Русловая съемка для производства путевых работ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Русловая съемка включает съемку подводного рельефа и береговой полосы и выполняется с соблюдением технологических требований, предъявляемых к топографическим и гидрографическим работам. Съемка береговой полосы выполняется способами мензульной или тахеометрической съемок. Русловые съемки при ширине русла до 100 м, от 100 м до 300 и более 300 м выполняются в масштабах 1:1000÷1:2000, 1:5000 и 1:10000÷1:25 000 соответственно.

Русловые съемки подразделяются на первичные, контрольные и повторные.

Первичная – первая по времени выполненная съемка на данном участке в текущей навигации.

Контрольная – первая съемка, выполненная после проведения дноуглубительных или выправительных работ.

Повторная – съемка, выполненная после первичной или контрольной съемки на данном участке.

Первичная русловая съемка выполняется для того, чтобы выявить состояние в текущую навигацию затруднительных участков пути, акваторий рейдов, затонов, портов, пристаней, причалов и подходов к ним. Первичная русловая съемка включает промер глубин по всей ширине основного русла между урезами воды и съемку береговой полосы. Первичная русловая съемка производится на перекатном участке и на прилегающих плесовых лощинах на расстоянии не менее чем 2–3 ширины русла.

При первичной русловой съемке определяют плановое и высотное положение берегов меженного русла, островов и других русловых образований, участков размываемого берега, оползней и промоин, положение камней–одинцов, завалов леса и т.п., а также местоположение выправительных и водозаборных сооружений, ледорезов, причальных стенок, временных причалов, переправ, мостов, подводных и воздушных переходов.

На план первичной русловой съемки наносятся знаки берегового и плавучего навигационного оборудования, гидрологические посты и гидростворы, контуры населенных пунктов, земельных угодий, отдельных зданий и береговых сооружений, расположенных в непосредственной близости к бровкам берегов.

В исключительных случаях, при необходимости оперативной разработки затруднительных участков водного пути, допускается выполнять облегченную русловую съемку с разреженной сеткой промерных галсов. При этом подсчет объемов грунта может производиться по общему плану прорези, за исключением перекатов с тяжелыми грунтовыми условиями.

Для проектов коренного улучшения судоходных условий затруднительных участков русловую съемку выполняют, как на основном русле, так и в несудоходных рукавах и на участках поймы, оказывающих влияние на режим изучаемого участка реки.

Повторные русловые съемки выполняют, как правило, в границах переката с целью выявления его состояния в течение навигации или непосредственно перед дноуглубительными работами, если с момента окончания первичной съемки прошло 5 сут. при подвижном и 10–15 сут. при устойчивом русле.

Контрольные съемки выполняют для определения результатов дноуглубительных и выправительных работ и их приемки, не позднее чем через 3 суток после окончания работ. Контрольные съемки, осуществляемые для определения результатов землечерпательных работ, выполненных по заявкам клиентуры, и их приемки, рекомендуется производить не позднее чем через сутки после окончания работ. При контрольных съемках, кроме прорези, в отдельных случаях обследуют места отвала грунта.

При повторных и контрольных съемках топографическая съемка береговой полосы может не производиться за исключением мест размыва и других переформирований, которые необходимо фиксировать при каждой съемке.

Русловые съемки выполняются на основе планово–высотного обоснования. Высоты характерных точек берегов, островов, осередков, побочней при съемках определяют над проектным уровнем воды. При промерных работах рекомендуется определять скорость и направление течения в судоходных пролетах мостов и других стесненных и опасных для судоходства участках.

Подробность съемки рельефа дна
и расположение промерных галсов

Подробность съемки рельефа дна характеризуется расстояниями между промерными галсами и между глубинами, зафиксированными на галсе. При регистрации глубин эхолотом с самописцем подробность промера характеризуется только междугалсовым расстоянием.

Установленное междугалсовое расстояние должно обеспечивать выявление характерных форм рельефа дна с учетом навигационного значения и особенностей изучаемого участка, масштаба съемки и предполагаемой точности определения положения промерного судна на галсе. Междугалсовое расстояние в процессе промера уточняется и, если по мере выявления характера рельефа дна возникает необходимость в более детальном обследовании, выполняется сгущение промерных галсов.

При измерении глубин без непрерывной регистрации профиля дна (наметкой, лотом) глубины измеряются в точках, отстоящих друг от друга на расстоянии не более 1/4 междугалсового расстояния; при резких изменениях глубин и больших уклонах дна частота измерения глубин на галсе удваивается.

Нормально к общему направлению изобат или береговой черты галсы располагают при промере на реках и судоходных протоках, на открытых участках озер и водохранилищ с ясно выраженным уклоном дна, а также у прямых отмелых берегов озер и водохранилищ.

Под углом 30–45° к общему направлению изобат или береговой черты галсы располагают на участках с большими скоростями течения, когда трудно обеспечить движение промерного судна по створу, а также при промере несудоходных проток и второстепенных рукавов.

Произвольно по отношению к направлению изобат промерные галсы располагаются при равнинном рельефе дна и в несудоходных протоках в виде одиночных продольных галсов.

Продольные галсы применяют при составлении укрупненных планов прорезей, повторных и контрольных промерах, тогда требуется осветить лишь рельеф корыта переката или участок русла в районе выполненной прорези, на участках рек с большими скоростями течений, при производстве рекогносцировочных промеров. Расположение промерных галсов следует планировать с таким расчетом, чтобы при требуемой подробности промера обеспечить обследование участка наименьшим числом галсов.

Контрольные галсы выполняют для оценки качества съемки рельефа дна, а также для получения дополнительной информации о рельефе. Их располагают нормально к направлению галсов основного покрытия и прокладывают не реже чем через 10 см друг от друга в масштабе плана, чтобы каждый галс основного покрытия имел на планшете не менее двух пересечений. Расхождение глубин в точках пересечения контрольных галсов с галсами основного покрытия не должно превышать 0,2 м.

Сгущение галсов выполняется с целью обследования характерных форм рельефа дна, выявленных основной системой галсов. Сгущение производится в местах со сложным рельефом дна, если установленная подробность промера оказалась недостаточной. Дополнительно галсы назначаются по оси линейных навигационных створов, оси каналов и фарватеров, а также по 2–3 галса вправо и влево на некотором удалении от них.

Способы проложения промерных галсов

По выбранным направлениям промерные галсы прокладывают одним из перечисленных способов: по проектным линиям, по береговым створам, по береговым ориентирам, по гирокомпасу или магнитному компасу, маятниковым способом.

При выполнении русловой съемки с применением глобальных навигационных спутниковых систем GPS и ГЛОНАСС проложение галсов осуществляется по проектным линиям (запланированным галсам), определяемым в процессе планирования русловой съемки. Планирование русловой съемки осуществляется с помощью специальных пакетов программ для русловых съемок. Положение проектных линий может задаваться координатами конечных точек или генерироваться автоматически.

В тех случаях, когда запроектированные створы служат в качестве одной из линий положения (при промере по створам с засечками одним инструментом), разбивка их на местности выполняется особенно тщательно и производится от линий плановой опорной сети или промерной магистрали, которая прокладывается параллельно линии берега. Промерную магистраль прокладывают по методике теодолитного хода с относительной погрешностью не менее 1:2000.

Пикеты магистрали разбивают через расстояния, соответствующие принятым расстояниям между галсами. Створы разбиваются от магистральных пикетов теодолитами под заданным к направлению магистрали углом и могут обеспечивать положение как параллельных, так и радиальных галсов.

