философия Шопенгауэра. Ницше
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 Шопенгауэр - сторонник волюнтаризма. Воля в его учении предстает как космический принцип, лежащий в основе мироздания. Воля, будучи темной и таинственной силой, крайне эгоцентрична, что означает для каждого индивида вечное стремление, беспокойство, конфликты с другими людьми.

Свое учение А. Шопенгауэр назвал пессимизмом ,т. е. представлением о том, что в мире преобладают негативное начало, настроение безысходности, неверие в будущее.
Считал истинной реальностью волю, а весь созерцаемый в пространстве и времени мир - представлением.

Человек, в сущности, дикое, страшное животное. Мы знаем его лишь в состоянии укрощенности, называемом цивилизацией, поэтому и пугают нас случайные выпады его природы.

Основные положения учения Ницше.

 Ницше презирает истину и считает ее безобразной. Он не нигилист, но просто отворачивается от многих вещей, что его окружают: религия, мораль, нравы, политика...

Христианство.
Ницше смеется над христианами и осуждает их за слепоту. По его словам, они создали культ добра, "доброго человека", который продолжает вести ту же самую войну, что и человек "плохой". Нет абсолютного зла и абсолютного добра, отказываясь от зла, человек отрицает жизнь. Природа человека такова, что любовь и ненависть, доброта и гнев неразрывно связаны друг с другом. Из этого Ницше делает вывод о том, что мораль неестественна природе человека.

Воля к власти.
Природа власти также дуалистична, как и природа человека. Власть не только приносит пользу, но и вредит. Как всякая воля, она стремится к максимизации.

Воля к власти - это воля к жизни. Ницше - представитель витализма, он соизмеряет все не в соответствии с добром и злом, а с тем, что естественно жизни.

 

 

2 раздел

1. онтология- учение о бытие.

Учение о бытии – онтология - один из центральных разделов философии. А сама проблема бытия одна из главных, фундаментальных в философии, именно с нее начиналось становление философии. Философия в первую очередь заинтересовалась онтологией, пытаясь понять сущность бытия, его основу, а потом уже расширила свой предмет и включила в себя гносеологию (учение о познании), логику, учение о человеке, об обществе, иные философские проблемы.

Специфика онтологии состоит в том, что она исследует проблему существования (бытия) реальности, законов организации, функционирования и развития всех типов вещей

Исторические типы онтологии:

- античный ‑ поиск первоначал материальных или идеальных;

-средневековый ‑ познание сверхсущего бытия Бога, в котором совпадают сущность и существование;

- нового времени ‑ учение о способах получения научного знания;

- новейшего времени ‑ возрождение онтологии как осмысления существования человека

2. Диалектика. Законы диалектики и медицины

Один из основных методов философского познания мира, базирующийся на анализе всевозможных точек зрения на исследуемый предмет. Как правило, такой всесторонний анализ различных точек зрения сводится к столкновению двух противоположных существенных позиций, которые принято называть тезисом и антитезисом.

Законы Диалектики
1) Закон перехода колличества в качество.
2) Закон единства и борьбы противоположностей.
3) закон отрицания отрицания.

3. Законы логики и медицины

Три основных закона логики сформулированы Аристотелем:
— закон тождества,( Сущность закона: каждая мысль или понятие о предмете должны быть четкими и сохранять свою однозначность на протяжении всего рассуждения и вывода.)
— закон (запрета) противоречия,( Сущность закона: два несовместимых друг с другом суждения не могут быть одновременно истинными; по крайней мере одно из них обязательно ложно.)
— закон исключенного третьего.( из двух противоречащих суждений если одно истинно, то другое ложно, а третьего не дано. Закон исключенного третьего применим к высказываниям противоречащим и не применим к высказывания противоположным.) «третьего не дано»

4. Материя. атрибуты материи

Материя – это объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отображаемая им.

атрибуты: движение, пространство, время, а также несотворимость, неучтожимость, вездесущность, неисчерпаемость, единственная субстанция (первооснова).

5.  Человек, как предмет филосовского осмысления

С одной стороны, человек — существо физическое, телесное; он обуреваем влечениями, в нем сильны бессознательные импульсы. С другой стороны, человеческая природа являет нам сознательность, разумность, способность ясного понимания и осмысливания обстоятельств. Сознание, разум и свобода присущи человеку. Именно эта двойственность всегда заставляла философов искать сущность человека.

