Сертификация систем менеджмента качества
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сертификация систем менеджмента качества

 



СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

1. Сертификация - как основы контроля качества продукции

1.1 Сущностная характеристика понятия «сертификация»

1.2 Порядок, правила и способы (схемы) проведения сертификации

2. Сертификация системы менеджмента качества

2.1 Основы сертификация системы менеджмента качества

2.2 Основные этапы построения системы менеджмента качества

3. Сертификация систем качества и экономические оценки работы по сертификации

3.1 Маркировка товаров

3.2 Знаки-награды компаний, фирм, предприятий и организаций

4. Стандартизация и сертификация систем менеджмента качества (Стандарты ИСО серии 9000)

Заключение

Список используемой литературы

 



Введение

 

Менеджмент качества - важнейший инструмент для успешного ведения бизнеса в условиях жесткой конкуренции. Внедрение системы менеджмента качества на предприятии помогает оптимизировать процесс производства и обслуживания клиентов.[9]

Сертификация менеджмента качества (СМК) служит подтверждением того, что на предприятии внедрена система управлением качества. Потребителям это говорит о том, что ваша компания заботится о качестве продукции, товаров и услуг и является надежным партнером.

Стандарты ISO - это международная серия общих, межотраслевых стандартов управления качеством, безопасностью и конкурентоспособностью производства, товаров, услуг, персонала на предприятии.[1]

Система менеджмента качества (иначе СМК) представляет собой подробное описание всех бизнес-процессов организации с их последующей регулярной оптимизацией. СМК неотъемлемая часть системы управления организацией, направленная на поддержание и неизменное повышение качества предоставляемых услуг либо выпускаемой продукции. СМК важнейший инструмент развития компании, применимый ко всем аспектам её управления: производственным процессам, продажам, маркетинговым исследованиям рынка, работе с персоналом.[9]

Актуальность темы. Процесс улучшения качества, объединяющий деятельность многих производств, коллективов конструкторов, сферы услуг, необходим не только для получения прибыли при сбыте товаров и услуг, но главное – обществу в целом и его интересам. С годами число полученных сертификатов соответствия требованиям ISO в России растет, поскольку Россия все-таки постепенно выходит на мировой рынок не только как сырьевой поставщик. Для работы с зарубежными партнерами и продвижения своей готовой продукции за пределами России это будет важным условием заключения сделок и успешной внешнеэкономической деятельности предприятий страны.

Поэтому проблема качества продукции и услуг была и остается актуальной. Она является стратегической проблемой, от решения которой зависит стабильность экономики нашего государства.

Объектом исследования работы являются вопросы управления качеством.

Предметом исследования является сертификация системы менеджмента качества (СМК).

Целью данной работы является изучение системы международных стандартов качества ISO серии 9000, а также понятия «сертификация» и сертификация системы менеджмента качества.

В рамках этой поставленной цели решаются следующие задачи:

- рассмотреть понятие сертификации - как основы контроля качества продукции; а также порядок, правила и способы (схемы) проведения сертификации;

- изучить процесс сертификация системы менеджмента качества, основы сертификация системы менеджмента качества;

- проанализировать проблемы сертификации СМК по стандартам ISO 9000.

- рассмотреть сертификацию систем качества и экономические оценки работы по сертификации, изучить документацию СМК;

- дать характеристику стандартизации и сертификации в системе менеджмента качества (Стандарты ИСО серии 9000).

Методом исследования темы я выбираю изучение и анализ специальной литературы, периодики.

 



Маркировка товаров

 

Союз потребителей Российской Федерации среди проблем потребительского рынка выделяет получение достоверной и исчерпывающей информации о товарах, как одну из главных. [7]

За качество изделия несет ответственность, в первую очередь, производитель. Он должен обеспечить необходимый уровень качества продукции, применяя соответствующую технологию, сырье и комплектующие материалы. С другой стороны, потребитель тоже в какой-то степени, хотя и не напрямую, влияет на качество. Он должен уметь пользоваться своими правами и обязанностями в отношении изготовителя и продавца, знать и четко представлять потребительские свойства изделий.

