Понятие, структура и функции политической власти
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Власть выступает одним из фундаментальных начал в развитом обществе. Как социальное явление она носит универсальный характер. Она существует везде и всюду, где есть устойчивые объединения людей. Исторический опыт показывает, что там, где появляется необходимость в согласованных действиях людей (будь то отдельная семья, группа, социальный слой или общество в целом), всегда возникают властные отношения. Без власти организованная человеческая деятельность осуществляться не может. Сущность власти состоит в отношениях руководства, господства и подчинения.

Власть является сложным по сущности и многообразным по форме проявления явлением общественной жизни. Сложность и многоаспектность этого явления обусловила наличие разнообразных его определений.

Политологи сосредотачивают внимание на трех значениях власти:

 1) это отношения господства и подчинения в общественной группе, государстве и обществе;

2) волевой элемент, который заключается в способности одних субъектов навязывать волю другим субъектам с помощью убеждения и принуждения, подчинить их своим интересам;

3) институт, т.е. организованное учреждение, способное обеспечить единство действия и стабильный порядок в общественных отношениях.

В политической науке существуют несколько теорий власти, которые с различных позиций трактуют содержание, природу и основание власти.

1. Телеологическая теория (с точки зрения цели) характеризует власть как способность достижения поставленных целей, получения намеченных результатов. Т. Парсонс интерпретирует власть как способ достижения определённой цели, запланированных результатов. Согласно такому толкованию власть существует для того, чтобы реализовать важную общественную цель, она является средством обмена, т.е. её отдают тем политикам, которые наиболее эффективно могут удовлетворить основные потребности общественности. «Власть может быть определена как реализация намеченных целей» - отмечает Бертман Рассел. Телеологические определения трактуют власть достаточно широко, распространяя её не только на отношения между людьми, но и на взаимодействие человека с окружающим миром – в этом смысле говорят, например, о власти над природой.                                            

2. Реляционистские теории (от англ. relation – отношение) понимают власть как взаимодействия индивидов, в которых один индивид изменяет поведение другого. В этом случае власть представляет как взаимодействие её субъекта и объекта, при котором субъект с помощью определенных средств контролирует объект. Такое понимание власти позволяет раскрыть её структуру, увязать в единое целое различные её характеристики. Основными компонентами власти являются её субъект, объект, средства (ресурсы) и процесс, приводящий в движение все её элементы.

3. Бихевиористская концепция власти, как и реляционистские теории, рассматривают власть как отношение между людьми, при которых одни властвуют, а другие подчиняются. Бихевиористский подход индивидуализирует понимание власти, сводит её к взаимодействию реальных личностей, обращая особое внимание на субъективную мотивацию власти. Одну из типичных бихевиористских трактовок власти предлагает Г.Лассуэл. Он считает, что первоначальные импульсы для возникновения власти дает присущее индивидам стремление (воля) к власти и обладание «политической силой». Человек видит во власти средство улучшения жизни: приобретения богатства, престижа, свободы, безопасности и т.п. В то же время власть – это и самоцель, позволяющая наслаждаться её обладанием. Политическая власть складывается из столкновения многообразных воль к власти как баланс, равновесие политических сил.

 4. Системная теория власти рассматривает власть как безличностное свойство любой социальной системы. Системный подход исходит из производности власти не от индивидуальных отношений, а от социальной системы, рассматривает власть как способность системы обеспечивать исполнение принятых ею обязательств, направленных на реализацию её коллективных целей.

5. Структурно-функционалистская концепция власти (Т.Парсонс) рассматривает её как свойство социальной организации, как способ самоорганизации человеческой общности, основанный на целесообразности разделения функций управления и использования. Без власти невозможно коллективное существование человека и совместная жизнедеятельность людей. Общество устроено иерархично, дифференцирует управленческие и исполнительные социальные роли. Власть – это свойство социальных статусов, ролей, позволяющее контролировать ресурсы, средства влияния.

Итак, власть всегда предполагает наличие ведущих и ведомых, властвующих и подвластных, т.е. тех, кто отдает распоряжения, и тех, кто подчиняется. В современной политологии широко распространенно определение, данное Максом Вебером. Он считал, что власть – это способность индивида или группы навязывать в сфере социальных отношений свою волю другим, несмотря на их сопротивление.

В самом общем значении понятие «власть» означает способность и возможность одних индивидов оказывать волевое воздействие на других с целью достижения желаемого для себя поведения.

Власть как социальное явление имеет структурное содержание и это дает возможность её классифицировать. В частности, различают власть: политическую, экономическую, духовную, семейную, государственную, общественную.

Главной и высшей властью в любом обществе является политическая власть, а ее основным, ведущим признаком является наличие государства. Понятие «политическая власть» есть одной из базовых категорий политологии.

Политическая власть – это реальная способность и возможность тех или иных социальных субъектов (классов, социальных групп, индивидов) подчинять своей воле поведение других людей посредством экономических, правовых и идеологических механизмов, а также с помощью авторитета, традиций и насилия.

Следует помнить, что понятие «политическая власть» не тождественное понятию «государственная власть». Государственная власть – это высшая форма общественной власти, реализуется только государственным аппаратом, опирается на аппарат принуждения, имеет монопольное право издавать законы, взимать налоги и принуждать членов общества к выполнению установленных требований.

Как видно «политиче­ская власть» шире понятия «государственной власти»; первая реализуется не только государственным аппаратом, но и через деятельность партий, общественных организаций различного типа. Государственная власть – это своеобразное ядро политической власти.

