Политическая идеология способна объединить большие группы людей для достижения определенных целей. Она придает смысл и направление общественному движению. Политическая идеология способна сплотить и разъединить людей, сделать их союзниками или врагами, воинами или пацифистами. Поэтому идеология является мощным оружием в политической борьбе.
Совсем не обязательно, чтобы идеология была направлена против кого-то. Людей могут объединять и вполне гуманистические идеи общенационального масштаба, например идеи процветания страны, идеи борьбы с бедностью, идеи сохранения населения и др.
Либерализм (от лат. Liberalis – свободный) отстаивает демократические права и свободы личности, свободу предпринимательства и парламентский строй. Либерализм стал исторически первой политической идеологией, родоначальниками которой были Дж. Локк и А. Смит.
Для либеральной идеологии характерны:
· индивидуализм – на первом месте находятся интересы личности, а не общества или другой социальной группы;
· свобода – свободе отдается приоритет перед другим и ценностями, считается, что она может быть ограничена только свободой другого человека; гарантируется также свобода предпринимательства;
· разум – самое рациональное решение будет самым правильным, а эмоции, чувства и привязанности имеют второстепенное значение;
· равноправие – все имеют равные гражданские и политические права и свободы (однако это не означает, что у всех должны быть одинаковые доходы или социальное положение);
· толерантность – все должны терпимо и уважительно относиться к иным взглядам, мнениям, убеждениям, верованиям; приветствуется и политический плюрализм;
· согласие – политические и другие социальные отношения должны основываться на взаимных договоренностях (например, на демократических выборах), а не на насилии;
· конституционализм – власть ограничивается законом, а система политических сдержек и противовесов должна быть оговорена в конституции.
В XX в. была разработана теория неолиберализма (социального либерализма). При неолиберализме достоинством политической системы провозглашается справедливость, а достоинством правительства – ориентация на моральные принципы и ценности. Неолиберализм более терпимо относится к государственному вмешательству в экономику, основными функциями государства являются защита свободного предпринимательства, борьба с монополизмом, развитие индивидуальной предприимчивости.
Консерватизм (от лат. сonservare – охранять) обычно противопоставляют либерализму. Эта идеология направлена на защиту традиционного социального порядка, на противодействие различным нововведениям и изменениям.
Для консерватизма характерны:
· традиционность – уважение к обычаям, традициям, прошлому как к основам стабильности в обществе; консерватизм пропагандирует ценности семьи, религии, уважения к старшим;
· несовершенство человека – всякий человек воспринимается консерватизмом как ограниченный, зависимый, эгоистичный; только жесткий социальный контроль может заставить его действовать на общее благо;
· иерархичность – естественным и необходимым является существование различных социальных позиций и статусов и связанное с этим неравенство людей в обществе;
· порядок – общество может существовать только в том случае, если государство установит в нем закон и порядок;
· патернализм – государство (подобно отцу семейства) должно опекать индивида и контролировать его; государственные ценности ставятся выше индивидуальных интересов;
· собственность – консерватизм обычно выступает за неприкосновенность частной собственности.
В XX в. сформировался неоконсерватизм, в задачу которого входили защита и распространение западных ценностей. Поскольку отличительной чертой консерватизма является защита существующего положения дел против нововведений, не удивительно, что неоконсерватизм вобрал в себя многие устоявшиеся либеральные ценности – защиту прав и свобод, свободу предпринимательства. При этом он попытайся тесно увязать эти ценности с традиционными (семьей, религией, патриотизмом). В то же время неоконсерватизм выступил против чрезмерной толерантности современного либерализма, усматривая опасность в мультикультурализме и неконтролируемой иммиграции.
Социалистическая идеология (от лат. socialis – общественный) в качестве идеала выдвигает принципы социальной справедливости и равенства. Элементами социализма считаются:
· равенство – всякое социальное неравенство должно быть ликвидировано;
· приоритет общества – индивид зависит от общества и все его действия социально заданы; интересы общества выше интересов личности;
· коллективизм – все люди связаны узами духовного братства, а коллективное взаимодействие эффективнее усилий одиночек;
· общественная собственность – частная собственность является источником неравенства и должна быть заменена общественной;
· массовость – социализм рассматривает политику как борьбу классов угнетателей и угнетенных; цель социализма – установление бесклассового общества;
· плановое хозяйство – экономика полностью регулируется государством для обеспечения потребностей населения.
Социал-демократическая идеология является вариантом социалистической идеологии. Как утверждают сторонники этой идеологии, переход к обществу социальной справедливости и равенства должен быть постепенным. Механизм этого перехода – не революция и насилие, а социальные реформы. Социал-демократы стремятся к компромиссу между свободным рынком и государством. Они не выступают против капитализма, но считают, что доходы должны перераспределяться государством в пользу неимущих, чтобы сократить разрыв между богатыми и бедными.