Носителем информации о потребительских свойствах продукции: ее особенностях, характеристиках, изготовителе, рекомендации об ее использовании, применении и хранении, может быть и набор принятых условных обозначений, выполненный в виде этикетки или нанесенный непосредственно на упаковку или тару изделия.

Таким образом, этикетка или ярлык на товаре (его упаковке) включает информацию о названии товара, знаках соответствия, товарного знака, а также наименования места происхождения изделия, штриховой код, экологическую маркировку, символы, обозначающие меры предосторожности, безопасности, знаки о весе товара, его гарантийном сроке и другие обозначения и знаковые системы информации.

На этикетках принято использовать знаковую информацию, так она способна вместить более полные и емкие сведения, размещенные на ограниченной площади, что позволяет сделать доступной восприятие ее содержания потребителем, оказать положительное влияние на принятие решения о покупке товара. Зная это, производитель уделяет большое внимание ее профессиональному изготовлению, выделяя специальную статью затрат на маркировку и этикетирование продукции.[10]

Раскроем содержание основных терминов, имеющих отношение к данной проблеме.

Знак (символ) - в данном случае изображение, представляющее свойства, характеристики или отношение изделия и используемое для хранения и передачи информации.

Код - упорядоченная совокупность условных знаков, символов, предназначенная для передачи, обработки и хранения различной информации.

Марка (производственная) - условное обозначение изготовителя продукции на изделии или его упаковке.

Реклама - информация, включающая сведения о потребительских свойствах продукции и услуг для создания спроса на них с целью успешной реализации.

Прагматика - направление науки, исследующей проблемы, связанные с интерпретацией знаков: их ясность, понятность, ценность и полезность для пользователя.

Знаки соответствия - знаки, подтверждающие уровень качества продукции и, обычно, употребляющиеся на сертификатах, таре и упаковках.

Так, например, первым всем известным отечественным знаком соответствия был "Знак качества". [10]

Сегодня в странах Европейского сообщества наступает новый этап интеграционных процессов в вопросах сертификации продукции и маркировки изделий на предмет их соответствия требованиям общеевропейских норм и стандартов. В качестве единого для всех стран утвержден знак "СЕ". [10]

Основными критериями применения знака "СЕ" являются следующие:

- единый знак должен отвечать только общепринятым требованиям и полностью заменяет положения соответствующих национальных законодательств;

- знак указывает, что продукция может быть реализована на рынке без ограничения, так как она или производитель соответствует требованиям и осуществлены необходимые действия по оценке соответствия;

- знак проставляется на продукции или в особых случаях на упаковке, сопроводительной документации;

- знак проставляется лишь в том случае, если выполнены абсолютно все требования и директивы, предъявляемые к продукции, и проведена соответствующая проверка ответственным лицом;

- указания на требования и стандарты, которым соответствует продукция, должны содержаться в отчетах об испытаниях и в сертификатах, а не в знаке;

- при участии третьей стороны при проведении испытаний на соответствие знаку "СЕ" ей рекомендуется проставлять также и свой знак (штамп, клеймо);

- только знак "СЕ", а не национальные знаки отражает соответствие требованиям законодательства стран Европейского сообщества. [10]

В настоящее время знаки соответствия директивам ЕС ("СЕ") заметно повышают конкурентоспособность продукции. Они широко используются ведущими европейскими компаниями, что является показателем их заботы о высоком качестве продукции и пристального внимания к вопросам, связанным с безопасностью и экологией.[10]

Несомненно, что к достижению тех же целей должны стремиться и отечественные производители. Производство продукции, отвечающей требованиям европейского знака соответствия, позволит беспрепятственно выходить на европейский и мировой рынки.

В том случае, если продукция имеет ограниченный срок хранения, быстро портящаяся, сертификат выдается не на продукт, а на систему управления качеством предприятия-производителя.

В России на изделия длительного пользования (теле-, радиоаппаратуру, холодильники, автомашины) сертификат соответствия выдается сроком на три года.

