Административная реформа, начавшаяся в 2000 году с образованием федеральных округов, поставила своей целью «укрепление вертикали власти». Президент Российской Федерации Указом от 21 июля 2000 года постановил, что для реализации своих конституционных полномочий, повышения эффективности деятельности федеральных органов государственной власти и совершенствования системы контроля за исполнением их решений необходимо создание нового государственного органа - института полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах. Институт полномочных представителей был создан путем преобразования из действовавшего ранее с похожим названием института представителей президента в регионах. Термин «федеральный округ» в настоящее время не имеет официального закрепления и определен лишь в Перечне федеральных округов простым перечислением субъектов Российской Федерации и указанием на город, являющийся центром федерального округа. Исходя из этого, трудно представить, на каком уровне должны находиться органы власти, осуществляющие свою деятельность на уровне этих округов.
Из норм данного указа также не представляется официально принятой формулировка определения института полномочного представителя Президента Российской Федерации в федеральном округе.
Изучая положения Указа, можно предположить, что полномочный представитель - должностное лицо, обеспечивающее реализацию конституционных полномочий главы государства, являющееся государственным служащим, наделенное Указом Президента правами для осуществления определенных задач. При этом заслуживающим отдельного внимания остается факт, что Указ наделил полномочного представителя правами, поставил перед ним задачи, сформулировал его функции и не определил круг его обязанностей. Соответственно, при отсутствии обязанностей не может быть установлена и ответственность полномочного представителя за невыполнение или ненадлежащее выполнение своих функций. Это обстоятельство позволяет сделать вывод, что вновь созданный институт власти представляет в своем роде уникальный для права прецедент, когда существуют права без обязанностей.
Для полноты представления сущности института полномочных представителей помимо целей его создания представляется необходимым рассмотреть его задачи, функции и права. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993.
Основными задачами полномочного представителя являются:
- организация в соответствующем федеральном округе работы по реализации органами государственной власти основных направлений внутренней и внешней политики государства, определяемых Президентом Российской Федерации;
- организация контроля за исполнением в федеральном округе решений федеральных органов государственной власти;
- обеспечение реализации в федеральном округе кадровой политики Президента Российской Федерации;
- представление Президенту Российской Федерации регулярных докладов об обеспечении национальной безопасности в федеральном округе, а также о политическом, социальном и экономическом положении в федеральном округе; внесение Президенту Российской Федерации соответствующих предложений.
Полномочный представитель в целях решения возложенных на него задач осуществляет следующие функции:
обеспечивает координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти в соответствующем федеральном округе;
- анализирует эффективность деятельности правоохранительных органов в федеральном округе, а также состояние с кадровой обеспеченностью в указанных органах, вносит Президенту Российской Федерации соответствующие предложения;
- организует взаимодействие федеральных органов исполнительной власти с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, политическими партиями, иными общественными и религиозными объединениями;
- разрабатывает совместно с межрегиональными ассоциациями экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации программы социально-экономического развития территорий в пределах федерального округа;
- согласовывает кандидатуры для назначения на должности федеральных государственных служащих и кандидатуры для назначения на иные должности в пределах федерального округа, если назначение на эти должности осуществляется Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации или федеральными органами исполнительной власти;
- организует контроль за исполнением федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, за реализацией федеральных программ в федеральном округе;
- согласовывает проекты решений федеральных органов государственной власти, затрагивающих интересы федерального округа или субъекта Российской Федерации, находящегося в пределах этого округа;
- принимает участие в работе органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления, находящихся в пределах федерального округа;
- организует по поручению Президента Российской Федерации проведение согласительных процедур для разрешения разногласий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, находящимися в пределах федерального округа;
- вносит Президенту Российской Федерации предложения о приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, находящихся в пределах федерального округа, в случае противоречия этих актов Конституции Российской Федерации, федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина;
- взаимодействует с Главным контрольным управлением Президента Российской Федерации и органами прокуратуры Российской Федерации при организации проверок исполнения в федеральном округе федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации.
Среди других функций можно выделить представление к наградам, вручение наград, присвоение почетных званий и высших воинских званий Российской Федерации, вручение удостоверений судьям. Бялкина Т.М. Законодательство субъектов Российской Федерации об уставах муниципальных образований // Журнал российского права. 1997, № 6.
Полномочный представитель имеет право:
- запрашивать и получать в установленном порядке необходимые материалы от самостоятельных подразделений Администрации Президента Российской Федерации, от федеральных органов государственной власти, а также от органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, находящихся в пределах соответствующего федерального округа, и от должностных лиц;
- направлять своих заместителей и сотрудников своего аппарата для участия в работе органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, находящихся в пределах федерального округа;
- пользоваться в установленном порядке банками данных Администрации Президента Российской Федерации и федеральных органов государственной власти;
- использовать государственные, в том числе правительственные, системы связи и коммуникации;
- организовывать в пределах своей компетенции проверки исполнения указов и распоряжений Президента Российской Федерации, а также хода реализации федеральных программ, использования федерального имущества и средств федерального бюджета в федеральном округе;
- направлять на рассмотрение федеральных органов государственной власти, а также органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, руководителей организаций, находящихся в пределах федерального округа, и должностных лиц жалобы и обращения граждан;
- вносить в соответствующие федеральные органы исполнительной власти предложения о поощрении руководителей их территориальных органов, находящихся в пределах федерального округа, и применении к ним мер дисциплинарного взыскания;
- привлекать сотрудников Главного контрольного управления Президента Российской Федерации, а в необходимых случаях и сотрудников федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов к проведению проверок, анализу состояния дел в организациях, находящихся в пределах федерального округа;
- образовывать совещательные и консультативные органы.
