Матрица Бостонской Консалтинговой Группы: подробный обзор
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Мнение специалиста

Начиная работу с типовой моделью (BCG, GE/McKinsey и т.д.), сначала проверь ее правилом соответствия!

Иными словами, на основе глубокого и неформального ситуационного анализа должен быть получен полноценный ответ на ключевой вопрос: соответствует ли конкретная ситуация с данной компанией предпосылкам и другим значимым особенностям данной модели?

При этом требуется обязательно учитывать, что исследования как практической, так и теоретической работы с представленными типовыми моделями применительно к современным российским условиям приводят к следующим выводам.

1. Применять подобные модели можно и нужно, но только при условии их полноценной адаптации к специфике каждой конкретной ситуации.

2. Хороший стратегический результат, как правило, можно получить только в случае адекватной уникальной адаптации той или иной типовой модели к данной конкретной ситуации. То есть каждая конкретная ситуация практически всегда требует именно уникальной модификации конкретной типовой модели.

3. Положительный эффект от любой типовой модели, как правило, можно достичь только в результате достаточно долгой, напряженной и творческой работы команды высококвалифицированных профессионалов, в которую обязательно должны входить как специалисты по стратегическому менеджменту, умеющие работать с данной моделью, так и настоящие знатоки данного бизнеса и данной конкретной ситуации в целом.

Когда такой команды нет, то даже при очень большом желании от использования любой типовой модели – следует отказаться.

Бди!

Козьма Прутков

При этом соответствующие проблемы данной холдинговой структуры, относящиеся к разработке как конкретных бизнес-стратегий, так и ее общей стратегии в целом, следует решать посредством иных подходов и других инструментов.

4. Как правило, действительно эффективное практическое применение любой типовой модели – это не только весьма сложное и долгое дело, но почти всегда недешевое удовольствие.

Матрица Бостонской Консалтинговой Группы: подробный обзор

Начнем с определения. Матрица БКГ (также называется матрица «рост- доля рынка»») разработана Бостонской Консалтинговой Группой в конце 1960-х годах и является одной из первых моделей портфельного анализа.

Как построить матрицу БКГ? Что означают оси и элементы матрицы, как их рассчитать? Какая информация необходимая для проведения анализа? Как сделать правильные выводы и использовать матрицу максимально эффективно для бизнеса? Какие стратегии по матрице БКГ существуют? Ответы на все описанные вопросы содержатся в данной статье. Самое подробное, наглядное и простое описание модели БКГ с наглядным примером в Excel, а также с готовым шаблоном.

Оглавление:

1. Сущность матрицы БКГ

2. Основные показатели матрицы БКГ

3. Интерпретация и анализ матрицы БКГ

4. Идеальный портфель по модели БКГ

5. Стратегические решения при анализе матрицы

6. Ограничения в использовании матрицы

 

Что такое матрица БКГ?

В основе матрицы БКГ заложено две гипотезы:

· лидирующая компания в сегменте имеет конкурентное преимущество в издержках производства, а значит и самый высокий уровень рентабельности на рынке.

· для того, чтобы эффективно функционировать в быстрорастущих сегментах, компания должна инвестировать в развитие товара на высоком уровне; и наоборот, присутствие на рынке с низкими темпами роста позволяет сокращать расходы на развитие товара.

Основной смысл модели в 1 предложении: матрица БКГ предполагает, что компания для обеспечения продуктивного прибыльного долгосрочного роста должна генерировать и извлекать денежные средства из успешных бизнесов на зрелых рынках и инвестировать их в быстро растущие привлекательные новые сегменты, укрепляя в них положение своих товаров и услуг для получения в будущем устойчивого уровня дохода.

Рис.1 Пример таблицы БКГ

Таким образом, основной задачей модели БКГ является определение приоритетов в развитии ассортиментных единиц компании, определение ключевых направлений для будущих инвестиций. Метод помогает ответить на вопрос «Инвестиции в развитие каких товаров и услуг будут наиболее прибыльными?» и разработать долгосрочные стратегии развития каждой единицы ассортимента.


Основные показатели матрицы

Построение матрицы БКГ начинается с расчета трех показателей по каждой товарной группе, включенной в модель: относительная доля рынка товара компании, темп роста рынка и объем продаж/ прибыли анализируемых товарных групп.

Расчет темпов роста рынка

Откладывается по вертикальной оси матрицы БКГ и является показателем зрелости, насыщенности и привлекательности рынка, на котором компания реализует свои товары или услуги. Рассчитывается как средне взвешенное значение среди всех сегментов рынка, на которых действует компания.

Если показатель темпа роста рынка больше 10% — рынок быстрорастущий или рынок с высоким темпом роста. Если показатель роста рынка меньше 10% — рынок медленно растущий или рынок с низким темпом роста.

Пример расчета темпа роста рынка:

· Исходная информация: 3 рыночный сегмента А, В, С.