С 1995 года одним из необходимых условий поставки продукции на европейский рынок стало обязательное нанесения штрихового кода. [10]

Информация, запрограммированная в штриховом коде, изначально создавалась как средство передачи информации по всей цепочке, от изготовителя к оптовику, затем к розничному торговцу и, наконец, к покупателю. Штриховой код не только помогает узнать, когда, кому, куда, сколько, по какой цене была отгружена продукция, но и иметь информацию, какой товар, по какой цене пользуется сейчас наибольшим спросом в магазине, а также каковы его запасы, куда можно обратиться за их пополнением и т.д. Внедрение штрих-кода существенным образом облегчило инвентаризацию, контроль и учет, складирование продукции. Помимо этого продавец по просьбе покупателя может легко установить по штриховому коду фирму-поставщика данного товара для предъявления имеющихся претензий по качеству [7].

Маркировка - это совокупность обозначений: текст, отдельные цветовые и графические символы, а также их комбинации (условные обозначения и рисунки). [11]

Она наносится или непосредственно на изделие, или на этикетку, ярлык, табличку, упаковку, тару. В зависимости от конкретных условий соответствующая информация должна указываться в сопроводительной документации обязательно к каждой единице продукции.

Предусмотрены конкретные требования к маркировке. Она должна быть разборчивой, четкой, устойчивой к воздействию окружающей среды. Способы нанесения, применяемые для этого материалы должны не только указывать характеристики продукции, но и обеспечивать качество изображения в течение всего срока ее использования, эксплуатации. [10]

Например, информация, содержащаяся в маркировке опасных веществ должна быть достаточной для обеспечения безопасности в обращении с ними и включать в себя следующие положения:

- наименование вещества, торговую марку;

- классификационный шифр действующего стандарта на классификацию и маркировку опасных грузов, серийный номер ООН;

- сигнальные слова "ОПАСНО", "ОСТОРОЖНО", которые выделяются жирным шрифтом и служат для привлечения внимания пользователя;

- символы видов опасности, присущих данному веществу, выполненные на оранжевом или желтом фоне черным цветом;

- описание опасности: пути проникновения и возможные последствия от воздействия вещества как на людей, так и на окружающую среду;

- меры предосторожности и средства защиты, а также способы его безопасной утилизации. Для смесей веществ дополнительно указывается наименование и количество опасных веществ в каждой упаковке;

- меры и действия для оказания первой медицинской помощи в случае поражения веществом;

- полные данные поставщика;

- номер партии продукции;

- количество вещества в маркируемом контейнере, упаковке.

В настоящее время на международном уровне широкое распространение получила экологическая маркировка.

Сегодня в нашей стране пока еще отсутствует общепризнанная система экологической маркировки. В то время как экологические показатели продукции становятся все более и более значимыми при ее реализации, т.е. повышают конкурентоспособность изделий, учитывая и то, что и для потребителя далеко не последнюю роль играет общепризнанная эко-маркировка. [10]

Условно эко-знаки делятся на три группы:

1. Знаки, указывающие на безопасность применения изделий, их свойств для окружающей среды. Применяются и как экологические символы, например, "Зеленая точка", " Белый лебедь", "Голубой ангел".

2. Знаки (надписи) для обозначения изделий, поддающихся утилизации, и продукции, полученной в результате переработки вторичного сырья, а также призывающие к охране окружающей среды. В качестве примера может служить знак, применяемый в США для обозначения бумаги, полученной из вторичного сырья или эмблема вторичной обработки (ресайклинга) для маркировки продукции изготовленной из вторичного сырья, контейнеров и баков для сбора конкретного вида отходов и т.д. [10]

3. Знаки опасности, исходящей от изделий или веществ, их применения для человека и окружающей среды. Данный вид знаков, как правило, дублируется соответствующими надписями (огнеопасно, вредно, раздражитель и т.д.), а также пояснениями вредного воздействия, порядка применения и утилизации.

В ближайшем будущем проблемы экологической маркировки займут место среди первоочередных задач отечественной экономики. Экологическая маркировка в современном мире все более явно становится средством рекламы и конкурентной борьбы, что легко достигается путем установления протекционистских барьеров. Следовательно, рано или поздно российские производители вынуждены будут решать проблемы, связанные с экологической маркировкой.

