История политической мысли – это история возникновения и развития теоретического знания о государстве, власти, политике, которое в виде идей, концепций, взглядов аккумулировалось в политических учениях, разработанных представителями разных стран и народов. Эти политические учения представляют собой специфическую форму отражения политической реальности, являются частью политического сознания и политической культуры общества, компонентом политических теорий современности.
Таким образом, для анализа политической реальности и прогноза ее изменения и развития необходимо знание идей, которые определяли характер и содержание преобразований общества. С этой точки зрения изучение политических идей позволяет осмысливать и познавать политику. Это определяется тем, что все политические теории и воззрения отражают не только взгляды их создателей, но и интересы больших социальных групп, а также социально-политическую реальность в целом.
Источниками по истории политической мысли кроме политических взглядов и концепций тех или иных мыслителей или политиков являются также собрания законов, кодексы, отдельные правовые акты и нормы политического поведения.
Древнейшие политико-правовые учения возникли в Египте, Индии, Палестине, Китае и других странах Востока. Первоначальные социально-политические представления, судя по сохранившимся источникам II-I тысячелетий до н. э., носит религиозно-мифологический характер. Везде господствовало представление о божественном, небесном происхождении существующих отношений власти и порядка. Это можно проследить на примере древней Индии и Китая.
Политическая идеология Древней Индии. Ведущими направлениями политических воззрений Древней Индии были брахманизм и буддизм. Оба эти мировоззрения своими корнями строились на религиозно-мифологических взглядах, изложенных в Ведах – древних ритуальных книгах Ариев. Веды рассказывают о делении общества на четыре варны (сословия), которые созданы богами из Пуруши (мирового тела и духа): брахманы (жрецы), кшатрии (воины), вайшьи (крестьяне, ремесленники, торговцы), шудры (свободные низы общества). Члены первых трех варн считались полноправными общинниками. У них в подчинении находились шудры.
Идеология брахманизма была направлена на утверждение верховенства родовой знати в складывавшихся государствах. При этом утверждалось, что все варны обязаны следовать божественно предустановленной для них дхарме (джамме) – закону, долгу, обычаю, правилу поведения. Толкование дхармы – прерогатива жрецов-брахманов.
Ко II веку до н.э. на основании более древних источников формируется трактат в переводе на русский язык, получивший наименование «Законы Ману». В этом документе закреплялось руководящее положение сословия брахманов. Даже царю предписывалось следование советам и наставлениям брахманов, учиться у них искусству управления.
Учение о дхарме обосновывало кастовый строй и привилегии наследственной знати, а также оправдывало подневольное положение низших варн (сословий). При этом сословная принадлежность определялась по рождению и являлась пожизненной.
Средством, обеспечивающим кастовые предписания, выступало в брахманизме государственное принуждение, которое понималось как продолжение карающей силы богов. Идея наказания была основополагающим принципом политической тео рии. А наука управления государством так и называлась – учение о наказании. «Весь мир подчиняется посредством Наказания», – провозглашали «Законы Ману». «Наказанием весь мир держится в порядке, ибо трудно найти человека безупречного; из страха наказания весь мир предается предписанным ему занятиям».
Государственную власть «Законы Ману» описывают как единоличное правле ние государя. В каждом благоустроенном государстве, разъясняли составители этого трактата, существуют семь элементов: царь (государь), советник (министр), сельская местность (страна), укрепленные города (крепость), казна, войско и союзники (указаны в порядке их убывающего значения). Учение о «семичленном царстве» соответствовало уровню политических представлений того времени. Это была одна из первых известных попыток создания обобщенного образа государства.
В борьбе против жреческой религии сформировался буддизм. Он возник в VІ вв. до н.э. Его основателем, согласно преданию, был принц Сиддхартха Гаутама, прозванный Буддой, т. е. просветленным. Он отверг мысль о том, что бог есть верховная личность и первоисточник законов. Человеческая деятельность определяется собственными усилиями людей. А значит, добиваться спасения могут не только брахманы, но и выходцы из других каст, если получат статус брахмана в результате духовного подвижничества. Иными словами, личность должна вести себя так, чтобы после смерти ее душа не несла на себе тяжкой кармы – грехов прошедших поколений и своих собственных. Тогда тело будет возрождаться для новых страданий, а душа растворится, сольется нирваной.
