ТЕХНОЛОГИЯ НАПИСАНИЯ МИНИСОЧИНЕНИЯ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

К1

Указание событий (явлений, процессов) 2
Правильно указаны два события (явления, процесса) 2
Правильно указано одно событие (явление, процесс) 1
События (явления, процессы) не указаны или указаны неверно 0

ТЕОРИЯ

Событие – единичное событие, объективно имевшее место и локализованное во времени и пространстве. Куликовская битва произошла 8 сентября 1380 г. на Куликовом поле у впадения реки Непрядвы в Дон. Явление – исторический факт, отражающий типичное, общее; периодически повторяющееся событие. Князь Игорь ввел полюдье – ежегодный сбор дани с племен, входивших в Древнюю Русь. Процесс – это последовательная череда сменяющих друг друга событий, в которых проявляется деятельность многих поколений людей. Процесс собирания русских земель проводился московскими князьями на протяжении двух веков, начиная с Ивана Калиты и заканчивая Василием III .

ЛАЙФХАКИ

1) Работаем с запасом: приводим не два факта, а больше. 2) События относятся к описываемому периоду! 3) Приведя 2 факта – не радуйся, ты еще не герой. Эти баллы есть во всех сочинениях. 4) Получите первые два балла уже в первом абзаце – при характеристике исторического периода: 1. Нельзя называть период только именем правителя, надо называть и центральный процесс времени. 2. Характеристика периода: экономика, политика, социальная и духовная сферы. 980-1015 гг. – это время правления Владимира Святого (Красное Солнышко), важный период становления Древнерусского государства. В этот период развивалось земледелие и торговые связи, чеканились златники и сребренники, укреплялась власть князя, который посадил своих сыновей в качестве наместников в разные земли, продолжалась расслоение общества, но главное – Владимир дважды провел преобразования в духовной сфере, реформируя религию.

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ

НЕПРАВИЛЬНО ПРАВИЛЬНО Нет фактов. При выборе периода декабрь 1825 г. – февраль 1855 г. положение «Это время правления Николая I» не будет засчитано как историческое явление, так как упоминание имени монарха не содержит указания на социально-экономические, политические отношения в данный период или явления, связанные с развитием общественной жизни, духовной культуры. «Декабрь 1825-февраль 1855 г. – это время правления Николая I . В данный период господствовала крепостническая система ведения хозяйства» по критерию К1 будет засчитано, так как оно указывает на определенную исторически обусловленную систему социально-экономических отношений, характерных для данного периода. Фактическая ошибка «А.А. Жданов раскритиковал стихи Ахматовой и Зощенко». «А.А. Жданов раскритиковал стихи Ахматовой и рассказы Зощенко». Фактическая ошибка и некорректная формулировка «Во внутренней политике активно проводились реформы Косыгина. Задачей этих реформ было улучшить положение в сельском хозяйстве. Реформы Косыгина были очень удачными и позже они вылились в восьмую пятилетку…» Обратим внимание на то, что небрежность в формулировках приводит в приведенном примере к фактическим ошибкам, так как задачи реформ Косыгина указаны неправильно. Формулировка «реформы вылились в восьмую пятилетку» абсолютно ошибочная, так как реформы не «вылились», а осуществлялись в ходе восьмой пятилетки. Если бы выпускник сформулировал свою мысль так: «Во внутренней политике активно проводились реформы Косыгина. Одной из задач этих реформ было улучшить положение в сельском хозяйстве »., то смысл ответа был бы иным

 

К2

Исторические личности и их роль в указанных событиях (явлениях, процессах) данного периода истории 2
Правильно названы две исторические личности, правильно охарактеризована роль каждой из этих личностей с указанием их конкретных действий, в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов) рассматриваемого периода истории России 2
Правильно названы одна-две исторические личности, правильно охарактеризована роль только одной личности с указанием её конкретных действий (или конкретного действия), в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов) рассматриваемого периода истории России (или одного события / явления / процесса) 1
Правильно названы одна-две исторические личности, роль каждой из них в указанных событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России не охарактеризована / охарактеризована неправильно. ИЛИ Правильно названы одна-две исторические личности, при характеристике роли каждой из них в указанных событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России приведены рассуждения общего характера без указания их конкретных действий, в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов) рассматриваемого периода истории России ИЛИ Исторические личности названы неверно. ИЛИ Исторические личности не названы 0

 

ТЕОРИЯ

Конкретные действия – осмысленные социальные волевые усилия, которые всегда имеют единичный характер и выражаются в непосредственном проявлении личной активности исторического деятеля. Должны быть названы изменения, произведенные этими действиями – события, явления, процессы, в которых указанные в сочинении личности сыграли роль своими действиями. Несомненно, что требование указания конкретных действий придает заданию определенную трудность. Не социальное действие Екатерина I родила будущую императрицу Елизавету. Не единичное действие Жуков координировал фронты во время Курской битвы. Исторический деятель не принимал в действии непосредственного участия Войска Андрея Боголюбского разорили Киев в 1169 г. Не указаны последствия действий Владимир крестился в Херсонесе в 988 г.

