Выпускная квалификационная работа
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ФАКУЛЬТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

 

 

Выпускная квалификационная работа

 

 

ВЛИЯНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ НА

ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЕШЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ УРОКОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

 

 

                                                    Работу выполнила:

                                                           студентка 352 группы

                                                                     Волкова Юлия Борисовна

__________________________

                                                          (подпись)

 

 

«Допущен к защите в ГАК»                            Научный руководитель:

Зав. кафедрой:                                                   канд. пед. наук, профессор

_______________________                               каф. лёгкой атлетики

    (подпись)                                                   и спортивных игр

«____»_____________2009г.                            Тихонов Александр

                                                                             Михайлович

                                                                             _________________________

                                                                                       (подпись)

 

 

ПЕРМЬ

2009

 



Оглавление

 

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Значение поисковой деятельности в образовании…………………...6

1.1.Значение поисковой деятельности в

жизнедеятельности………………………………………………………...6

1.2.Значение интереса в поисковой деятельности……………………….8

1.3.Исследовательский метод в преподавании

общеобразовательных предметов в системе развивающего

обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова……………………………..15

Глава 2. Организация и методики исследования……………………………....25

    2.1. Организация исследования…………………………………………..25

    2.2. Методики исследования……………………………………………..28

Глава 3. Результаты исследования эффективности уроков

физической культуры, проводимых исследовательским методом……32

3.1. Уровень сформированности самооценки и техники

двигательного действия………………………………………………….32

3.2. Уровень усвоения теоретических знаний

и сформированности понятийных структур интеллекта………………34

Выводы…………………………………………………………………………..36

Литература……………………………………………………………………….38

Приложение……………………………………………………………………...41



Введение

 

Модернизация российского образования принесла в школу много значительных изменений как для учеников, так и для учителей. Изменились цели образования; результатом обучения должен стать ученик, способный создавать собственный продукт и нести за него ответственность [3, 15]. Вследствие этого сместились и акценты в преподавании учебных предметов: со знаниевого компонента образования на способы действий, умственные в том числе. Предпочтение отдаётся обучению, основанному на субъект-субъектных отношениях учителя и учеников. В процессе школьного обучения всё больше стали применяться не использовавшиеся ранее методы (проектный, исследовательский) [19]. Изменения коснулись и сферы физической культуры, но новые методы обучения большей частью относятся к проведению аудиторных занятий [8]. Инновации в физической культуре и спорте вводятся лишь в организационный компонент занятий, оставляя за кадром другие направления в образовании (развитие личности, интеллекта школьников). Какой быть школьной физкультуре, до сих пор нет единого мнения. В преподавании расставляются различные акценты: оздоровительные, развивающие двигательные качества, межпредметные, образовательные [8]. Главным аргументом противников образовательной физической культуры является низкая, с их точки зрения, плотность урока и, вследствие этого, недостаточный оздоровительный, развивающий (речь идёт о развитии физических качеств) эффект. С другой стороны, сторонники образовательной физической культуры критикуют оппонентов за ограниченность «телесной физкультуры» в плане теоретического, интеллектуального развития школьников.

Поэтому работу по исследованию образовательного эффекта на уроках физической культуры мы считаем актуальной.

Гипотеза. Предполагалось, что занятия по физической культуре, проводимые исследовательским методом, приведут к эффективному решению образовательных задач уроков (усвоение теоретических знаний, овладение техникой двигательного действия, формирование исследовательских умений, развитие интеллекта школьников).

Объект исследования – учебная деятельность учеников начальной школы на уроках физической культуры.

Предмет исследования – влияние исследовательского метода на уроках физической культуры на эффективность решения образовательных задач урока.

Цель исследования – выявить уровень теоретических знаний, качество выполнения двигательного действия, сформированность исследовательских умений и понятийных структур интеллекта после цикла уроков, проводимых исследовательским методом.

Задачи исследования:

1. Проанализировать литературу по проблеме исследования.

2. Выявить уровень сформированности у учащихся самооценки двигательного действия.