Радиальные галсы прокладывают на крутых поворотах береговой черты между двумя смежными участками с параллельными галсами. Угол между линиями радиальных галсов рассчитывается из условия, чтобы максимальные расстояния между галсами на конечных точках не превышали заданного междугалсового расстояния.

Расстояния между передними и задними створными точками рассчитываются исходя из заданной чувствительности створа и длины галса

                                                       ,                                                (5.4)

где: l – расстояние между створными вехами, м;

      d – диаметр створной вехи, м;

     L – длина галса, м;

     D – заданная чувствительность створа, которая должна быть не более 1 мм в масштабе плана, м.

 

При невозможности по условиям характера берега обеспечить необходимые расстояния между вехами створные точки с помощью теодолита выносятся и на противоположный берег, а промер выполняется по двухсторонним створам. На местности створные точки обозначают вехами или щитами.

При проложении галсов по береговым ориентирам привязка галсов осуществляется к контурным точкам местности, опознанным в натуре и на аэроснимках. При этом методе не требуется развитие рабочего обоснования и частота галсов устанавливается согласно формам подводного рельефа, который просматривается на аэроснимках.

В качестве контурных точек для привязки галсов могут быть приняты: углы строений, оград, угодий, канав, углы причалов, слипов, дамб и других гидротехнических сооружений; пересечения дорог, троп, ручьев, отдельно стоящие деревья, кусты, характерные береговые черты и другие хорошо опознаваемые контуры.

Если промер предполагается производить с определением места на галсах инструментальными засечками, то одновременно с планированием галсов выбираются характерные точки для установки (одного или двух, в зависимости от принятого метода) засекающих инструментов, а также точки для их ориентирования.

Если же промер предусмотрен с определением мест на галсах обратными засечками с катера, на снимках выбираются надежные опознавательные знаки, в которых устанавливаются вехи для измерения между ними углов секстанами.

Проложение галсов по гирокомпасу и магнитному компасу заключается в вождении промерного катера заранее намеченными курсами с корректировкой их по определениям места. Этот способ проложения галсов применяется при промере с помощью радиодальномерных систем, когда вследствие большой удаленности участков промера от берегов не представляется возможным выполнять промеры по береговым створам.

Проложение галсов маятниковым способом применяется при производстве специальных промеров на порожистых участках рек с расстоянием между галсами от 2 до 6 м. В данном случае, промерное судно, удерживаемое на галсе тросом, другой конец которого закреплен на стоящем выше по течению на якоре судне, движется по траектории, близкой к дуге окружности с радиусом, определяемым длиной вытравленного троса. Основное преимущество маятникового способа состоит в том, что он позволяет прокладывать галсы при очень больших скоростях течений с любой необходимой частотой.

Производство промерных работ

По способам определения планового положения промерных точек промер глубин подразделяется на четыре основных вида:

– без инструментальных засечек;

– с инструментальными засечками;

– по непосредственно разбитым в натуре промерным точкам;

– с применением геодезических спутниковых систем.

При выполнении промера глубин без инструментальных засечек измеренные глубины разносятся на плане равномерно между начальной и конечной точками галса. Движение катера при промере принимается равномерным. Промер без инструментальных засечек применяется при наличии материалов аэросъемки, топографических планов и карт крупных масштабов. Промер глубин без инструментальных засечек может производиться на небольших реках при длине галсов до 200 м.

Промер глубин с инструментальными засечками выполняется с применением следующих основных способов координирования:

– по створу и прямым засечкам с берега одним инструментом;

– прямыми засечками с берега двумя инструментами;

– по створу и обратным засечкам с катера одним секстаном;

– обратными засечками с катера двумя секстанами;

– комбинированной засечкой.

Целесообразность применения того или иного способа координирования промеров глубин разной подробности определяется в каждом конкретном случае на основе расчета средних квадратических погрешностей.

При координировании промерных точек по створу и прямым засечкам с берега одним инструментом положение промерных точек определяется двумя линиями положения: направлением створа (галса) и засечкой с берега одним инструментом, теодолитом или мензулой, установленным на пункте с известными координатами. Засечки одной мензулой можно выполнять в двух вариантах: в масштабе плана и безмасштабными.

Если стоянка мензулы находится на пункте, координаты которого известны, направлений на пункты ориентирования должно быть не менее двух; если же стоянка выбирается произвольная, направлений на пункты ориентирования должно быть не менее четырех, так как положение мензульной стоянки определяется из графического решения обратной засечки (задачи Потенота).

При координировании промерных точек прямыми засечками с берега двумя инструментами движение промерного катера происходит по заданному направлению, отмеченному на берегу створными вехами. Створы не являются линиями положения и служат только для ориентирования на промерном галсе. Направления на промерный катер, производящий съемку, определяются с двух стоянок инструментов в пунктах с известными координатами.

Для засечек используют следующие инструменты: два оптических или электронных теодолита; два электронных тахеометра; две мензулы или сочетание из перечисленных приборов. Засечки выполняют по командам с промерного катера в момент оперативной отметки на эхограмме эхолота. Места для установки инструментов выбирают с таким расчетом, чтобы обеспечить необходимую дальность видимости и угол пересечения линий положения на всем участке работ в пределах от 30 до 150°.

При координировании промерных точек по створу и засечкам с катера одним секстаном плановое положение промерных точек определяется по линии направляющего створа и углу, измеренному с катера между направлением на створные знаки и на любой пункт планового обоснования. Угол может быть измерен между любыми опорными точками, координаты которых известны. Значения измеренных секстаном углов отсчитывают с точностью равной 1¢.

При координировании промерных точек обратными засеч­ками с катера двумя секстанами плановое положение промерных точек определяется графическим решением задачи Потенота с одновременным измерением двух углов секстанами с катера между опорными пунктами. Измерение двух углов можно выполнять как между тремя опорными пунктами (средний – общий), так и между двумя отдельными парами опорных пунктов.

Если промер выполняется не по створам, то прокладка промерных точек осуществляется сразу же после измерения углов на рабочий планшет с помощью протрактора или предварительно нанесенной гониометрической сетки. Способ определения местоположения глубин обратной засечкой с катера двумя секстанами рекомендуется при промерах на крупных реках с труднодоступными залесенными берегами, при затопленных в половодье берегах, а также на озерах и водохранилищах.

Промер маятниковым способом заключается в движении катамарана по линиям галсов с включенным эхолотом от одной кромки промеряемого участка к другой. При переходе с галса на галс трос вытравливается на длину установленного интервала. По мере вытравливания троса через каждые 30–40 м к нему подвязываются лодки–поплавки, поддерживающие трос над поверхностью воды. Промер глубин выполняется отдельными участками с перестановкой стоечного судна. Длина каждого участка до 200 м при ширине полосы промера 120–150 м.

Плановое положение промерных точек на галсах определяется засечками с берега вехи на катамаране двумя геодезическими инструментами.

К промерам глубин способами непосредственной разбивки промерных точек относятся промеры по размеченному тросу и промер со льда, обеспечивающие высокую точность определения планового положения промерных точек и применяющиеся при съемках в масштабах 1:500–1:2000.

Промер глубин со льда целесообразно производить в начале зимы, когда лед еще не толст, но достаточно прочен. Одновременно с измерением глубин в лунках при необходимости определяется характер грунта.

В зависимости от формы исследуемого участка галсы прокладываются:

– в виде поперечников, разбиваемых от магистрали, которая прокладывается по продольной оси участков, имеющих вытянутую форму или от магистрали, проложенной вдоль оси створа;

– в виде сетки квадратов, разбиваемых от двух взаимно перпендикулярных базисов, на небольших площадях акваторий.