Такое решение проблемы было достигнуто благодаря сочетанию в символе основного элемента, характеризующего процесс (утюг - глажение, таз - стирка, квадрат - механическая чистка и т.д.) и дополнительного - ограничения или запрет данного вида обработки (цифры - температурный режим, косой крест - недопустимость обработки).[9]

 



Заключение

 

Таким образом, система менеджмента качества повышает прозрачность предприятия в части его организационной структуры, бизнес-процессов и функций. При разработке процедур, представляющих собой алгоритм деятельности, связанной с качеством, определяются или уточняются и организационная структура (как обязательства, полномочия и взаимоотношения, представленные в виде схемы, по которой предприятие выполняет свои функции), и бизнес-процессы и функции.

Управляемость предприятия улучшается в связи с тем, что при разработке системы менеджмента качества строго распределяется ответственность за выполнение процедур. В большинстве процедур предусмотрено ведение записей (отчетов) о качестве, которые формируют ответственные лица после выполнения установленных действий. В процессе создания системы пересматриваются положения о подразделениях, должностные и рабочие инструкции. Это также повышает управляемость предприятия.

Развитие предприятия обусловлено несколькими факторами. К ним относятся повышение компетентности (обязательность подготовки) персонала, его вовлечение в процесс создания системы, повышение эффективности производства за счет устранения лишних функций и снижения доли некачественной продукции, концентрация усилий на существенном, а также улучшение отношений с потребителями и поставщиками.

Наиболее явно эффективное функционирование системы менеджмента качества и ее сертификация влияют на конкурентоспособность предприятия. Наличие сертификата значительно поднимает авторитет предприятия.

Для того, чтобы завоевать свое место на рынке, недостаточно всего лишь продемонстрировать способность произвести продукцию высокого качества. Нужно еще и убедительно доказать, что эта способность распространяется не только на часть, но и на весь объем заказов.

Документом, подтверждающим соответствие системы менеджмента качества требованиям стандарта ИСО 9001, является сертификат соответствия, выдаваемый специально уполномоченными на право проведения этой деятельности органами по сертификации систем качества. Сертификат соответствия системы менеджмента качества выступает независимым ручательством способности предприятия удовлетворять минимальным требованиям потребителя к качеству продукции (услуг)

Преимущества сертификации системы менеджмента качества:

- Стабилизация позиций на отечественном рынке;

- Завоевание доверия потребителей;

- Дополнительное преимущество при участии в тендере;

- Повышение престижа предприятия на внутреннем и внешнем рынках;

- Подтверждение правильности выбранной стратегии по управлению предприятием.

Аргументы в пользу внедрения системы менеджмента качества (СМК):

·Внедрение на предприятие и активное использование Системы менеджмента качества (СМК), соответствующей стандартам серии ИСО (ISO) позволяет выделять и эффективно согласовывать течение всех бизнес-процессов. Такой управленческий подход даёт организации следующие преимущества:

·Выделение и исключение дублирующих процессов позволяет добиться значительного повышения эффективности производства;

·Повышения эффективности производственных процессов и повышение качества выпускаемой продукции за счёт строго контроля, своевременной корректировки и наладки процессов;

·Значительное снижение затрат, сокращение числа брачной продукции, рекламаций и потерь;

·Фактическое подтверждение грамотной организации производственных процессов.

·Внедряя систему менеджмента качества (СМК) и сертифицируя ее на соответствие международному стандарту ISO 9001, руководство предприятия инвестирует в самую ближайшую перспективу развития и совершенствования своей компании.

 



Список используемой литературы

 

1.Багаутдинова Н. Формирование системы менеджмента качества. // Проблемы теории и практики управления. – 2006. - №1. – с.17 - 21.

2.Басовский Л.Е., Протасьев В.Б. Управление качеством: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2008.-216 с.

3.Бурков В. Н., Новиков Д. А. Модели и механизмы систем в управлении качеством. // Проблемы теории и практики управления. – 2005. - №4. – с. 18 – 23.

4.Варакута С.А. Управление качеством продукции: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 207 с.

5.Всеобщее Управление качеством: Учебник / О. П. Глудкин, Н. М. Горбунов, А. И. Гуров, Ю. В. Зорин. Под ред. О. П. Глудкина. — М.: Радио и связь, 2005.

6.Ильенкова С.Д. и др. Управление качеством: Учебник / Под ред. С.Д. Ильенковой. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2005. - 423 с.

7.Крылова Г.Д. Основы стандартизации, сертификации, метрологии: Учебник. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. -318 с.