В качестве гарантии осуществления своих полномочий полномочный представитель при исполнении должностных обязанностей имеет право беспрепятственного доступа в любые организации, находящиеся в пределах соответствующего федерального округа.
Во исполнение данного Указа Президента Правительство Российской Федерации разработало схему взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с полномочными представителями Президента Российской Федерации в федеральных округах и размещения территориальных органов федеральных органов исполнительной власти. Конституционное право Российской Федерации / Под общ. ред. Г.А. Жилина- М.: ИКФ «Омега-Л», 2002.
Законодательная, исполнительная и судебная власти в рф.
Законодательная власть - это делегированная народом своим представителям гос. власть, реализуемая коллегиально путем издания законодательных актов, а также наблюдения и контроля за исполнительной властью. Как правило, сосредоточена в одном гос. органе - парламенте.
Законодательным и представительным органом РФ является парламент - Федеральное Собрание:
- состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы
- является постоянно действующим органом
- Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно
- заседания палат являются открытыми (в отдельных случаях проводится закрытые заседания)
- палаты могут проводить совместные заседания для заслушивания посланий Президента, Конституционного Суда РФ, выступлений руководителей иностранных государств
- члены Совета Федерации и депутаты Гос. Думы обладают неприкосновенностью в течение срока их полномочий ( не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления)
В Совет Федерации входят по 2 представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов гос. власти субъекта. Гос. Дума состоит из 450 депутатов и избирается сроком на 4 года по смешанной - мажоритарно-пропорциональной системе (225 и 225).
К ведению Совета Федерации относится:
- одобрение федеральных законов, принятых Государственной Думой
- утверждение изменения границ
- утверждение некоторых важнейших указов Президента РФ (напр., о введении чрезвычайного положения
- назначение выборов Президента РФ
- назначение на должность судей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Судов РФ
- назначение на должность и освобождение от должности Генерального Прокурора РФ
- отрешение Президента от должности
К ведению Государственной Думы относится:
- принятие федеральных законов
- дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ
- решение вопроса о доверии Правительству РФ
- назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального Банка РФ
- назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека
- объявление амнистии
- выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.
Исполнительная власть - это подзаконная ветвь гос. власти, деятельность которой направлена на обеспечение исполнения законов и других актов законодательной власти.
Исполнительная власть реализуется через систему исполнительных органов - органы государства, призванные осуществлять исполнительно-распорядительную деятельность - правительство, президент.
Исполнительную власть РФ осуществляет Правительство РФ.
Правительство РФ состоит из:
- Председателя Правительства РФ
- заместителей Председателя Правительства РФ
- федеральных министров
Председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы. Председатель Правительства после назначения формирует структуру федеральных органов исполнительной власти, определяет основные направления деятельности правительства и организует его работу.
Полномочия Правительства РФ:
- разрабатывает и представляет Гос. Думе на утверждение федеральный государственный бюджет
- обеспечивает исполнение гос. бюджета после его утверждения Гос. Думой
- обеспечивает проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики
- обеспечивает единую политику в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии
- управляет федеральной собственностью
- осуществляет меры по обеспечению обороны страны, реализации внешней политики РФ
- осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан
- организует охрану собственности и общественного порядка
- в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ и федеральными законами
- издает постановления и распоряжения, обязательные к исполнению в РФ, обеспечивает их исполнение
- имеет право подать в отставку (отставку принимает или отклоняет Президент РФ)
- в случае отставки или сложения полномочий продолжает действовать до сформирования нового Правительства РФ.
Судебная власть в РФ осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Судебная система РФ - система судов РФ, учрежденных в соответствии с Конституцией РФ и Законом «О судебной системе РФ» (1996).
В судебную систему входят:
- Конституционный Суд РФ
- Верховный Суд РФ
- Высший Арбитражный Суд РФ
- система судов общей юрисдикции (республиканские, областные, краевые, районные, городские)
- система арбитражных судов
Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей, которые назначаются Советом Федерации по представлению Президента. Конституционный Суд разрешает дела:
- о соответствии федеральных законов, нормативных актов, и т.п. Конституции РФ
- не вступивших в силу международных договоров
- споры между федеральными органами власти
- споры о компетенции между федеральными и региональными органами гос. власти
- споры между высшими гос. органами власти субъектов
- проверяет конституционность законов
- дает толкование Конституции РФ
Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции (гражданских и военных). Он осуществляет надзор за судебной деятельностью всех судов общей юрисдикции. Разъяснения В.С. обязательны для этих судов. Проверяет законность и обоснованность приговоров и решений подведомственных судов. Суд общей юрисдикции занимается разрешением гражданских, административных и уголовных дел. Специальные суды разрешают споры с участием специфических участников: военных, несовершеннолетних, работников и работодателей и др.
Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по решению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами. Арбитражные суды рассматривают имущественные и связанные с ними неимущественные споры юридических лиц, т.е. предприятий, организаций, учреждений и т.п.
Для обеспечения независимости судебной власти устанавливается особый статус судьи:
- никакой гос. орган , должностное лицо не вправе вмешиваться в деятельность судов
- основой для разрешения споров служат только нормативно-правовые акты
- судьи являются несменяемыми, т.е. полномочия судьи не ограничены сроком
- судьи, их жилище, служебное помещение, имущество, переписка, транспорт и др. неприкосновенны
- судья не может быть привлечен к административной ответственности
- к уголовной ответственности судья привлекается только с согласия квалификационной коллегии судей - органа создаваемого судьями для решения дел судебной власти.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 208.