3. Выявить уровень овладения техникой выполнения двигательных действий.

4. Выявить уровень теоретических знаний учеников опытных групп.

5. Выявить влияние занятий с применением исследовательского метода на уровень сформированности понятийных структур интеллекта.

Методологической основой исследования являются основные принципы отечественной педагогической психологии, педагогики и физиологии: культурно-историческая теория и теория развития Л.С. Выготского; теория деятельности А.Н. Леонтьева, теоретические положения физиологии активности Н.А. Бернштейна, основные положения теории и методики физического воспитания Л.П. Матвеева, Б.А. Ашмарина, методика юношеского спорта В.П. Филина, теория физической культуры и спорта В.К. Бальсевича, А.А. Гужаловского, М.А. Годика.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ и обобщение научно-методической литературы, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, методы математической статистики.

Новизна работы заключается в том, что впервые в процесс физкультурного образования были введены учебные задачи, направленные на выявление школьниками (в совместной деятельности) влияния физических упражнений на организм человека. Результатом решения таких задач стали освоенные учениками умения выдвигать и проверять гипотезы в исследовательской работе. Впервые выявлено влияние занятий по физической культуре на интеллектуальное развитие школьников.

Практическая значимость работы заключается в том, что материалы исследования, во-первых, могут использоваться учителями, работающими в русле модернизации образования и, во-вторых, полученные результаты показали возможности уроков физической культуры в интеллектуальном развитии учащихся.

Эксперимент проводился на базе муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 3» г. Горнозаводска.

 


Глава 1. Значение поисковой деятельности в образовании


Организация исследования

 

Исследование проходило в три этапа. На первом этапе была проанализирована литература по проблеме исследования, на основании которой были разработаны формы организации учебной работы по проведению исследовательской работы на уроках и формированию самооценки двигательного действия (2006-2007гг). Проверка выдвинутой гипотезы и оценка эффективности разработанной методики осуществлялась на втором этапе исследования в серии педагогических экспериментов (2008-2009 гг). Исследовательский метод и формирование самооценки в начальной школе производилось на материале гимнастики.

Третий этап – анализ полученных результатов и оформление их в виде дипломной работы (февраль-апрель 2009 г.).

В контрольной группе уроки проводились традиционным методом: создание представления об изучаемом движении, разучивание, совершенствование.

В исследовании принимали участие ученики четвёртых классов: экспериментальная и контрольная группы по 21-ому человеку в каждой. На исследовательских уроках дети решали учебную задачу: как влияет кувырок на организм человека? На первом уроке необходимо выйти на проблему: как влияют кувырки на организм человека? Возможны разные варианты (как влияют кувырки на смелость, гибкость, развитие мышц спины, координацию, точность движений и т.д.). Для проверки нужно выбрать тот вариант, который предложат ученики (учитель тоже участвует в выдвижении гипотез).

А как проверить: влияют ли? А, может, и не влияют? И тут мы уже дошли до гипотезы (предположение). Если… то… Если тренироваться в кувырках, то работа вестибулярного аппарата будет улучшаться. Если выполнять много упражнений на равновесие, то работа вестибулярного аппарата улучшится. Если ничего не делать, то он всё равно улучшиться, мы ж растём, и этот аппарат у нас ещё не развился (может же быть и такая гипотеза).

Нужно подвести учеников к мысли, что если тренироваться, то точность улучшится (кувырками, потому как изучать по программе и освоить их мы должны).

А как мы узнаем, что вестибулярный аппарат у нас стал работать лучше? - Голова меньше кружится. Но это субъективное ощущение (хотя оно может быть и верное). Но в науке факты нужны, а не субъективные ощущения. Значит, надо каким-то образом продиагностировать состояние (выявить исходное состояние, а потом сравнить с тем, что получилось после тренировок). Что для этого можно использовать? Ходьба по линии после кувырков. А для точности можно применить дартс. Если его нет, можно использовать броски в любую цель (обруч, мяч, круг на стене).

