· по масштабам: локальные (касающиеся одной конкретной проблемы или объекта), межгосударственные (различные споры, претензии между государствами), глобальные (в которые вовлечены многие или все страны мира, например угроза ядерной войны);
· по сферам: политические (между партиями, социальными слоями, населением властью), экономические (между предприятиями, отраслями экономики, рабочими и администрацией), социальные (между группами населения и властью по поводу социальной защиты), языковые (между национальными общностями и властью в сфере национальной культуры);
· по динамике развития (остротекущие, быстроразвивающиеся, обостряющиеся, угасающие, разрастающиеся, хронические);
· по формам развития сторон (с применением насилия, без применения насилия);
· по социальным целям и последствиям (не затрагивающие основ социально-политического строя и предполагающие преобразование политической системы).
В качестве предмета изучения в политологии чаще всего выступают 2 последних.
В конфликтах, не затрагивающих основ социально-политического устройства, действия сторон разворачиваются в рамках институтов существующей политической системы. Этот конфликт развивается на основе своеобразного соглашения сторон и их результатом выступает компромисс.
Конфликты, которые предполагают преобразование социально-политической системы, разделяют общество на непримиримые стороны, борющиеся на поражение друг друга. Большинство прежних политических институтов разрушается, основным методом борьбы является физическое насилие. Существует угроза распада самого общества. Существующая политическая система может сохраниться, если правящая группа находит адекватные механизмы урегулирования конфликта.
Субъектами политических конфликтов являются: государство, классы, социальные общности, национальные общности, политические партии, политические движения, личности.
Социальные субъекты, которые имеют противоположные цели и сталкиваются между собой в попытках их достижения, называются конфликтующими сторонами.
1) Чаще всего конфликты возникают между правящей группой и отдельными категориями членов общества и их организациями (государство и шахтёры, учителя и др.).
2) Конфликт может охватить самые широкие слои населения. Тогда это конфликт между правящей группой и остальной частью общества.
3) Столкновения между различными классами и группами. В провоцировании заинтересована сама правящая группа, которая использует их для укрепления своего положения путём посреднических действий по примирению.
4) Внутри самой правящей группы (борьба фракций по конкретным вопросам политики). Примерами могут быть «дворцовые» и правительственные перевороты.
5) Конфликты этнических, национальных и конфессиональных групп. Чаще всего из-за экономических, материальных, территориальных, духовных и иных интересов. Эти конфликты одни из самых тяжёлых и трудноразрешимых.
6) Конфликты между государствами и правительствами. Обычно они возникают из-за территориальных, экономических, национальных и иных интересов. Это конфликт между субъектами одного порядка.
Возможности выйти победителем в конфликте у различных субъектов различна. Больше всего возможностей у государства по отношению к другим субъектам; у класса, социальной общности, имеющих большую численность и экономическую основу; у национальной общности, обладающей статусом государственности и т. д. В конфликтной ситуации властьимущий субъект должен учитывать и интересы другой стороны, иначе конфликт может быть бесконечным.
8.2. Политический кризис
Близким по своему содержанию к понятию политический конфликт является политический кризис (греч. krisis – решение, поворотный пункт, исход). Это резкий, крутой перелом, тяжёлое переходное состояние. В своей сущности, политический кризис – это сбой в функционировании политической системы, расстройство прежних взаимоотношений между правящей группой и подчинёнными социальными слоями. Политическая обстановка характеризуется резким усилением недовольства широких социальных слоёв действиями правящей группы. Любой политический кризис может перерастать в конфликтную ситуацию.
Различают несколько видов политических кризисов. К наиболее часто встречающимся относятся:
· правительственный кризис (потеря политической властью контроля над ситуацией). Для его прекращения необходима перестановка в правительстве или его отставка;
· парламентский кризис – когда парламент не в состоянии принимать решения или решения расходятся с волей большинства граждан. Для его разрешения необходимо распустить парламент и назначить новые выборы;
· конституционный – прекращение действия конституции из-за утраты её легитимности. Необходимо обновить старую или принять новую конституцию.
· внешнеполитический кризис – расстройство отношений между государствами и угроза перерастания в открытый конфликт (войну).
· общенациональный кризис – поворотный момент в социально-политическом развитии, не обязательно ведущий к смене властвующей элиты или социальной группы, для преодоления, которого нужна перестановка внутри правящей группы, корректировка политического курса.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 186.