ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ИМЕНИ В.Г. БЕЛИНСКОГО
Историко-филологический факультет
Кафедра «История России и методика преподавания истории»
В.А. Власов, А.В. Тишкина
История
Учебная программа
Пенза – 2018
УДК: 947 (075.5)
ББК 63.3 (2) я 73
П 78
Р е ц е н з е н т:
доктор исторических наук, профессор кафедры
«Всеобщая история и обществознание» ПГУ
В.П. Митрофанов
Власов В.А., Тишкина А.В.
История: учебная программа для студентов I курса Педагогического института им. В.Г. Белинского / В. А. Власов, А. В. Тишкина. – Пенза: Изд-во ПГУ, 2018. – 17 с.
Издание включает краткое содержание узловых проблем, связанных с развитием Российского государства с древнейших времен до наших дней и представленных в хронологической последовательности.
Предназначено для студентов I курса Педагогического института им. В.Г. Белинского для внеаудиторной самостоятельной подготовки, в том числе к экзамену.
Составители: кандидаты исторических наук, доценты кафедры «История России и методика преподавания истории» В.А. Власов, А.В. Тишкина.
УДК 947 (075.5)
© Пензенский государственный университет, 2018
ВВЕДЕНИЕ
Предмет, задачи, особенности курса. Сущность, формы, функции исторического знания. Основные методы, функции, подходы и источники изучения истории. Структура курса, проблемно-хронологический принцип его построения. Отечественная историография в прошлом и настоящем. Методология исторической науки. Исторический процесс как результат взаимодействия объективных и субъективных факторов. Проблема альтернативности общественного развития. Диалектика сочетания общечеловеческих и социальных интересов. Место дисциплины «История» в системе образования. История России как неотъемлемая часть всемирной истории.
РАЗДЕЛ I .
ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ В СТАНОВЛЕНИИ
РАЗДЕЛ II .
РОССИЯ В XVII в.
Предпосылки Смутного времени. Царь Федор Иванович. Конец династии Рюриковичей. Б. Годунов. Борьба боярских группировок. Раскол общества и территории. Лжедмитрий I. В. Шуйский. Восстание И. Болотникова. Лжедмитрий II. Польская и шведская интервенции. Семибоярщина. Патриотический подъем народа, первое и второе народные ополчения. К. Минин, Д. Пожарский.
Земский собор 1613 г. и воцарение династии Романовых. Правление Михаила Федоровича, Алексея Михайловича, Федора Алексеевича. Укрепление самодержавия и государственной централизации. Новые явления в экономике России в XVII в.: возникновение мануфактур, развитие внешней и внутренней торговли, начало складывания всероссийского рынка, ярмарки, политика протекционизма в рамках укреплявшейся феодально-крепостнической системы. Таможенный устав 1653 г. Новоторговый устав 1667 г. Окончательное закрепощение крестьян. Соборное Уложение 1649 г. Рост социальной напряженности. Городские восстания 1648-1650 гг. «Соляной бунт» 1648 г. «Медный бунт» 1662 г. Восстание под предводительством С. Разина 1670-1671 гг.
Государство и церковь в XVII в. Церковная реформа. Раскол. Никон. Аввакум. Старообрядчество и его социальный смысл. Соловецкое восстание 1668 – 1676 гг.
Основные направления внешней политики. Преодоление последствий Смуты, постановка новых задач. Столбовский мир 1617 г. Деулинское перемирие 1618 г. Отношения с Речью Посполитой и Швецией. Кардисский мир 1661 г. Андрусовское перемирие 1667 г. Народно-освободительная война украинского и белорусского народов под руководством Б. Хмельницкого. Воссоединение Украины с Россией. Строительство засечных черт. Основание Пензы в 1663 г. Освоение Сибири и Дальнего Востока. Нерчинский договор 1689 г. с Китаем. Русские землепроходцы С. Дежнев, В. Поярков, Е. Хабаров.
Развитие культуры, усиление ее светского характера. Общественная мысль, просвещение и образование. «Синопсис» Иннокентия Гизеля. Газета «Куранты». Первый букварь Василия Бурцева. А.Л. Ордин-Нащокин. С. Полоцкий. Появление новых жанров и стилей в литературе и искусстве. Бытовые повести. Парсуна. Миниатюра. С. Ушаков «Спас Нерукотворный». Зодчество. Московское, или нарышкинское, барокко. Музыка и театр.
Раздел III .
РАЗДЕЛ IV .
РОССИЯ В XIX в.
