Защита населения в чрезвычайных ситуациях
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В настоящее время основные принципы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций определены Федеральным Законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Выделим основные:

1. Мероприятия, направленные на предупреждение ЧС, а также на максимально возможное снижение ущерба и потерь в случае их возникновения, должны проводиться заблаговременно.

2. Планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от ЧС должны проводиться с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения ЧС.

3. Объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий от ЧС должны определяться, исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств. Принцип достаточности имеет важное экономическое значение. Не всегда увеличение затрат ведет к пропорциональному этим затратам возрастанию надежности защиты, а иногда и нет в этом необходимости.

4. Ликвидация ЧС должна осуществляться силами и средствами организации, органов местного самоуправления, органов исполнительной субъектов Российской Федерации, на территории которых сложилась чрезвычайная ситуациях. При недостаточности вышеуказанных сил и средств в установленном законодательством Российской Федерации порядке привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти.

5. Привлечение тех или иных сил и средств для ликвидации чрезвычайных ситуации (последствий аварий, катастроф или стихийных бедствий) определяется масштабами чрезвычайных ситуаций.

Защита населения в чрезвычайных ситуациях есть совокупность взаимосвязанных по времени ресурсам и месту проведения мероприятий РСЧС, направленных на предотвращение или предельное сокращение, снижение потерь населения и угрозы его жизни и здоровью от поражающих факторов и воздействий источников ЧС: прогнозирование; оповещение населения; веде­ние радиохимической и биологической разведки; использование средств индивидуальной защиты; ликвидация и локализация очагов ЧС (ГОСТ 22.0.02.- 94).

Защита населения в чрезвычайных ситуациях включает в себя:

- своевременное оповещение об угрозе возникновения ЧС, радиоактивного, химического, бактериологического (биологического) заражения, катастрофического затопления, а также о крупных производственных авариях, катастрофах и стихийных бедствиях;

- комплексное применение основных способов защиты - укрытие в защитных сооружениях, проведением эвакуации рассредоточения, использование средств индивидуальной защиты и медицин­ских средств индивидуальной защиты;

- проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения;

- обучение населения по гражданской обороне (УМЦ ГО, курсы ГО)

-укрытие людей в приспособленных под нужды защиты населения помещениях производственных, общественных и жилых зданий, а также в специальных защитных сооружениях;

-эвакуацию населения из зон ЧС;

-использование средств индивидуальной защиты органов дыхания и кожных покровов;

-проведение мероприятий медицинской защиты;

-проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в зонах ЧС.

 

Классификация ЧС

Чрезвычайная ситуация – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

С целью единого подхода к оценке чрезвычайных ситуаций и выбору формы реагирования на них эти ситуации классифицируют по типам, видам, масштабу распространения, тяжести последствий и некоторым другим признакам. На практике общую классификацию чрезвычайных ситуаций, как правило, производят на основе их причин, источников и важнейших показателей их проявления.

В Федеральном законе «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» № 68 – ФЗ от 21.12.94 г. (ст.1) чрезвычайная ситуация определяется как «обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей».

Чрезвычайные ситуации обычно классифицируют по следующим основным признакам:

- сфера возникновения;

- ведомственная принадлежность;

- масштаб возможных последствий.

По сфере возникновения - техногенные, природные, биолого-социальные, крупные террористические акты.

По ведомственной принадлежности, когда источниками ЧС могут быть объекты строительства, промышленности, жилой и коммунально-бытовой сферы, транспорта, сельского или лесного хозяйства, Вооруженные Силы.

По масштабу возможных последствий чрезвычайные ситуации различают:

а) локального характера, в результате которой территория, на которой сложилась ЧС и нарушены условия жизнедеятельности людей (далее - зона ЧС), не выходит за пределы территории объекта, при этом количество людей, погибших или получивших ущерб здоровью (далее - количество пострадавших), составляет не более 10 человек либо размер ущерба окружающей природной среде и материальных потерь (далее - размер материального ущерба) составляет не более 100 тыс. рублей;

б) муниципального характера, в результате которой зона ЧС не выходит за пределы территории одного поселения или внутригородской территории города федерального значения, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн. рублей, а также данная ЧС не может быть отнесена к чрезвычайной ситуации локального характера;

в) межмуниципального характера, в результате которой зона ЧС затрагивает территорию двух и более поселений, внутригородских территорий города федерального значения или межселенную территорию, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн. рублей;

г) регионального характера, в результате которой зона ЧС не выходит за пределы территории одного субъекта РФ, при этом количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн. рублей, но не более 500 млн. рублей;

д) межрегионального характера, в результате которой зона ЧС затрагивает территорию двух и более субъектов РФ, при этом количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн. рублей, но не более 500 млн. рублей;

е) федерального характера, в результате которой количество пострадавших составляет свыше 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 500 млн. рублей.