– Глубины в лунках до 5 м измеряются наметкой, свыше 5 м ручным лотом массой до 4 кг со стальным лотлинем диаметром 2–4 мм, а при больших скоростях течения лотом массой 10 кг и более. От лунки к лунке лот переносится с размотанным лотлинем.

Технология промерных работ с применением
автоматизированных промерных комплексов (АПК)

Способ определения планового положения промерных точек с использованием АПК в настоящее время стал основным методом работы русловых изыскательских партий на ВВП РФ. Использование для определения места глобальных спутниковых навигационных систем ГЛОНАСС/GPS значительно сокращает трудоемкость работ при промере, обеспечивает необходимую точность определений и должно применяться во всех случаях, когда это возможно по техническим условиям.

АПК объединяет в единую систему различные современные сертифицированные технические и программные средства и предназначен для сбора, регистрации и обработки навигационно–гидрографической информации, данных при проведении съемок рельефа дна с целью создания и обновления электронных карт внутренних водных путей, а также для обеспечения дноуглубительных, выправительных и других путевых работ, контроля состояния судовых ходов и их навигационного ограждения.

АПК размещается на промерном судне и обслуживается инженером РИП (оператором АПК). Ответственный исполнитель – начальник (старший инженер) русловой изыскательской партии осуществляет непосредственное руководство инженером (оператором АПК) и капитаном промерного судна.

Комплекс выполняет сбор, регистрацию, обработку и документирование в реальном времени навигационно–гидрографической информации, получаемой в процессе русловых изысканий.

В состав применяемых АПК, как правило, входят два набора оборудования – береговой сегмент для проведения топогеодезической съемки и судовой сегмент для проведения непосредственно промерных работ.

Для повышения точности определения судна на промерных галсах при выполнении крупномасштабных съемок следует применять дифференциальную коррекцию навигационных измерений с использованием поправок от стационарных (региональных) контрольно–корректирующих станций (ККС) или локальных (мобильных) корректирующих станций (ЛКС). Точность определений координат судна по сигналам стационарных (региональных) ККС не должно превышать 3–5 м на удалениях от ККС до 500 км.

Локальные корректирующие станции обеспечивают точность определений места в пределах 0,3–0,8 м на расстояниях до 15–25 км. В этом случае координаты ЛКС должны быть определены с геодезической точностью, учитывая, что точность, получаемая в результате дифференциальной коррекции, напрямую зависит от точности координат ЛКС. Станция должна располагаться непосредственно в районе работ для обеспечения возможности одновременного отслеживания одних и тех же ГЛОНАСС/GPS спутников.

При работе методом дифференциальной коррекции в реальном времени, приемник ЛКС вычисляет и передает (посредством радиосвязи) поправки в формате в соответствии с рекомендациями RTCM SC–104 для уточнения определяемого места судна на галсе. Эти скорректированные координаты места также сохраняются в файл на судовом накопителе данных.

Для определения места с использованием приемников СНС ГЛОНАСС/GPS могут применяться два метода выполнения дифференциальной коррекции: в реальном времени и в постобработке.

АПК функционирует в одном из трех режимов:

– планирование;

– съемка;

– обработка данных и получение отчетных материалов съемки.

При завершении прохождения линий проектных поперечных галсов необходимо пройти по линиям контрольных продольных галсов. Как правило трех – один вдоль оси судового хода, а также параллельно ему справа и слева на расстояниях, равных полуширине судового хода. В узкостях допускается проложение контрольного галса по линии наибольших глубин.

В точках пересечения поперечных и контрольных продольных галсов оператор АПК осуществляет сличение отметок глубин, как в оперативном режиме, так и по окончании промера, во время постобработки. Расхождение значений отметок глубин в точках пересечений галсов промера не должна превышать 0,1 м.

Подробные инструкции по производству промера с использованием конкретной модели АПК и описания режимов работы содержатся в руководстве пользователя, прилагаемом к оборудованию.

Измерение глубин

Основным способом измерения глубин является промер эхолотом с цифровой записью глубин на электронный носитель и самописцем, непрерывно регистрирующим профиль дна по галсу. Для выполнения промерных работ с повышенными требованиями по точности получаемых результатов используются гидрографические промерные эхолоты. Запись измеренных глубин осуществляется в виде эхограммы на термобумаге и/или в цифровом виде в ПК.

При измерении глубин эхолотом с самописцем глубины на эхограмме отсчитывают от верхней кромки нулевой линии до верхней кромки линии дна. Округление измеренных глубин производят только после введения общей поправки.

Перед промерными работами выполняются подготовительные операции: установка эхолота и его тарирование.

Возможны два варианта установки забортного устройства эхолота: стационарный (в шахте в корпусе промерного катера) и забортный (на штангах за бортом катера). Центральный прибор эхолота устанавливается на промерном катере в горизонтальном положении и крепится к корпусу катера так, чтобы обеспечивалось удобство работы оператору.

Тарирование эхолота выполняется ежедневно при установившемся режиме работы эхолота перед началом и после окончания промерных работ на глубинах, максимальных для изучаемого участка. Тарирование эхолота может быть произведено с помощью тарирующего устройства – контрольного диска, или по грунту – сравнением глубин, измеренных эхолотом, с глубинами, измеренными непосредственно наметкой или лотом.

Расхождение в значениях суммарных поправок, определяемых по результатам двух последовательных тарирований и исправленных поправками за изменение скорости вращения электродвигателя эхолота, не должно превышать двойной точности отсчитывания глубин соответствующего диапазона. Суммарная поправка DZт, определяемая при тарировании,

                                                      ,                                               (5.5)

где: Zл – отсчет глубин по маркам линя (глубина погруженного контрольного отражателя), м;

    Zэ – глубина, снятая с эхограммы, м.

 

Окончательное значение DZт получают как среднее арифметическое из поправок, определенных на каждом горизонте тарирования при опускании и подъеме отражателя.

Тарирование эхолота по грунту производят на участках с ровным дном, плотным грунтом и слабым течением. Тарирование эхолота по грунту выполняется не менее чем на двух участках с глубинами, отличающимися на 5 м. Если в районе работ глубины не превышают 5 м, тарирование производится на глубине, максимальной для данного района.

Основными руководящими документами при измерении глубин эхолотами являются технические описания приборов, инструкции и правила по их использованию.

При измерении глубин в процессе промерных работ эхолот должен обслуживается оператором. Оператор обязан выполнять оперативные отметки на эхограмме, которые производятся кнопкой оперативных отметок.

Оперативные отметки фиксируют:

– начало и конец промерного галса;

– точки, которые координируются прямыми или обратными инструментальными засечками;

– моменты изменения скорости движения промерного катера;

– траверзы плавучих навигационных знаков.

– створные линии береговых створов;

– характерные глубины и объекты, представляющие навигационную опасность.

Фактическое заглубление вибраторов на ходу катера определяется по шкале, нанесенной на штангах забортного устройства или с учетом разности осадок промерного катера на ходу и стоянке.

Наблюдения за уровнем воды и определение срезки

Для приведения измеренных глубин к проектному уровню определяют срезку, т. е. превышение рабочего уровня воды над проектным уровнем в момент промеров.

При прибытии русловой изыскательской партии на место производства работ сразу же устанавливается временный свайный гидрологический пост (рис. 5.4).