При ответе на данный вопрос рекомендуем излагать все этапы развития человеческой культуры в самом общем виде, включая в первую очередь религию и искусство. Но при этом важно упомянуть, как софисты и Сократ признали человека центральной фигурой философии, а гуманисты эпохи Возрождения – главным объектом культуры в целом. Можно поговорить и о том, как Фейербах делал человека – центральной фигурой своей новой философии любви, а современная философия все рассматривает сквозь призму человеческих восприятий.

Кроме того, необходимо раз за разом повторять, что человек вместилище всего природного, духовного и социального, точка пересечения всех проекций

6. Философская проблема смысла жизни, смерти, бессмертие

Высшей, абсолютной ценностью является человеческая жизнь. Сущность жизни в истории человечества трактовалась по-разному: от борьбы за существование и до способа существования белковых тел .

Жизнь является всеобщим необходимым условием осуществления всех иных целей, задач, мечтаний, которые человек ставит перед собой. В отличие от животного человек осознает свою смертность, понимает, что жизнь не бесконечна. Поэтому он стремится продлить свою жизнь, приобщиться к вечному, оставить о себе память. Но это удается человеку лишь в том случае, если его жизнь была наполнена смыслом.

Смерть — завершающий момент существования живого существа. Неотъемлемой чертой религий является представление о смерти как о конце плотской, земной жизни и переходе к вечной.

Проблема смерти порождает вопрос о цели и смысле жизни.
Человек как биологическое индивидуальное существо смертен. Как и всё. что обладает бытием, рано или поздно заканчивает своё существование и переходит в небытие, так человек завершает свою жизнь процессом умирания.

Пониманием смысла жизни и ответственности перед неизбежностью смерти связано с проблемой бессмертия. Бессмертие – понятие, обозначающее преодоление смертности человека и человеческого рода.

Вера человека в бессмертие и стремление к нему играют роль своеобразного психологического гаранта цельности родового человеческого бытия и существования  высших ценностей и смыслов. Они обеспечивают психологическую защиту человека от страха смерти и дают ему возможность жить полноценной жизнью, невзирая на знание неизбежности своей смерти.

7. Сознание. Сущность сознания. Свойства сознания.

Сознание – это отражение предметной реальности в голове человека. Каждый из нас мыслит образами, которые рождаются в уме. Чем выше уровень сознания, тем больше личность способна анализировать собственные поступки и действия. Человек с развитым сознанием – это всегда личность с высоким интеллектом. Способность анализировать ситуацию, принимать ответственные решения характеризует сильную личность:

Активность (У всякого действия, которое совершает человек, имеется мотив и цель. Никто не действует бездумно, подчиняясь лишь хаотичному стечению обстоятельств),

динамичность (внимание человека всегда меняется. Мы способны концентрироваться по большей части только на том, что для нас является по-настоящему значимым и интересным),

 постоянная рефлексия (Постоянная рефлексия – это свойство сознания, которое позволяет осуществлять эффективное самонаблюдение за самим собой в разные промежутки жизни. Человек почти всегда сравнивает себя настоящего с тем, каким был раньше. ), 

ценности и мотивы (Человеку иногда приходится совершать над собой невероятные усилия для того, чтобы суметь договариваться со своей внутренней совестью. Ценности и мотивы приводят в движение его мыслительную деятельность.)

 

8. Сознание. Структура сознания.сознание и самосознание. Рефлексия .

Сознание – это отражение предметной реальности в голове человека. Каждый из нас мыслит образами, которые рождаются в уме. Чем выше уровень сознания, тем больше личность способна анализировать собственные поступки и действия. Человек с развитым сознанием – это всегда личность с высоким интеллектом.

Самосознание- Интерес человека к себе, к своему “Я”, издавна был предметом особого внимания,может быть, именно из этого интереса и возникла сама психология как наука. Поведение человека всегда сочетается с его представлением о себе и с тем, каким он хотел бы быть. Изучение свойств самосознания адекватности самооценок представляется любопытным в связи с формированием жизненной позиции личности.