8.Лапидус В. А. Всеобщее качество (TQM) в российских компаниях. Нац. фонд подготовки кадров.- М.: ОАО «Типография «Новости», 2006.

9.Мазур, И. И. Управление качеством: Учеб. пособие/И. И. Мазур, В. Д. Шапиро. Под ред. И.И. Мазура. — М.: Высш. шк., 2003. — 334 с: ил.

10.Сергеев А.Г., Латышев М.В. Сертификация: Учебное пособие. - М.: Логос, 2004. - 220 с.

11.Стандартизация и управление качеством продукции: Учебник // Под ред. Проф. В.А. Швандера. - М.: 2005. - 248 с.

 

Сертификация систем менеджмента качества

 



СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

1. Сертификация - как основы контроля качества продукции

1.1 Сущностная характеристика понятия «сертификация»

1.2 Порядок, правила и способы (схемы) проведения сертификации

2. Сертификация системы менеджмента качества

2.1 Основы сертификация системы менеджмента качества

2.2 Основные этапы построения системы менеджмента качества

3. Сертификация систем качества и экономические оценки работы по сертификации

3.1 Маркировка товаров

3.2 Знаки-награды компаний, фирм, предприятий и организаций

4. Стандартизация и сертификация систем менеджмента качества (Стандарты ИСО серии 9000)

Заключение

Список используемой литературы

 



Введение

 

Менеджмент качества - важнейший инструмент для успешного ведения бизнеса в условиях жесткой конкуренции. Внедрение системы менеджмента качества на предприятии помогает оптимизировать процесс производства и обслуживания клиентов.[9]

Сертификация менеджмента качества (СМК) служит подтверждением того, что на предприятии внедрена система управлением качества. Потребителям это говорит о том, что ваша компания заботится о качестве продукции, товаров и услуг и является надежным партнером.

Стандарты ISO - это международная серия общих, межотраслевых стандартов управления качеством, безопасностью и конкурентоспособностью производства, товаров, услуг, персонала на предприятии.[1]

Система менеджмента качества (иначе СМК) представляет собой подробное описание всех бизнес-процессов организации с их последующей регулярной оптимизацией. СМК неотъемлемая часть системы управления организацией, направленная на поддержание и неизменное повышение качества предоставляемых услуг либо выпускаемой продукции. СМК важнейший инструмент развития компании, применимый ко всем аспектам её управления: производственным процессам, продажам, маркетинговым исследованиям рынка, работе с персоналом.[9]

Актуальность темы. Процесс улучшения качества, объединяющий деятельность многих производств, коллективов конструкторов, сферы услуг, необходим не только для получения прибыли при сбыте товаров и услуг, но главное – обществу в целом и его интересам. С годами число полученных сертификатов соответствия требованиям ISO в России растет, поскольку Россия все-таки постепенно выходит на мировой рынок не только как сырьевой поставщик. Для работы с зарубежными партнерами и продвижения своей готовой продукции за пределами России это будет важным условием заключения сделок и успешной внешнеэкономической деятельности предприятий страны.

Поэтому проблема качества продукции и услуг была и остается актуальной. Она является стратегической проблемой, от решения которой зависит стабильность экономики нашего государства.

Объектом исследования работы являются вопросы управления качеством.

Предметом исследования является сертификация системы менеджмента качества (СМК).

Целью данной работы является изучение системы международных стандартов качества ISO серии 9000, а также понятия «сертификация» и сертификация системы менеджмента качества.

В рамках этой поставленной цели решаются следующие задачи:

- рассмотреть понятие сертификации - как основы контроля качества продукции; а также порядок, правила и способы (схемы) проведения сертификации;

- изучить процесс сертификация системы менеджмента качества, основы сертификация системы менеджмента качества;

- проанализировать проблемы сертификации СМК по стандартам ISO 9000.

- рассмотреть сертификацию систем качества и экономические оценки работы по сертификации, изучить документацию СМК;

- дать характеристику стандартизации и сертификации в системе менеджмента качества (Стандарты ИСО серии 9000).

Методом исследования темы я выбираю изучение и анализ специальной литературы, периодики.

 



Дата: 2018-12-28, просмотров: 221.