 

Рис. 5.4. Временный свайный гидрологический пост

 

В зависимости от длительности пребывания на объекте русловой съемки русловые изыскательские партии могут устанавливать как свайные, так и реечные временные гидрологические посты. Временные посты устраивают вблизи реперов, имеющих абсолютную отметку и превышение над проектным уровнем. После установки временного уровенного поста забивается урезовый кол, который связывается с репером нивелированием IV класса в прямом и обратном направлении. В этот же момент по свайному посту снимается отсчет уровня воды.

Величина срезки на момент забивки урезового кола

                                                      Dh = hRp – hр.у,                                              (5.6)

где: hRp – превышение репера над проектным уровнем;

  hр.у – превышение репера над рабочим уровнем в момент забивки урезового кола, или

                                                Dh =HRp – Нп.у – hр.у,                                         (5.7)

где: HRp – абсолютная отметка репера;

Нп.у – абсолютная отметка проектного уровня.

 

Отсчет по временному посту и полученную срезку записывают в журнал наблюдений за уровнями воды. Отсчеты по временному посту производят с точностью до 1 см.

Наблюдения за колебаниями уровня воды по временному гидрологическому посту выполняют 2 раза в сутки (8 и 20 ч местного времени), а также в начале и конце промеров и при выполнении гидрологических исследований (пуск поверхностных поплавков, определение расхода воды и определение уклонов свободной водной поверхности).

При резких колебаниях уровней воды, например в нижних бьефах гидроэлектростанций, наблюдения за уровнями воды во время промеров глубин учащаются с таким расчетом, чтобы получить срезки для каждого профиля с точностью 5 см. В этом случае обязательна запись времени промера каждого профиля (галса).

Для определения величины срезки при дноуглубительных работах изыскательская русловая партия перед уходом с объекта работ, кроме временного поста, забивает урезовый кол, относительно которого дается срезка на дату и час его постановки. Место забивки кола показывается на плане. Около кола забивают сторожок.

При съемке участков, прилегающих к гидротехническим сооружениям, наблюдения за уровнями воды ведутся по имеющимся на сооружениях гидрологическим постам. В этом случае измеренные глубины приводят к уровню воды, принятому для составления планов данного участка, что указывается в задании на производство промеров.

На участках рек с резкими изменениями уклона свободной водной поверхности (пороги, шиверы) урезовые колья забивают в местах резкого изменения уклона.

Все урезовые колья связываются с репером временного уровенного поста нивелированием IV класса в прямом и обратном направлении. Величина срезки определяется у каждого урезового кола.

Составление укрупненного плана дноуглубительной прорези
и подсчет объема грунта

Русловая изыскательская партия передает на дноуглубительный снаряд, выполняющий разработку прорези на участке водного пути, план этого участка и укрупненный план прорези или таблицу, содержащую сведения, необходимые для разработки прорези: длину и ширину траншей, среднюю толщину снимаемого слоя грунта, площадь прорези и объем грунта на ней.

Укрупненный план прорези составляется по материалам съемки участка водного пути и выполнения дополнительного промера намеченной дноуглубительной прорези. Промер выполняется по продольным профилям, расположенным друг от друга на расстоянии одной ширины траншеи при траншейном способе работы земснаряда и через 10 м по поперечным профилям – при папильонажном способе работы. Дополнительный промер дноуглубительной прорези может не выполняться, если при съемке участка водного пути на предполагаемой площади углубления переката было проведено сгущение промерных галсов.

Масштаб укрупненного плана устанавливается при ширине прорези до 30 м – 1:1000, при большей ширине – 1:2000. На укрупненный план вместо срезанных глубин производится более подробная выписка толщин снимаемого слоя грунта над проектным дном. На укрупненном плане проводится одна изобата, соответствующая гарантированной глубине судового хода.

Толщина снимаемого слоя грунта на укрупненном плане выписывается в дециметрах. Если в прорези встречаются глубины больше гарантированной глубины судового хода, они показываются на укрупненном плане прорези от проектного дна со знаком «минус». За каждой кромкой прорези толщина снимаемого слоя показывается на расстоянии 1/4¸1/5 ширины прорези, а выше и ниже прорези – на расстоянии половины ширины прорези.

Площадь разрабатываемой прорези и объем извлекаемого грунта подсчитываются двумя способами.

При разработке прорези многочерпаковыми снарядами площадь прорези и объем грунта определяются по сериям без разбивки на траншеи. Длина серии назначается в пределах от 20 до 50 метров.

При разработке прорези траншейным способом длина серий устанавливается равной 100 метров. Площадь прорези и объем извлекаемого грунта при этом подсчитываются по сериям без разбивки на траншеи, либо для каждой траншеи, либо для удвоенной траншеи в зависимости от методики, принятой в администрации бассейна внутренних водных путей.

Начало и конец прорези назначаются на глубине на 20 см больше гарантированной глубины судового хода, но при этом должно соблюдаться условие, чтобы границы прорези не были удалены от изобаты гарантированной глубины судового хода глубины более чем на 20 м.

Средняя толщина снимаемого слоя грунта для каждой серии или траншеи подсчитывается суммированием всех положительных и нулевых значений толщин слоя по промерным профилям и делением этой суммы на число промерных точек. Объем извлекаемого грунта определяется умножением площади серии или траншеи, подлежащей углублению, на толщину снимаемого слоя. Объем грунта, подлежащего удалению ниже проектного дна для обеспечения запаса на неровность выработки, определяется умножением этой же площади серии или траншеи на величину запаса.

Запас на неровность выработки принимается в соответствии с Технической инструкцией по производству землечерпательных (дноуглубительных) работ в зависимости от технологии работы дноуглубительного снаряда или сообщается прорабом путевых работ.

Полный объем грунта, подлежащий извлечению в пределах одной серии или траншеи равен сумме объемов: объема выемки до проектного дна, объема грунта на неровность выработки и объема оползания грунта с кромок прорези. Полный объем грунта, извлекаемого по всей прорези, равен сумме объемов грунта всех серий.

Промеры глубин при обследовании состояния плеса

Сплошные промеры глубин для проверки состояния плеса выполняют преимущественно на спаде весеннего половодья, в период резкого изменения глубин и формирования перекатов. Промеры производят эхолотом по свободным продольным профилям.

Продольные промеры плеса, выполненные при разных уровнях воды в период спада половодья, дают материал для изучения процессов переформирования перекатов в течение весеннего периода. Сопоставление таких промеров по годам дает возможность проследить процесс формирования русла за ряд лет.

На перекатных участках глубину измеряют по оси и кромкам судового хода; на плесовых участках – только по оси судового хода. Двигаясь по оси судового хода или его кромке вниз или вверх по течению, делают оперативные отметки на эхограмме при прохождении опознаваемых пунктов, имеющихся на карте, и знаков навигационного оборудования и одновременно засекают время по часам. По времени прохождения между опознанными на карте пунктами определяют среднюю скорость движения судна между ними.

Использование при продольном промере плеса автоматизированных промерных комплексов (АПК) повышает точность определения промерных точек и позволяет своевременно корректировать направление промерных профилей. Особую актуальность это имеет при затопленной пойме в период стояния высоких уровней воды.

По результатам продольных промеров плеса строят продольный профиль от проектного уровня воды. Высоту стояния рабочего уровня воды и срезку в период промеров определяют по наблюдениям на опорных гидрологических постах для данного плеса. При интенсивном и неравномерном колебании уровней воды во время промеров выполняют учащенные наблюдения на этих постах.