Ко всему прочему нам нужно освоить и технику кувырка. А как вообще можно кувыркаться? Здесь можно выполнять все виды кувырков: через голову, плечо, в стороны, из разных и.п. (толкаясь одной, двумя и т.д.), и приходить в разные и.п. (в упор присев, ноги в стороны, ноги в угол и т.д.). Кувырки предлагаются учениками, чем больше, тем лучше. Кувырок, предложенный учеником, называется его именем (кувырок Саши, Пети и т.д.). Если фантазия у них иссякает, предлагает учитель.

Далее. Учителем отмечается, что для нашего эксперимента кувырки надо выполнять всеми одинаково. Иначе те ребята, которые, например, не делают группировку и поэтому не могут сразу встать и начать движение, окажутся в более выгодном положении (пока они встают, вестибулярный аппарат может прийти в норму). Также разница будет в том, что одни выполняют быстро, а другие медленно. Значит, кувырки надо выполнять быстро и сразу после их окончания вставать на ноги. Делается это для того, чтобы научить учеников делать группировку – это одна из распространённых ошибок.

Как выполнить кувырок быстро? Ещё одна проблема: что влияет на быстроту кувырка? Вот мы выполняли кувырок разными способами, в том числе в группировке и без неё. Как быстрее? Как узнать как быстрее? Возможна гипотеза: надо выполнить кувырок с группировкой и без него на время и сравнить. Проводим эксперимент: какой вариант выполнения более быстрый. Каждый выполняет 2 раза по пять кувырков: один раз с группировкой, другой – без группировки. Время фиксируется и объявляется.

Как делать перекат – не выясняется, тут надо объявить, что в целях безопасности при перекате первыми касаются матов затылок.

Начинается отработка касания опоры затылком (безопасность прежде всего). Все ученики подключаются к оцениванию. Полгруппы выполняет упражнение, полгруппы оценивает: большой палец вверх – правильно, вниз – неправильно. Потом то же самое, но каждый выполнивший упражнение оценивает сам себя: поднимает палец вверх (выполнил правильно) или вниз. подобным образом выявляются и остальные контрольные точки.

Основные контрольные точки. Подготовительная часть: руки (на расстоянии голени от стоп), колени не касаются пола. Отталкивание – ноги прямые. Перекат: первыми касаются опоры затылок, группировка. Упор присев (руки), встать. Всего – 6 баллов.

Возможна (даже необходима) работа в парах: один выполняет, другой оценивает.

На каждом уроке детьми выполняется анализ урока: что получилось, к чему надо стремиться, над чем работать.

Нужно было выяснить, сколько на это уйдёт уроков. Как только появятся заметный прогресс в умении себя оценивать, проводится зачётный урок. Основной критерий оценки – её объективность. Оценивает ученик себя, например, на «3» и указывает на совершённые ошибки, и учитель его оцениваешь так же, ставится отметка «отлично».

На последнем занятии проводится диагностика точности.

Подсчитываете средние величины (количество выбитых очков). Они сравниваются. Изменились? Не изменились? Как влияют кувырки на вестибулярный аппарат и точность бросков? Если изменений нет, или даже, может быть, они ухудшились – какие будут по этому поводу предложения (учеников). Может мало времени для того, чтобы произошли какие-то изменения и для тренировок надо более продолжительное время.

Главное для нас – не получить результат (изменились или нет показатели в тестах), а научить учеников способу решения проблемы (как влияют кувырки на вестибулярный аппарат и точность бросков).

После проведения цикла уроков с применением исследовательского метода был проведён тест «Формулировка проблем».

В контрольном классе, на последнем уроке нужно сообщить ученикам критерии оценки и дать им возможность выполнить кувырок с последующей самооценкой.

На последнем занятии проводится конечная рефлексия. Чему мы научились за прошедшие уроки (определять проблему, выдвигать и проверять гипотезу, делать вывод).

