К1 | Указание событий (явлений, процессов) | 2 |
Правильно указаны два события (явления, процесса) | 2 | |
Правильно указано одно событие (явление, процесс) | 1 | |
События (явления, процессы) не указаны или указаны неверно | 0 |
ТЕОРИЯ
ЛАЙФХАКИ
ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ
К2 | Исторические личности и их роль в указанных событиях (явлениях, процессах) данного периода истории | 2 |
Правильно названы две исторические личности, правильно охарактеризована роль каждой из этих личностей с указанием их конкретных действий, в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов) рассматриваемого периода истории России | 2 | |
Правильно названы одна-две исторические личности, правильно охарактеризована роль только одной личности с указанием её конкретных действий (или конкретного действия), в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов) рассматриваемого периода истории России (или одного события / явления / процесса) | 1 | |
Правильно названы одна-две исторические личности, роль каждой из них в указанных событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России не охарактеризована / охарактеризована неправильно. ИЛИ Правильно названы одна-две исторические личности, при характеристике роли каждой из них в указанных событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России приведены рассуждения общего характера без указания их конкретных действий, в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов) рассматриваемого периода истории России ИЛИ Исторические личности названы неверно. ИЛИ Исторические личности не названы | 0 |
ТЕОРИЯ | |
Конкретные действия – осмысленные социальные волевые усилия, которые всегда имеют единичный характер и выражаются в непосредственном проявлении личной активности исторического деятеля. Должны быть названы изменения, произведенные этими действиями – события, явления, процессы, в которых указанные в сочинении личности сыграли роль своими действиями. Несомненно, что требование указания конкретных действий придает заданию определенную трудность. | Не социальное действие Екатерина I родила будущую императрицу Елизавету. Не единичное действие Жуков координировал фронты во время Курской битвы. Исторический деятель не принимал в действии непосредственного участия Войска Андрея Боголюбского разорили Киев в 1169 г. Не указаны последствия действий Владимир крестился в Херсонесе в 988 г. |
ЛАЙФХАКИ | |
I . ВЫБИРАЕМ ПЕРИОД ПРИ ЗНАНИИ ДВУХ ДЕЯТЕЛЕЙ
II . Создание произведений культуры является конкретными действиями.
III . Действия деятелей относятся к названным событиям!!!
IV . Ответьте на 3 вопроса:
1) Кто этот исторический деятель?
2) Что конкретно СДЕЛАЛ (НЕ СДЕЛАЛ) исторический деятель?
Не работают:
| Владимир и Добрыня Алексей Михайлович и Разин «Н.М. Карамзин написал повесть “Бедная Лиза” (конкретное действие), чем внес вклад в появление и утверждение сентиментализма в русской литературе» 2 мая 1945 г. Егоров и Капнтария водрузили знамя Победы над Рейхстагом, что символизировало Победу над фашистской Германией в Великой Отечественной войне. Проявил инициативу, приказал, отказался принять католичество, послал приглашение, написал «Поучение», ввел указом, разработал план, вызвал на поединок, передал власть, благословил, перенес митрополичью кафедру… Не решился принять закон/начать штурм/объявить войну, в результате чего… |
Событие +1 балл Личность и ее конкретные действия, связанные с этим событием +1 балл Идол, языческий, великий князь, капище могут рассматриваться как термины, а могут и нет; Перун точно нет. Надеюсь, что если написать племена, а не племенные союзы, то балл не вычтут, но… Причины – стоит выделять это слово, чтобы эксперты не проспали - +1 балл | Первый раз великий князь провел религиозную реформу сразу после того, как он взошел на киевский стол в 980 году. По указанию Владимира на холме были установлены 7 идолов высших языческих богов во главе с Перуном, которые стали центральным капищем страны на следующие восемь лет. Причиной таких преобразований было стремление Владимира укрепить власть великого князя и личную власть над разрозненными славянскими племенными союзами. Однако усиление государства с помощью не только силы, но и духовной власти оказалось сложным. Последствия, того, что Владимир установил иерархию множества племенных богов, оказались не столь значимыми. Даже принесение человеческих жертв Перуну не сплачивало должным образом государство. Владимир задумался о новых духовных преобразованиях. |
ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ | |
НЕПРАВИЛЬНО | ПРАВИЛЬНО |
Не единичный факт «М.И. Кутузов командовал русской армией в ходе Отечественной войны 1812 г., и в этом состоит его роль в победе в данной войне» | «На военном совете в деревне Фили, о том, что М.И. Кутузов произнес свои знаменитые слова: «С потерей Москвы еще не потеряна Россия, с потерею же армии Россия потеряна», после чего отдал приказ об оставлении Москвы, сыграв тем самым роль в сохранении русской армии, а значит, и в победе над неприятелем» |
Действие совершено не только этим историческим деятелем «Роль Александра Невского в отпоре завоевателям, совершившим в XIII в. нашествие на русские земли с северо-запада, состоит в том, что он одержал победы в Невской битве и Ледовом побоище». | « Александр Невский в Ледовом побоище предпринял следующие конкретные действия: расположил отряд ополченцев против головы рыцарской «свиньи», расположил за спинами ополченцев обоз, расположил конницу по флангам, в решающий момент битвы отдал приказ коннице вступить в бой » |