Срезка в месте промера определяется в зависимости от удаленности до опорных гидрологических постов

                                           ,                                    (5.8)

где: D hх, D h1, D h2 – срезка в месте промера, верхнего и нижнего опорных гидрологических постов, соответственно;

     L – расстояние между опорными гидрологическими постами;

     lx – расстояние от верхнего опорного гидрологического поста до места определения срезки при промере.

 

Срезку при промере определяют на каждом перекате и не менее двух раз в течение каждого часа промера. При необходимости величину срезки уточняют на перекатных участках по высотным реперам в момент промеров данного переката.

Перенесение в натуру проекта путевых работ

Перенесение в натуру проекта путевых работ, т.е. разбивка на местности дноуглубительных прорезей и осей выправительных сооружений, а также определение мест установки знаков навигационного оборудования и т.п. выполняется от тех же пунктов планового обоснования, на основе которых произведена съемка. Вынос в натуру проекта дноуглубительной прорези заключается в разбивке продольных створов кромок прорези, траншей и оси отвала грунта, отдельных подрезок и поперечных створов начала и конца прорези, границ серии и поворотов прорези.

Места установки береговых знаков навигационного оборудования закрепляют кольями, плавучих – разбиваемыми на берегу двумя секущими створами, причем угол пересечения створных линий должен быть не меньше 30° и не больше 150°. Все створы закрепляются на местности. На створных кольях в зависимости от их назначения делают надписи, которые должны точно соответствовать подписям на плане, подготовленном для производства работ.

Если по проекту на одном перекате должно быть несколько близко расположенных землечерпательных прорезей или выправительных сооружений, их нумеруют порядковым номером, а створные колья указывают их номера. Для обеспечения необходимой чувствительности разбиваемых створов расстояние между кольями для выставления створных вех устанавливается в зависимости от дальности действия створов.

Если линия створа пересекает магистраль опорной сети только на одном берегу, прорезь или ось сооружения разбивают теодолитом. Предварительно на плане геодезическим транспортиром измеряют углы между створами прорези или осью сооружения и магистралью плановой опорной сети. Затем теодолитом разбивают эти углы на местности и по полученным направлениям выставляют створные колья.

Для обеспечения параллельности створных линий вершины углов закрепляются вехами, выставляемыми точно в створе линии магистрали. Положение вершин углов проверяется теодолитом последовательно перед выставлением створных кольев. Для проверки правильности разбивки прорези на местности лентой, рулеткой или лазерным дальномером измеряют ширину между обеими створными линиями. Если возможно, правильность разбивки проверяют на обоих берегах.

В тех случаях, когда продольные створы дноуглубительной прорези выставить на берегу нельзя, ставят плавучие створы. Места установки плавучих вех (буйков), намеченные на плане, фиксируют на местности тремя пересекающимися береговыми створами.

Для разбивки траншей прорези, как правило, восстанавливают несколько перпендикуляров, с каждого из которых разбивают соответствующее число створов. Створы траншей могут быть выставлены непосредственно с магистрали.

Использование спутниковых навигационных программно–аппаратных комплексов при производстве путевых работ

Для координированной расстановки плавучих навигационных знаков, уточнения положения осей створов, определения положения подводных препятствий и решения других производственных задач судно базирования бригады, обслуживающей навигационное оборудование должно быть оснащено судовым обстановочным комплексом (СОК).

СОК представляет собой следующий набор функционирующего совместно оборудования:

– ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS приемники (судовой и переносной береговой) с функцией приема дифференциальных поправок от контрольно–корректирующих станций или от системы АИС;

– бортовой компьютер с установленным специализированным программным обеспечением;

– эхолот с возможностью передачи сигналов в цифровом виде;

– лазерный дальномер.

Выполнение мероприятий по координированной расстановке навигационных знаков выполняется под руководством мастера пути с применением судового обстановочного комплекса на участке реки, входящим в зону ответственности бригады, обслуживающей навигационное оборудование.

Сотрудники бригады, обслуживающей навигационное оборудование, которые осуществляют производство работ с применением судового обстановочного комплекса, должны пройти соответствующее обучение.

Для уточнения положения береговых навигационных знаков бригада, обслуживающая навигационное оборудование, использует – переносной береговой приемник ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS с функцией приема дифференциальных поправок от контрольно–корректирующих станций.

На борту путейского судна данные из памяти приемника переносятся в программное обеспечение судового обстановочного комплекса.

При отсутствии в составе оборудования бригады переносного навигационного приемника, съемку координат береговых навигационных знаков филиал администрация бассейна внутренних водных путей осуществляет силами русловой изыскательской партии с использованием берегового сегмента АПК.

Камеральная обработка материалов русловой съемки

Результатом предварительной камеральной обработки материалов прибрежных топографических съемок является план участка русла реки, озера или водохранилища, составленный и обработанный до стадии закрепления и окончательного оформления его на бумажном носителе или в электронном виде. Соответственно методам, которыми выполнялась съемка, обработка ее материалов носит различный характер.

Если промер глубин выполнялся в комплексе с прибрежной топографической съемкой, они обрабатываются и наносятся на планшеты этой съемки. Измеренные глубины увязываются с прибрежной топографической съемкой в плановом и высотном отношениях. В этом случае подготовка основы заключается в том, чтобы на планшеты прибрежной съемки нанести по координатам все пункты планового обоснования, а также линии галсов, если промер выполнялся по береговым створам с засечками одним инструментом.

Срезанные глубины, исправляются поправками эхолота. Если план составляется в горизонталях, вместо исправленных глубин выписываются отметки дна. Поправки эхолота и срезки выписываются для каждого галса на эхограмму из ведомостей. Глубины или отметки дна выписываются на план в дециметрах.

Одновременно с глубинами на план наносятся все предметы и объекты, представляющие опасность для судоходства, определенные при производстве промера. К таким предметам относятся отдельно лежащие подводные и надводные камни, сваи, затонув­шие суда, якоря и другие предметы, водовороты и пр. Положение их на плане показывают условными знаками или оконтуривают точками с поясняющими надписями.

Горизонтали или изобаты проводят через соответствующие им крайние отметки или глубины. Форма горизонталей или изобат согласовывается с соседними в соответствии с характером подводного рельефа. Изобаты (горизонтали) наводят через 0,5 м или 1,0 м в зависимости от масштаба съемки и требований, предъявленных к плану.

Для облегчения читаемости подводного рельефа проектную и нулевую изобаты утолщают, а бергштрихами показывают направление склонов. Горизонтали или изобаты оцифровываются только в тех местах, где сразу же на глаз трудно установить их значение. Цифры располагаются основанием в сторону падения рельефа.

Положение срезочной уровенной поверхности на планах, обработанных в изобатах, определяется нулевой изобатой. На планах, рельеф дна которых изображен в горизонталях, положение срезочной уровенной поверхности определяется по ее отметкам и наносится по интерполяции между соответствующими горизонталями.

Характеристики грунтов наносятся у точек, отмеченных на планах соответствующими оперативными отметками, а их обозначение указывается на свободном от отметки или глубины месте. Названия грунтов обозначаются на планах общепринятыми условными знаками.

Ось судового хода обозначается на планах сплошной, пунктирной или штрихпунктирной линией в зависимости от назначения судового хода – основного, дополнительного или весеннего, соответственно. На несудоходных реках пунктирной линией обозначается динамическая ось потока, положение которой на плане определяется по максимальным глубинам. Километраж по оси судового хода или динамической оси потока наносится на план при всех видах съемки независимо от протяженности участков рек.

За начало километража принимается устье реки или створ плотины водохранилища. В тех случаях, когда участок работ находится далеко от устья реки или створа плотины водохранилища, за исходный для разбивки километража может приниматься ближайший километр, снятый с карты внутренних водных путей.

