании. Родитель, при котором проживают дети, не вправе препятствовать другому родителю общаться с детьми и участвовать в их воспитании. Суд может принять решение об ограничении общения с ребенком одного или обоих родителей на определенный или неопределенный срок, если они нарушают Соглашение о детях или решение суда либо если их общение ущемляет права и законные интересы ребенка.

Дед и бабка имеют право общаться со своими несовершеннолетними внуками независимо от того, находятся в браке их родители или расторгли его. В случае отказа родителей от предоставления деду или бабке возможности общаться с внуками порядок общения определяет суд, если такое общение не будет мешать нормальному воспитанию ребенка. Время и условия общения должны быть точно указаны в решении суда.

Родители вправе требовать возврата детей от любого лица, удерживающего детей у себя без законных оснований. Иск в защиту родительских прав может быть предъявлен также органом опеки и попечительства или прокурором. Суд вправе отказать в удовлетворении этих требований, если придет к выводу, что передача ребенка родителям не отвечает интересам ребенка. При этом суд учитывает продолжительность пребывания ребенка в семье лиц, которые фактически его воспитывали, а также желание ребенка, достигшего десяти лет.

 

 

Недопустимость зачета или обратного взыскания алиментов. Индексация алиментов. Особенности исполнения алиментных обязательств гражданами, выезжающими на постоянное проживание за пределы Республики Беларусь.

Выявление и учет детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и детей, находящихся в социально опасном положении. Устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Национальный центр усыновления.

Статья 118 1. Ответственность за нарушение законодательства Республики Беларусь при выявлении, учете и (или) устройстве детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и детей, находящихся в социально опасном положении

Должностные лица органов опеки и попечительства, должностные лица иных организаций, уполномоченные законодательством Республики Беларусь осуществлять защиту прав и законных интересов детей, за невыполнение обязанностей, предусмотренных частями первой, третьей–шестой статьи 117, частью первой статьи 118 настоящего Кодекса, предоставление заведомо недостоверных сведений о детях-сиротах, детях, оставшихся без попечения родителей, и детях, находящихся в социально опасном положении, а также за иные действия, направленные на сокрытие ребенка от устройства на воспитание в семью, несут ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Заключение и расторжение браков граждан Республики Беларусь с иностранными гражданами или лицами без гражданства и иностранных граждан между собой в Республике Беларусь.

Браки граждан Республики Беларусь с иностранными гражданами или лицами без гражданства заключаются в Республике Беларусь в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Браки между иностранными гражданами заключаются в Республике Беларусь в дипломатических представительствах и консульских учреждениях иностр гос-в и признаются на условиях взаимности действительными в РБ, если эти лица в момент вступления в брак являлись гражданами гос-ва, назначившего посла или консула в РБ.

Действующее законод-во РБ содержит дополнит требования процедурного зарактера, кот дожны соблюсти иностранцы для того, чтобы их брак был зарегистрирован в нашем государстве. В частности, иностранные граждане и лица без гражданства для заключения брака в Республике Беларусь должны

предоставить документ об отсутствии зарегистрированного брака с другим , лицом выданный компетентным органом страны проживания, иностранный гражданин,

который не проживает на территории государства, гражданином которого он является, должен предоставить также документ компетентного органа государства, гражданином которого он является, об отсутствии зарегистрированного брака с другим лицом.

Расторжение браков граждан Республики Беларусь с иностранными гражданами или

лицами без гражданства в Республике Беларусь производится в соответствии с законод-ом РБ. Расторжение браков иностранных граждан между собой в РБ производится в дипломатических представительствах и консульских учреждениях иностр гос-в и признаются на условиях взаимности действительными в РБ, если эти лица в момент расторжения брака являлись гражданами гос-ва, назначившего посла или консула в РБ. Расторжение браков между гражданами РБ и нностр гражданами или ЛБГ, совершенное вне пределов РБ с соблюдением законодат-ва соответствующих гос-в признается действительным в РБ, если в момент расторжения брака один из супругов проживал за пределами РБ.

Дела о расторжении брака постоянно проживающих за границей граждан РБ

с постоянно проживающими за пределами Республики Беларусь супругами независимо от гражданства последних могут рассматриваться судами Республики Беларусь по поручению Верховного Суда Республики Беларусь.

 

Международное усыновление.