Место и роль XIX в. в мировой и российской истории. Особенности цивилизационного развития России. Задачи века: ограничение самодержавия, отмена крепостного права, развитие образования. Эволюция или революция? Дворцовый переворот 12 марта 1801 г. Вступление на российский престол Александра I. «Дней Александровых прекрасное начало…». Попытки европейской модернизации в России. Создание Негласного комитета. Реформирование государственного аппарата: объявление Сената верховным органом в империи в сфере административной и судебной власти, образование министерств вместо коллегий. План государственных преобразований М.М. Сперанского. Проект первой русской Конституции Н.Н. Новосильцева.
Кризис крепостничества и попытки решения крестьянского вопроса. Указ о «вольных хлебопашцах». Положение об эстляндских крестьянах. Проекты освобождения крестьян. Время упущенных возможностей.
Отечественная война 1812 года и ее влияние на российское общество. Заграничные походы русской армии. Крушение империи Наполеона и повышение международной роли России. Оценки войны современными историками.
Декабризм – «мятеж реформаторов». Предпосылки движения декабристов, идеология, переплетение реформистских и революционных тенденций, национально-патриотических и интернационалистических устремлений, тайные общества. «Конституция» Н.М. Муравьева и «Русская правда» П.И. Пестеля. Восстание 14 декабря 1825 г., его последствия и оценки.
Николай I (1825 – 1855). Политика репрессий и реформаторства. «Апогей самодержавия». Создание Третьего отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии и отдельного корпуса жандармов. Бюрократизация всех сторон государственной и общественной жизни.
Проект законодательного кодекса М.М. Сперанского. Противоречия хозяйственного развития. Начало промышленного переворота. Новые явления в промышленности и сельском хозяйстве. Крестьянский вопрос. Робкие попытки улучшить положение помещичьих крестьян. Указ об «обязанных крестьянах». Реформа управления государственными крестьянами России (П.Д. Киселев).
Развитие российской общественной мысли 1830-1840-х гг. Теория «официальной народности». С.С. Уваров. Дискуссии о путях развития страны. П.Я. Чаадаев. Западничество (Т.Н. Грановский, К.Д. Кавелин, М.Н. Катков, П.В. Анненков) и славянофильство (А.С. Хомяков, Ю.Ф. Самарин, братья К.С. и И.С. Аксаковы, И.В. и П.В. Киреевские). В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.П. Огарев, петрашевцы. Роль русской литературы (А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь, Ф.М. Достоевский) и публицистики как общественной трибуны.
Внешняя политика России второй четверти XIX в. Борьба против революции на Западе. Восточный вопрос. Войны с Турцией и Ираном. Вхождение Кавказа в состав России. Крымская война 1853-1856 гг.
Александр II (1855 – 1881) – «время правительственного либерализма». Отмена крепостного права: причины, предпосылки, суть и последствия. Буржуазные реформы 1860-1870-х гг., их роль в экономической, общественно-политической и социальной жизни России. Реформаторы «эпохи великих реформ»: великий князь Константин, Н.А. Милютин, Д.А. Милютин, А.В. Головнин, П.А. Валуев, К.Д. Кавелин, Я.И. Ростовцев, Ю.Ф. Самарин, М.Т. Лорис-Меликов и др.
Александр III (1881 – 1894). Свертывание либеральных реформ. Д.А. Толстой, С.Ю. Витте, К.П. Победоносцев, В.П. Мещерский, М.Н. Катков. Социально-экономическое развитие России в конце XIX века. Завершение промышленного переворота, его последствия. Железнодорожное строительство. Начало индустриализации. Н.Х. Бунге. С.Ю. Витте. «Золотое десятилетие» русской промышленности.
Общественное движение 1860–1880-х годов. Консервативные, либеральные, радикальные течения в общественной мысли. Земский конституционализм. Революционное и либеральное народничество: социальные корни, идеология, практика. Организации революционных народников. «Хождение в народ». А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, М.А. Бакунин, П.Л. Лавров, П.Н. Ткачев, С.Г. Нечаев, П.А. Кропоткин, А.И. Желябов, В.И. Засулич, С.М. Перовская, А.Д. Михайлов, Н.И. Кибальчич, Н.К. Михайловский.
Начало рабочего движения. Стачки и забастовки 1860 – 1880-х годов. «Южнороссийский союз рабочих», «Северный союз русских рабочих». Е.О. Заславский, С.Н. Халтурин, В.П. Обнорский. Общественное движение 60 – 80-х годов. «Модернизаторы» и традиционалисты. Кризис революционного народничества. Либеральное движение. Распространение марксизма в России. Первые марксистские кружки 80-х годов. Г.В. Плеханов, Д. Благоев, П.В. Точисский, М.И. Бруснев, Н.Е. Федосеев. Зарождение социал-демократии. «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». I съезд РСДРП. П.Б. Струве, В.И. Ульянов, Ю.О. Мартов. Особенности формирования политических партий России.