Продольный профиль исследуемого участка реки составляется на основании обработанных промерных планов, планов прибрежной топографической съемки и дополнительно собранных материалов о характерных уровнях воды и гидротехнических сооружениях. За ось профиля судоходных рек принимается ось судового хода, а для несудоходных рек – динамическая ось потока, совпадающая с линией наибольших глубин.

Продольные профили в зависимости от их назначения составляются двух видов: подробные и сокращенные. Масштабы продольного профиля в зависимости от длины исследуемого участка реки принимаются: горизонтальный – от 1:10000 до 1:100 000; вертикальный – от 1:50 до 1:100.

На этот профиль по данным однодневной (мгновенной) связки наносятся по отметкам положение проектного (срезочного) уровня воды и глубины на основании продольного промера глубин по фарватеру реки.

Журналы полевых наблюдений, ленты самописцев измерительных приборов, ведомости, каталоги, схемы, плановые материалы и их копии, полученные при камеральной обработке, являются отчетными документами изыскательской партии. По завершении камеральной обработки составляется опись материалов русловой съемки. Полевые и камеральные материалы подшиваются в папки, оформляются в виде альбомов и передаются на архивное хранение.

Для планирования и производства путевых работ результаты съемки рельефа дна должны представляться в виде отчетных рабочих планшетов с нанесенными на них глубинами и изобатами. Подробность нанесения глубин определяется руководящими документами.

Кроме этого результаты съемки рельефа дна представляются в цифровом виде в ASCII формате в виде таблиц X,Y,Z в проекции Гаусса–Крюгера, в системах координат WGS–84, ПЗ–90 или СК–95 (в соответствии с техническим заданием) с километровой и (или) географической картографической сеткой с максимальной подробностью.

Построение отчетных рабочих планшетов в цифровом виде осуществляется с использованием штатного оборудования и программного обеспечения автоматизированного промерного комплекса. На планшетах изображаются объекты и элементы рельефа в соответствии с действующими Условными знаками карт ВВП.

Технический отчет о производстве промера должен быть представлен в бумажном и электронном виде.

5.7. Русловая съемка для составления карт
внутренних водных путей и схем судовых ходов

Карты внутренних водных путей и схемы судовых ходов являются руководствами для плавания судов и составов по огражденным судовым ходам, а также для предварительных проектных разработок при путевых и строительных работах. Содержание карт внутренних водных путей и схем судовых ходов определяется действующими требованиями и инструкциями, касающимися содержания и оформления карт.

Карты внутренних водных путей содержат картографический и лоцийный материалы. Лоцийный материал дает информацию об условиях плавания, а также различные указания и рекомендации, направленные на обеспечение безопасности судоходства. Картографический материал содержит подробные сведения о подводном и береговом рельефе, навигационных опасностях, расстановке и виде навигационного оборудования.

Схемы судовых ходов предназначены для использования при плавании по второстепенным водным путям. Их составляют упрощенным способом и выпускают малым тиражом.

Для составления карт внутренних водных путей выполняется комплекс гидрографических работ, включающий гидрологическое обоснование, создание топографической основы карт, промер с определением характера грунта и сбором сведений для лоцийного описания, камеральную обработку материалов для составления оригиналов карт.

Гидрологическое обоснование заключается в установлении проектного уровня или уровня нуля высот и глубин карты (при отсутствии проектного уровня), организации наблюдений на временных уровенных постах и приведении к проектному уровню измеренных глубин.

Топографической основой карт внутренних водных путей служат смонтированные в нарезке составляемой карты планшеты русловых съемок, оттиски топографических карт, а при отсутствии карт требуемого масштаба – материалы аэрофотосъемки. При отсутствии современных карт и материалов аэрофотосъемки, составление карт внутренних водных путей производится на основе специально созданного планово–высотного обоснования.

На участках водных путей, где имеется плановая опорная сеть, сплошная русловая съемка для составления карт внутренних водных путей может быть осуществлена на ее основе. В период полевых работ топографическая основа, составленная по имеющимся материалам, подвергается корректуре по местности и служит для планового обоснования и прокладки промерных галсов.

Одновременно с выполнением промера собираются сведения для лоцийного описания, а также фотографируются с судового хода отдельные приметные ориентиры, участки берега, знаки навигационного оборудования и т. д. Эти работы можно выполнять независимо от промерных работ.

По окончании полевых работ происходит совместная обработка топографической основы и промера, в процессе которой создаются составительские оригиналы карт. При составлении карт внутренних водных путей и схем судовых ходов следует использовать все имеющиеся материалы изыскательских работ, проводившихся на данном участке водного пути и не потерявших своего значения, в том числе последние съемки перекатов, выполненных для производства путевых работ.

Подготовка топографической основы карт

Топографическая основа карт внутренних водных путей создается посредством монтажа топографических карт и планшетов русловой съемки на жесткую или мягкую основу в заданной нарезке карт внутренних водных путей. Жесткая основа представляет собой листы алюминия или фанеры, оклеенные с лицевой стороны чертежной бумагой высшего качества и чертежной или картографической бумагой с обратной стороны. Перед монтажом топографических материалов на подготовленных жестких основах строятся рамки, разбиваются километровые сетки и наносятся по координатам опорные геодезические пункты.

Километровые сетки разбиваются для карт масштаба 1:10 000 через 10 см; 1:25000 – через 4 см; 1:50000 и мельче – через 2 см.

Для составления топографической основы карт внутренних водных путей следует использовать действующие топографические карты масштаба не более чем в 2,5 раза мельче, чем масштаб составляемой карты.

Монтаж топографической основы производится различными способами в зависимости от имеющихся топографических материалов и технических средств. Наиболее употребительные способы: фотомонтаж, сканирование с последующей компьютерной обработкой, ксерокопирование, перерисовка на светокопировальном столе и наклейка топографических карт.

Подготовка топографической основы по материалам аэрофотосъемки заключается в составлении уточненных фотосхем как составительских оригиналов карт. Фотосхемы монтируются на картоне или жесткой основе применительно к нарезке листов карты. На фотосхемах отмечаются характерные контурные точки или отдельные ориентиры, которые могут быть использованы для определений при корректуре топографической основы и промере. В последующем эти точки уточняются в процессе полевого дешифрирования.

Рекогносцировка топографической основы карт предполагает исправление на карте элементов ее содержания, изменившихся после топографической съемки, нанесение навигационных знаков и обозначение опорных точек для обоснования промера. Рекогносцировку производят при уровне воды, близком к проектному. Исправление картографического материала ведут либо на составительском оригинале карты, либо на заранее подготовленных с него полевых планшетах.

Применение автоматизированных промерных комплексов

Промер глубин на реках, водохранилищах, озерах и каналах для создания карт внутренних водных путей и схем судовых ходов производится с помощью автоматизированных промерных комплексов при уровнях воды, превышающих проектный на 1–1,5 м. Указанное условие обеспечивает возможность установить нулевую изобату, обследовать косы, мели и перекаты. При промере главное русло реки и ее судоходные протоки (рукава) должны быть покрыты сетью основных и контрольных галсов.

Материалы промера, выполненного при высоких уровнях воды, позволяют получить наиболее достоверное изображение береговых линий, которые определяются с учетом срезки глубин. Нулевая изобата, полученная при промере, кодируется на карте как береговая линия.

