Главным институтом политической системы общества является государство.
В мировой юридической и политологической науке нет общепринятого понятия государства. Предназначение государства, его роль в обществе, взаимоотношения с человеком, по-разному определялись в разные времена, разными мыслителями и государственными деятелями. Приведем ряд наиболее распространенных трактовок:
· государство есть организация правопорядка (Цицерон, Х.Кельзен);
· государство – это заговор богатых против бедных (Т.Мор);
· государство – есть совокупность людей, территории и суверенной власти (Л.Дюги, Г.Ф. Шершеневич);
· государство – форма общежития людей, известная психическая связь между ними (Л.И. Петражицкий, Ф.Ф. Кокошкин);
· государство – это большая семья (Конфуций, Аристотель);
· государство – машина для подавления одного класса другим (К.Маркс, Ф.Энгельс, Ленин).
Политология оперирует понятием государство в узком смысле слова: государство – это совокупность политических институтов, осуществляющих верховную власть на определенной территории.
В юридической литературе приводится следующее понятие: государство – это политическая организация общества, обладающая властными полномочиями по управлению территориально-организованным населением с целью выполнения общих социальных задач.
Признаки государства:
· наличие единой территории с определенными границами;
· население, проживающее на данной территории;
· государственный суверенитет – присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях. Только государственная власть характеризуется суверенитетом;
· наличие публично-политической (государственной власти). Государственная власть имеет особый аппарат в виде органов государства и профессиональных управленцев (армия, полиция, суды и т.д.);
· система сбора финансовых средств (налоги, сборы и т.п.);
· наличие системы общеобязательных правил – права;
Сущность государства, содержание ее деятельности раскрывается через функции государства. Функции государства – это основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач.
Функции государства:
1. Внутренние функции: политическая (законотворческая, защита конституционных основ, государственное управление); экономическая (принятие бюджета, финансовая деятельность, хозяйственная деятельность и т.д.); социальная; национально-интеграционная; образовательная; культурно-воспитательная; правоохранительная; экологическая; демографическая и др.
2. Внешние функции: защита национального суверенитета и интересов государства, оборона и национальная безопасность, развитие сотрудничества и партнерства со всеми странами мира, международными организациями; реализация принципов коллективной безопасности в международных отношениях и др.
Форма государства – это способы организации и характер реализации государственной власти.
Элементы формы государства:
1. форма государственного правления;
2. форма государственного устройства;
3. форма государственного (политического) режима.
Форма государства указывает на то, как устроены и действуют в обществе государственно-властные структуры, кто и как правит в обществе, как объединено население на данной территории, как осуществляется политическая власть, с помощью каких методов, приемов.
Форма государственного правления – это способы формирования и порядок образования и взаимодействия высших органов государственной власти (главы государства, парламента и правительства).
Различают две основные формы правления – монархию и республику.
Монархия – форма правления, при которой глава государства получает власть, как правило, в порядке наследования и пожизненно.
Признаки монархии:
· власть главы государства (императора, короля, великого герцога, эмира, султана) существует исторически (передается по наследству);
· не зависит от населения, т.е. не делегируется ему народом;
· осуществляется бессрочно;
В мире существует около 30 монархий. Их разновидности:
1. Абсолютная монархия (Саудовская Аравия, Оман, Катар). В руках монарха сосредоточена вся полнота власти, он является законодателем, назначает всех высших должностных лиц государства. Правительство несет ответственность только перед ним;
2. Конституционная (ограниченная) монархия характеризуется ограниченностью власти монарха. Конституционная монархия подразделяется на:
· дуалистическую монархию (Иордания, Кувейт, Марокко). Власть делится между парламентом и монархом. Монарх наделен преимущественно исполнительной властью и лишь частично – законодательной. Парламент принимает законы, но у монарха есть право абсолютного вето. Правительство назначается монархом, подчиняется ему и несет ответственность только перед ним;
· парламентская монархия (Бельгия, Великобритания, Дания, Испания, Малайзия, Нидерланды, Норвегия, Тайланд, Швеция, Япония). Монарх юридически является главой государства, но участия в управлении страной фактически не принимает. Подавляющее большинство современных демократических монархий – парламентские монархии. Правительство формируется в них парламентским большинством и подотчетно не монарху, а парламенту.
Республика – форма правления, при которой верховная власть осуществляется представительными органами, избранными населением на определенный срок.
Разновидности республик:
1. президентская (Бразилия, Мексика, Грузия, США). Должности главы государства и главы парламента (конгресса) объединены. Глава государства избирается всеобщим голосованием и формирует правительство, которое несет перед ним ответственность;
2. парламентская (Венгрия, Индия, Италия, Германия). Правительство формируется парламентом, а глава государства (если эта должность существует) избирается парламентом. Реальная власть принадлежит главе правительства – премьер-министру или канцлеру. Главой правительства, как правило, становится лидер партии, набравшей большинство голосов на выборах в парламент;
3. смешанная (президентско-парламентская) (Беларусь, Украина, Россия, Перу, Франция, Польша, Австрия). Выборы президента производятся всенародным голосованием (как в президентской республики), но президент не возглавляет правительство (как в парламентской республике). Правительство назначается президентом, но назначение премьер-министра требует согласия парламента. Правительство несет ответственность перед президентом, парламент, в свою очередь, вправе выразить недоверие президенту. Президент имеет самостоятельный статус и выведен за триаду законодательной, исполнительной и судебной власти.