Не указано конкретных действий «В этот период была проведена реформа А.Н. Косыгина. В ходе реформы было сокращено количество плановых показателей для предприятий, расширена их хозяйственная самостоятельность, предприятия получили возможность формировать фонды, которые использовали по собственному усмотрению, в том числе для материального стимулирования работников, были упразднены совнархозы. Косыгин руководил проведением этой реформы». | «В сентябре 1965 г. А.Н. Косыгин выступил на Пленуме ЦК КПСС с докладом об улучшении управления промышленностью, совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования промышленного производства (конкретное действие). Фактически именно с этого доклада и с принятия соответствующего Постановления Пленума ЦК КПСС началось проведение реформы в промышленности.» (Разработчиком же реформы был экономист Е.Г. Либерман). |
При описании не указана роль исторического деятеля «При Николае I была проведена реформа государственной деревни Киселева. Во время реформы было введено крестьянское самоуправление в государственной деревне, в деревнях создавались школы, больницы, осуществлялось переселение крестьян на свободные земли в другие районы страны» | «П.Д. Киселев лично посетил Санкт-Петербургскую, Псковскую, Курскую и Московскую губернии, чтобы убедиться в действенности предлагаемых им мер. По возвращении Киселев представил Николаю I доклад, в котором наметил основные направления реформы, а в мае 1837 г. он представил императору подробный проект реформы, получивший одобрение. Все эти действия Киселева сыграли важнейшую роль в подготовке реформы государственной деревни.» |
Приведение конкретных действий исторической личности без указания того процесса, в котором этим действием личность сыграла роль «Еще в этот период М.Ю. Лермонтов написал стихотворение “Смерть поэта”, которое посвящено гибели А.С. Пушкина» (на этом сочинение заканчивается). | «Еще в этот период М.Ю. Лермонтов написал стихотворение “Смерть поэта”, которое посвящено гибели А.С. Пушкина. Это стихотворение фактически обвиняло власть в гибели поэта. В результате стихотворения Лермонтов был отправлен служить на Кавказ». |
Конкретных действия исторических личностей, которые спорны с исторической точки зрения «Николай I лично вышел на Сенатскую площадь к восставшим и попытался уговорить их разойтись». Потерян балл за фактическую ошибку | «Николай I лично отдал приказ артиллерийским офицерам на Сенатской площади дать залп картечью по войскам декабристов». |
К3 | Причинно-следственные связи По данному критерию не засчитываются причинно-следственные связи, названные при указании роли личности и засчитанные по критерию К2 | 2 |
Правильно указаны две причинно-следственные связи, характеризующие причины возникновения событий (явлений, процессов), происходивших в данных период | 2 | |
Правильно указана одна причинно-следственная связь, характеризующая причины возникновения событий (явлений, процессов), происходивших в данных период | 1 | |
Причинно-следственные связи указаны неверно / не указаны | 0 |
ТЕОРИЯ | |
Причинно-следственная связь всегда предполагает, что одно историческое событие (процесс, явление) при определенных исторических условиях порождает другое событие (процесс, явление). Поэтому между причиной и следствием всегда существует определенное временное соотношение: сначала происходит событие-причина, а затем – событие-следствие. Однако не всегда предшествующее событие является причиной последующего, так как они могут быть не связаны. | |
ЛАЙФХАКИ | |
Нельзя смешивать причины и последствия действий личности. Пишите это в разных предложениях! Пример приведения причины: | Причиной принятия христианства стала государственная воля руководителей Древней Руси: два года великий князь вместе с боярами, дружиной и старцами градскими выбирал из монотеистических религий ту, которая наилучшим образом подойдет для объединения Русской земли. |
ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ | |
НЕПРАВИЛЬНО | ПРАВИЛЬНО |
Фактическая ошибка «Последствием заключения Россией Тильзитского мира стала Континентальная блокада». | «Последствием заключения Россией Тильзитского мира стало присоединение страны к Континентальной блокаде». |
Указание желания исторического деятеля произвести какое-либо действие в качестве причины этого действия «Причиной издания Жалованной грамоты дворянству было стремление Екатерины II закрепить дарованные дворянству ранее привилегии и установить новые». «Стремление князей совместно обсудить некоторые вопросы стало причиной Любечского съезда» | Указано историческое явление (усобицы), с которым связано возникновение стремления «Зависимость императора от гвардии стало причиной стремления Екатерины II закрепить дарованные дворянству ранее привилегии и установить новые». «Причиной Любечского съезда было стремление князей прекратить усобицы». |