Методики исследования

 

Сформированность индивидуальных понятийных структур исследовалась по методике М.А. Холодной «Формулировка проблем». По инструкции испытуемый выступал в качестве исследователя, а заданный в содержании слова-стимула объект – в качестве предмета исследования. Испытуемый должен был сформулировать ряд проблем, которые, по его мнению, возникают в связи с соответствующими объектами (в нашем случае представленными такими понятиями, как «болезнь»). Время выполнения задания не ограничивалось, испытуемый прекращал перечислять проблемы по своему усмотрению.

Критерии оценки каждого ответа на примере слова «болезнь».

0 баллов – проблема формулируется на основе ситуативных оценок или субъективных впечатлений испытуемого («Где и как лучше готовить врачей?», «Как влияет на больного время дня?» и т.п.);

1 балл – проблема формулируется за счёт выделения каких-либо конкретных признаков, свойств заданного объекта («Каковы причины заболевания?», «Методы профилактики болезни?», «Каковы симптомы болезни?» и т.п.);

2 балла - проблема формулируется посредством подключения заданного слова к другой, достаточно отдалённой семантической области («Как связана болезнь с образом жизни человека, его профессиональной деятельностью?», «Влияние хода болезни на психику человека?», «Что происходит с болезнями на разных этапах человеческой истории?» и т.п.).

Методика «Формулировка проблем» является одной из процедур, составляющих комплексную методику для оценки степени сформированности индивидуальных понятийных структур. Согласно полученным результатам, показатель «сложность проблем» обнаружил высокие корреляционные связи с такими базовыми характеристиками индивидуальных понятийных структур, как способность выделять в содержании заданных понятий некоторое множество частных и общих признаков, подбирать для этих понятий разнообразные категориально-родовые обобщения, формулировать их определения. Поэтому в данном исследовании методика «Формулировка проблем» рассматривалась как валидная процедура для оценки сформированности индивидуальных понятийных структур.

Уровень освоения теоретических знаний выявлялся с помощью разработанного нами тест-билета.

ТЕСТ-БИЛЕТ

1. Быстрота выполнения кувырка вперед зависит от:

    А) группировки.

    Б) силы отталкивания.

    В) постановки ног в исходном положении.

    Г) постановки рук в исходном положении.

2. Исходное положение в кувырке вперед:

А) стоя ноги врозь, руки вдоль туловища.

Б) полного приседа ноги врозь и широко.

В) руки на уровне носок.

Г) полный присед, руки на полу.

Д) руки на расстоянии голени от стоп, колени не касаются пола.

3. После отталкивания первыми касаются мата:

А) Лопатки.

Б). Лоб.

В) Затылок.

Г) Плечо.

Д) Ноги.

4. Ноги при выполнении переката:

А) согнуты в коленях.

Б) прямые вместе.

В) согнуты врозь.

Г) прямые врозь.

Д) скрещенное.

5. При группировке руки находятся:

А) на бёдрах.

Б) под надколенником.

В) на голеностопе.

Г) на середине голени.

6. После кувырка надо занять положение:

А) упор присев руки на маты.

Б) упор присев, руки на маты на расстоянии голени от стопы.

В) стоя.

Г) сидя на мате, руки назад.

7. Голова в исходной позе занимает положение:

А) прямо.

Б) назад.

В) наклонена вниз.

Г) наклонена в сторону.

 

Нужно отметить, что для четвёртого класса вопросы были составлены на уровне выше среднего, а некоторые вопросы требовали очень хорошего знания материала. Например, в первом вопросе все варианты ответа – правильные, но нужно было выбрать самый «сущностный» (от которого в самой большей степени зависит дальность прыжка).

Для проверки эффективности исследовательского метода проведения уроков физической культуры применялся t-критерий Стьюдента.

  Хэ - Хк

t =

√mэ² + mк²

где Хэ – средняя арифметическая величина для экспериментальной группы;

Хк – средняя арифметическая величина для контрольной группы;

mэ – стандартная ошибка среднего арифметического значения экспериментальной группы;

mк - стандартная ошибка среднего арифметического значения контрольной группы.

