В результате завязывается дискуссия, по ходу которой учитель делает необходимые пояснения и добавления. В конце занятия он подводит итог, акцентируя наиболее важные моменты обсуждения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Модели наркотизма*

Успокаивающая модель - один из наиболее распространенных вариантов применения психоактивных веществ и наркотиков с целью достижения душевного спокойствия у нерешительных, сомневающихся, мнительных, пугающихся всего нового, постоянно тревожных подростков. Употребляя наркотики, они стремятся снять нервное напряжение, расслабиться, успокоить­ся, забыться, уйти от неприглядной или опасной действительности, от неразрешимых жизненных проблем. Подростки свою алкоголизацию или наркотизацию объясняют следующим обра­зом: "Чтобы быть спокойнее".

Недостаточно приспособленные, не нашедшие своего места в жизни, плохо адаптирующиеся к новой среде, подростки ищут различные пути гармонизации своего положения. Не умея нормализовать свои отношения в семье, с товарищами в учебном заведении или с друзьями в неформальной группе, под­ростки используют психоактивные вещества для того, чтобы компенсировать нарушение межперсональных отношений. Они говорят, что это позволяет "легче разговаривать с людьми". Привычка использовать психоактивные вещества угрожает стать постоянной формой бегства от реальности при малейших пре­пятствиях на жизненном пути.

Отдельные подростки употребляют психоактивные вещества для изменения эмоционального состояния: тревоги, депрессии, апатии. С их помощью они пытаются улучшить настроение, добиться эмоционального комфорта в трудных жизненных си­туациях (разрыв с членами семьи, утрата значимой фигуры, разочарование в любви, дружбе).

Коммуникативная модель может возникнуть в связи с неудовлетворенными потребностями в общении, любви, добро­желательности. Прием психоактивных веществ «облегчает» обще­ние со сверстниками своего и противоположного полов. Пре­одолевается чувство замкнутости, стеснительности, появляется уверенность в своих возможностях. "Принимаю алкоголь (нар­котики) для того, чтобы было легче общаться с другими людь­ми", - говорит подросток. Имеются сведения, что до 30% всех алкоголиков начинали с привычки принимать "допинг" перед общением, в особенности с лицами противоположного пола.

Активизирующая модель характеризует тех подростков, которые применяют психоактивные вещества с целью подъема жизненных сил, сниженного настроения, бодрости, усиления активности. Будучи неуверенными в своих силах и возможностях, имея пониженную самооценку, подростки пытаются до­стичь прямо противоположного - уверенности, бесстрашия, раскованности.

Гедонистическая модель наблюдается тогда, когда употреб­ление психоактивных веществ используется для получения удо­вольствий, достижения приятных ощущений психического и физического комфорта. Вызванный в таком случае на откро­венность подросток признается, что "Делаю, потому что мне это нравится". Он стремится создать фантастический мир гал­люцинаторных образов, пережить блаженное состояние эйфо­рии.

Конформная модель выражается в стремлении подростков подражать, не отставать от сверстников, быть принятыми груп­пой с помощью употребления психоактивных веществ. Чтобы самоутвердиться в группе, укрепить свой социальный статус. подростки вынуждены следовать за своими товарищами во всех их действиях и поступках, в том числе и касающихся употреб­ления психоактивных веществ. Развитие этой модели связано с желанием подражать лидерам, некритически перенимать все, что касается коллектива, к которому принадлежит подросток.

Манипулятивная модель связана с возможностью использо­вания психоактивных веществ для манипулирования другими подростками, для их эксплуатации, для изменения ситуации в собственную пользу, для достижения тех или иных преиму­ществ. Подростки, склонные к истерическим реакциям, желая покрасоваться, привлечь к себе внимание своей необычностью, способностью добиться лидирующего положения, охотно поль­зуются наркотиками и алкоголем. Эмоционально возбудимые, упрямые подростки посредством психоактивных веществ также пытаются подчинить себе ситуацию, успешно выступить в роли лидеров.

Компенсаторная модель определяется необходимостью ком­пенсировать какую-то неполноценность личности, дисгармонию характера. У подростков, которые плохо переносят конфликты и трудности в школе и дома, возникает наибольший риск при­выкания к наркотикам как форме реагирования на любые жиз­ненные проблемы.

Информация для размышлений

На начало 2000 года в России было как минимум 7-7,5 млн. наркоманов т. е. около 6% от всей численности 146-миллионного и постоянно убывающего населения.

"Наркотики убивают нацию. Официальная статистика об этом умалчивает, таким образом государственные органы пыта­ются скрыть свою беспомощность против наркотической граж­данской войны..."

"Наркотики издавна использовались для одурманивания и легкого порабощения другой нации..."

"Наркоманы в страшных муках гибнут от передозировки наркотика, от отравления разбавителями, от СПИДА, гепатита, от заражения крови, от несчастных случаев, от убийств и само­убийств..."

"Наркоман убивает медленной, мучительной смертью не только себя, но своих родных и близких, загоняет свою семью в беду и боль, в горе и смерть... "

"Наркоман - это потенциальный преступник, убийца, смертник, который попал в беду - как в капкан, расставлен­ный алчными, беспринципными преступниками против жизни человека и человечества"

"Ребенок, родившийся у наркоманки - от рождения об­ладает наркотической зависимостью"

"Наркомания - это тихая, беззвучная, но страшная, гу­бительная война..."

"Помощь наркоману - это не разовая акция, а длитель­ный, упорный труд, который под силу только любящему, насто­ящему другу"

"Любить наркомана очень трудно, так как в данный мо­мент он не приносит Вам ничего, кроме страданий и боли, но тем слаще победа, чем труднее она достается..."

"Наркотики - это смерть нашим детям и детям наших детей..."

"Есть люди, наши враги, которым выгодно, чтобы мы страдали и умирали - именно они распространяют наркотики среди наших детей"

"Надо знать все об этом страшном явлении - наркомании, только тогда мы справимся с этой бедой нашего времени"

"Наркоманом легче не стать, чем став - вернуться к нормальной жизни. Но если очень захотеть, то можно преодолеть все. Желание - тысяча возможностей, нежелание - тысяча причин!"

"Любимое дело, приносящее результат и успех - лучшее средство профилактики наркомании"

"Нет сильных и слабых наркотиков, есть быстро убивающие и медленно убивающие..."

"Легко начать (стоит лишь попробовать), очень трудно, а для безвольных невозможно уйти от мучительной смерти сначала моральной, а потом физической"

"Прием наркотика несет временное, короткое удовольствие, быстро сменяющееся постоянной, невыносимой болью, неописуемыми страданиями и смертью"*


 

 


Задания и упражнения

1. Озаглавь чистый лист бумаги "Поддерживающее поведение". Напиши на этом листе любые вопросы, которые, как тебе кажется, могли бы задать друг другу члены твоего коллектива, твои друзья или родные, если бы находились в проблемной или стрессовой ситуации. Постарайся ответить на эти вопросы, представляя конкретного человека, стараясь выразить сочувствие и поддержку именно ему.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 875.