ПОЛИТОЛОГИЯ
Учебное пособие
для студентов
всех направлений подготовки (профилей)
очной и заочной форм обучения
ГОВПО ДонНУЭТ
Донецк
2017
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
Государственная организация высшего профессионального образования
«донецкий национальный университет экономики
и торговли имени Михаила Туган-Барановского»
Кафедра социально-гуманитарных дисциплин
Е.А.Одинцова, В.А. Кондратьев, Е.И. Петрова
ПОЛИТОЛОГИЯ
Учебное пособие
для студентов
всех направлений подготовки (профилей)
очной и заочной форм обучения
Утверждено на заседании кафедры социально-гуманитарных дисциплин
Протокол № 9 от 01.11.2017 г.
Зав. кафедрой С.В. Дрожжина
Одобрено учебно-методическим советом ДонНУЭТ
Протокол № 3 от 29.11. 2017 г.
Председатель Л.А.Омельянович
ГОВПО ДонНУЭТ
Донецк
2017
УДК 32(076.8)
ББК 66.0я73
О 42
Рецензенты:
В.Э. Войлошникова – канд. филолог. наук., доцент
О.И. Мармазова – канд. ист. наук., доцент
Одинцова Е.А.
О 42 Политология. Учебное пособие для студентов всех направлений подготовки (профилей) очной и заочной форм обучения [Текст] / Е. А.Одинцова, В.А.Кондратьев, Е.И.Петрова – Донецк: ГОВПО ДонНУЭТ, 2017. – 90 с.
В предлагаемом курсе лекций освещены основные вопросы политической науки: эволюция политической мысли, особенности развития отечественной политологии, объекты изучения в политологии, структура политологии, типы политических форм правления, политическая личность, методы политологического исследования. Каждая тема содержит методическую часть, включающую в себя глоссарий основных терминов, контрольные вопросы и список рекомендуемой литературы.
Работа адресована студентам ВУЗов, а также всем, кто интересуется современной политологией.
ББК 66.0я73
© Одинцова Е.А., Кондратьев В.А., Петрова Е.И. 2017 г.
© ГО ВПО Донецкий национальный университет
экономики и торговли им. М. Туган-Барановского
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ | 4 |
Содержательный модуль І. Предмет политологии и история её развития. Тема 1. Политология как наука и учебная дисциплина. | 5 |
Тема 2. История становления и развития политической мысли. | 10 |
Тема 3. Политика и политическая власть. | 23 |
Содержательный модуль І. Политическая система общества. Тема 4. Политическая система. Государство в политической системе общества. | 38 |
Тема 5. Политические режимы и политические идеологии в обществе. | 50 |
Тема 6. Политические партии, партийные системы и общественно-политическое движение. | 61 |
Содержательный модуль ІІІ. Политические процессы и международные отношения. Тема 7. Политическая культура как социальный феномен. | 70 |
Тема 8. Политические конфликты. | 78 |
Тема 9. Международные отношения и внешняя политика государства. | 84 |
Тематика рефератов по курсу «Политология» | 90 |
ВВЕДЕНИЕ
Изучение курса «Политология» является неотъемлемой составной частью социально-гуманитарного цикла дисциплин, преподаваемых в высших учебных заведениях. Политология включена в общую систему научного знания, занимая в ней строго определенное место. В содружестве с другими, родственными им дисциплинами – социологией, психологией, правоведением – образуют подсистему системы научного знания – социально-политическое знание. Данный учебный курс ориентирован на формирование у студентов основ политических знаний, понимание значения и роли политики в жизни общества и отдельного человека, выработку навыков и умений анализировать политические явления.
Изучение основ политических знаний имеет большое значение для формирования современного специалиста экономического профиля. Политология развивает политическую культуру студента, а в последствии позволяет ему правильно ориентироваться в политике, строить свою профессиональную деятельность, опираясь на фундаментальные знания политических процессов. Знания, полученные в ходе изучения дисциплины «Политология» помогут студентам войти в сложный и разнообразный мир анализа реальных политических явлений и процессов, будут являться необходимым ориентиром для анализа возникающих в современном мире политических противоречий и конфликтов, послужат импульсом к собственным размышлениям и выводам.
Учебный курс политологии разбит на три содержательных модуля. Каждый содержательный модуль включает три темы дисциплины.
Предлагаемое учебно-методическое издание включает в себя теоретический лекционный материал, тематику рефератов, глоссарий понятий, перечень контрольных вопросов и список рекомендуемой литературы.
Использование учебно-методического издания в учебном процессе позволит правильно распределить учебное время, организовать самостоятельную работу, будет способствовать активации познавательной и творческой деятельности студентов.
Работа адресована студентам ВУЗов, а также всем, кто интересуется современной политологией.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ I.