Форма государственного устройства – это административно-территориальное устройство государства, характер взаимодействия между государством и его частями, между центральными и местными органами. Различают унитарные, федеративные, конфедеративные, регионалистические государства.
Унитарное государство – это единое государство, состоящее из административно-территориальных единиц (областей, провинций, губерний).
Отличительными признаками унитарного государства выступают:
· единая конституция, нормы которой применяются на всей территории страны;
· единое гражданство и единая система права;
· централизованная судебная система;
· единая система высших органов государственной власти и подразделение на административно-территориальные единицы, которые не обладают политической самостоятельностью.
Большинство государств мира (около 170) – унитарные государства (Польша, Болгария, Венгрия, Греция и др.). Во многих унитарных государствах (Испания, Финляндия, Дания, Италия, Великобритания) имеются автономные образования. Например, в состав Великобритании входят Шотландия и Северная Ирландия, которые пользуются ограниченной автономией.
Разновидности унитарных государств:
1. централизованные. Региональные органы этих государств формируются путем назначения сверху (Нидерланды, Казахстан, Франция);
2. децентрализованные. Региональные органы образуются независимо от центра, как правило, при помощи выборов (Великобритания, Новая Зеландия). Крупные регионы имеют широкую автономию, кое-где и собственные парламенты, административно-управленческий аппарат и могут решать отдельные вопросы общественной жизни, но, в отличии от субъектов федерации, эта компетенция значительно ограничена, что ставит их в большую зависимость от центра.
Федерация – форма государственного устройства, при которой несколько субъектов – государственных образований (штаты, кантоны, земли, департаменты, республики, провинции, воеводства), юридически обладают определенной политической самостоятельностью, автономией. («Федерализм» от лат. Foedus – договор, союз, согласие).
Признаки федерации:
· наличие нескольких правовых систем, из которых одна (система федерального права) обладает верховенством по отношению к праву субъекта федерации;
· наличие двух уровней государственной власти. Федеральная власть (власть государства в целом) обладает всей полнотой внешнего суверенитета и значительной частью внутреннего суверенитета. Власть субъекта федерации обладает внутренним суверенитетом.
Сегодня в мире существует 24 федеративных государства (Россия, США, Германия, Бельгия, Индия, Мексика, Нигерия, Бразилия и др.).
Разновидности федераций:
· территориальные (США, Австрия, Германия, Бразилия);
· национальные (Бельгия, Индия);
· смешанные (национально-территориальные) (Россия).
Конфедерация – это временный союз государств, созданный для достижения конкретной цели (оборона, внешняя политика, внешняя торговля и др.).
Конфедерации либо распадаются на отдельные государства, либо эволюционируют в федерацию. Примером конфедерации может служить Швейцария.
Специфической формой государственного устройства является регионалистическое государство. Конституируется оно как унитарное, но имеет черты федерации в виде более широкой, чем в унитарном государстве компетенции местных властей (Италия, Испания, Шри Ланка, ЮАР).
Контрольные вопросы:
1. Что означает понятие «политическая система»? Из каких элементов она состоит?
2. Какие функции выполняет политическая система?
3. Что такое государство? Какова его роль в жизни общества?
4. Назовите теории происхождения государства и кратко их охарактеризуйте.
5. Какие бывают государства по форме правления?
6. Что такое «форма государственного устройства»? Какие вы знаете его разновидности?
7. Чем отличается унитарные и федеративные государства? Каковы особенности конфедерации?
Литература:
1. Гаджиев К.С. Политология: учебник / К.С. Гаджиев, Э.Н. Примова – М.: Инфра-М, 2014. – 384с.
2. Гаджиев К.С. Политология: учебник для академического бакалавриата / К.С. Гаджиев. – 4-е изд., перераб. и доп.– М.: Юрайт, 2015. – 395 с.
3. Дейшле В.А. Политология: учеб.пособие / В.А. Дейшле; под общ. ред.проф. М.Г.Штракса. – 3-е изд.,перераб. и доп. – М.: МАДИ, 2013. – 170с.
4. Мухаев, Р.Т. Политология: учебник для студ. вузов / Р. Т. Мухаев - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ, 2005. – 495 с.
5. Политология: учебное пособие для вузов / К.С. Идиа-туллина [и др.] / под ред. К.С. Идиатуллиной. – 2-е изд., доп. – Казань: Изд-во Казан. Гос. Технол. ун-та, 2007. – 200 с.
6. Политология: Учебное пособие / Под.ред. А.С.Тургаева, А.Е. Хренова. – СПб.: Питер, 2005. – 560 с.
7. Политологический словарь / Под ред. проф. В.И. Астаховой и проф. М.И.Панова. – Х.: «Прапор», 1997. – 199 с.
8. Пугачев, В.П. Введение в политологию: учебник для вузов / В.П. Пугачев, А.И. Соловьев. – 4 изд. – М.: Аспект Пресс, 2007. – 477 с.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 210.