ЛАЙФХАКИ

I . ВЫБИРАЕМ ПЕРИОД ПРИ ЗНАНИИ ДВУХ ДЕЯТЕЛЕЙ II . Создание произведений культуры является конкретными действиями. III . Действия деятелей относятся к названным событиям!!! IV . Ответьте на 3 вопроса: 1) Кто этот исторический деятель? 2) Что конкретно СДЕЛАЛ (НЕ СДЕЛАЛ) исторический деятель? Не работают: ЧТО ДЕЛАЛ? Командовал фронтом СТРАДАТЕЛЬНЫЙ ЗАЛОГ попал в плен 3) Какие последствия имело конкретно это действие? Владимир и Добрыня Алексей Михайлович и Разин «Н.М. Карамзин написал повесть “Бедная Лиза” (конкретное действие), чем внес вклад в появление и утверждение сентиментализма в русской литературе» 2 мая 1945 г. Егоров и Капнтария водрузили знамя Победы над Рейхстагом, что символизировало Победу над фашистской Германией в Великой Отечественной войне. Проявил инициативу, приказал, отказался принять католичество, послал приглашение, написал «Поучение», ввел указом, разработал план, вызвал на поединок, передал власть, благословил, перенес митрополичью кафедру… Не решился принять закон/начать штурм/объявить войну, в результате чего…
Событие +1 балл Личность и ее конкретные действия, связанные с этим событием +1 балл Идол, языческий, великий князь, капище могут рассматриваться как термины, а могут и нет; Перун точно нет. Надеюсь, что если написать племена, а не племенные союзы, то балл не вычтут, но… Причины ­– стоит выделять это слово, чтобы эксперты не проспали - +1 балл Первый раз великий князь провел религиозную реформу сразу после того, как он взошел на киевский стол в 980 году. По указанию Владимира на холме были установлены 7 идолов высших языческих богов во главе с Перуном, которые стали центральным капищем страны на следующие восемь лет. Причиной таких преобразований было стремление Владимира укрепить власть великого князя и личную власть над разрозненными славянскими племенными союзами. Однако усиление государства с помощью не только силы, но и духовной власти оказалось сложным. Последствия, того, что Владимир установил иерархию множества племенных богов, оказались не столь значимыми. Даже принесение человеческих жертв Перуну не сплачивало должным образом государство. Владимир задумался о новых духовных преобразованиях.