 

 



Выводы

 

1. Анализ литературы показал, что поисковая активность является насущной потребностью современного образовательного процесса. Отмечается, что при рождении индивид обладает только предпосылками к развитию этой потребности, а окончательно она формируется лишь в процессе индивидуального развития и социального общения. Предпосылки к поисковому поведению, с которыми рождается человек, могут получить своё развитие в процессе индивидуального развития, но могут быть и уничтожены в зародыше.

2. Компетентностный подход в образовании предполагает умение учащихся контролировать правильность своих действий. Ученики экспериментальной группы, в отличие от контрольной, по окончании эксперимента смогли объективно оценить свою технику выполнения кувырка: средняя самооценка группы (4,0 балла) отличается от оценки учителя (4,5 балла) на статистически недостоверном уровне.

3. Статистический анализ показал, что улучшение техники выполнения кувырка в экспериментальной группе произошло на достоверно значимом уровне (t = 2,08; p < 0,05), в то время как улучшение техники в контрольной группе носит случайный характер (t = 1,25; p > 0,05).

4. Общий уровень усвоения знаний в экспериментальной группе значительно превышает уровень контрольного. В среднем оценка в экспериментальной группе составила 0,82 балла (82 % усвоения знаний), в контрольной – 0,51 балла (соответственно 51 % усвоения знаний) (t = 4,43; p < 0,01).

5. Исследовательская работа на уроке физической культуры положительно сказывается на развитии понятийных структур интеллекта учащихся. Сравнительный анализ их результатов с результатами, полученными на выборке студентов, показал преимущество первых. Расчёт разности процентных чисел испытуемых, сумевших сформулировать проблему (D = 39), и средней ошибки разности процентных чисел (mD% = 11,2) показал, что представленное различие статистически значимо (t = 3,5; p < 0,01).



Литература

 

1. Давыдов В.В.Виды обобщения в обучении: логико-психологические проблемы построения учебных предметов / В.В. Давыдов. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 480 с.

2. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов. – М.: ИНТОР, 1996. – 544 с.

3. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // http://www.philippov.ru/news/27/224.

4. Короткова Е.А. Активизация мыслительной деятельности младших школьников в процессе обучения двигательным действиям / Е.А. Корткова, Н.В. Фомичёва // Теория и практика физической культуры. – 2005, № 8. – С. 12-14.

5. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: Учебно-методическое пособие / Г.Ю. Ксензова. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 224 с.

6. Кудрявцев М.Д. Особенности применения методики обучения младших школьников двигательным действиям на основе теории учебной деятельности / М.Д. Кудрявцев // Теория и практика физической культуры. 2003, №7, с. 55-57.

7. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. М.: Политиздат, 1975. 304 с.

8. Лукьяненко В.П. Современное состояние и концепция реформирования системы общего образования в области физической культуры: монография / В.П. Лукьяненко. : Советский спорт, 2005. – 256 с.

9. Неверкович С.Д. Принципы развивающего образования / С.Д. Неверкович // Совершенствование подготовки кадров в области физической культуры и спорта в условиях модернизации профессионального образования в России: Тезисы докладов II-й Всероссийской научно-практической конференции (г. Москва, 25-27 марта 2004 г.). – М.: Флинта, 2004. – 312 с.

10. Ощепков И.И. Эффективность исследовательского метода при обучении двигательному действию / И.И. Ощепков, А.М. Тихонов // Физкультурное образование: новые идеи, технологии и перспективы: Сборник материалов Всероссийской научно-методической конференции (г. Чайковский, 21-23 мая 2003 г.). Ч. 1. – Чайковский: ЧГИФК, 2003. – С. 88-92.

11. Ротенберг В.С. Мозг. Обучение. Здоровье / В.С. Ротенберг, С.М. Бондаренко. - М.: Просвещение, 1989. – 239 с. Ибр 31

12. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание / С.Л. Рубинштейн. - М.: Изд-во АН СССР, 1957. 328 с.

