1. Студенту при правильном решении тестового задания присваивается 1 балл. Общая сумма баллов по теме соответствует количеству тестовых заданий.
2. Если правильных ответов в тестовом задании более одного (тесты второго типа), то количество баллов, за не полностью решенный тест рассчитывается по формуле:
Б2 – количество баллов за тестовое задание второго типа
ПВ – количество правильных вариантов, выбранных студентом
НВ – количество неверных вариантов
ОВ – общее количество правильных вариантов в тесте.
Например: ОВ = 3; ПВ = 2; НВ = 1. Количество баллов, присваиваемых студенту – 0,5.
3. По тестовым заданиям 3-го и 4-го типов балл начисляется в случае полностью правильного их решения. Если в тесте есть ошибки, баллы не начисляются.
4. На решение одного теста дается 2 минуты.
Перевод полученных за аттестационный тест баллов в пятибалльную шкалу оценок проводится исходя из правил, размещенных в таблице.
Показатель | Баллы | |||
Зачет | Оценки за экзамен | |||
Отлично | Хорошо | Удовлетворительно | ||
Процент набранных баллов из 100% возможных | 55 и выше | 100 – 85 | 84 – 70 | 69 – 55 |
Критерии оценки проектного задания по теме 4
Критерий оценки | Балл |
1. Количество выделенных п/п в таблице (за каждое) | 0,5 |
2. Правильность выполнения (выделение показателя, определение порогового значения, разработка инструментария | 1 |
Полнота ответа (решения) по каждому п/п | 1 |
Итоговая сумма баллов за каждый предложенный п/п: | 2,5 |
4.3. Оценочные средства для промежуточной аттестации.
4.3.1 Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы. Показатели и критерии оценивания компетенций с учетом этапа их формирования.
Код компетенции | Наименование компетенции | Код этапа освоения компетенции | Наименование этапа освоения компетенции |
ПК-6 | способность обобщать и критически оценивать результаты исследований актуальных проблем управления, полученные отечественными и зарубежными исследователями | ПК-6.1 | способность обобщать результаты исследований актуальных проблем управления, полученные отечественными и зарубежными исследователями |
ПК-8 | способность обосновывать актуальность, теоретическую и практическую значимость избранной темы научного исследования. | ПК-8.1 | способность обосновывать актуальность избранной темы научного исследования, теоретическую и практическую значимость |
Типовые оценочные средства
Вопросы для подготовки к экзамену
Теоретический блок вопросов
1. Понятие «экономическая безопасность»: определение, категории и содержание.
2. Уровни экономической безопасности государства.
3. Роль и место экономической безопасности в системе национальной безопасности.
4. Основные положения Государственной стратегии экономической безопасности России.
5. Объекты и предмет экономической безопасности.
6. Методы оценки экономической безопасности.
7. Отражение проблем экономической безопасности в программах социально экономического развития России.
8. Система экономической безопасности. Экономические интересы и приоритеты России.
9. Экономическая политика государства и экономическая безопасность
10. Угрозы экономической безопасности России.
11. Критерии и индикаторы (показатели, параметры) экономической безопасности страны.
12. Классификация показателей экономической безопасности.
13. Пороговые значения некоторых основных показателей экономической безопасности.
14. Основные задачи и меры по обеспечению экономической безопасности России.
15. Основные виды угроз экономическим интересам региона.
16. Сценарии и основные мероприятия по обеспечению экономической безопасности региона, проводимые органами управления на государственном и региональном уровнях (на примере Ростовской области).
17. Приоритеты государственной социальной политики.
18. Политика демографической безопасности.
19. Политика продовольственной безопасности.
20. Основные направления обеспечения экологической безопасности страны
21. Обеспечение экономической безопасности в реальном секторе экономике. Основные проблемы.
22. Инвестиции в системе факторов обеспечения экономической безопасности России.
23. Финансовая безопасность и ее основные инструменты.
24. Налоговая политика как фактор обеспечения экономической безопасности.
25. Оценка влияние внутреннего и внешнего долга на экономическую безопасность.
26. Состояние национальной валюты как фактор экономической безопасности.
27. Бегство капитала: сущность, масштабы и меры противодействия.
28. Понятие внешнеэкономической безопасности, ее связь с национальными интересами.
29. Пороговые значения экономической безопасности России во внешнеэкономической сфере.
30. Угрозы внешнеэкономической безопасности.
31. Функции таможенных органов по обеспечению экономической безопасности.
32. Средства и методы таможенных органов по обеспечению экономической безопасности.
33. Глобализация и экономическая безопасность России.
34. Государственный бюджет, его уровни и проблемы обеспечения его безопасности.
35. Законодательно-правовое и организационное обеспечение экономической безопасности России
В качестве практических заданий на экзамене используются средства аналогичные средствам, применяемым в ходе текущего контроля.
