Дж. Берне разработал теорию трансформационного лидерства, согласно которой лидер в некоторых ситуациях может изменять взгляды и поведение последователей, т.е. лидер является трансформирующим агентом. Последователи этой теории полагали, что для изменения образа мыслей последователей и корректировки их действия лидер должен выходить за определенные рамки и должен уметь видеть ситуацию вне обычных ее границ.
Сформулированы следующие формы трансформационного лидерства:
- «харизма» — лидеры, оказывающие идеализированное влияние на своих последователей и являющиеся для них сильной моделью;
- «вдохновляющая мотивация» — лидеры наделяют большими ожиданиями своих последователей, вдохновляя их через мотивацию и разделяя с ними свое видение;
- «интеллектуальная стимуляция» — лидеры стимулируют последователей на творческую работу на основе нововведений;
- «Индивидуальное участие» — лидеры создают поддерживающий климат, они внимательно прислушиваются к индивидуальным потребностям последователей.
Следует отметить, что теории трансформационного лидерства исследуют лидерство на высшем уровне руководства, не учитывая низшее звено.
Типы поведения людей в группах
Каждая социальная группа выполняет определенную систему ролей в жизни организации, значимость которых зависит от значимости каждого ее члена. А последняя может быть, как преувеличена, так и уменьшенная. Это зависит от характера человека, среды, из которой она пришла в группу, уровня ее интересов и тому подобное. Человек, присоединяясь к группе, должна четко и реально (по крайней мере для себя) определить свои намерения, права и обязанности по отношению к другим участникам. Однако, как отмечает американский социолог Д. Тарнер, если даже то или иное лицо и определит "свое" место в данной группе, это еще не значит, что ей будет легко решать свои вопросы в контексте жизнедеятельности других членов. Необходимо, чтобы место и функции данного лица были понятны и другим членам группы, хотя количество их будет определяться несколькими индивидами.
Каждый из нас, пишет Д.Тарнер, имеет множество ролей в жизни и в соответствии с ними много "лиц" и видов поведения. Например, мы ведем себя совсем иначе на работе, чем в семье, еще по-другому в кругу друзей и т. Д. От того, как ведет себя человек в малой группе, можно сказать очень много: имеет ли она собственное достоинство, или ее нет, или сердечная и вежливая, или хамовитые, склонен к компромиссу, или такой "правдолюб", что доказывает других к инфаркту и т. д. Именно в малой группе определяется суть человека.
Например, какой-то конкретным человеком - членом малой группы увлекается руководство организации, оно везде ее подает пример для подражания, отмечает наградами и т. Д., Но в малой группе о "передовика" совсем другое мнение, и там иногда не понимают, как этого не могут заметить там, "наверху". Исследования показывают, пишет Д.Тарнер, что со временем человек с "двойным", а иногда и "тройным" лицом терпит жизненную неудачу, потому что умение (приматы линию "требует огромных нервных усилий.
Может иногда возникнуть вопрос, где есть настоящей такая человек- в малой группе или в кабинете директора фирмы, в семье или где-то еще? Она является сама собой, считает Тарнер, и в первом, и во втором, и в третьем случаях. Человек - общественное существо, она аккумулирует в себе все то, что есть в обществе. Но если большинство людей под влиянием семьи, школы, литературы, искусства, религии и т. Д. Формируют в себе все лучшее, гуманнее, справедливое, то другая часть - худшие черты общественной жизни.
Есть еще и третий тип людей, пишет Тарнер. Этих есть меньше, и именно они, при выявлении их сути, вызывают отвращение (по крайней мере внешне) и осуждение не только первой, но и второй части общества.
Представители такого типа людей порой вполне искренне убеждены, что им нечего скрывать свое поведение. Такова жизнь, и люди, считают они, должны приспосабливаться к различным жизненным ситуациям. Жизнь - это океан, твое рождение бросает тебя в него, как и куда следуешь - твое дело.
конкретную группу, она встречает здесь уже установленную более или менее систему ценностей, которые могут иногда существенно отличаться от тех, которые есть в организации в целом. Чтобы стать полноправным членом группы, человек должен принять "правила игры" других ее членов. Конечно, бывает и так, что одни ценности принимаются даже с удовольствием, а с другими - не можем согласиться. В таком случае, отмечает Ян Туровский, человек должен сделать выбор: либо "переломить" себя и подчиниться общим ценностям группы, или выйти из нее. Можно, конечно, жить в группе и с различными "лицами", о чем говорилось выше, но это не под силу честной, порядочному человеку.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 192.