Коммунистическая идеология – еще один вариант социалистической идеологии. Ее теоретическое обоснование было предпринято Карлом Марксом (1818-1883 гг.) и Владимиром Ильичом Лениным (1870-1924 гг.). Коммунисты считают, что реформы не способны привести общество к установлению социальной справедливости, так как правящие классы не захотят добровольно отдать свою власть. Поэтому единственно верный путь – революционное насилие, которое должно уничтожить капитализм. Ленин полагал, что после революции рабочие под руководством коммунистической партии переустроят общество на началах равенства и справедливости. Идеалом для коммунистической идеологии является бесклассовое коммунистическое общество, в котором реализован принцип «от каждого – по способностям, каждому – по потребностям».
Идеология фашизма (от итал. fascio – связка, пучок) сформировалась между Первой и Второй мировыми войнами на фоне глубокого экономического кризиса и политической нестабильности. Для нее характерны милитаристская риторика, культ силы, романтизация героизма и самопожертвования, воинствующий антиинтеллектуализм, призывы к национальному единству и сплочению вокруг харизматичного вождя. Кровь (национальность и раса) в фашизме ценилась выше индивидуальных характеристик. В целом фашизм пропагандировал идеи национального и расового превосходства, насилия и шовинизма. Воплощение идей фашизма на практике привело к гибели десятков миллионов людей.
Анархизм (от греч. anarchia – безвластие) находится на другом полюсе идеологического спектра. Характерной чертой этой идеологии является отрицание государственной власти. Анархисты полагают, что государственная власть – это форма насилия и должна быть ликвидирована. Свободные индивиды или небольшие сообщества могут решать свои дела без государства – сотрудничая друг с другом, обмениваясь товаром, заключая добровольные соглашения.
Помимо перечисленных идеологий можно назвать еще две системы социально-политических взглядов, которые сейчас находятся в стадии формирования: феминизм (от лат. Femina – женщина), выступающий за ликвидацию всех форм дискриминации, особенно дискриминации женщин мужчинами; и энваиронментализм (от англ. environment – окружающая среда), призывающий к защите природы. Эти системы взглядов оказывают все большее влияние на политические программы и политическую деятельность.
Основные политические идеологии на рис.1 расположены в последовательности, отражающей их сходства и различия. По рис. 1 можно определить, какие идеологии относят к левым, а какие – к правым. Как правило, левые с оптимизмом смотрят на природу человека и полагают, что социальной справедливости в обществе можно достичь без чрезмерной опеки государства. Крайне левые – это анархисты, к ним близки коммунисты. Социал-демократы – сторонники более умеренной левой идеологии. Либералы сейчас находятся ближе к центру. Собственно центристами можно назвать и тех, кто совмещает идеи либерализма и консерватизма, - неолибералов и неоконсерваторов. Правые смотрят на природу человека более пессимистично и считают, что стабильность возможна только на основе традиций, надзора, государственного контроля. Консерваторы – в основном умеренно правые, а смещение к крайне правой позиции приводит к фашистской идеологии.
Рис.1.
Контрольные вопросы:
8. Что такое «политический режим»? Какими параметрами он характеризуется?
9. Дайте характеристику недемократическим политическим режимам?
10. Чем отличается тоталитарный режим от авторитарного.
11. Назовите основные признаки демократического режима.
12. Дайте определение политической идеологии?
13. Перечислите виды политических идеологий? Какие идеологии относятся к «правым» идеологиям?
14. Какие характерные черты присущи социалистическим идеологиям?
Литература:
1. Гаджиев К.С. Политология: учебник / К.С. Гаджиев, Э.Н. Примова – М.: Инфра-М, 2014. – 384с.
2. Гаджиев К.С. Политология: учебник для академического бакалавриата / К.С. Гаджиев. – 4-е изд., перераб. и доп.– М.: Юрайт, 2015. – 395 с.
3. Дейшле В.А. Политология: учеб.пособие / В.А. Дейшле; под общ. ред.проф. М.Г.Штракса. – 3-е изд.,перераб. и доп. – М.: МАДИ, 2013. – 170с.
4. Мухаев, Р.Т. Политология: учебник для студ. вузов / Р. Т. Мухаев - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ, 2005. – 495 с.
5. Политология: учебное пособие для вузов / К.С. Идиа-туллина [и др.] / под ред. К.С. Идиатуллиной.- 2-е изд., доп. – Казань: Изд-во Казан. Гос. Технол. ун-та, 2007. – 200 с.
6. Политология: Учебное пособие / Под.ред. А.С.Тургаева, А.Е. Хренова. – СПб.: Питер, 2005. – 560 с.
7. Политологический словарь / Под ред. проф. В.И. Астаховой и проф. М.И.Панова. – Х.: «Прапор», 1997. – 199 с.
8. Пугачев, В.П. Введение в политологию: учебник для вузов / В.П. Пугачев, А.И. Соловьев. – 4 изд. – М.: Аспект Пресс, 2007. – 477 с.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 221.