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ

НЕПРАВИЛЬНО ПРАВИЛЬНО
Не единичный факт «М.И. Кутузов командовал русской армией в ходе Отечественной войны 1812 г., и в этом состоит его роль в победе в данной войне» «На военном совете в деревне Фили, о том, что М.И. Кутузов произнес свои знаменитые слова: «С потерей Москвы еще не потеряна Россия, с потерею же армии Россия потеряна», после чего отдал приказ об оставлении Москвы, сыграв тем самым роль в сохранении русской армии, а значит, и в победе над неприятелем»
Действие совершено не только этим историческим деятелем «Роль Александра Невского в отпоре завоевателям, совершившим в XIII в. нашествие на русские земли с северо-запада, состоит в том, что он одержал победы в Невской битве и Ледовом побоище». « Александр Невский в Ледовом побоище предпринял следующие конкретные действия: расположил отряд ополченцев против головы рыцарской «свиньи», расположил за спинами ополченцев обоз, расположил конницу по флангам, в решающий момент битвы отдал приказ коннице вступить в бой »
Не указано конкретных действий «В этот период была проведена реформа А.Н. Косыгина. В ходе реформы было сокращено количество плановых показателей для предприятий, расширена их хозяйственная самостоятельность, предприятия получили возможность формировать фонды, которые использовали по собственному усмотрению, в том числе для материального стимулирования работников, были упразднены совнархозы. Косыгин руководил проведением этой реформы». «В сентябре 1965 г. А.Н. Косыгин выступил на Пленуме ЦК КПСС с докладом об улучшении управления промышленностью, совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования промышленного производства (конкретное действие). Фактически именно с этого доклада и с принятия соответствующего Постановления Пленума ЦК КПСС началось проведение реформы в промышленности.» (Разработчиком же реформы был экономист Е.Г. Либерман).
При описании не указана роль исторического деятеля «При Николае I была проведена реформа государственной деревни Киселева. Во время реформы было введено крестьянское самоуправление в государственной деревне, в деревнях создавались школы, больницы, осуществлялось переселение крестьян на свободные земли в другие районы страны» «П.Д. Киселев лично посетил Санкт-Петербургскую, Псковскую, Курскую и Московскую губернии, чтобы убедиться в действенности предлагаемых им мер. По возвращении Киселев представил Николаю I доклад, в котором наметил основные направления реформы, а в мае 1837 г. он представил императору подробный проект реформы, получивший одобрение. Все эти действия Киселева сыграли важнейшую роль в подготовке реформы государственной деревни.»
Приведение конкретных действий исторической личности без указания того процесса, в котором этим действием личность сыграла роль «Еще в этот период М.Ю. Лермонтов написал стихотворение “Смерть поэта”, которое посвящено гибели А.С. Пушкина» (на этом сочинение заканчивается). «Еще в этот период М.Ю. Лермонтов написал стихотворение “Смерть поэта”, которое посвящено гибели А.С. Пушкина. Это стихотворение фактически обвиняло власть в гибели поэта. В результате стихотворения Лермонтов был отправлен служить на Кавказ».
Конкретных действия исторических личностей, которые спорны с исторической точки зрения «Николай I лично вышел на Сенатскую площадь к восставшим и попытался уговорить их разойтись». Потерян балл за фактическую ошибку «Николай I лично отдал приказ артиллерийским офицерам на Сенатской площади дать залп картечью по войскам декабристов».

 

 

К3

Причинно-следственные связи По данному критерию не засчитываются причинно-следственные связи, названные при указании роли личности и засчитанные по критерию К2 2
Правильно указаны две причинно-следственные связи, характеризующие причины возникновения событий (явлений, процессов), происходивших в данных период 2
Правильно указана одна причинно-следственная связь, характеризующая причины возникновения событий (явлений, процессов), происходивших в данных период 1
Причинно-следственные связи указаны неверно / не указаны 0

ТЕОРИЯ

Причинно-следственная связь всегда предполагает, что одно историческое событие (процесс, явление) при определенных исторических условиях порождает другое событие (процесс, явление). Поэтому между причиной и следствием всегда существует определенное временное соотношение: сначала происходит событие-причина, а затем – событие-следствие.

Однако не всегда предшествующее событие является причиной последующего, так как они могут быть не связаны.

ЛАЙФХАКИ

Нельзя смешивать причины и последствия действий личности. Пишите это в разных предложениях! Пример приведения причины: Причиной принятия христианства стала государственная воля руководителей Древней Руси: два года великий князь вместе с боярами, дружиной и старцами градскими выбирал из монотеистических религий ту, которая наилучшим образом подойдет для объединения Русской земли.

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ

НЕПРАВИЛЬНО ПРАВИЛЬНО
Фактическая ошибка «Последствием заключения Россией Тильзитского мира стала Континентальная блокада». «Последствием заключения Россией Тильзитского мира стало присоединение страны к Континентальной блокаде».
Указание желания исторического деятеля произвести какое-либо действие в качестве причины этого действия «Причиной издания Жалованной грамоты дворянству было стремление Екатерины II закрепить дарованные дворянству ранее привилегии и установить новые». «Стремление князей совместно обсудить некоторые вопросы стало причиной Любечского съезда» Указано историческое явление (усобицы), с которым связано возникновение стремления «Зависимость императора от гвардии стало причиной стремления Екатерины II закрепить дарованные дворянству ранее привилегии и установить новые». «Причиной Любечского съезда было стремление князей прекратить усобицы».
В качестве причины указывается факт, представляющий собой субъективную характеристику мотива каких-либо действий исторической личности, но упоминание об этом факте в исторических источниках отсутствует «Князь Святослав хотел быть похожим на своих предшественников – Олега и Игоря, – поэтому он стал храбрым воином и совершал походы на Византию». «Святослав стал продолжателем дела своих предшественников, это подтверждается анализом внешней политики указанных князей.»