Рефлексия – мыслительный процесс, направленный на самопознание, анализ своих эмоций и чувств, состояний, способностей, поведения. рефлексия обладает способностью изменять структуры сознания, а также его содержание. Рефлексия начинает формироваться в младшем школьном возрасте, а в подростковом становится основным фактором регуляции поведения и саморазвития.

Выделяют разные виды рефлексии: языковую (направленную на анализ человеком особенностей своей речи), личностную (познание свойств и специфики собственной личности), интеллектуальную (формирование представлений человека о его интеллектуальных способностях), эмоциональную (познание и изучение человеком собственной эмоциональной сферы).

9. Сознание. Подходы к сознанию.

Сознание – это отражение предметной реальности в голове человека. Каждый из нас мыслит образами, которые рождаются в уме. Чем выше уровень сознания, тем больше личность способна анализировать собственные поступки и действия. Человек с развитым сознанием – это всегда личность с высоким интеллектом.

Основные подходы к проблеме сознания в философии – физикализм(сознания как самостоятельный субстанции не существует, оно есть порождение материи), солипсизм(сознание индивида – единственная достоверная реальность, а материальный мир – его порождение), объективный идеализм(признает наличие как сознания, так и материи), умеренный ( считает сознание особым проявлением материи).

10. Познание. Человек как субъект познания

Познание — творческая деятельность человека, направленная на получение достоверных знании о мире .

Без посторонней помощи, человек, как субъект познания не сможет существовать, познавать мир и самостоятельно включить свою программу развития. Поэтому каждый из нас проходит традиционную программу воспитания. Человек, как социальный субъект проходит становление за счет двух аспектов - внешнего и внутреннего. Первый из них можно назвать вселенским пространством, которое содержит в себе обучение и дальнейшее развитие. Но этот мир познания является объективным. А внутренний мир человека - это пространство человеческого "Я", которое является, практически, неосознанным и сознаваемым лишь частично.

11. Знание, познание, язык. Сексуализм, рацианализм

Познание — творческая деятельность человека, направленная на получение достоверных знании о мире .

Знание – это многоаспектный проверенный практикой результат, который был подтвержден логическим путем, процесс познания окружающего мира.

Язык рассматривается как орудие и средство познания действительности.

Сексуализм-повышенная чувствительность

Рационализм (разумность) - это рассудочное воззрение на мир, основанное на беспристрастном восприятии, изучении и познании фактов объективной реальности посредством разума и научного метода. Рационализм является мировоззрением объективных представлений, широкого кругозора, свободы от догматических представлений, постановки новых задач, поиска новых решений, открытия новых фактов, самосовершенствования, усовершенствования существующих систем, исправления прежних ошибок, развития человека в отдельности и цивилизации в целом.

12. Практика, виды практики. Цель практики

Практика это деятельность, которую субъект осуществляет для достижения определённой, заранее поставленнойцели.

Практика имеет общественно-исторический характер и зависит от уровня развития общества, его социально-классовой структуры; цели практически действующего субъекта, в конечном счёте, всегда определяетсяобществом.

Виды практики

Духовная практика: йога, исихазм, суфизм — практика индивидуального самосовершенствования.

Религиозная практика — практика коллективного совершенствования.

Производственная практика — практика преобразования природы.

Социальная практика — практика поддержания общества.

Учебная практика — практика формирования субъектов общества.

Медицинская практика — практика преобразования человеческой природы.

13. Методы научного познания. Рационализм . эмпиризм.

Познание начинается с наблюдения. Наблюдение - это метод направленного отражения характеристик предмета, позволяющий составить определенное представление о наблюдаемом явлении, Анализ и синтез, Индукция и дедукция. Индукция может быть определена как метод перехода от знания отдельных фактов к знанию общего.

Эмпиризм и рационализм – проблема метода познания. Направление, называемое эмпиризмом, переводится как познание.

Рационализм-это направление, которое отдает предпочтение разуму в процессе познания.

на пути познания лежит множество препятствий, главными из которых являются искаженные образы действительности.

 

 

14. Человек и общество. Природа и общество. Экологические проблемы.