ПРЕДМЕТ ПОЛИТОЛОГИИ И ИСТОРИЯ ЕЁ РАЗВИТИЯ
ТЕМА 1: ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА
План:
Государство является основным и универсальным политическим институтом управления обществом, посредством которого политические партии, общественные организации и другие элементы политической системы реализуют свои программные и тактические задачи.
Возникновение государства связано с определенным этапом развития общества, с появлением неравенства, частной собственности и классов. Различают первоначальное возникновение (происхождение) государства и производное возникновение государства (на базе государственно-организованного общества).
План:
Партийные системы
Политические партии, функционирующие в рамках того или иного государства, как правило, взаимодействуют друг с другом, образуя партийные системы.
Партийная система – это механизм конкуренции и взаимодействия партий в борьбе за власть и в процессе ее осуществления.
Существуют три основных вида партийных систем: однопартийные, двухпартийные (бипартизм), многопартийные.
Однопартийная система. Основополагающим признаком однопартийной системы является монополия одной партии на власть. Подобные системы характерны для тоталитарных и авторитарных обществ (бывший СССР, Куба, Северная Корея, Ливия, Кения). Однопартийные системы подразделяются на «реально» однопартийные, т.е. те, в которых существует и правит одна-единственная партия, и искусственно или формально многопартийные, где, несмотря на существование нескольких партий, власть контролируется партией-гегемоном. В настоящее время такая система существует в Китае, где наряду с правящей коммунистической партией действует еще восемь.
Двухпартийная система характерна для демократического, устойчивого общества (в США – демократическая и республиканская партии, в Англии – консервативная и лейбористская партии). Это система, при которой только две из имеющихся в наличии партий реально участвуют в осуществлении государственной власти. Положительными моментами этой системы является ориентация партий на решение не частных, а общенациональных задач, умеренность политики. Негативным моментом является недостаточное представительство других политических сил, сопротивление возникновению других партий.
Многопартийная система отличается политической конкуренцией нескольких партий. Подобная партийная система существует в Италии, Швеции, Португалии, Норвегии, Японии, постсоветских странах, в том числе и в Украине. Для такой системы характерны компромиссы, выделение на определенных этапах одной партии, которая сумела привлечь на свою сторону другие, возглавив коалицию партий. При большом многообразии государств с такой партийной системой, она может быть разнообразной в каждой конкретной стране. Поэтому французский политолог Ж.Бюрдо, стремясь объединить их по какому-либо признаку, выделяет две разновидности многопартийной системы: упорядоченную (Швеция) и беспорядочную (Италия).
В каждой конкретной стране партийная система является результатом действия множества факторов: культурно-религиозной среды, истории страны, ее традиций, экономической и социальной структуры.
Между тем можно проследить закономерности существования партийных систем в странах с тем или иным политическим режимом. Демократическому политическому режиму свойственна многопартийность, в соответствии с которой деятельность партий формально не ограничивается.
Авторитарному политическому режиму, как правило, соответствует принцип однопартийности, т.е. законодательное закрепление за одной из разрешенных партий формального статуса правящей. Ее задача – организация массовой поддержки политики руководства государства. Иногда допускается деятельность двух и более партий при одновременном запрете других. Они играют второстепенную роль и не влияют реально на политику государства.
Тоталитарному политическому режиму свойственна деятельность только одной политической партии, все другие распущены и запрещены. Она стоит над государством, осуществляет доминирующую роль. Аппарат партии, как правило, срастается с аппаратом государства, что ведет к утрате различий между партийной и государственной деятельностью. Постепенно такая система дискредитирует себя.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ III
Политические субкультуры.
Политические субкультуры
Как отмечалось, политическая культура – это культура доминирующих социальных групп, ориентаций, с учетом исторически сложившихся традиций, национальных, региональных, религиозных факторов, унаследованных от прошлого.
Политическая культура общества не может быть абсолютно однородной. Совокупность политических ориентаций, отличающихся от доминирующих в обществе, называют политической субкультурой (подкультурой).
Речь идет об особенностях политической культуры отдельных общественных групп (по социальным, этническим, демографическим, ролевым и другим признакам) в их отношении к государству, власти, политическим партиям, которые обусловлены различным положением этих групп в обществе.
Политическая культура общества не есть сумма политических субкультур. Она вбирает в себя наиболее устойчивые, типичные признаки, преобладающие в данном обществе.
Среди наиболее значимых в политологии выделяют следующие типы субкультур:
· Региональные субкультуры обусловлены такими различиями между отдельными регионами страны, как климат, наличие определенных природных ресурсов и т.п. Это в свою очередь порождает экономические различия, влияющие на уровень жизни людей, общий уровень культуры, а следовательно, и на их политико-культурный уровень. Так, например, отдельные политические взгляды, политическая активность аграрных и промышленных регионов будут иметь отличия.
