Известно, что политическая власть может сформироваться в результате свободных демократических выборов, но может и в результате военного переворота или кровавой революции, которая станет трагедией для многих слоев населения и унесет миллионы человеческих жизней, до основания разрушит хозяйство страны. Трагедии, связанные со становлением власти, народ не забывает. Проходят десятилетия, меняются поколения, но чувство недоверия народа к власти, незаконно возглавившей страну, остается неискоренимым, а отношение между властвующими и подвластными держится, как правило, на страхе населения (т.е. подвластных).
Итак, природа и основа политической власти в политической науке описывается с помощью понятий «легальность» и «легитимность». Легальность – законность власти (правовое, формальное ее закрепление). Понятие «легитимность», введенное в политологию М.Вебером, трактуется как одобрительная оценка власти обществом, принятие ее населением, признание ее правомерности и справедливости. М.Вебер включил в принцип легитимности два положения: 1) признание власти правителей; 2) обязанность управляемых подчиниться ей.
Согласно веберовской теории выделяют три типа легитимности власти (господства): традиционный, харизматический, рационально-легальный.
Традиционный тип господства опирается на традиции, обычаи, привычки, на некогда установленный порядок. Типичным примером традиционного господства является наследственная монархия (власть вождя, феодала). Основными разновидностями традиционного господства ученый считал патриархальный и сословный. Патриархализм (существовавший еще в Византии) отличался личным характером господства. Подданные непосредственно зависели от воли своего владыки, который осуществлял непосредственный контроль за исполнением своих распоряжений. При сословной форме наместники (слуги правителя), от имени правителя осуществляли власть на местах. Они имели возможность действовать до известной степени независимо и автономно (Зап. Европа). Традиционная легитимность в современных условиях повсеместно отступает.
Харизматический тип господства (от греч. charisma – божественный дар). Этот тип власти снован на вере в личные качества лидера. Харизмой, по Веберу, обладают великие герои, полководцы, маги, пророки, выдающиеся политики, основатели мировых религий – Будда, Иисус Христос, Магомет, великие завоеватели – Александр Македонский, Цезарь, Напалеон. Современные политологи видят харизму не только у основателей мировых религий, но и распространяют ее на революционных и тоталитарных вождей, на духовных отцов нации. М. Ганди, В. Ленин, И. Сталин, А. Гитлер, Мао Цзэдун в глазах своих последователей обладали особой святостью. Харизматическая легитимность строится на эмоциональном заряде, на безоглядном доверии вождю (главы нации или государства). Эта вера чаще всего возникает в период радикальных перемен, когда рушатся привычные для человека социальные порядки и идеалы, а люди утрачивают возможность опираться на ранее привычные нормы и ценности. И потому харизма лидера воплощает в себе веру и надежду людей в лучшее будущее в смутное время.
Рационально-легальный тип господства (демократическая легитимность) основывается на вере в справедливость тех рациональных и демократических процедур, на основе которых формируется система власти. В отличие от двух предыдущих типов господства, которые имели личный характер, легальный тип господства отличается деперсонифицированным характером. При данном типе господства общество и отдельные индивиды подчиняются не конкретным лицам, а абстрактным нормам – законам.
Рациональный тип легитимности имеет, по сути дела, нормативную основу. Люди здесь подчиняются строгим правилам, законам, процедурам и сформированным на их основе политическим структурам и институтам. И потому этот тип властвования нередко называют бюрократическим.
Современная бюрократия – это бюрократия компетентных чиновников. Аппарат государственного управления в демократических странах состоит из специально подготовленных чиновников, которые в своей деятельности руководствуются строго формальными и рациональными правилами. Именно рациональные правила определяют нормы и границы осуществления власти.
Помимо указанных типов легитимности власти в политической науке выделяют идеологическую, структурную и персональную легитимность (Д.Истон к источникам легитимности отнес идеологию, структуру и личные качества).
Идеологическая легитимность основывается на вере в основополагающие ценности общества и политического порядка (идеологическая легитимность, строится на активной агитационно-пропагандистской деятельности власти (в СССР – Конституция от 1977 г.).
Структурная легитимность предполагает поддержку существующих основных политических институтов, веру в их эффективность и рациональность.