Общество - система деятельности и жизни людей, объединенных территорией проживания, эпохой, историей, традициями и культурой. Основное предназначение общества состоит в обеспечении выживания человека как вида. Вне общества невозможно воспроизводство человеческой жизни

Человек и общество прежде всего взаимодействуют с той частью природы, которая вовлечена непосредственно в процесс человеческой жизнедеятельности. При этом общество (человек), осуществляя свою историческую жизнедеятельность, постоянно раздвигает границы своего взаимодействия с окружающей его природной средой

Главной причиной обострения экологических проблем является техногенная деятельность людей, которая вызывает неблагоприятные проявления природных стихий. Фактором, обостряющим экологические проблемы, является также резкое увеличение численности населения в мире , что привело к усилению давления на окружающую природную среду. Негативно сказывается на экологической ситуации в мире, в регионах и в отдельных странах традиционное потребительское отношение человека и общества к природе и ресурсам.

15. Глобальные проблемы современности. альтернативы будущего человека и человечества.

Духовный кризис.

Распространение массовых заболеваний.

Угроза войны с применением оружия массового поражения.

Истощение природных ресурсов планеты.

Углубление экологического кризиса.

Рост терроризма.

Глобальное изменение климата.

Альтернативы: неспособность предвидеть и предотвращать отрицательные последствия научно-технической революции,
злоупотребление достижениями научно-технического прогресса даже в условиях определенного контроля над их использованием

16. Духовная жизнь общества. Человек и культура.философия в системе культуры.

Духовная жизнь — это сфера общественной жизни, связанная с производством и распределением духовных ценностей, удовлетворением духовных потребностей человека.

Духовная жизнь человека и человечества — феномен, который отличает их бытие от чисто природного и придает ему социальный характер. Через духовность идет осознание окружающего мира, выработка более глубокого и тонкого отношения к нему. Через духовность идет процесс познания человеком самого себя, своего предназначения и жизненного смысла.

 

Элементами духовной жизни общества принято считать также:
· духовные потребности; · духовную деятельность и производство; · духовные ценности; · духовное потребление; · духовные отношения; · проявления межличностного духовного общения.

Духовную сферу общества обычно связывают с культурой. В самом широком значении слова культура – это различные виды преобразовательной деятельности человека и общества, а также её результаты. В этом значении культура – это всё, что создано человечеством.
Культура – это мир человека, способ его бытия.
Выделяют основные функции культуры:
регулирующая функция (регулирование поведения человека);
образовательно-воспитательная функция (определяется приобщением к культурному наследию);
интегративная функция (обеспечивает целостность общества);
ценностная функция (формирование у человека определённой системы ценностей, мировоззрения) .

Принято подразделять культуру на материальную и духовную.
Материальная культура – это предметный мир культуры, включающий в себя всё, что произведено человеком в процессе материального производства (это орудия труда, здания, оборудование и т.д.).

Духовная культура – это прежде всего идеи, выразившиеся в достижениях науки, произведениях искусства, литературы, человеческом мировоззрении, религии, философии и т.д.

17. Проблема личности в философии (индивид-индивидуальная личность)

Проблема личности в философии - это прежде всего вопрос о том, какое место занимает человек в мире, чем он фактически является и чем он может стать, каковы границы его свободного выбора и социальной ответственности.


Проблема личности в философии не решается в отрыве от решения другой проблемы – вопроса о самой природе (сущности) человека, его происхождении и назначении, месте человека в мире.


Проблема личности в философии не решается в отрыве от решения другой проблемы – вопроса о самой природе (сущности) человека, его происхождении и назначении, месте человека в мире.

 

18. Свобода. Проблема свободы и ответственности личности.

Свобода — это возможность поступать так, как хочется. Полный произвол по отноше­нию к другим людям, невоз­можность установления ка­ких-либо устойчивых соци­альных связей

Ответственность – сознательная установка, готовность личности отвечать за себя и свои действия на предъявляемые со стороны общества, группы, других индивидуумов требования.

Свобода и ответственность всегда проявляются в конкретной деятельности, когда человек, преследуя свои интересы, совершает выбор цели и осуществляет осознанное действие по ее достижению. Достигнутые при этом цели свидетельствуют о границах развития его свободы и ответственности. Человек не обладает абсолютной свободой, а, следовательно, и ответственностью, какой бы силой духа, стремлений и желаний их реализовать он не обладал

19. Философия и медицина.