Внешняя политика России во второй половине XIX в. Место России в мировом сообществе. Европейская политика. Присоединение Средней Азии. Дальневосточная политика. Русско-турецкая война 1877 – 1878 годов. Участие России в военных союзах.
Наука и культура России в пореформенный период. А.С. Попов, В.И. Вернадский, К.Э. Циолковский, Н.Е. Жуковский, В.О. Ключевский, А.А. Корнилов, С.Ф. Платонов, Р.Ю. Виппер, В.С. Соловьев, П.А. Флоренский, С.Н. Булгаков, А.П. Чехов, Л.Н. Толстой, А.И. Куприн, И.Е. Репин, В.И. Суриков, В.М. Васнецов, Н.К. Рерих, Н.А. Римский-Корсаков.
РАЗДЕЛ V .
РАЗДЕЛ VII .
РАЗДЕЛ VIII .
СОВЕТСКИЙ СОЮЗ В ГОДЫ
РАЗДЕЛ IX .
РАЗДЕЛ X .
РАЗДЕЛ XI .
ПЕРЕСТРОЙКА В СССР.
РОССИЯ НА ПУТИ РЕФОРМ (1985 – начало XXI века)
Советский Союз в 1985-1991 гг. М.С. Горбачев. Перестройка. Поиск путей обновления социализма. Курс на ускорение социально-экономического развития и его неудача. Новое мышление в международных отношениях. Распад социалистического лагеря.
Демократизация общественно-политической жизни. Гласность. Возрождение многопартийности в новых условиях. Съезды народных депутатов СССР и РСФСР. Ново-Огаревский процесс. Попытка государственного переворота 1991 г. и ее провал. Раскол и развал КПСС. Б.Н. Ельцин (1991 – 1999).
Причины и последствия распада СССР. Создание СНГ. Проблемы национально-государственного устройства страны. Военно-политический конфликт в Чечне.
Суверенизация России. Выбор концепции социально-экономического развития РФ. Радикальные реформы: либерализация цен, приватизация, введение свободной торговли и их последствия. Политическое развитие РФ. Противостояние президента и парламента. Конституционно-политический кризис 1993 г. Разрушение системы Советов. Становление новой российской государственности (1993 – начало XXI века). Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации. Выборы Президента и Государственной Думы РФ.
Культура, народное образование в современной России. Утверждение государственных символов РФ: герба, флага и гимна.
Основные направления внутренней и внешней политики России в период президентства В.В. Путина. Национальные проекты. Проблемы и перспективы СНГ. Изменение геополитической ситуации, появление очагов военных конфликтов в мире.
ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ИМЕНИ В.Г. БЕЛИНСКОГО
Историко-филологический факультет
Кафедра «История России и методика преподавания истории»
В.А. Власов, А.В. Тишкина
История
Учебная программа
Пенза – 2018
УДК: 947 (075.5)
ББК 63.3 (2) я 73
П 78
Р е ц е н з е н т:
доктор исторических наук, профессор кафедры
«Всеобщая история и обществознание» ПГУ
В.П. Митрофанов
Власов В.А., Тишкина А.В.
История: учебная программа для студентов I курса Педагогического института им. В.Г. Белинского / В. А. Власов, А. В. Тишкина. – Пенза: Изд-во ПГУ, 2018. – 17 с.
Издание включает краткое содержание узловых проблем, связанных с развитием Российского государства с древнейших времен до наших дней и представленных в хронологической последовательности.
Предназначено для студентов I курса Педагогического института им. В.Г. Белинского для внеаудиторной самостоятельной подготовки, в том числе к экзамену.
Составители: кандидаты исторических наук, доценты кафедры «История России и методика преподавания истории» В.А. Власов, А.В. Тишкина.
УДК 947 (075.5)
© Пензенский государственный университет, 2018
ВВЕДЕНИЕ
Предмет, задачи, особенности курса. Сущность, формы, функции исторического знания. Основные методы, функции, подходы и источники изучения истории. Структура курса, проблемно-хронологический принцип его построения. Отечественная историография в прошлом и настоящем. Методология исторической науки. Исторический процесс как результат взаимодействия объективных и субъективных факторов. Проблема альтернативности общественного развития. Диалектика сочетания общечеловеческих и социальных интересов. Место дисциплины «История» в системе образования. История России как неотъемлемая часть всемирной истории.
РАЗДЕЛ I .
Дата: 2019-02-02, просмотров: 215.