 

К4

Оценка влияния событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России 1
Дана оценка влияния событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России с опорой на исторические факты и (или) мнения историков 1
Оценка влияния событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России сформулирована в общей форме или на уровне обыденных представлений, без привлечения исторических фактов и (или) мнений историков. ИЛИ Оценка влияния событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России не дана 0

 

 

ТЕОРИЯ

Оценивается не период, а его события!!!

Указываются события, повлиявшие на события в дальнейшем, а не просто явления, дошедшие до нашего времени.

ЛАЙФХАКИ

1) Оценку событий периода можно не всегда приводить в конце. 2) Плюсы и минусы писать не обязательно. 3) Историков цитировать не обязательно. 4) Главное – показать последствия действия событий периода на последующие эпохи. 5) Можно дома при подготовке: А) выписать мнения историков (в т.ч. Кацва, Сахаров, Орлов… Б) писать без ссылки на конкретного историка («по мнению историков…») В) свое с опорой на факты! Последствия правления Владимира, который скончался в 1015 году, трудно переоценить. Распространение вместе с принятием христианства письменности, начало каменного строительства (Десятинная церковь с 989 года), создание художественных произведений в разных видах искусства (фрески, иконы, мозаики, литургия), начало распространения грамотности, смягчение нравов, вхождение восточнославянских племен в семью христианских народов, а, главное, укрепление Древнерусского государства – все это стало своеобразным предисловием к расцвету Древней Руси при Ярославе Мудром. Принцип «Один Бог на небе – один князь на земле» был воплощен в жизнь.

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ

НЕПРАВИЛЬНО ПРАВИЛЬНО
Вывод выпускника, который писал сочинение по периоду 1565–1572 гг.: «Итак, данный период был одним из самых страшных и кровавых в истории России. В ходе проведения политики опричнины погибли представители знатных боярских родов, что укрепило личную власть. В результате политики опричнины страна была разорена». «В период опричнины общепринятыми явлениями были попирание царём и опричниками христианских и моральных норм и ценностей, репрессии в отношении церкви. Это привело к ослаблению нравственных ориентиров в обществе. Особенно ослабление нравственных ориентиров, произошедшее в период опричнины, проявилось через 30 лет, в годы Смуты, когда самозванчество, заговоры против монархов, предательство, братоубийственные войны, массовые грабежи и убийства мирных жителей стали закономерным результатом забвения ценностей, традиций и святынь, произошедшего при царе Иване Грозном».
Указаны не события следующих исторических эпох, порожденные событиями (процессами, явлениями) выбранного периода истории, а явления, возникшие в выбранный период истории и в неизменном виде продолжавшие существовать в будущем. «Военные поселения, созданные в эти годы, просуществовали до начала правления Александра II».   «Военные поселения, созданные в данный период, характеризовались крайне жесткими порядками, что приводило к восстаниям военных поселян в последующие периоды истории (например, восстание военных поселян в Новгородской губернии в 1831 г.)».

Правильно: Июнь 1812 г. – декабрь 1825 г. достаточно написать, что «восстание декабристов, произошедшее в декабре 1825 г., его поражение, привели при императоре Николае I к усилению реакционной политики российского самодержавия, в частности это проявилось в создании III Отделения ЕИВК, занимавшегося политическим сыском».

 

К5

Использование исторической терминологии 1
При изложении корректно использована историческая терминология 1
Все исторические термины, понятия использованы некорректно. ИЛИ Исторические термины, понятия не использованы 0

 

ТЕОРИЯ

Термины – это не имена собственные!!!

Термины – это не географические названия, не названия битв и не общепринятые слова (князь)

ЛАЙФХАКИ

Для одного балла достаточно использовать один термин! См. список терминов из Историко-культурного стандарта, а их определения – в пособиях «Эксперта»! Термины надо употреблять точно, уместно и грамотно!

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ

НЕПРАВИЛЬНО ПРАВИЛЬНО
Неточные термины «В целях пресечения революционного настроения и борьбы с теми, кто выступает против государственного строя, была введена III Канцелярия». «Павел I издал декрет о трехдневной барщине».   «В июне 1905 г. началась забастовка на броненосце "Князь Потёмкин-Таврический"». «В целях пресечения революционного настроения и борьбы с теми, кто выступает против государственного строя, была введена III Отделения Его императорского величества Канцелярия». «Павел I издал указ о трехдневной барщине».   «В июне 1905 г. началось восстание на броненосце "Князь Потёмкин-Таврический"».

 

Перечень исторических понятий,
рекомендуемых Историко-культурным стандартом


Дата: 2019-02-02, просмотров: 459.