Социальные требования буддизма, по существу, сводились к устранению каст религиозной сфере и не затрагивали основ общественного строя. Тем не менее, это учение подрывало авторитет наследственных брахманов, их притязания на идейное и политическое руководство обществом.
Буддизму присуще ограничение роли масштабов наказания, которое невозможно при отсутствии вины. Правда, позднее в буддизме усиливаются мотивы покорности и непротивления существующей власти, смягчаются требования крайнего аскетизма, появляются идеи спасения мирян. В первых веках нашей эры буддизм становится одной из мировых религий, и сегодня оказывающей активной влияние на политику ряда стран.
Основные идеи, заложенные в древнеиндийской политической мысли, были в дальнейшем пересмотрены и подвергнуты критике на основе развития светских, рационалистических представлений о политике и государстве.
Политические воззрения Древнего Китая. Важное место в развитии политических воззрений на Востоке принадлежит мыслителям Древнего Китая. Расцвет древнекитайской общественно-политической мысли относится к VI-III вв. до н.э.. Наиболее влиятельными политическими учениями Древнего Китая являлись даосизм, конфуцианство, моизм и легизм.
Основателем даосизма считается Лао-цзы , живший по преданию в VI в. до н.э., взгляды которого изложены в работе «Дао дэ цзин» («Книга о дао и дэ»). В основе этого учения лежит понятие «дао» (буквально – путь). Оно было заимствовано из традиционных китайских верований, что означало правильный путь человека или народа, соответствующий веяниям неба. Перед лицом человека дао предстает в виде сверхъестественного закона, управляющего миром.
Дао – это абсолютное мировое начало, источник всего существующего, вечный круговорот рождения и смерти. Перед дао все равны: человеку остается лишь осознавать свое ничтожество, успокоиться и следовать дао. Существующие в обществе недостатки сторонники этого учения объясняли отклонением людей от истинного дао. Даосизм поэтому осуждает гордыню, проповедует умеренность и средний достаток. Чрезмерная активность властей, притеснения и непомерные сборы есть нарушение дао. И потому свои надежды на восстановление естественной простоты человеческих отношений Лао-цзы связывал с умными вождями из числа наследственной знати, которые смогли бы увидеть «чудесную тайну дао» и повести за собой народ.
Мудрый государь, поучали даосы, правит страной при помощи метода недеяния т. е. воздерживаясь от активного вмешательства в дела членов общества. Острой критике Лао-цзы подвергал всякого рода насилие, использование армии и войны.
Наиболее влиятельной политической доктриной в истории Китая являлось кон фуцианство. Родоначальником этого направления является Конфуций (557- 479 гг. до н.э.). Его взгляды изложены в книге «Лунь юй» («Суждения и беседы») которая оказывала и продолжает оказывать большое влияние на мировоззрение китайцев.
Конфуций утверждал, что деление людей на «высших» и «низших» не может быть устранено. Однако в отличие от своих предшественников он выделял благородных не по признакам происхождения, а по моральным качествам и знаниям. Благородный муж в учении Конфуция – это образец нравственного совершенства человек, который всем своим поведением утверждает нормы морали. И именно по этим критериям Конфуций предлагал выдвигать людей на государственную службу. Он сформулировал своеобразный завет для государственного управления: «Если выдвигать справедливых и устранять несправедливых, народ будет подчиняться».
Конфуций развивал патриархальную концепцию государства. Государство он рассматривал как одну большую семью. Власть императора, который является «сыном неба», отождествлялась им с властью отца. Властные отношения в обществе рассматривались как семейные отношения, когда младшие зависят от воли старших.
Конфуций – сторонник ненасильственных методов правления. Он призывал правителей и подданных строить свои отношения на основании добродетели. Основная добродетель подданных – преданность правителю, послушание и почтительность к «старшим» вообще.