В качестве причины указывается факт, представляющий собой субъективную характеристику мотива каких-либо действий исторической личности, но упоминание об этом факте в исторических источниках отсутствует «Князь Святослав хотел быть похожим на своих предшественников – Олега и Игоря, – поэтому он стал храбрым воином и совершал походы на Византию». | «Святослав стал продолжателем дела своих предшественников, это подтверждается анализом внешней политики указанных князей.» |
К4 | Оценка влияния событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России | 1 |
Дана оценка влияния событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России с опорой на исторические факты и (или) мнения историков | 1 | |
Оценка влияния событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России сформулирована в общей форме или на уровне обыденных представлений, без привлечения исторических фактов и (или) мнений историков. ИЛИ Оценка влияния событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России не дана | 0 |
ТЕОРИЯ | |
Оценивается не период, а его события!!! Указываются события, повлиявшие на события в дальнейшем, а не просто явления, дошедшие до нашего времени. | |
ЛАЙФХАКИ | |
1) Оценку событий периода можно не всегда приводить в конце. 2) Плюсы и минусы писать не обязательно. 3) Историков цитировать не обязательно. 4) Главное – показать последствия действия событий периода на последующие эпохи. 5) Можно дома при подготовке: А) выписать мнения историков (в т.ч. Кацва, Сахаров, Орлов… Б) писать без ссылки на конкретного историка («по мнению историков…») В) свое с опорой на факты! | Последствия правления Владимира, который скончался в 1015 году, трудно переоценить. Распространение вместе с принятием христианства письменности, начало каменного строительства (Десятинная церковь с 989 года), создание художественных произведений в разных видах искусства (фрески, иконы, мозаики, литургия), начало распространения грамотности, смягчение нравов, вхождение восточнославянских племен в семью христианских народов, а, главное, укрепление Древнерусского государства – все это стало своеобразным предисловием к расцвету Древней Руси при Ярославе Мудром. Принцип «Один Бог на небе – один князь на земле» был воплощен в жизнь. |
ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ | |
НЕПРАВИЛЬНО | ПРАВИЛЬНО |
Вывод выпускника, который писал сочинение по периоду 1565–1572 гг.: «Итак, данный период был одним из самых страшных и кровавых в истории России. В ходе проведения политики опричнины погибли представители знатных боярских родов, что укрепило личную власть. В результате политики опричнины страна была разорена». | «В период опричнины общепринятыми явлениями были попирание царём и опричниками христианских и моральных норм и ценностей, репрессии в отношении церкви. Это привело к ослаблению нравственных ориентиров в обществе. Особенно ослабление нравственных ориентиров, произошедшее в период опричнины, проявилось через 30 лет, в годы Смуты, когда самозванчество, заговоры против монархов, предательство, братоубийственные войны, массовые грабежи и убийства мирных жителей стали закономерным результатом забвения ценностей, традиций и святынь, произошедшего при царе Иване Грозном». |
Указаны не события следующих исторических эпох, порожденные событиями (процессами, явлениями) выбранного периода истории, а явления, возникшие в выбранный период истории и в неизменном виде продолжавшие существовать в будущем. «Военные поселения, созданные в эти годы, просуществовали до начала правления Александра II». | «Военные поселения, созданные в данный период, характеризовались крайне жесткими порядками, что приводило к восстаниям военных поселян в последующие периоды истории (например, восстание военных поселян в Новгородской губернии в 1831 г.)». |
Правильно: Июнь 1812 г. – декабрь 1825 г. достаточно написать, что «восстание декабристов, произошедшее в декабре 1825 г., его поражение, привели при императоре Николае I к усилению реакционной политики российского самодержавия, в частности это проявилось в создании III Отделения ЕИВК, занимавшегося политическим сыском». |
К5 | Использование исторической терминологии | 1 |
При изложении корректно использована историческая терминология | 1 | |
Все исторические термины, понятия использованы некорректно. ИЛИ Исторические термины, понятия не использованы | 0 |
ТЕОРИЯ | |
Термины – это не имена собственные!!! Термины – это не географические названия, не названия битв и не общепринятые слова (князь) | |
ЛАЙФХАКИ | |
Для одного балла достаточно использовать один термин! См. список терминов из Историко-культурного стандарта, а их определения – в пособиях «Эксперта»! Термины надо употреблять точно, уместно и грамотно! | |
ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ | |
НЕПРАВИЛЬНО | ПРАВИЛЬНО |
Неточные термины «В целях пресечения революционного настроения и борьбы с теми, кто выступает против государственного строя, была введена III Канцелярия». «Павел I издал декрет о трехдневной барщине». «В июне 1905 г. началась забастовка на броненосце "Князь Потёмкин-Таврический"». | «В целях пресечения революционного настроения и борьбы с теми, кто выступает против государственного строя, была введена III Отделения Его императорского величества Канцелярия». «Павел I издал указ о трехдневной барщине». «В июне 1905 г. началось восстание на броненосце "Князь Потёмкин-Таврический"». |
Перечень исторических понятий,
рекомендуемых Историко-культурным стандартом
Дата: 2019-02-02, просмотров: 459.