Объект и предмет общей психологии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Любая наука характеризуется, помимо всего прочего, наличием своего предмета и объекта исследования. Причём предмет и объект науки – это разные вещи. Объект – это лишь аспект предмета науки, который исследуется субъектом, т.е. исследователем. Осознание этого факта очень важно для понимания специфики общей психологии, как науки многогранной и разноплановой. Учитывая данный факт, можно сказать следующее.

Предмет общей психологии - это сама психика, как форма взаимодействия живых существ с миром, которая выражается в их способности претворять в действительность свои побуждения и функционировать в мире на основе имеющейся информации. А психика человека, с точки зрения современной науки, выполняет функцию посредника между субъективным и объективным, а также реализует представления человека о внешнем и внутреннем, телесном и душевном.

Объект общей психологии – это закономерности психики, как формы взаимодействия человека с окружающим миром. Данная форма в связи со своей многогранностью подлежит исследованию в совершенно разных аспектах, которые исследуются разными ответвлениями психологической науки. В качестве объекта выступает развитие психики, нормы и патологии в ней, виды деятельности человека в жизни, а также его отношение к окружающему миру.

Благодаря масштабности предмета общей психологии и возможности выделять в её составе множество объектов для исследований в настоящее время в психологической науке существуют общие теории психологии, которые ориентируются на разные научные идеалы и саму психологическую практику, которая вырабатывает определённые психотехники для воздействия на сознание и его управления. Но как бы ни были сложны пути, которыми продвигается психологическая мысль, постоянно трансформируя объект своего исследования и глубже погружаясь благодаря этому в предмет, каким бы изменениям и дополнениям он не был подвержен и какими бы терминами ни обозначался, можно всё же выделить основные блоки терминов, которыми характеризуется объект психологии. К ним относятся:

§ психические процессы – психология изучает психические явления в процессе формирования и развития, продуктом которого становятся результаты, оформившиеся в образы, мысли, эмоции и т.п.;

§ психические состояния – активность, подавленность, бодрость и т.п.;

§ психические свойства личности – целеустремлённость, трудолюбие, темперамент, характер;

§ психические новообразования – те знания, навыки и умения, которые приобретает человек в течение жизни.

ВОПРОС №4

 Полипредметность современной психологии

 

Существует несколько отраслей психологии:

Общая психология исследует психику в максимально обобщенном и отвлеченном виде. Это психика взрослого нормального (не больного) человека (мужчины и женщины), причем в инвариантных условиях жизни и деятельности. Существует множество подразделов общей психологии: психология личности, мышления, эмоций и тд, включая психофизику, которая занимается изучением чувствительности и находится у истоков современной экспериментальной психологии.

Социальная психология рассматривает массовидные явления психики и само отношение, взаимодействие социального и психического, индивидуального и общественного в психике личности.

Возрастная психология исследует онтогенез психики, те ее развитие от зачатия человека до его смерти. За последние годы в отечественной научной классификации произошла замена названия этого раздела, именуемого ныне психологией развития. Понятие развития в целом шире, чем развитие, обусловленное именно ходом времени, возрастом. Раздел возрастной психологии включает детскую психологию, психологию юности, геронтопсихологию.

Педагогическая психология имеет своим предметом психику (учащегося и преподавателя) в условиях образовательного процесса (обучение и воспитание). Этот раздел психологии включает в себя психологию обучения и воспитания в школьном возрасте, психологию профессионально-технического образования, психологию высшей школы.

Психология труда (исторически первое название – психотехника) изучает психику в условиях многообразной трудовой деятельности и включает в себя немало практически самостоятельных разделов. Это инженерная психология, эргономика, психология управления, психология торговли, рекламы и тд.

Психолингвистика занимается изучением речи как вида психики, использующей объективный язык, языковые системы в качестве внутреннего средства.

Дифференциальная психология исследует всевозможные различия психики людей: индивидуальные, типологические, этнические, в том числе и те, которые задействованы в других, ранее перечисленных разделах.

Психометрия (математическая психология) рассматривает вопросы математического моделирования психики, проблемы измерения в психологии, способы количественного анализа результатов психологических исследований.

Психофизиология направленно изучает основополагающее соотношение, взаимодействие биологического и психического, физиологии высшей нервной деятельности и психологии.

Медицинская психология исследует психику в условиях болезни: душевной или телесной. Здесь выделены такие разделы, как нейропсихология, патопсихология. В современной науке принят термин клиническая психология.

История психологии имеет своим предметом не простой ход времени, не хронологию чьих-то жизненных и публикаций, а историю создания, развития предшествующих взглядов, подходов, школ научного психологического знания.

Изучением психики животных занимается зоопсихология, многие разработки которой составляют необходимый базис для исследования психики человека.

· Гештальтпсихология - направление в западной психологии, возникшее в Германии в первой трети ХХ в. и выдвинувшее программу изучения психики с точки зрения целостных структур (гештальтов), первичных по отношению к своим компонентам. (М. Вертгеймер, В. Келер, К. Коффка)

· Гуманистическая психология - направление в западной (преимущественно американской) психологии, признающее своим главным предметом личность как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто заранее данное, а "открытую возможность" самоактуализации, присущую только человеку. (Г. Олпорт, А. Маслоу, К. Роджерс).

· Бихевиоризм— (основатель - Дж. Уотсона) В качестве предмета психологии фигурирует не субъективный мир человека, а объективно фиксируемые характеристикиповедения, вызываемого какими–либо внешними воздействиями. При этом в качестве единицыанализаповедения постулируется связь стимула (S) и ответной реакции (R).

· Необихевиоризм берет свое начало в бихевиоризме. Основан на допущении, что в качестве предмета анализа могут быть не только наблюдаемые поведенческие акты. Для объяснения устанавливаемых связей используются определенные гипотетические конструкты — в схеме S — R появились „промежуточные переменные“. Активно используются такие понятия, как образ, цель, потребность, интеллект, ожидание, успех — неуспех, которые являются феноменами поля сознания.

· Фрейдизм — психологическое направление, разработанное З. Фрейдом, основанное на понятиилибидо, включающее в себя техникупсихоанализа. Движущими силами развитияличностиявляются сексуальное и агрессивноевлечения, имеющиеинстинктивнуюприроду.

· Неофрейдизм — направление в психологии, возникшее в 20–30–е гг., в котором ключевые понятия психоанализа З. Фрейдабыли переработаны, на основе постулата о социальной детерминированностипсихикичеловека. При этом в основе всех теоретических построений этого направления лежат понятиябессознательногои принципиальной конфликтности отношенийличностии общества. (К. Хорни,Г.С. СалливениЭ. Фромм).

ВОПРОС №5.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 498.