· Средневзвешенный темп роста рынка А = (годовой темп роста рынка А в % * годовая емкость рынка А, руб)/ (Сумму емкостей рынка А+В+С, в руб)

Объем продаж в модели БКГ

Объем продаж показывается в матрице через размер окружности. Чем больше размер, тем выше объем продаж. Информация собирается на основе имеющейся внутренней статистики компании и представляет наглядно, на каких рынках концентрируются основные денежные средства компании.

Рис.2 Пример заполненной матрицы БКГ предприятия:


Второй квадрант: «звезды»

Во втором квадранте матрицы БКГ находятся направления бизнеса компании, которые являются лидерами в своей быстро растущей отрасли. Компания должна поддерживать и укреплять данный вид бизнеса, а значит не снижать, а, возможно, и увеличивать инвестиции.

На данные направления бизнеса должны быть выделены одни из лучших ресурсов компании( персонал, научные разработки, денежные средства) Данный вид бизнеса является будущим стабильным поставщиком денежных средств для компании.

Мнение специалиста

Начиная работу с типовой моделью (BCG, GE/McKinsey и т.д.), сначала проверь ее правилом соответствия!

Иными словами, на основе глубокого и неформального ситуационного анализа должен быть получен полноценный ответ на ключевой вопрос: соответствует ли конкретная ситуация с данной компанией предпосылкам и другим значимым особенностям данной модели?

При этом требуется обязательно учитывать, что исследования как практической, так и теоретической работы с представленными типовыми моделями применительно к современным российским условиям приводят к следующим выводам.

1. Применять подобные модели можно и нужно, но только при условии их полноценной адаптации к специфике каждой конкретной ситуации.

2. Хороший стратегический результат, как правило, можно получить только в случае адекватной уникальной адаптации той или иной типовой модели к данной конкретной ситуации. То есть каждая конкретная ситуация практически всегда требует именно уникальной модификации конкретной типовой модели.

3. Положительный эффект от любой типовой модели, как правило, можно достичь только в результате достаточно долгой, напряженной и творческой работы команды высококвалифицированных профессионалов, в которую обязательно должны входить как специалисты по стратегическому менеджменту, умеющие работать с данной моделью, так и настоящие знатоки данного бизнеса и данной конкретной ситуации в целом.

Когда такой команды нет, то даже при очень большом желании от использования любой типовой модели – следует отказаться.

Бди!

Козьма Прутков

При этом соответствующие проблемы данной холдинговой структуры, относящиеся к разработке как конкретных бизнес-стратегий, так и ее общей стратегии в целом, следует решать посредством иных подходов и других инструментов.

4. Как правило, действительно эффективное практическое применение любой типовой модели – это не только весьма сложное и долгое дело, но почти всегда недешевое удовольствие.

Матрица Бостонской Консалтинговой Группы: подробный обзор

Начнем с определения. Матрица БКГ (также называется матрица «рост- доля рынка»») разработана Бостонской Консалтинговой Группой в конце 1960-х годах и является одной из первых моделей портфельного анализа.

Как построить матрицу БКГ? Что означают оси и элементы матрицы, как их рассчитать? Какая информация необходимая для проведения анализа? Как сделать правильные выводы и использовать матрицу максимально эффективно для бизнеса? Какие стратегии по матрице БКГ существуют? Ответы на все описанные вопросы содержатся в данной статье. Самое подробное, наглядное и простое описание модели БКГ с наглядным примером в Excel, а также с готовым шаблоном.

Оглавление:

1. Сущность матрицы БКГ

2. Основные показатели матрицы БКГ

3. Интерпретация и анализ матрицы БКГ

4. Идеальный портфель по модели БКГ

5. Стратегические решения при анализе матрицы

6. Ограничения в использовании матрицы

 

Что такое матрица БКГ?

В основе матрицы БКГ заложено две гипотезы:

· лидирующая компания в сегменте имеет конкурентное преимущество в издержках производства, а значит и самый высокий уровень рентабельности на рынке.

· для того, чтобы эффективно функционировать в быстрорастущих сегментах, компания должна инвестировать в развитие товара на высоком уровне; и наоборот, присутствие на рынке с низкими темпами роста позволяет сокращать расходы на развитие товара.

Основной смысл модели в 1 предложении: матрица БКГ предполагает, что компания для обеспечения продуктивного прибыльного долгосрочного роста должна генерировать и извлекать денежные средства из успешных бизнесов на зрелых рынках и инвестировать их в быстро растущие привлекательные новые сегменты, укрепляя в них положение своих товаров и услуг для получения в будущем устойчивого уровня дохода.

Рис.1 Пример таблицы БКГ

Таким образом, основной задачей модели БКГ является определение приоритетов в развитии ассортиментных единиц компании, определение ключевых направлений для будущих инвестиций. Метод помогает ответить на вопрос «Инвестиции в развитие каких товаров и услуг будут наиболее прибыльными?» и разработать долгосрочные стратегии развития каждой единицы ассортимента.


Дата: 2018-12-28, просмотров: 196.