13. Савенков А.И. Исследовательское обучение — возможность преодолеть «образовательный предел» / А.И. Савенков // Директор школы. № 10, 2003.

14. Самсонадзе Г.А. Некоторые Психологические факторы педагогического воздействия при формировании навыков у фехтовальщиков / Г.А. самсонадзе // Психологические вопросы тренировки и готовности спортсменов к соревнованию. М.: Физкультура и спорт, 1969. – С. 167-170.

15. Стратегия модернизации содержания общего образования: Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. – М., 2001, 101 с.

16. Тихонов А.М. Исследовательский метод в процессе подготовки учителей физической культуры / А.М. Тихонов // Совершенствование подготовки кадров в области физической культуры и спорта в условиях модернизации профессионального образования в России: Тезисы докладов II Всероссийской научно-практической конференции (г. Москва, 25-27 марта 2004 г.). – М.: Флинта, 2004. – С. 199-202.

17. Тихонов А.М. Исследовательский метод в преподавании спортивных дисциплин / А.М. Тихонов // Теория и практика физической культуры. 2005, № 5, С. 60-62.

18. Ушинский К.Д. Избр. пед. соч. – М., 1985. – С. 342.

19. Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. / А.В. Хуторской. – СПб: Питер, 2001. – 544 с.

20. Чудинова Е.В. Окружающий мир: Учебник-тетрадь для 2 класса начальной школы (Система Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова) / Е.В. Чудинова, Е.Н. Букварёва.- В 2-х частях. Часть 1. – М.: Вита-Пресс, 2004. – 88 с.

21. Чудинова Е.В., Букварёва Е.Н. Окружающий мир: Учебник-тетрадь для 2 класса начальной школы (Система Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова) / Е.В. Чудинова, Е.Н. Букварёва. - В 2-х частях. Часть 2. – М.: Вита-Пресс, 2004. – 88 с.

22. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. Проблемы возрастной и педагогической психологии / Д.Б. Эльконин. - М.: Международная педагогическая академия, 1995. – 224 с.


 

ПРИЛОЖЕНИЕ


Таблица

Достоверность различий в количестве выбитых очков в экспериментальной группе в начале и в конце эксперимента

 

Количество очков X δ m t p
В начале эксперимента 5,1 4,8 1,08

4,61

> 0,001

В конце эксперимента 12,6 5,4 1,21

 

ФАКУЛЬТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

 

 

Выпускная квалификационная работа

 

 

ВЛИЯНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ НА

ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЕШЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ УРОКОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

 

 

                                                    Работу выполнила:

                                                           студентка 352 группы

                                                                     Волкова Юлия Борисовна

__________________________

                                                          (подпись)

 

 

«Допущен к защите в ГАК»                            Научный руководитель:

Зав. кафедрой:                                                   канд. пед. наук, профессор

_______________________                               каф. лёгкой атлетики

    (подпись)                                                   и спортивных игр

«____»_____________2009г.                            Тихонов Александр

                                                                             Михайлович

                                                                             _________________________

                                                                                       (подпись)

 

 

ПЕРМЬ

2009

 



Оглавление

 

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Значение поисковой деятельности в образовании…………………...6

1.1.Значение поисковой деятельности в

жизнедеятельности………………………………………………………...6

1.2.Значение интереса в поисковой деятельности……………………….8

1.3.Исследовательский метод в преподавании

общеобразовательных предметов в системе развивающего

обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова……………………………..15

Глава 2. Организация и методики исследования……………………………....25

    2.1. Организация исследования…………………………………………..25

    2.2. Методики исследования……………………………………………..28

Глава 3. Результаты исследования эффективности уроков

физической культуры, проводимых исследовательским методом……32

3.1. Уровень сформированности самооценки и техники

двигательного действия………………………………………………….32

3.2. Уровень усвоения теоретических знаний

и сформированности понятийных структур интеллекта………………34

Выводы…………………………………………………………………………..36

Литература……………………………………………………………………….38

Приложение……………………………………………………………………...41



Введение

 