Усыновление на территории Республики Беларусь постоянно проживающими за пределами Республики Беларусь гражданами Республики Беларусь, иностранными гражданами или лицами без гражданства ребенка, являющегося гражданином Республики Беларусь, а также усыновление на территории Республики Беларусь гражданами Республики Беларусь, иностранными гражданами или лицами без гражданства ребенка, являющегося иностранным гражданином или лицом без гражданства и проживающего на территории Республики Беларусь, производятся в соответствии с главой 13 настоящего Кодекса с соблюдением порядка передачи детей на усыновление, установленного Правительством Республики Беларусь, при условии получения в каждом отдельном случае письменного разрешения на усыновление Министра образования Республики Беларусь, а для усыновителей, постоянно проживающих за пределами Республики Беларусь, – также письменного разрешения компетентного органа государства, на территории которого они постоянно проживают. При усыновлении на территории Республики Беларусь гражданами Республики Беларусь, иностранными гражданами или лицами без гражданства ребенка, являющегося иностранным гражданином, проживающего на территории Республики Беларусь, необходимо также получение письменного разрешения компетентного органа государства, гражданином которого является ребенок, и, если это требуется в соответствии с законодательством иностранного государства, – согласия ребенка на усыновление.

Усыновление на территории Республики Беларусь постоянно проживающими на территории Республики Беларусь иностранными гражданами или лицами без гражданства детей, являющихся гражданами Республики Беларусь, производится в соответствии с главой 13 настоящего Кодекса с соблюдением порядка передачи детей на усыновление, установленного Правительством Республики Беларусь, при условии получения в каждом отдельном случае письменного разрешения на усыновление Министра образования Республики Беларусь.

Порядок согласования процедуры международного усыновления между Министерством образования Республики Беларусь и компетентными государственными органами иностранных государств, а также порядок взаимодействия Национального центра усыновления со специально уполномоченными иностранными государствами организациями по усыновлению детей на территории Республики Беларусь определяются Правительством Республики Беларусь.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, могут быть переданы на усыновление гражданам Республики Беларусь, постоянно проживающим за пределами Республики Беларусь, иностранным гражданам или лицам без гражданства, не являющимся родственниками детей, по истечении одного года со дня постановки этих детей на централизованный учет в соответствии с частью шестой статьи 117 настоящего Кодекса (за исключением усыновления супругами, один из которых является гражданином Республики Беларусь, постоянно проживающим на территории Республики Беларусь).

Усыновление гражданами Республики Беларусь, постоянно проживающими за пределами Республики Беларусь, иностранными гражданами или лицами без гражданства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющихся гражданами Республики Беларусь, допускается при наличии заключения Национального центра усыновления об отсутствии кандидатов в усыновители – граждан Республики Беларусь, постоянно проживающих на территории Республики Беларусь, или родственников детей независимо от гражданства и места жительства этих родственников, изъявивших намерение усыновить данного ребенка.

Усыновление ребенка, являющегося гражданином Республики Беларусь, проживающего за пределами Республики Беларусь, произведенное компетентным органом иностранного государства, гражданином которого является усыновитель – иностранный гражданин или на территории которого постоянно проживает усыновитель – лицо без гражданства, признается действительным в Республике Беларусь при условии получения письменного разрешения на усыновление Министра образования Республики Беларусь в порядке, определяемом Правительством Республики Беларусь.

Международное усыновление осуществляется в соответствии с положениями главы 13 КоБС, ст.233 КоБС, также положение о порядке международного усыновления (удочерения) и установления международных опеки, попечительства над детьми, которое утверждено постановлением СовМина от 31.01.2007 №122.

73. Опека и попечительство над несовершеннолетними гражданами Республики Беларусь, проживающими за пределами Республики Беларусь. Установление международной опеки и попечительства над несовершеннолетними, проживающими на территории Республики Беларусь.

Опека, попечительство над несовершеннолетними гражданами Республики Беларусь, проживающими за пределами Республики Беларусь, устанавливаются в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Опека, попечительство, установленные над несовершеннолетними гражданами Республики Беларусь с соблюдением законодательства соответствующих государств, признаются действительными в Республике Беларусь, если против установления опеки, попечительства или против их признания нет возражений дипломатического представительства или консульского

учреждения Республики Беларусь, которые обязаны получить компетентное мнение Министерства образования Республики Беларусь в порядке, определяемом Правительством Республики Беларусь.