Персональная легитимность характеризуется доверием граждан к лицам, исполняющим властные функции.
Все названные типы легитимности власти относятся к числу «идеальных» типов господства, которые в чистом виде редко встречаются в жизни. Чаще всего властвование строится на комбинации различных типов легитимности. Легитимность может быть завоевана или утеряна. И то, и другое является результатом воздействия целого ряда факторов, о которых речь пойдет впереди.
Легитимность сочетается с противоположным ей процессом – делегитимаци ей – утратой доверия, лишением власти (политиков) общественного кредита. Основными причинами делегитимации являются:
· противоречие между универсальными ценностями, господствующими в обществе, и эгоистическими интересами властвующей элиты;
· противоречие между идеей демократии и социально-политической практикой, что проявляется в попытках решить проблемы силовым путем, нажимом на средства массовой информации;
· отсутствие в политической системе механизмов по защите интересов народных масс;
· рост бюрократизации и коррумпированности;
· национализм, этнический сепаратизм в многонациональных государствах, проявляющийся в отвержении федеральной власти;
· потеря правящей элитой веры в правомерность своей власти; возникновение внутри нее острых социальных противоречий, столкновение разных ветвей власти.
Делегитимизация оборачивается кризисом власти, который, в свою очередь, может вызывать радикальные перемены в политической системе.
Таким образом, власть является способом осуществления политики. Борьба за власть, её удержание и использование является важнейшим аспектом и содержанием политики. Иными словами, власть является следствием политики, а политика – следствием власти.
Контрольные вопросы:
1. Когда и почему возникает политика?
2. Чем обусловлено многообразие подходов к определению политики?
3. Назовите свойства политики. Какие функции выполняет политика в обществе?
4. Какова структура политики?
5. Каковы субъекты и объекты политики?
6. Каково понятие политической деятельности?
7. В чем отличие политического функционирования от политического участия?
8. Что такое власть, какие концепции власти вы знаете?
9. Что такое легитимность власти и каковы ее основные составляющие?
10. Охарактеризуйте признаки и ресурсы политической власти.
Литература:
1. Гаджиев К.С. Введение в политическую науку: учебное пособие для студентов вузов / К.С. Гаджиев. – 3-е изд., перераб. и доп.–М.: Издательство Корпорация Логос, 2002. – 544с.
2. Гаджиев К.С. Политология: учебник / К.С. Гаджиев, Э.Н. Примова – М.: Инфра-М, 2014. – 384с.
3. Гаджиев К.С. Политология: учебник для академического бакалавриата / К.С. Гаджиев. – 4-е изд., перераб. и доп.– М.: Юрайт, 2015. – 395 с.
4. Дейшле В.А. Политология: учеб.пособие / В.А. Дейшле; под общ. ред.проф. М.Г.Штракса. – 3-е изд.,перераб. и доп. – М.: МАДИ, 2013. – 170с.
5. Мухаев, Р.Т. Политология: учебник для студ. вузов / Р. Т. Мухаев - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ, 2005. – 495 с.
6. Курс политологии: Учебник. – 2-е изд., исп. и доп. – М.: ИНФА-М, 2002. – 460 с.
7. Политология: учебное пособие для вузов / К.С. Идиа-туллина [и др.] / под ред. К.С. Идиатуллиной. – 2-е изд., доп. – Казань: Изд-во Казан. Гос. Технол. ун-та, 2007. – 200 с.
8. Политология: Учебное пособие / Под.ред. А.С.Тургаева, А.Е. Хренова. – СПб.: Питер, 2005. – 560 с.
9. Политологический словарь / Под ред. проф. В.И. Астаховой и проф. М.И.Панова. – Х.: «Прапор», 1997. – 199 с.
10. Пугачев, В.П. Введение в политологию: учебник для вузов / В.П. Пугачев, А.И. Соловьев. – 4 изд. – М.: Аспект Пресс, 2007. – 477 с.
11. Халипов, В.Х. Кратология – наука о власти: Концепция / В.Х. Халипов. – М.: Экономика, 2002. – 367 с.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ II.
ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА
Дата: 2018-12-28, просмотров: 217.