Описание идеального общества Конфуций конкретизировал в учении о правилах ритуала, которым отводилась роль нормативной системы государства. Конфу ций был решительным противником управления на основе законов. Он призывал опираться на традиционные религиозно-моральные методы воздействия на население страны. Если управлять на основе законов, поддерживающих порядок при помощи наказаний, то народ будет стремиться уклоняться от них, считал Конфуций. Если же руководить народом посредством добродетели и поддерживать порядок при помощи ритуала, народ будет знать стыд, и он исправится.
Добродетель Конфуция – это обширный набор принципов: правила ритуала, человеколюбия, заботы о людях, почтительного отношения к родителям, преданность правителю, долга и прочее.
Концепция Конфуция представляла собой одну из самых ранних попыток обосновать идеал бюрократического патерналистского государства, построенного на принципах морали и религиозном культе.
С критикой правления наследственной аристократии выступил Мо-цзы (479-400 гг. до н.э.) – основатель школы моистов .
Моизм развивал идею естественного равенства всех людей, утверждая, что все люди равны перед божественным небом. На государственную службу следует выдвигать наиболее мудрых, независимо от их происхождения. Источником мудрости указывал Мо-цзы, являются не врожденные добродетели и чтение книг, а знания, почерпнутые из жизни простого народа.
Мо-цзы утверждал, что власть должна строиться не только на насил ии и наказании, но и на «наставлении народа», нравственном воздействии на него.
Мо-цзы настаивал на необходимости учитывать в процессе управления интересы простого народа и освобождать его от непомерного гнета и нищеты. Это необходимое условие мира в обществе.
Итак, Мо-цзы выдвигал идею равенства всех людей и был приверженцем договорной концепции возникновения государства (соглашению между верховной властью и народом).
Немалый интерес представляет идеология древнекитайского легизма . Крупнейшим представителем раннего легизма является Шан Ян (390-338 гг. до н.э.). Главные положения этого учения содержатся в трактате «Шан цзюнь шу» («Книга правителя области Шан»).
Легисты отказались от традиционных моральных трактовок политики и разработали учение о технике отправления власти. Шан Ян отстаивал необходимость управления, опирающегося на законы и суровые наказания. Он критиковал сторонников конфуцианства, которые видели идеал управления в следовании этическим традициям, устоявшемуся ритуалу и т. п.
Отношения между властью и народом Шан Ян рассматривал как противоборство враждующих сторон. «Когда народ сильнее своих властей – государство слабое; когда власти сильнее своего народа – армия могущественна». В образцовом государстве власть правителя опирается на силу и никаким законом не связана. Шан Яну не известны представления о правах граждан, их законных гарантиях и т.п. Закон для легистов – средство устрашающего превентивного террора. Шан Ян убеждал, что за малейший проступок следует карать смертной казнью. Эту карательную практику должна была дополнить политика, искореняющая инакомыслие.
Другим известным представителем легизма был Хань Фэй (III в. до н.э.). Отстаивая необходимость жестоких законов как средства управления обществом, он обращал внимание на то, что нельзя допускать злоупотреблений со стороны чиновников. В системе управления государством необходимы умные и знающие закон люди, т. е. легисты.
Хань Фэй также говорил о важности совмещения законов и искусства управления, признавая, таким образом, необходимость, наряду с наказанием, и иных регулятивных принципов.
Легизм содержал наиболее полную программу централизации государства, и его рекомендации были использованы при объединении страны под властью императора Цинь Шихуана (III в. до н.э.). Официальное признание учения имело крайне негативные последствия. Практическое применение легистских концепций сопровождалось усилением деспотизма, эксплуатации народа, внедрением в сознание подданных животного страха перед правителем и всеобщей подозрительности.
Во ІІ-І вв. до н.э. происходит соединение конфуцианства с идеями легизма. И на основе этого соединения возникает государственная религия Китая.
Некоторые течения общественной мысли, зародившиеся в глубокой древности, переживают сегодня период своеобразного возрождения. Например, после окончания пресловутой «культурной революции» в Китае вновь получило официальное признание конфуцианство. В ряде государств Юго-Восточной Азии политико-правовая идеология развивается под воздействием концепций «буддистского социализма», процессом возрождения, казалось, забытых идей связано и распространение военных религиозных культов, отмеченное во многих странах, включая и нашу страну.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 219.