Людвиг Фейербах (1804 – 1872). Учился на теологическом факультете Гейдельбергского университета. Однако быстро разочаровался в теологии и уже через год переехал в Берлин, где стал слушать лекции Гегеля по философии. В 1830 году анонимно вышло сочинение Фейербаха «Мысли о смерти и бессмертии». Философ отрицал личное бессмертие. Жизнь отдельного человека, доказывал он, временна, преходяща: человек смертей. Вера в загробную жизнь таит в себе большой вред, так как она снижает в глазах человека ценность его реальной жизни. Но сочинение было конфисковано властями, Фейербах был вынужден уйти из университета.
В 1841 году вышла работа Фейербаха «Сущность христианства». Далее Фейербах развил свое понимание религии и человека в работах «Основные положения философии будущего» и «Сущность религии».
Фейербах обнажил связь философского идеализма, в особенности гегелевского, с критикуемой религией.
Итак, критика, Фейербахом христианской религии перерастает в критику гегелевского идеализма, в котором он видит рафинированную религию, а точнее, теоретическое обоснование религии. В результате Фейербах отвергает всю философию Гегеля целиком и возвращается на позиции философского материализма. Нет никакого Бога и надприродного духа, заявляет он. А есть бесконечная материальная природа, порождением которой является человек с его чувствами и мышлением. Центральной проблемой философии, согласно Фейербаху, должен быть человек как телесное, природное существо. Вследствие такого смещения акцента с природы на человека материализм Фейербаха принято называть антропологическим материализмом.
Антропологическая философия, по мнению Фейербаха, характеризуется прежде всего тем, что она вступает в прочный союз с естествознанием. Этот союз будет продолжительнее, счастливее и плодотворнее, чем тот мезальянс, который существовал между философией и теологией.
Источник тела и духа один - природа, материя. Откуда орган, то есть тело, оттуда и его функция, то есть дух. Только теоретически, указывал Фейербах, можно представить себе дух отдельно от тела, в действительности же первый неразрывно связан со вторым и зависит от него.
Материализм Фейербаха характеризуется как антропологический, так как в центре внимания Фейербаха - не отвлеченное понятие материи, как у большинства французских материалистов, а человек как психофизическое единство, единство души и тела. Согласно Фейербаху, тело в его целостности как раз и составляет сущность человеческого "Я". Духовное начало в человеке не может быть отделено от телесного, дух и тело - две стороны той реальности, которая называется организмом. Человеческая природа толкуется преимущественно биологически, и отдельный индивид Ф.- не исторически-духовное образование, как у Гегеля, а звено в развитии человеческого рода.
Антропологический принцип Фейербаха в теории познания выражается в том, что он по-новому интерпретирует само понятие "объект". По Фейербаху, понятие объекта первоначально формируется в опыте человеческого общения, и поэтому первый объект для всякого человека - это другой человек, "Ты". Именно любовь к другому человеку есть путь к признанию его объективного существования, а тем самым к признанию существования вообще внешних вещей.
Центральная проблема всякой философии — соотношение идеального и материального — решается Фейербахом не на вселенском уровне, как у его предшественника Гегеля, а на уровне жизнедеятельности отдельного человека. В результате вопрос о тождестве мышления и бытия у Фейербаха обретает вид психофизической проблемы, то есть вопроса о соотношении души и тела.
«...В мозговом акте, — пишет в связи с этим Фейербах, — как высочайшем акте, деятельность произвольная, субъективная, духовная и деятельность непроизвольная, объективная, материальная тождественны, неразличимы». Только в своей деятельности мозг становится органом идеального.
Сложность позиции Фейербаха выражается в том, что, отождествляя мысль и мозг, он, тем не менее, способен схватить и выразить своеобразие чувств человека и его мышления, в которых как раз и представлена их идеальность. Это хорошо видно там, где он характеризует процесс познания, уделяя особое внимание акту чувственного восприятия. Дело в том, что для традиционного сенсуализма неразрешимой проблемой был переход от чувственного восприятия к понятию, то есть к мышлению. Ведь в акте восприятия отражается внешнее и единичное, то есть явление. В понятии же мы схватываем и выражаем нечто внутреннее, всеобщее, то есть сущность вещей.
Сенсуалист, Ф. признал изначальную разумность наших чувств. Поэтому человек способен не только видеть, слышать, ощущать, но и понимать воспринятое.
Фейербах, считая основой своего материализма человека, подчеркивал однако, главным образом естественные, природные условия его бытия, но абстрагировался, как правило от общественных условий.
Внеисторическое понимание человека не позволяет Фейербаху всерьез разобраться в проблеме религиозного отчуждения. По словам Маркса, Фейербах так и не смог увидеть, что «религиозное чувство» — это общественный продукт, а тот индивид, которого он подвергает анализу, в действительности принадлежит к определенной форме общества.
Не будучи в состоянии объяснить, откуда происходят религиозные чувства людей, Фейербах вынужден в конце концов отнести их к родовой сущности человека. Религиозное чувство, таким образом, оказывается у Фейербаха особым высшим чувством человека. И в религиозности проявляет себя своеобразие человеческой природы.
{Для общего развития, если спросят} Социологические и этические воззрения Л.Фейербаха. Его антропологизм, т.е. рассмотрение человека с биологической, а не с социальной точки зрения, был непреодолимым препятствием для правильного, научного проникновения в законы истории Для Ф все общественные отношения сводятся по существу к моральным отношениям (концепция разумного эгоизма - правильно понятый интерес каждого отдельного человека (эгоизм), в конечном счете, совпадает с общественным интересом и, следовательно, между ними нет и не должно быть никакого конфликта). Любое стремление человека - это безыменное стремление к счастью. Аналогичным образом противоречит действительным принципам человеческого поведения признание Фейербахом главным содержанием морали любви людей друг – к другу - решающая сила общественного и, в частности, нравственного прогресса.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 291.