Ситуационное задание
1.Представьте динамику основных макроэкономических показателей и поясните методику их расчета.
2.Представьте схему расчета пороговых значений по объему ВВП.
3. Охарактеризуйте современные угрозы национальной безопасности России.
4. Оцените по данным статистики объем теневого сектора российской экономики
5. Установите соответствие:
Нелегальная экономика | Вся хозяйственная деятельность, которая не попадает в отчетность, либо отражается в ней с искажениями, не фиксируется в договорах |
Легальная экономика | Совокупность экономических отношений, прямо или косвенно связанных с получением стабильных доходов вне рамок действующего законодательства |
Теневая экономика | Операции, совершаемые с нарушениями закона, но, в принципе, носящие легальный характер |
Неформальная экономика | Операции, для признания которых недействительными, достаточно самого факта их проведения, что определено в УК (продажа оружия, наркотиков и пр.) |
6. Проведите сравнительный анализ пороговых значений экономической безо- пасности на разных стадиях экономического развития России (1989, 1992, 1998, 2000, 2012, 2016).
7. Проанализируйте изменение показателей состояния реального сектора экономики за предшествующие 10 лет и их соответствие пороговым значениям безопасности.
8. Проанализируйте структуру и динамику экспортных операций России за последние 5 лет и выявите факторы, отражающие их специфику
9. Раскройте содержание основных условий, необходимых для успешной реализации государственной стратегии экономической безопасности в реальном секторе экономики.
10. Проанализируйте и оцените состояния инновационно-инвестиционной сферы РФ за период 2012–2015 гг
11. Проведите сравнительный анализ структуры и динамики экспорта и импорта продовольственных товаров.
12. Проанализируйте изменение показателей продовольственной безопасности РФ за 2012–2015 гг.
13. Проведите сравнительный анализ индекса человеческого развития в России и других странах.
14. Проанализируйте изменение состояния окружающей среды за последнее десятилетие.
15. Проанализируйте состояние финансового рынка России за 2012–2015 гг
16. Проанализируйте динамику основных показателей финансовой безопасности за 2012–2015 гг.
17. Раскройте экономические последствия от присоединения России к ВТО и их влияние на уровень экономической безопасности
Шкала оценивания
За ответ при сдаче экзамена студенту начисляются баллы в соответствии с приведенной ниже шкалой.
№ п/п | Уровень ответа на экзамене | Начисляемые баллы |
1. | Отлично (полный ответ на вопрос из списка) | 40 баллов |
2. | Хорошо (ответ, достаточно раскрывающий сущность предмета вопроса) | 30 баллов |
3. | Удовлетворительно (ответ, недостаточно раскрывающий сущность предмета вопроса) | 20 баллов |
4. | Неудовлетворительно (неправильный ответ) | 0 баллов |
Оценка, получаемая студентом при сдаче экзамена, является кумулятивной (для очной формы обучения) и учитывает не только уровень ответа студента на экзамене, но и баллы, заработанные им в течение семестра: к баллам, полученным студентом за работу в семестре (до 60-ти баллов), прибавляются баллы за ответ на экзамене, и полученные баллы переводятся в итоговые оценки в соответствии с нижеприведенной шкалой.
Шкала формирования итоговой оценки для студентов очной формы обучения
№ п/п | Общая сумма баллов | Итоговая оценка |
Форма итогового контроля – экзамен | ||
1. | От 85 до100 баллов | Отлично |
2. | От 70 до 84 баллов | Хорошо |
3. | От 55 до 69 баллов | Удовлетворительно |
4. | От 0 до 54 баллов | Неудовлетворительно |
Методические материалы
Экзамен проводится в устной форме (направлен на оценку уровня освоения компетенции).
Билет состоит из теоретического вопроса, ситуационного задания.
Устные экзамены могут проводиться в различных формах: в одном случае можно задать вопрос студенту и дать ему время на подготовку ответа, в другом - может быть проведена беседа без предоставления времени на обдумывание вопросов, т.е. собеседование по предложенному студенту вопросу производится без подготовки к ответу. Но в обоих случаях должна состояться непринужденная беседа по изученным разделам курса или его частям (в зависимости от того, как предусмотрено программой изучение курса — в целом или по частям). Студент также обязан знать, что в некоторых случаях может быть проведено собеседование с двумя и более студентами одновременно. При этом на поставленный преподавателем вопрос отвечает один студент, а другие его слушают, а потом, если в этом есть необходимость, дополняют и исправляют ошибки отвечающего. При такой форме экзамена студенты должны продемонстрировать и знания, и умение вести полемику и отстаивать свою точку зрения, а также находить недостатки в ответах своих сокурсников и уметь их исправлять. Устный экзамен проводится по билетам, ответы студентов оцениваются по следующей системе: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». Экзамен принимается преподавателями, руководящими практическими занятиями группы или читающими лекции по данному курсу.