· Социоэкономические субкультуры обусловлены существованием в обществе различных групп (социальных слоев, классов), имеющих различный экономический статус, а следовательно, и различия в образе жизни, в интересах, играющих особо важную политическую роль.
· Религиозные субкультуры возникают в том случае, когда религия является основным всепронизывающим элементом общей культуры определенной группы людей.
· Возрастные субкультуры отражают различные системы политических ценностей у представителей разных поколений.
Формы политического участия
Приемлемая форма участия | Неприемлемая форма участия | |
Активное участие | - Предвыборная активность; -Участи в выборных органах; -Лоббистская деятельность; -Участие в демонстрациях и других политических секциях. | - Насилие, подкуп должностных лиц; -Дезорганизация; -Гражданское неповиновение; -Радикализм. |
Пассивное участие | -Участие в голосовании; -Неповиновение закону; -Партикуляризм. | -Пренебрежение к закону; -Нарушение закона; -Конформизм. |
Неучастие | -Разочарование в политике -Неверие власти | -Аполитичность, абсентеизм, эскапизм, социальная мимикрия |
Процесс социализации – это постепенное социальное взросление личности. Выделяются различные типы политической социализации: прямая и косвенная (первичная и вторичная). Прямая социализация – это непосредственное приобретение политических знаний и установок. Косвенная социализация – это влияние черт характера, раннего детского опыта на формируемые политические установки.
Сформированные в детские и юношеские годы политические предпочтения и установки являются наиболее устойчивыми. Продолжающаяся в течение всей жизни социализация не оказывает существенного влияния на трансформацию базовых ценностей, сложившихся в ранние периоды жизни. Процесс же радикального изменения ценностей, сформировавшейся политической культуры (получивший название ресоциализации) является весьма болезненным и может сопровождаться острыми внутриличностными конфликтами и даже разрушением структуры личности.
В процессе социализации участвует и взаимодействует между собой несколько субъектов:
· социализант, или тот на кого направлена социализация;
· агентуры социализации, или институты, ее осуществляющие (образовательные учреждения, партии, общественные организации, СМИ и т.д.);
· агенты социализации, или непосредственные проводники социализирующего воздействия (преподаватели, активисты общественных движений, общественные деятели, журналисты и т.п.).
Таким образом, становление личности в качестве субъекта политической жизни происходит в результате политической социализации. В процессе политической социализации человек идентифицирует себя с определенной политической общностью (государством, нацией, социальной группой), усваивает ее символы, получает знания о политических институтах и механизмах их действия и т.п.
Контрольные вопросы:
1. Что такое «политическая культура»?
2. Обозначьте функции политической культуры.
3. Назовите основные факторы, влияющие на политическую культуру.
4. Назовите типы политических культур.
5. Каковы предпосылки участия личности в политической жизни общества?
6. Расскажите о сущности, агентах и типах политической социализации.
Литература:
1. Гаджиев К.С. Политология: учебник / К.С. Гаджиев, Э.Н. Примова – М.: Инфра-М, 2014. – 384с.
2. Гаджиев К.С. Политология: учебник для академического бакалавриата / К.С. Гаджиев. – 4-е изд., перераб. и доп.– М.: Юрайт, 2015. – 395 с.
3. Дейшле В.А. Политология: учеб.пособие / В.А. Дейшле; под общ. ред.проф. М.Г.Штракса. – 3-е изд.,перераб. и доп. – М.: МАДИ, 2013. – 170с.
4. Майстренко И. Черты политической культуры: Восточная Европа и Латинская Америка (сравнительный анализ) // Социология: теория, методы, маркетинг. – 2004. – № 1. – С.120-128.
5. Мухаев, Р.Т. Политология: учебник для студ. вузов / Р. Т. Мухаев - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ, 2005. – 495 с.
6. Политология: Учебное пособие / Под.ред. А.С.Тургаева, А.Е. Хренова. – СПб.: Питер, 2005. – 560 с.
7. Политологический словарь / Под ред. проф. В.И. Астаховой и проф. М.И.Панова. – Х.: «Прапор», 1997. – 199 с.
Политический кризис.
Петрова Елена Игоревна
ПОЛИТОЛОГИЯ
Учебное пособие
для студентов
всех направлений подготовки (профилей)
очной и заочной форм обучения
Сведенный план издания на 2017 г., поз. № 2
ГОВПО Донецкий национальный университет экономики
и торговли имени Михаила Туган-Барановского
83050, г. Донецк, ул. Щорса, 31
ПОЛИТОЛОГИЯ
Учебное пособие
для студентов
всех направлений подготовки (профилей)
очной и заочной форм обучения
ГОВПО ДонНУЭТ
Донецк
2017
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
Государственная организация высшего профессионального образования
«донецкий национальный университет экономики
и торговли имени Михаила Туган-Барановского»
Кафедра социально-гуманитарных дисциплин
Е.А.Одинцова, В.А. Кондратьев, Е.И. Петрова
ПОЛИТОЛОГИЯ
Учебное пособие
для студентов
всех направлений подготовки (профилей)
очной и заочной форм обучения
Утверждено на заседании кафедры социально-гуманитарных дисциплин
Протокол № 9 от 01.11.2017 г.