Философия и медицина одинаково древние по своему происхождению феномены культуры. Идеи объединения философского и медицинского знания ради постижения тайны жизни и тайны человека претворялись в трудах самых известных философов, медиков, естествоиспытателей на всем протяжении истории культуры.

Цель данной работы – проследить связь философии и медицины, раскрыть значение современной философии в работе врача.

Тесная связь проявляется:

  1. в близости предметов исследования: изучение человека, личности и влияния общества на личность;
  2. сходстве целей и задач;
  3. единстве методологии;
  4. ценностной ориентации;
  5. обе они решают одну и ту же проблему – проблему выживания человечества на Земле, проблему самоопределения человека как природного и культурного существа, несмотря на разные направления деятельности и разные пути поиска истины (медицина выбирает на заре своего существования путь практического действия, философия – путь теоретического обобщения и рефлексии).

Современная философия выступает в качестве методологического фундамента медицинского знания, что призвано объединить разрозненные частные исследования и системно применить их к изучению качественно своеобразной живой системы – человека. На первый план в деятельности современного врача выступает диалектический метод, поскольку только он обеспечивает комплексный подход к вопросам болезни, её лечения и профилактики. Однако современный врач не имеет права забывать, что на клинической койке лежит не организм, а человек.

20. Истина. Виды истины:АБСОЛЮТНАЯ, ОТНОСИТЕЛЬНАЯ

Истина есть процесс, а не некий одноразовый акт пости­жения объекта сразу в полном объеме.

Истина едина, но в ней выделяются объективный, абсо­лютный и относительный аспекты, которые можно рассмат­ривать и как относительно самостоятельные истины.

Объективная истина — это такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества.

Абсолютная истина — это исчерпывающее достовер­ное знание о природе, человеке и обществе; знание, которое никогда не может быть опровергнуто.

Относительная истина — это неполное, неточное зна­ние, соответствующее определенному уровню развития об­щества, который обусловливает способы получения этого знания; это знание, зависящее от определенных условий, места и времени его получения.

Разница между абсолютной и относительной истинами в степени точности и полноты отражения действительности. Истина всегда конкретна, она всегда связана с определенным местом, временем и обстоятельствами.

Не все в нашей жизни поддается оценке с точки зрения ис­тины или заблуждения (лжи). Так, можно говорить о разных оценках исторических событий, альтернативных трактовках произведений искусства и т. п.

3 раздел

1. Биоэтика. Проблема жизни и смерти в духовном опыте человека. Проблемы эвтаназии.

Биоэтика – это сложный культурный феномен, возникший как ответ на угрозы моральному и физическому благополучию человека, порождаемые бурным прогрессом биомедицинской науки и практики. Защита фундаментальных моральных ценностей, определяющих человеческое существование, является условием выживания человечества в современной ситуации.

2. Философия здорового человека. Понятие здоровья. Здоровье и болезнь. Здоровье как ценность.

состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни илифизических дефектов

Болезнь — это возникающие в ответ на действие патогенных факторов нарушения нормальной жизнедеятельности, работоспособности

Здоровье бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Здоровье является основным условием и залогом полноценной жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.

3. Законы логики и медицина.

Три основных закона логики сформулированы Аристотелем:
— закон тождества,( Сущность закона: каждая мысль или понятие о предмете должны быть четкими и сохранять свою однозначность на протяжении всего рассуждения и вывода.)
— закон (запрета) противоречия,( Сущность закона: два несовместимых друг с другом суждения не могут быть одновременно истинными; по крайней мере одно из них обязательно ложно.)
— закон исключенного третьего.( из двух противоречащих суждений если одно истинно, то другое ложно, а третьего не дано. Закон исключенного третьего применим к высказываниям противоречащим и не применим к высказывания противоположным.) «третьего не дано»

4. Законы диалектики и медицина.

Один из основных методов философского познания мира, базирующийся на анализе всевозможных точек зрения на исследуемый предмет. Как правило, такой всесторонний анализ различных точек зрения сводится к столкновению двух противоположных существенных позиций, которые принято называть тезисом и антитезисом.