Результаты сдачи экзамена оцениваются отметкой «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».
Методические материалы включают вопросы для подготовки к зачету и экзамену.
В ходе изучения дисциплины студентам предлагается:
1. В рамках лекционных занятий – принимать участие в лекциях;
2. В рамках практических занятий – принимать участие в дискуссии, опросе;
3. В рамках промежуточного тестирования – решить тестовые задания, позволяющие оценить остаточные знания;
4. В рамках самостоятельной работы – готовить доклады, рефераты, эссе на заданную тематику.
5. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
В рамках освоения дисциплины Б1.В.ОД.7 Теория и методология управления экономической безопасностью предусмотрены следующие формы работы студента: посещение лекций, семинарских занятий, подготовка рефератов, выполнение проектного задания, участие в дискуссиях, выполнение тестовых заданий
Дисциплина Б1.В.ОД.7 Теория и методология управления экономической безопасностью разбита на темы, которые представляют собой логически завершенные блоки и являются комплексом знаний, умений и навыков, которые подлежат контролю.
Контроль освоения тем включает в себя проведение дискуссии, обсуждение рефератов, выполнение проектного задания, тестовых заданий, что предусмотрено рабочей программой дисциплины.
В курсе используются классические аудиторные методы проведения занятий, в том числе освоение темы на лекции, при выполнении внеаудиторной (самостоятельной) работы и завершается на семинарском занятии.
Проведение занятий в форме лекций имеет своей целью обеспечение студентов теоретическими знаниями, развитие интереса к учебной деятельности и конкретной учебной дисциплине, формирование ориентиров для самостоятельной работы над курсом. В ходе обучения применяются лекции следующих типов: вводная, информационная и обзорная, проблемная, лекция-дискуссия.
На семинарских занятиях предполагается рассмотреть наиболее важные, существенные, сложные вопросы, которые представляют определенные затруднения при самостоятельном изучении студентами дисциплины.
Семинарские занятия включают в себя специально подготовленные доклады, выступления по одной из актуальных проблем согласно темам, включенным в круг вопросов для изучения дисциплины. Тема для такого выступления выбирается студентом из предложенного перечня тем. На семинаре студент проявляет свои знания предмета, корректирует информацию, полученную в процессе лекционных и внеаудиторных занятий, формирует определенный имидж в глазах преподавателя, приобретает навыки устного выступления и культуры дискуссии. Практические занятия направлены на то, чтобы с помощью преподавателя студенты закрепили лекционный материал и получили практический навык решения учебных ситуаций.
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов над курсом организована в форме домашней работы, логически продолжающей аудиторные занятия по заданию преподавателя с установленными сроками исполнения. Дидактические цели: закрепление, углубление, расширение и систематизация знаний; формирование умений; самостоятельное овладение новым программным материалом; развитие самостоятельности мышления. Предусмотрены домашние работы текущего и опережающего характера; самоконтроль.
Итоговый контроль осуществляется в форме экзамена.
Требования к выполнению самостоятельной работы.
1. Самостоятельная работа должна выполняться в соответствии заданием преподавателя.
2. Результаты самостоятельной работы должны, иметь научную или практическую значимость, демонстрировать компетентность автора в раскрываемых вопросах, проявлять умения использовать теоретические знания при выполнении практических задач.
3. Самостоятельная работа, выполненная в письменной форме, должна быть исполнена самостоятельно, оформлена в соответствии с требованиями и представлена для контроля преподавателю в установленные сроки.
Выполнение указанных требований учитывается при оценке самостоятельной работы обучающегося.
Виды самостоятельной работы: проработка лекций, чтение обязательной и дополнительной литературы, подготовка к опросу, написание реферата.
При самостоятельной подготовке к занятиям студенту необходимо:
- изучить теоретический материал по данной теме (конспект занятия);
- ознакомиться с литературой, рекомендованной преподавателем;
- выполнить задания, предложенные преподавателем, к занятию;
- составить перечень вопросов, вызывающих затруднения, неясности или сомнения, обсудить их с преподавателем или на занятии.
Вопросы для самостоятельной подготовки к занятиям лекционного типа
Тема 1. Основные положения теории безопасности: термины и определения. Национальная безопасность России.
Определение категории опасности и безопасности, отношений безопасности и деструктивных факторов в рыночной системе хозяйства. Структура понятия «национальная безопасность». Концептуальная позиция государства в сфере обеспечения национальной безопасности. Национальные интересы и приоритеты России в современном мире. Многогранность стратегических национальных интересов России в сфере экономики.
Тема 2. Россия в условиях глобализации
Современный потенциал России. Оценка социально-экономической ситуации России. Дисбалансы в статусе России как геополитической державы. Особенности формирования российского рынка. Факторы, обеспечивающие национальную экономическую безопасность России в условиях глобализации. Глобализация корпоративных образований.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 204.