Зав. кафедрой С.В. Дрожжина
Одобрено учебно-методическим советом ДонНУЭТ
Протокол № 3 от 29.11. 2017 г.
Председатель Л.А.Омельянович
ГОВПО ДонНУЭТ
Донецк
2017
УДК 32(076.8)
ББК 66.0я73
О 42
Рецензенты:
В.Э. Войлошникова – канд. филолог. наук., доцент
О.И. Мармазова – канд. ист. наук., доцент
Одинцова Е.А.
О 42 Политология. Учебное пособие для студентов всех направлений подготовки (профилей) очной и заочной форм обучения [Текст] / Е. А.Одинцова, В.А.Кондратьев, Е.И.Петрова – Донецк: ГОВПО ДонНУЭТ, 2017. – 90 с.
В предлагаемом курсе лекций освещены основные вопросы политической науки: эволюция политической мысли, особенности развития отечественной политологии, объекты изучения в политологии, структура политологии, типы политических форм правления, политическая личность, методы политологического исследования. Каждая тема содержит методическую часть, включающую в себя глоссарий основных терминов, контрольные вопросы и список рекомендуемой литературы.
Работа адресована студентам ВУЗов, а также всем, кто интересуется современной политологией.
ББК 66.0я73
© Одинцова Е.А., Кондратьев В.А., Петрова Е.И. 2017 г.
© ГО ВПО Донецкий национальный университет
экономики и торговли им. М. Туган-Барановского
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ | 4 |
Содержательный модуль І. Предмет политологии и история её развития. Тема 1. Политология как наука и учебная дисциплина. | 5 |
Тема 2. История становления и развития политической мысли. | 10 |
Тема 3. Политика и политическая власть. | 23 |
Содержательный модуль І. Политическая система общества. Тема 4. Политическая система. Государство в политической системе общества. | 38 |
Тема 5. Политические режимы и политические идеологии в обществе. | 50 |
Тема 6. Политические партии, партийные системы и общественно-политическое движение. | 61 |
Содержательный модуль ІІІ. Политические процессы и международные отношения. Тема 7. Политическая культура как социальный феномен. | 70 |
Тема 8. Политические конфликты. | 78 |
Тема 9. Международные отношения и внешняя политика государства. | 84 |
Тематика рефератов по курсу «Политология» | 90 |
ВВЕДЕНИЕ
Изучение курса «Политология» является неотъемлемой составной частью социально-гуманитарного цикла дисциплин, преподаваемых в высших учебных заведениях. Политология включена в общую систему научного знания, занимая в ней строго определенное место. В содружестве с другими, родственными им дисциплинами – социологией, психологией, правоведением – образуют подсистему системы научного знания – социально-политическое знание. Данный учебный курс ориентирован на формирование у студентов основ политических знаний, понимание значения и роли политики в жизни общества и отдельного человека, выработку навыков и умений анализировать политические явления.
Изучение основ политических знаний имеет большое значение для формирования современного специалиста экономического профиля. Политология развивает политическую культуру студента, а в последствии позволяет ему правильно ориентироваться в политике, строить свою профессиональную деятельность, опираясь на фундаментальные знания политических процессов. Знания, полученные в ходе изучения дисциплины «Политология» помогут студентам войти в сложный и разнообразный мир анализа реальных политических явлений и процессов, будут являться необходимым ориентиром для анализа возникающих в современном мире политических противоречий и конфликтов, послужат импульсом к собственным размышлениям и выводам.
Учебный курс политологии разбит на три содержательных модуля. Каждый содержательный модуль включает три темы дисциплины.
Предлагаемое учебно-методическое издание включает в себя теоретический лекционный материал, тематику рефератов, глоссарий понятий, перечень контрольных вопросов и список рекомендуемой литературы.
Использование учебно-методического издания в учебном процессе позволит правильно распределить учебное время, организовать самостоятельную работу, будет способствовать активации познавательной и творческой деятельности студентов.
Работа адресована студентам ВУЗов, а также всем, кто интересуется современной политологией.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ I.
ПРЕДМЕТ ПОЛИТОЛОГИИ И ИСТОРИЯ ЕЁ РАЗВИТИЯ
ТЕМА 1: ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА
План:
Возникновение и этапы становления политологии.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 229.