ТЕМА № 80. Умственное воспитание
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Под умственным воспитанием  подразумевается целенаправленная деятельность воспитателей по развитию умственных сил и мышления учащихся.

Под умственным развитием  можно понимать процесс развития умственных сил и мышления, происходящий в результате всей суммы возможных жизненных влияний и воздействий.

В определение умственного воспитания и развития входят понятия «мышление» и «умственные силы».

Мышление  представляет собой опосредованное и обобщенное познание человеком предметов и явлений объективной действительности в их существенных связях и отношениях, является продуктом деятельности мозга.

Различают виды мышления:

1) логическое;

2) абстрактное;

3) обобщенное;

4) теоретическое;

5) техническое;

6) репродуктивное;

7) творческое.

Логическое мышление  характеризуется:

1) овладением приемами логической обработки знаний, т. е. установлением обобщенных связей между новыми знаниями и ранее изученным материалом, приведением их в определенную упорядоченную систему;

2) умением давать определение понятий;

3) овладением приемами рассуждения, доказательства, опровержения, выведением заключений, выдвижением предположений (гипотез, прогнозов).

Абстрактное мышление – умение человека отвлекаться от несущественных, второстепенных, признаков, выделять общие и существенные и на этой основе формировать абстрактные понятия.

Обобщенное мышление  характеризуется умением находить общие принципы или способы действия, распространяемые на определенную группу явлений.

Теоретическое мышление  характеризуется:

1) способностью к усвоению знаний высокого уровня обобщенности;

2) пониманием научных основ и принципов развития тех или иных областей знания.

Техническое мышление  предполагает понимание научных основ и общих принципов производственных процессов, психологическую готовность человека к работе с техникой.

Репродуктивное мышление  связано с актуализацией усвоенных знаний для решения задач известного типа или выполнения действий в знакомых условиях.

Творческое мышление – самостоятельное решение человека новых, ранее не известных ему задач, которое совершается как с опорой на уже известные ему знания, так и с привлечением новых данных, способов и средств, необходимых для их решения.

Под умственными силами  понимается определенная степень развитости ума, делающая человека способным к накоплению знаний, совершению основных мыслительных операций, овладению определенными интеллектуальными умениями.

Задачи умственного  воспитания:

1) накопление фонда знаний как условие мыслительной деятельности;

2) овладение основными мыслительными операциями;

3) формирование интеллектуальных умений, характеризующих интеллектуальную деятельность;

4) формирование диалектико-материалистического мировоззрения.

Большую роль в достижении высокого уровня овладения фондом знаний играют:

1) личная целеустремленность человека;

2) выдвигаемые им перед собой цели, мотивы, побуждающие его к познавательной деятельности;

3) общеучебные умения;

4) выработка длительной интеллектуальной деятельности.

Умственное развитие и умение мыслить предполагает овладение основными мыслительными операциями:

1) анализом;

2) синтезом;

3) сравнением;

4) классификацией.

 

ТЕМА № 81. Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса

 

Воспитание – это осмысленное и целенаправленное взращивание человека в соответствии со спецификой целей, групп и организаций, в которых оно осуществляется. Основа воспитания – социальное действие, которое М. Вебер определял как направленное решение проблем, сознательно ориентированное на ответное поведение партнеров и предполагающее субъективное осмысление возможных вариантов поведения людей, с которыми человек вступает во взаимодействие. Отличительная черта воспитания состоит в том, что это процесс дискретный  (прерывный) – т. е. ограничен местом и временем.

Понятие «воспитания» многозначно, его рассматривают как общественное явление, деятельность, процесс, ценность, систему, воздействие, взаимодействие и т. д.

Воспитание , осуществляемое системой учебно-воспитательных учреждений, в узком педагогическом смысле понимают как воспитательную работу, направленную на формирование у детей системы определенных качеств, взглядов, убеждений; в еще более узком значении – это решение конкретных воспитательных задач.

Наиболее общие явные функции воспитания :

1) планомерное создание условий для относительно целенаправленного развития членов общества и удовлетворения ими ряда потребностей;

2) подготовка необходимого для развития общества «человеческого капитала», в достаточной мере адекватного общественной культуре;

3) обеспечение стабильности общественной жизни через трансляцию культуры;

4) регулирование действий членов общества в рамках социальных отношений с учетом интересов половозрастных и социально-профессиональных групп.

По содержанию исследователи делят воспитание на:

1) умственное;

2) трудовое;

3) физическое;

4) нравственное;

5) эстетическое;

6) правовое;

7) половое;

8) экономическое;

9) экологическое.

По институциональному признаку можно выделить:

1) семейное воспитание;

2) религиозное воспитание;

3) социальное воспитание;

4) дизсоциальное воспитание.

Воспитание – это многофакторный процесс, т. е. на него оказывает влияние не только образовательные учреждения, но и семья, общество и все его воспитательные институты. Поэтому к воспитанию применяют принцип комплексного подхода – объединение всех воспитательных сил.

В образовательном процессе действия воспитателя (учителя, педагога) целенаправленны.

Результаты и эффективность воспитания в условиях современного общества готовностью и подготовленностью членов общества к сознательной активности и самостоятельной творческой деятельности, позволяющей им ставить и решать задачи, не имеющие аналогов в опыте прошлых поколений. Важнейший результат воспитания – готовность и способность человека к самоизменению (самостроительству, самовоспитанию).

В образовательном процессе проверка результатов воспитания проводится различными путями:

1) анализ ответов на прямо поставленные вопросы;

2) оценочные суждения (на примере какой-либо ситуации из жизни или из книги);

3) сочинения на свободную тему («Мой идеал», «Что такое нравственность?» и т. п.);

4) диспуты и дискуссии на тему, выбранную воспитателем;

5) личная беседа учителя с учеником.

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 291.