Опека, попечительство над несовершеннолетними гражданами Республики Беларусь, которые являются детьми-сиротами или детьми, оставшимися без попечения родителей, и находятся в детских интернатных учреждениях, учреждениях профессионально-технического, среднего специального, высшего образования, детских домах семейного типа, опекунских семьях, приемных семьях, в случае их выезда за пределы Республики Беларусь для получения образования и лечения в соответствующих учреждениях иностранного государства сохраняются до достижения совершеннолетия детей за гражданами и руководителями соответствующих учреждений Республики Беларусь, являющимися опекунами, попечителями детей на момент выезда детей за границу. Порядок направления таких детей для получения образования и лечения за границу устанавливается Правительством Республики Беларусь.

Опека, попечительство, установленные над несовершеннолетними иностранными гражданами, лицами без гражданства за пределами Республики Беларусь с соблюдением законодательства соответствующих государств, признаются действительными в Республике Беларусь.

Установление на территории Республики Беларусь опеки, попечительства постоянно проживающих за пределами Республики Беларусь граждан Республики Беларусь, иностранных граждан или лиц без гражданства над несовершеннолетними гражданами Республики Беларусь, проживающими на территории Республики Беларусь, а также над несовершеннолетними иностранными гражданами или лицами без гражданства, проживающими (находящимися) на территории Республики Беларусь, производится в соответствии с главой 14 настоящего Кодекса с соблюдением порядка, установленного Правительством Республики Беларусь, при условии получения в каждом отдельном случае письменного разрешения Министерства образования Республики Беларусь и компетентного органа государства, на территории которого постоянно проживают опекуны, попечители, а также письменного разрешения компетентного органа государства, гражданином которого является ребенок – иностранный гражданин.

Установление на территории Республики Беларусь опеки, попечительства постоянно проживающих на территории Республики Беларусь граждан Республики Беларусь, иностранных граждан или лиц без гражданства над несовершеннолетними иностранными гражданами или лицами без гражданства, проживающими (находящимися) на территории Республики Беларусь, производится в соответствии с главой 14 настоящего Кодекса с соблюдением порядка, установленного Правительством Республики Беларусь, при условии получения в каждом отдельном случае письменного разрешения Министерства образования Республики Беларусь и компетентного органа государства, гражданином которого является ребенок – иностранный гражданин.

Установление на территории Республики Беларусь опеки, попечительства постоянно проживающих на территории Республики Беларусь иностранных граждан или лиц без гражданства над несовершеннолетними гражданами Республики Беларусь, проживающими на территории Республики Беларусь, производится в соответствии с главой 14 настоящего Кодекса с соблюдением порядка, установленного Правительством Республики Беларусь, при условии получения в каждом отдельном случае письменного разрешения Министерства образования Республики Беларусь.

Установление на территории Республики Беларусь опеки, попечительства граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства над несовершеннолетними иностранными гражданами и лицами без гражданства, прибывшими на территорию Республики Беларусь без сопровождения законных представителей и обратившимися с ходатайством о предоставлении статуса беженца или дополнительной защиты либо убежища в Республике Беларусь, а также над несовершеннолетними иностранными гражданами и лицами без гражданства, которым предоставлены статус беженца или дополнительная либо временная защита или убежище в Республике Беларусь, производится в соответствии с главой 14 настоящего Кодекса с соблюдением порядка, установленного Правительством Республики Беларусь.

Понятие семейного права. Семейные отношения как предмет правового регулирования.

Семейное право – самост., отрасль права, представл., собой совокупность правовых норм, регулирующих личные неимущественные и связанные с ними имущественные отношения между гражданами, возник.. на основе брака, кровного родства, усыновления и др., форм устройства детей в семью на воспитание.

Предмет СП – регулируемые нормами права личные неимущественные и связанные с ними имущественные отношения, возникающие из брака, кровного родства и других форм.

Семья – это уникальный институт общества. Она оказывает специфическое, не заменимое ничем другим влияние на развитие личности любого человека, и особенно несовершеннолетних детей. Характер семьи, степень ее материального благополучия, духовное и нравственное здоровье семьи во многом определяют облик человека, его общественную и трудовую активность, правильное воспитание детей и в конечном счете успехи и достижения всего общества.

Основной целью правового регулирования семейных отношений является укрепление семьи, построение семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов. Общественные отношения, регулируемые семейным правом, подразделяются по своей социальной сути на:

♦ личные неимущественные и

♦ имущественные.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 212.