Модернизация российского образования принесла в школу много значительных изменений как для учеников, так и для учителей. Изменились цели образования; результатом обучения должен стать ученик, способный создавать собственный продукт и нести за него ответственность [3, 15]. Вследствие этого сместились и акценты в преподавании учебных предметов: со знаниевого компонента образования на способы действий, умственные в том числе. Предпочтение отдаётся обучению, основанному на субъект-субъектных отношениях учителя и учеников. В процессе школьного обучения всё больше стали применяться не использовавшиеся ранее методы (проектный, исследовательский) [19]. Изменения коснулись и сферы физической культуры, но новые методы обучения большей частью относятся к проведению аудиторных занятий [8]. Инновации в физической культуре и спорте вводятся лишь в организационный компонент занятий, оставляя за кадром другие направления в образовании (развитие личности, интеллекта школьников). Какой быть школьной физкультуре, до сих пор нет единого мнения. В преподавании расставляются различные акценты: оздоровительные, развивающие двигательные качества, межпредметные, образовательные [8]. Главным аргументом противников образовательной физической культуры является низкая, с их точки зрения, плотность урока и, вследствие этого, недостаточный оздоровительный, развивающий (речь идёт о развитии физических качеств) эффект. С другой стороны, сторонники образовательной физической культуры критикуют оппонентов за ограниченность «телесной физкультуры» в плане теоретического, интеллектуального развития школьников.

Поэтому работу по исследованию образовательного эффекта на уроках физической культуры мы считаем актуальной.

Гипотеза. Предполагалось, что занятия по физической культуре, проводимые исследовательским методом, приведут к эффективному решению образовательных задач уроков (усвоение теоретических знаний, овладение техникой двигательного действия, формирование исследовательских умений, развитие интеллекта школьников).

Объект исследования – учебная деятельность учеников начальной школы на уроках физической культуры.

Предмет исследования – влияние исследовательского метода на уроках физической культуры на эффективность решения образовательных задач урока.

Цель исследования – выявить уровень теоретических знаний, качество выполнения двигательного действия, сформированность исследовательских умений и понятийных структур интеллекта после цикла уроков, проводимых исследовательским методом.

Задачи исследования:

1. Проанализировать литературу по проблеме исследования.

2. Выявить уровень сформированности у учащихся самооценки двигательного действия.

3. Выявить уровень овладения техникой выполнения двигательных действий.

4. Выявить уровень теоретических знаний учеников опытных групп.

5. Выявить влияние занятий с применением исследовательского метода на уровень сформированности понятийных структур интеллекта.

Методологической основой исследования являются основные принципы отечественной педагогической психологии, педагогики и физиологии: культурно-историческая теория и теория развития Л.С. Выготского; теория деятельности А.Н. Леонтьева, теоретические положения физиологии активности Н.А. Бернштейна, основные положения теории и методики физического воспитания Л.П. Матвеева, Б.А. Ашмарина, методика юношеского спорта В.П. Филина, теория физической культуры и спорта В.К. Бальсевича, А.А. Гужаловского, М.А. Годика.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ и обобщение научно-методической литературы, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, методы математической статистики.

Новизна работы заключается в том, что впервые в процесс физкультурного образования были введены учебные задачи, направленные на выявление школьниками (в совместной деятельности) влияния физических упражнений на организм человека. Результатом решения таких задач стали освоенные учениками умения выдвигать и проверять гипотезы в исследовательской работе. Впервые выявлено влияние занятий по физической культуре на интеллектуальное развитие школьников.

Практическая значимость работы заключается в том, что материалы исследования, во-первых, могут использоваться учителями, работающими в русле модернизации образования и, во-вторых, полученные результаты показали возможности уроков физической культуры в интеллектуальном развитии учащихся.

Эксперимент проводился на базе муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 3» г. Горнозаводска.

 


Глава 1. Значение поисковой деятельности в образовании


Дата: 2018-12-28, просмотров: 205.