По возможности координаты точек береговой линии рекомендуется измерять статически ГЛОНАСС/GPS –приемником, обеспечивающим СКП не более 1–2 м. Не утратили своего значения и традиционные геодезические методы – обратная засечка и теодолитный ход, привязанный к опорным пунктам. Наиболее производительный метод съемки берега – измерения лазерным дальномером с борта промерного судна (катера).

Положение створных линий наиболее надежно определяется осреднением множества треков (не менее трех) судна, полученных при движении судна строго по створу, включая прохождение по несудоходной части оси створа, насколько позволяет осадка промерного судна. Определить положение створной линии только по координатам створных знаков возможно в том случае, если измерения выполняются с очень высокой точностью, а разнос знаков достаточно велик.

Обязательным объектом надводной съемки является судовой ход в пролетах мостов. Следует учитывать, что под мостами и вблизи мостов обзор неба резко сокращается, что многократно ухудшает точность спутникового позиционирования. Поэтому основой съемки должны быть треки судна на обоих подходах к судоходному пролету моста – снизу и сверху по течению, ориентиром должны выступать указатели оси судового хода.

На сложных и затруднительных для судоходства участках реки промер для составления навигационных карт внутренних путей выполняется на всем их протяжении с той же подробностью, что и при промере глубин для производства путевых работ.

Съемка рельефа дна и сопутствующие ей работы являются основным видом гидрографических работ, дающих информацию для картографирования внутренних водных путей. Подробная съемка выполняется для изучения макроформ и мезоформ рельефа в пределах обособленных акваторий и обнаружения характерных (аномальных) форм с целью последующего навигационного ориентирования.

Детальная съемка предназначена для изучения подводного рельефа с такой степенью детализации, при которой могут быть выявлены любые формы рельефа в соответствии с конкретным назначением гидрографических исследований. Результаты детальной съемки являются основным картографическим материалом для создания планов и карт крупного масштаба, в том числе – электронных навигационных карт ВВП.

Результаты съемки рельефа дна для создания навигационных карт ВВП представляются в виде отчетных рабочих планшетов с нанесенными глубинами, изобатами, осью судового хода с разбивкой километража, очертанием береговой линии, средствами навигационного оборудования и его характеристиками, контурами населенных пунктов, границами и характером растительности, мостами, осями подводных и наводных переходов в цифровом виде в ASCII формате в виде таблиц X,Y,Z в проекции Меркатора и системе координат WGS–84 с максимальной подробностью в соответствии с техническим заданием на производство работ. Подробность нанесения элементов нагрузки определяется руководящими документами.

Высотное обоснование съемки

Для высотного обоснования промера и планово–высотной съемки используют гидрологические посты Роскомгидромета и реперы, имеющие отметки над проектным уровнем воды.

Отметки рабочего уровня при промере определяют по урезовым кольям, которые забивают около реперов по мере продвижения русловой изыскательской партии с промером по реке и привязывают к реперам двойным ходом нивелирования IV класса. Забивка урезовых кольев производится вровень с поверхностью воды в моменты проложения промерных галсов у соответствующих реперов.

Независимо от количества имеющихся постов и реперов при производстве промера глубин для составления карт внутренних водных путей организуется передвижной реечный уровенный пост, который служит для учета колебания уровня воды непосредственно в районе работ. Пост устанавливают обычно в месте стоянки брандвахты русловой изыскательской партии примерно посередине участка, проходимого партией со съемкой и промером за 2–3 дня.

Наблюдения на передвижном уровенном посту производят в 8, 13 и 20 ч местного времени, а также ежедневно в начале и конце производства работ. При значительном колебании уровня воды ведут учащенные наблюдения. При очередном изменении местоположения передвижного уровенного поста на его новом и старом местах выполняют одновременные связующие наблюдения за уровнем, обеспечивающие построение непрерывного графика передвижного уровенного поста за весь период производства работ.

Срезку глубин для любого профиля снимают с непрерывного графика колебаний уровня воды передвижного уровенного поста как разность между высотой рабочего уровня воды и линией проектного уровня.

Камеральная обработка и оформление полевых материалов
для создания навигационных карт ВВП

Камеральная обработка полевых материалов русловой съемки при создании отчетного рабочего планшета с целью производства навигационных карт ВВП заключается в совместной обработке топографической основы и промера.

При выводе материалов промера в отчетный рабочий планшет необходимо учитывать, что детальность рисунка изобат может зависеть от масштаба планшета. В этом случае для отрисовки изобат надо использовать планшеты самого крупного масштаба. Изобаты на планшете кодируются, как правило, очень большим количеством точек, которые нагружают электронную карту избыточными данными.

Совместимость формата данных отчетных рабочих планшетов с программой создания электронных карт (далее редактор электронных карт) является обязательным условием картографической деятельности Росморречфлота. В администрации бассейна внутренних водных путей вопрос совместимости данных промера и редактора электронных карт должен решаться с поставщиком промерного оборудования.

Данные надводной съемки в формате NMEA или формате производителя GPS/ГЛОНАСС– приемника могут быть преобразованы в формат съемочного планшета или S–57 с помощью специальных программных средств. Более трудоемкий путь – при составлении планшета съемки или электронной карты наносить объекты с вводом координат вручную.

При использовании исходных данных, составленных в СК–42, необходимо определить точные поправки для перевода данных в систему WGS–84. Для определения точных поправок необходимо выполнить высокоточные измерения координат в WGS–84 на пунктах с известными координатами в СК–42. Поправки для районов, расположенных между пунктами, определяются интерполяцией. Из опыта работы аэрогеодезических предприятий установлено, что расстояния между соседними пунктами должны быть не более 40 км.

Результаты съемки рельефа дна и надводной съемки представляются в виде отчетных рабочих планшетов с нанесением глубин, изобат и других элементов нагрузки как в бумажном, так и в цифровом видах в географической системе координат WGS–84 в проекции Меркатора с максимальной подробностью. Масштаб отчетных рабочих планшетов должен соответствовать базовому масштабу создаваемой электронной навигационной карты. Объекты специальной нагрузки и элементы рельефа изображаются в соответствии с действующими Условными знаками карт ВВП.

На заключительном этапе экспертная рабочая группа регионального Картографического центра производит окончательную приемку материалов съемки для создания ЭНК ВВП.








БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Основная литература

1. Гладков Г.Л. Водные пути и гидротехнические сооружения: учебник для вузов. / Г.Л. Гладков, М.В. Журавлев, А.В. Москаль, А.М. Гапеев, М.А. Колосов. – СПб, СПГУВК, 2011.– 440 с.

2. Гришанин К.В. Водные пути: учебник для вузов / К.В. Гришанин, В.В. Дегтярев, В.М. Селезнев. – М: Транспорт, 1986. –399 с.

3. Руководство по улучшению судоходных условий на свободных реках. – СПб.: ЛИВТ, 1992. – 312 с.

4. Инструкция по землечерпательным работам / Минречфлот РСФСР. М.: Транспорт, 1989. – 64 с.

5. Техническая инструкция по производству русловых изысканий на внутренних водных путях (утверждена 29.06.1988г. Главводпуть Минречфлота РСФСР).

Дополнительная литература

1. Гладков Г.Л. Гидроморфология русел судоходных рек / Г.Л. Гладков, Р.С. Ча­лов, К.М. Беркович; отв. ред. д–р техн. наук, проф. Г.Л. Гладков. – СПб.: Изд–во ГУМРФ им. адм. С. О. Макарова, 2016. – 432 с.

2. Георгиевский В.Ю., Коронкевич Н.И., Алексеевский Н.И. Водные ресурсы и гидрологический режим рек РФ в условиях изменения климата // Тезисы пленарных докладов VII Всероссийского гидрологического съезда. – СПб.: Гидрометеоиздат, 2013. – с. 26–32.