На огромной территории нашей страны возможны следующие ЧС природного характера: землетрясения, сильнейшие ураганы, лесные и торфяные пожары, наводнения, сели (водо-грязевые потоки), оползни, снежные лавины с гор, сильные грозы, цунами и другие проявления грозной стихии. Для нашей области и города особенно характерны – весенние половодья и паводки, лесные и торфяные пожары, ураганные ветры, продолжительные морозы.

По скорости распространения ЧС можно разделить на внезапные (землетрясения, взрывы, транспортные аварии и т.д.); стремительные (пожары, гидродинамические аварии, аварии с выбросом ОХВ, применение химического оружия и т.п.); умеренные (паводковые, аварии с выбросом радиоактивных веществ т.д.); плавные (засухи, аварии на промышленных очистных сооружениях, загрязнение почвы и воды вредными веществами, применение этнического и генного оружия).

Выживание человека в зоне стихийного бедствия обеспечивается 4-мя основными факторами:

- знанием особенностей природных явлений;

- умением распознать приближение стихийного бедствия и подготовиться к нему;

- знанием приемов спасения при конкретном стихийном бедствии;

- психологической подготовкой к действиям в особо сложных условиях.

Различают техногенные чрезвычайные ситуации по месту их возникновения (промышленные, транспортные) и по характеру основных поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.

 

Источники ЧС

Источники ЧС природного характера подразделяют согласно ГОСТ Р 22.0.03-95 на:

1. Геофизические опасные явления.

2. Геологические опасные явления.

3. Метеорологические (агрометеорологические) опасные явления.

4. Морские гидрологические опасные явления.

5. Гидрологические опасные явления.

6. Природные пожары.

Источники ЧС техногенного характера подразделяют согласно ГОСТ Р 22.0.05-94 на:

1. Транспортные аварии (катастрофы).

2. Пожары (взрывы с последующим горением).

3. Аварии с выбросом (угроза выброса) аварийно химически опасных веществ (АХОВ).

4. Аварии с выбросом (угроза выброса) радиоактивных веществ (РВ).

5. Аварии с выбросом (угроза выброса) биологически опасных веществ (БОВ).

6. Внезапное обрушение сооружений.

7. Аварии на электроэнергетических системах.

8. Аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения.

9. Аварии на очистных сооружениях.

10. Гидродинамические аварии.

Знание причин возникновения и характера стихийного бедствия вызывающего чрезвычайную ситуацию позволяет при заблаговременном принятии мер защиты, при разумном поведении населения в значительной мере снизить все виды потерь.

Так, основные причины природных чрезвычайных ситуаций по регионам в порядке повторяемости следующие:

  • Северо-западный регион – сильные ветры, наводнения, морозы, снегопады, метели;
  • Центральный регион – сильные дожди, сильные ветры, наводнения, снегопады, морозы, метели, заморозки;
  • Приволжье – наводнения, сильные ветры, гололед;
  • Северный Кавказ – наводнения, сильные дожди, сильные ветры, землетрясения, оползни, сильные снегопады, сели, лавины, гололед, градобития;
  • Урал – наводнения, сильные ветры, метели, сильные дожди, оползни;
  • Западная Сибирь – наводнения, сильные снегопады, засуха, сильные дожди, метели, оползни;
  • Восточная Сибирь – наводнения, метели, сильные морозы, сильные дожди, сильные ветры, лавины, обвалы, сели;
  • Забайкалье – наводнения, сильные дожди, землетрясения, сильные ветры, засуха, сильные снегопады;
  • Дальневосточный регион – наводнения, сильные дожди, сильные ветры, землетрясения, сильные снегопады, сели, лавины, метели, сильные морозы.

Сложность возникновения опасных природных процессов может меняться – в зависимости от конкретных природно-климатических условий и геофизических факторов повышается риск одних из них и снижается риск других.

В Республике Карелия ведется целенаправленная всесторонняя работа по повышению уровня общественной безопасности. Стратегической целью государственной политики в сфере профилактики правонарушений на территории Республики Карелия является повышение уровня безопасности граждан, укрепление законности и правопорядка путем оптимизации взаимодействия всех субъектов профилактики: органов государственной власти и органов местного самоуправления, правоохранительных органов, организаций, общественных объединений и граждан.

Общее число чрезвычайных ситуаций природного характера в республике из года в год в течение десяти лет колеблется в пределах от 1 до 28 (средний показатель 12). Общая динамика в значительной степени зависит от числа чрезвычайных ситуаций, связанных с крупными лесными пожарами, которые приносят значительный материальный ущерб. В последние годы участились риски, связанные с опасными гидрометеорологическими условиями (высокими уровнями весеннего половодья и паводковыми дождями).

Потенциальная опасность возникновения аварий на опасных производственных объектах связана со старением основных производственных фондов. Особую опасность рисков аварий и социальной напряженности в обществе вызывает значительный износ инженерных сетей систем жизнеобеспечения населения.

 

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 364.