Политическая мысль античной Греции и Рима развивалась в принципиально иных условиях, чем на Востоке. В Древней Греции политические идеи обрели форму теорий с присущими им признаками целостности, системности. Этому способствовал ряд обстоятельств:
1. Общественное разделение труда дало возможность определенному слою людей, освободив их от хозяйственной деятельности, заниматься исключительно умственным трудом, созданием теорий общественного устройства.
2. Активное развитие политических теорий было востребовано самим способом организации общественной жизни. Такой уникальной формой выступал – город-государство (полис) с немногочисленным населением и прилегающей к городу сельской местностью. В полисе занятие политикой было правом и обязанностью всех свободных граждан, которые в форме голосования в народном собрании участвовали в решении государственных дел. В полисах шла бесконечная борьба, поэтому поиски средств и методов цивилизованного совместного проживания групп с различными интересами были весьма актуальны.
Особое место в развитии политической науки принадлежит античным мыслителям, которые подняли эту область человеческого знания и общественной практики на более высокую ступень. Это обусловлено возникновением принципиально нового – античного варианта политического развития, эпицентром которого стала Древняя Греция. Все граждане греческого полиса (самоуправляемой политической общности), какими бы разными они не были по происхождению, уровню благосостояния и роду занятий, воспринимаются как подобные и равные друг другу, как люди, владеющие одинаковыми правами участия во всех аспектах общественной жизни. Основой новой концепции порядка становится «исономия» – равное участие всех граждан в осуществлении власти. Власть arche больше не концентрируется в руках одной личности (царя, императора), перестает быть чьей-либо исключительной прерогативой, становится res publika – общим делом. Политическое действие происходит не в храме или дворце, а на агоре – центральной площади, где все вопросы решаются на основе публичного обсуждения, полемики, дискуссии и голосования. Участие большинства свободных граждан в разработке и реализации политических решений – фундаментальный принцип организации полисного строя, античной демократии.
Однако политическое равенство (исономия) в осуществлении властных функций не устраняло неравенство в происхождении, образовании, богатстве, столкновение интересов разных социальных групп и потенциальную возможность распада полиса на враждующие части. Поэтому центральной темой размышлений античных мыслителей становится проблема совмещения, уравновешивания интересов, стабилизации античного полиса.
Наивысшего расцвета древнегреческая политическая мысль получает в работах выдающихся мыслителей Платона и Аристотеля.
Античный мыслитель Платон(427 - 347 гг. до н.э.)
Он одним из первых систематически изложил свои политические идеи в диалогах «Государство», «Политик» и «Законы». Суть их в следующем:
1. Наиболее важной и непосредственной формой существования общества Платон считал государство. Философ стремился нарисовать картину идеальных общества и государства.
2. Платон – противник частной собственности. Ее ограничение позволит, по его мнению, ликвидировать раскол общества на богатых и бедных.
3. Подлинная добродетель – истинное знание – возможна только при идеальном государстве. Таким государством Платон считал совершенную аристократию – правление лучших и благородных философов-мудрецов. Другие четыре формы государства – тимократию (правление военных – критско-спартанский тип государства), олигархию (власть богатых), демократию (правление большинства народа) и тиранию (власть одного лица) он называл несовершенными.
4. Платон первым указал на взаимосвязь политики, государства с социальными изменениями (разделением труда, появлением классов, неравенства).
5. Философ утверждал, что идеальное общество состоит из трех сословий: правителей-философов, воинов-стражей, ремесленников.
Иерархия сословий основана на их соответствии трем началам человеческой души – разумному, яростному и деловому. Каждое сословие занято своим делом: философы-мудрецы осуществляют справедливое правление, поскольку только им доступно истинное знание; стражи защищают общество; ремесленники и земледельцы создают материальные средства жизни.
Учеником и одновременно критиком Платона был Аристотель (384-322 гг. до н.э.). Его учение было более реалистичным, поскольку он обобщил опыт существования 158 греческих полисов. Свои выводы философ изложил в работе «Политика»:
1.Отрицал возможность существования идеального государства, утверждая, что государство является результатом естественного развития, а не божественного промысла.
2. В его представлении город-государство – это высшая форма общения людей, отражение сущности человека как «политического животного».
3. Главная цель государства – достижение «лучшей жизни» и общего блага для всех граждан. Государство является воплощением справедливости, закона, сферой выражения общего интереса. В нем есть место частной собственности, семье. Аристотель убежден, что частная собственность (в разумных пределах) соответствует природе человека, является стимулом к труду. Его идеал: собственность – частная, ее плоды – для общего блага.
4. Аристотель классифицировал формы государства по двум критериям: 1) количеству правящих; 2) цели правления.
Монархию, аристократию и политию он называл правильными формами, поскольку в них правители преследуют общее благо всех граждан; неправильными – тиранию, олигархию, демократию, которые служат корыстным интересам правителей.
5. Лучшей формой государства Аристотель считал политию – правление большинства, обладающего имущественным и образовательным цензом. Полития объединяет в себе все лучшие черты аристократии (добродетель правителей), олигархии (богатство), демократии (свобода). Переводя эту мысль Аристотеля на современный язык, можно сказать, что это – правление в интересах среднего класса (средний класс – владеющий «собственностью средней, но достаточной»). Многочисленный и влиятельный средней элемент нейтрализует опасность раскола населения на борющиеся партии и ослабляет распри и раздоры.
6. Политическое правление – это, по Аристотелю, правление закона, а не людей, ибо люди подвержены чувствам, закон же – «уравновешенный разум». Концепция Аристотеля о власти закона стала одним из оснований европейского конституционализма.
Политические идеи Древней Греции последовательно развиваются и обогащаются в Древнем Риме применительно к отношениям зрелого рабовладельческого общества. Новизна политических воззрений римских мыслителей проявилась в двух основных направлениях. К первому можно отнести связь государства и права, усиление внимания к правовым средствам защиты имущественных отношений и укрепления господства рабовладельцев. Ко второму следует отнести изменения в политической теории, отражающие перестройку государственного механизма в эпоху империи, когда республиканская форма правления была заменена промонархической.
Виднейшим идеологом римской аристократии был Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до н.э.). В своих работах «О государстве», «О законах» и др. он развивает теорию естественного происхождения государства, выдвигает определение государства как дела народа. Политический идеал Цицерона – аристократическая сенатская республика с неприкосновенной государственной и частной собственностью, с наличием рабства, обусловленного самой природой, с главенством закона, обеспечивающего общий правопорядок. Отмечая однобокость и склонность к вырождению «чистых» государственных форм, он говорил о необходимости равномерного смешивания их позитивных качеств.
Власть закона важна: «хотя нельзя уравнять богатства, невозможно уравнять способности, но, по крайней мере, права перед законом должны быть равными». Цицерон полагал, что основа закона «в естественном нашем стремлении любить друг друга». В отличие от Платона и Аристотеля, которые не шли дальше концепции города-государства, Цицерон считал, что весь мир – одно общество, члены которого «и боги, и люди» и что есть закон, «действительный для всех народов во все времена».
Итак, обобщая краткое знакомство с историей политической мысли Древнего мира можно сказать, что сформировавшиеся тогда основы политического знания, элементарные понятия и категории явились тем необходимым исходным и базовым «мыслительным материалом», на основе которого в Средние века и в Новое время продолжалось дальнейшее развитие политической теории.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 193.