Законы Диалектики
1) Закон перехода колличества в качество.
2) Закон единства и борьбы противоположностей.
3) закон отрицания отрицания.

5. Диагностика как познавательный процесс.

Диагностика

раздел клинической медицины, изучающий содержание, методы и последовательные ступени процессараспознавания болезней или особых физиологических состояний. В узком смысле диагностикой называютсам процесс распознавания болезни и оценки индивидуальных биологических особенностей

6. Истинное знание. Заблуждение. Ложь. Ошибка.

7. Практика как критерий истины. Функции практики в познании. Специфика медицинской практики

8. Истина и правда . ложь «во спасение». Плацебо. Проблема фальсификации лекарственных средств

9. Агностицизм и скептицизм. Агностики. Гностики.

Скептицизм есть ничто иное как утверждение, что философия не в состоянии дать твердых и общепризнанных положений ни относительно бытия или небытия предметов и их качеств, ни касательно границ человеческого познания

Агностицизм философское учение, согласно которому не может быть окончательно решен вопрос об истинности познания, получена объективная характеристика окружающей человека действительности.

Сторонники гностицизма (как правило, материалисты) оптимистично смотрят на настоящее и будущее познание. По их мнению, мир познаваем, а человек обладает потенциально безграничными возможностями познания.
Агностики (часто – идеалисты) не верят либо в возможности человека познавать мир, либо в познаваемость самого мира или же допускают ограниченную возможность познания

10. Диалектика. Законы диалектики.

Один из основных методов философского познания мира, базирующийся на анализе всевозможных точек зрения на исследуемый предмет. Как правило, такой всесторонний анализ различных точек зрения сводится к столкновению двух противоположных существенных позиций, которые принято называть тезисом и антитезисом.

Законы Диалектики
1) Закон перехода колличества в качество.
2) Закон единства и борьбы противоположностей.
3) закон отрицания отрицания.

11. Мышление. законы логики

Три основных закона логики сформулированы Аристотелем:
— закон тождества,( Сущность закона: каждая мысль или понятие о предмете должны быть четкими и сохранять свою однозначность на протяжении всего рассуждения и вывода.)
— закон (запрета) противоречия,( Сущность закона: два несовместимых друг с другом суждения не могут быть одновременно истинными; по крайней мере одно из них обязательно ложно.)
— закон исключенного третьего.( из двух противоречащих суждений если одно истинно, то другое ложно, а третьего не дано. Закон исключенного третьего применим к высказываниям противоречащим и не применим к высказывания противоположным.) «третьего не дано»

Мышление – это целенаправленное использование, развитие и приращение знаний, а в более общем смысле - психический процесс отражения действительности.

Важную роль для мышления играет понимание (людьми друг друга, средств и предметов их совместной деятельности).

12.  Эмпиризм. Рационализм

Эмпиризм и рационализм – проблема метода познания. Направление, называемое эмпиризмом, переводится как познание.

Рационализм-это направление, которое отдает предпочтение разуму в процессе познания.

13. Диагностика как познавательный процесс

14. Мышление и память. Особенности врачебного мышления и интуиции.

15. Глобальные проблемы общества.

16. Философия. Функции философии

Философия — дисциплина, изучающая наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы реальности (бытия) и познания, бытия человека, отношения человека и мира.

Философия выполняет две основные функции: мировоззренческую и методологическую. В своей мировоззренческой функции философия выступает как теория, обосновывающая решения мировоззренческих вопросов, как основа сознательного формирования мировоззрения. В процессе реализации мировоззренческой функции философии у человека складывается концепция бытия, человека, общества.

17. Проблемы продолжения жизни. ЭКО

Экстрокорпоральное оплоотворение.

18. Любовь и семья как ценности. Семья и брак. Демографические проблемы. Демография, медицина, политика

19. Атрибуты материи

Материя – это объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отображаемая им.

атрибуты: движение, пространство, время, а также несотворимость, неучтожимость, вездесущность, неисчерпаемость, единственная субстанция (первооснова).

20. Врачебна тайна и этика Врач-пациент (формы взаимодействия)

































Дата: 2018-12-28, просмотров: 246.