3. Белая книга по эффективному и устойчивому внутреннему водному транспорту в Европе. – Нью – Йорк и Женева.: ЕЭК ООН, Комитет по внутреннему транспорту, 2011.– 76 с.

4. Гладков Г.Л. Оценка воздействия на окружающую среду инженерных мероприятий на судоходных реках: учебное пособие для вузов.
/Г.Л. Гладков, М.В. Журавлев, Ю.П. Соколов.– СПб: СПГУВК, 2005.– 241 с.

5. Седых В.А. Устойчивость конструкций грунтовых выправительных сооружений: Расчет и обоснование. – Новосибирск. Наука, 2002.– 96 с.

 

Нормативно-правовая и нормативно-техническая литература

1. Федеральный закон о геодезии и картографии № 209-ФЗ от 26.12.1995 г. Принят государственной Думой 22.11.1995 г.

2. Федеральный закон «О внесении изменений в Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации и Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 03.07.2016 N 367-ФЗ (действующая редакция, 2016).

3. Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании».

4. Федеральный закон о навигационной деятельности № 22-ФЗ от 14.02.2009 г. Принят государственной Думой 30.01.2009 г. Одобрен Советом Федерации 4.02.2009 г.

5. «Водный кодекс Российской Федерации» от 3 июня 2006 г. № 74-ФЗ.

6. Постановление Правительства Российской Федерации от 12 августа 2010 г. № 623 «Об утверждении технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта».

7. Постановление Правительства РФ от 2 декабря 2014 г. № 1295 “Об утверждении нормативов финансовых затрат на содержание внутренних водных путей и судоходных гидротехнических сооружений”.

8. Стратегия развития внутреннего водного транспорта Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 февраля 2016 г. № 327-р.

9. Правила плавания по внутренним водным путям Российской Федерации, Москва 2003 г., утверждены Министерством транспорта РФ 14 октября 2002 г., зарегистрированы Министерством юстиции РФ 30 декабря 2002 г.

10. Межгосударственный стандарт «Габариты подмостовых судоходных пролетов мостов на внутренних водных путях. Нормы и технические требования. ГОСТ 26775-97», введенный в действие постановлением Госстандарта Российской Федерации от 29 июля 1997 г. № 18-42.

11. Межгосударственный стандарт «Знаки навигационные внутренних судоходных путей. Общие технические условия. ГОСТ 26600-98», введенный в действие постановлением Госстандарта Российской Федерации от 14 декабря 1999 г. № 512-ст.

12. ГОСТ 23903–79 Пути водные внутренние и их навигационное оборудование. Термины и определения.

13. Инструкция по развитию съемочного обоснования и съемке ситуации и рельефа с применением глобальных навигационных спутниковых систем ГЛОНАСС и GPS; ГКИНП (ОНТА)–02–262–02, Роскартография.

14. Инструкция по нивелированию I, II, III и IV классов, ГКИНП (ГНТА)–03–010–03.

15. Руководящий технический материал. Спутниковая технология геодезических работ. Термины и определения, РТМ 68–14–2001, ЦНИИГАиК.

16. СП 11–104–97 Инженерно–геодезические изыскания для строительства. Часть III. Принят и введен в действие с 1 мая 2004 г.

 


ОГЛАВЛЕНИЕ

Глава 1. ВНУТРЕННИЕ ВОДНЫЕ ПУТИ РОССИИ.. 10

1.1. Общая характеристика внутренних водных путей. 10

1.2. Классификация внутренних водных путей. 16

1.3. Современное состояние и развитие внутренних водных путей. 25

Глава 2. ДНОУГЛУБИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ... 37

2.1. Общие сведения о дноуглубительных работах и землечерпательных снарядах 37

2.2. Производительность земснарядов и показатели их работы. Классификация грунтов по трудности разработки. 40

2.3. Технология разработки дноуглубительных прорезей. 50

2.4. Нормирование и контроль работы земснарядов. 89

Глава 3. ВЫПРАВИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ... 97

3.1. Коренное улучшение судоходных условий. 97

3.2. Схемы коренного улучшения затруднительных участков. 100

3.3. Выправление русел рек для судоходства. 107

3.4. Состав проекта коренного улучшения затруднительного участка. 110

3.5. Гидравлические расчеты выправительных сооружений. 121

3.6. Выправительные сооружения и их возведение. 141

Глава 4. ТРАЛЬНЫЕ И ДНООЧИСТИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ... 168

4.1. Цели и задачи тральных работ. 168

4.2. Типы и разновидности гидрографических тралов. 170

4.3. Производство тральных работ. 181

4.4. Организация и производство дноочистительных работ. 193

Глава 5. ИЗЫСКАТЕЛЬСКИЕ РАБОТЫ... 198

5.1. Состав русловых изысканий и исследований. 198

5.2. Плановое обоснование. 200

5.3. Высотное обоснование. 206

5.4. Создание планового и высотного обоснования с исполь-зованием спутниковых геодезических систем 213

5.5. Проектный уровень и однодневная связка уровней воды. Проектный уровень воды 219

5.6. Русловая съемка для производства путевых работ. 224

5.7. Русловая съемка для составления карт внутренних водных путей и схем судовых ходов 246

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.. 252

 


 

Гладков Геннадий Леонидович, д–р техн. наук, проф.,

Журавлев Михаил Валентинович, канд. техн. наук, проф.,

Соколов Юрий Павлович, доцент

 

 




СОДЕРЖАНИЕ

ВНУТРЕННИХ ВОДНЫХ ПУТЕЙ.

ПУТЕВЫЕ РАБОТЫ

 

 

198035, Санкт–Петербург, Межевой канал, 2

Тел. 812–748–97–19, 748–97–23

e–mail:izdat@gumrf.ru

  Ответственный за выпуск Редактор Компьютерная верстка     Сатикова Т.Ф. Карамзина Н.А. Тюленева Е.И.

 

Подписано в печать

Формат 60´90/16. Бумага офсетная. Гарнитура Times New Roman

Усл. печ. л.         Тираж 60 экз. Заказ №

 


[1] Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 11, ст. 1001; 2003, № 14, ст. 1256, № 27 (ч. 1), ст. 2700; 2004, № 27, ст. 2711; 2006, № 50, ст. 5279, № 52 (ч. 1), ст. 5498; 2007, № 27, ст. 3213, № 46, ст. 5554, 5557, № 50, ст. 6246; 2008, № 29 (ч. 1), ст. 3418, № 30 (ч. 2), ст. 3616; 2009, № 1, ст. 30, № 18 (ч. 1), ст. 2141, № 29, ст. 3625, № 52 (ч. 1), ст. 6450; 2011, № 15, ст. 2020, № 27, ст. 3880, № 29, ст. 4294, № 30 (ч. 1), ст. 4577, 4590, 4591, 4594, 4596, № 45, ст. 6333, 6335; 2012, № 18, ст. 2128, № 25, ст. 3268, № 26, ст. 3446, № 31, ст. 4320; 2013, № 27, ст. 3477; 2014, № 6, ст. 566, № 42, ст. 5615, № 45, ст. 6153, № 49 (ч. 6), ст. 6928; 2015, № 1 (ч. 1), ст. 55, № 29 (ч. 1), ст. 4356, ст. 4359; 2016, № 11, ст. 1478, № 27 (ч. 2), ст. 4300.

[2] Пункт 2 статьи 7 КВВТ


Дата: 2018-12-28, просмотров: 2727.