Не каждая политическая власть есть государственной (например, власть партий, движений, общественных организаций), хотя любая государственная власть есть политической. Государственная власть осуществляется специальным аппаратом; является реальной на территории, на которую распространяется государственный суверенитет; владеет монополией на принятие законов, использует разнообразные способы институционального принуждения. При этом политическая власть может распространяться и за границы компетенции государственных органов (власть политической оппозиции или мафиозных структур может быть более влиятельной в обществе, чем официальная государственная власть).

Политическая власть является ядром политической системы общества.

Прямо или косвенно политическая власть воздействует на раз­витие всех других общественных систем – экономической, социальной, ду­ховной и др.

Политическая власть, как и любая другая власть, означает способность и право одних осуществлять свою волю в отношении других, повелевать и управлять другими. Вместе с тем политическая власть имеет свои характерные черты:

· верховенство, то есть обязательность ее решений для всего общест­ва и, соответственно, для всех других видов власти. Она может ограничить влияние других форм власти, поставив их в разумные границы, либо во­обще устранить;

· всеобщность, т.е. публичность. Это означает, что политическая власть действует на основе права от имени всего общества;

· легальность в использовании силы и других средств властвования в пределах страны;

· моноцентричностъ , т.е. существование общегосударственного центра (системы властных органов) принятия решений;

· широчайший спектр используемых средств для завоевания, удер­жания и реализации власти.

Власть имеет сложную структуру, основными компонентами которой являются субъект, объект и ресурсы.

Субъект власти воплощает в себе её активное, направляющее начало. Одно из основных качеств субъекта – воля к власти, желание властвовать, что воплощается в распоряжениях и приказах, а основное свойство объекта власти – готовность к подчинению, без которого не может быть власти. Если нет подчинения, то нет и власти.

Мотивы подчинения могут быть самыми разнообразными. К ним относятся: страх, привычка, убеждения, авторитет и интерес. Власть, построенная на интересе и убеждении, является наиболее стабильной, т.к. предполагает добровольное выполнение распоряжений, что делает излишним применение негативных санкции. Наоборот, власть, основанная на страхе и принуждении, порождает стремление объекта скрыться из поля власти.

Наряду с субъектом и объектом важным структурным компонентом политической власти являются ее ресурсы, т.е. те средства, с помощью которых субъект политической власти осуществляет свое воздействие на объект.

Политическая власть – это отношение неравенства в положении и возможностях субъекта и объекта власти (у одних право властвовать, у других право подчиняться). В основе такого неравенства лежит неравномерное распределение ресурсов. Так, в соответствии с теорией «социального обмена» (П.Блау и др.) именно власть распоряжается дефицитными общественными ресурсами. Люди, не имеющие ресурсов, получают их в обмен на выполнение её распоряжений. На этой основе возникают отношения зависимости и подчинения.

Ресурсы власти разнообразны:

· Экономические ресурсы – различные материальные ценности, деньги, плодородные земли, полезные ископаемые и т.п. С помощью таких ресурсов реализуются экономические программы, нацеленные на достижение устойчивого динамичного развития страны и повышение жизненного уровня её населения;

· Силовые ресурсы – это армия, полиция, службы безопасности, прокуратура, суд, а также принадлежащая им техника, вооружение, тюрьмы и т.д. Этот вид ресурсов выполняет функцию обеспечения обороны страны и охраны внутреннего правопорядка, в том числе предотвращение попыток свержения власти. Особенно часто политическая власть прибегает к таким ресурсам в случае ослабления своей силы и влияния на общество.

· Социальные ресурсы. К ним относятся: социальное обеспечение, различные льготы и привилегии, медицинское обслуживание, престижные и высокооплачиваемые должности и т.п. Социальные ресурсы призваны обеспечить поддержку людей существующей власти, вызвать у них заинтересованность в её сохранении. Власть, обеспечивающая высокий уровень социальной защиты населения, всегда стабильна и пользуется у него поддержкой.

· Информационные ресурсы – знания и информация, а также средства их получения и распространения. Особая роль здесь принадлежит средствам массовой информации (СМИ). СМИ информируют граждан о происходящих событиях, а также дают им свою оценку. Тот, кто контролирует информацию, влияет на формирование общественного сознания и даже способен направлять поведение народных масс.

Специфическим ресурсом власти является сам человек как демографический ресурс. Люди – это универсальный, многофункциональный ре­сурс, который создает другие ресурсы. Использование ресурсов власти приводит в движение все ее компоненты, делает реальностью её процесс, который происходит по следующим этапам: господство, руководство, организация и контроль.

В разные периоды развития общества ведущую роль может занимать один из ресурсов. В период политических потрясений, чтобы не допустить попыток государственного переворота, решающими становятся силовые ресурсы. В периоды стабильного развития преимущественное значение приобретаю экономические и социальные ресурсы. Информационные ресурсы являются значимыми во все времена. Все виды ресурсов относятся к постоянно действующим и необходимыми для политической власти.

Политическая власть выполняет ряд важнейших функций в обществе:

· определяет основные цели развития общества и осуществляет выбор альтернатив общественного развития;

· обеспечивает интеграцию общества, сохранение порядка и целостности;

· регулирует возникающие в обществе социальные конфликты, осуществляет деятельность, направленную на их разрешение;

· осуществляет обязательное для всех распределение наиболее дефицитных ценностей и благ, т.е. определяет порядок доступа к наиболее важным в обществе ресурсам.

Таким образом, сущность власти заключается в её способности придавать отношениям между людьми целесообразность, разумность, упорядоченность. Власть осуществляет упорядочение социальных отношений с помощью различных средств: насилия, принуждения, убеждения, поощрения, страха.

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 320.