Под умственным воспитанием подразумевается целенаправленная деятельность воспитателей по развитию умственных сил и мышления учащихся.
Под умственным развитием можно понимать процесс развития умственных сил и мышления, происходящий в результате всей суммы возможных жизненных влияний и воздействий.
В определение умственного воспитания и развития входят понятия «мышление» и «умственные силы».
Мышление представляет собой опосредованное и обобщенное познание человеком предметов и явлений объективной действительности в их существенных связях и отношениях, является продуктом деятельности мозга.
Различают виды мышления:
1) логическое;
2) абстрактное;
3) обобщенное;
4) теоретическое;
5) техническое;
6) репродуктивное;
7) творческое.
Логическое мышление характеризуется:
1) овладением приемами логической обработки знаний, т. е. установлением обобщенных связей между новыми знаниями и ранее изученным материалом, приведением их в определенную упорядоченную систему;
2) умением давать определение понятий;
3) овладением приемами рассуждения, доказательства, опровержения, выведением заключений, выдвижением предположений (гипотез, прогнозов).
Абстрактное мышление – умение человека отвлекаться от несущественных, второстепенных, признаков, выделять общие и существенные и на этой основе формировать абстрактные понятия.
Обобщенное мышление характеризуется умением находить общие принципы или способы действия, распространяемые на определенную группу явлений.
Теоретическое мышление характеризуется:
1) способностью к усвоению знаний высокого уровня обобщенности;
2) пониманием научных основ и принципов развития тех или иных областей знания.
Техническое мышление предполагает понимание научных основ и общих принципов производственных процессов, психологическую готовность человека к работе с техникой.
Репродуктивное мышление связано с актуализацией усвоенных знаний для решения задач известного типа или выполнения действий в знакомых условиях.
Творческое мышление – самостоятельное решение человека новых, ранее не известных ему задач, которое совершается как с опорой на уже известные ему знания, так и с привлечением новых данных, способов и средств, необходимых для их решения.
Под умственными силами понимается определенная степень развитости ума, делающая человека способным к накоплению знаний, совершению основных мыслительных операций, овладению определенными интеллектуальными умениями.
Задачи умственного воспитания:
1) накопление фонда знаний как условие мыслительной деятельности;
2) овладение основными мыслительными операциями;
3) формирование интеллектуальных умений, характеризующих интеллектуальную деятельность;
4) формирование диалектико-материалистического мировоззрения.
Большую роль в достижении высокого уровня овладения фондом знаний играют:
1) личная целеустремленность человека;
2) выдвигаемые им перед собой цели, мотивы, побуждающие его к познавательной деятельности;
3) общеучебные умения;
4) выработка длительной интеллектуальной деятельности.
Умственное развитие и умение мыслить предполагает овладение основными мыслительными операциями:
1) анализом;
2) синтезом;
3) сравнением;
4) классификацией.
ТЕМА № 81. Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса
Воспитание – это осмысленное и целенаправленное взращивание человека в соответствии со спецификой целей, групп и организаций, в которых оно осуществляется. Основа воспитания – социальное действие, которое М. Вебер определял как направленное решение проблем, сознательно ориентированное на ответное поведение партнеров и предполагающее субъективное осмысление возможных вариантов поведения людей, с которыми человек вступает во взаимодействие. Отличительная черта воспитания состоит в том, что это процесс дискретный (прерывный) – т. е. ограничен местом и временем.
Понятие «воспитания» многозначно, его рассматривают как общественное явление, деятельность, процесс, ценность, систему, воздействие, взаимодействие и т. д.
Воспитание , осуществляемое системой учебно-воспитательных учреждений, в узком педагогическом смысле понимают как воспитательную работу, направленную на формирование у детей системы определенных качеств, взглядов, убеждений; в еще более узком значении – это решение конкретных воспитательных задач.
Наиболее общие явные функции воспитания :
1) планомерное создание условий для относительно целенаправленного развития членов общества и удовлетворения ими ряда потребностей;
2) подготовка необходимого для развития общества «человеческого капитала», в достаточной мере адекватного общественной культуре;
3) обеспечение стабильности общественной жизни через трансляцию культуры;
4) регулирование действий членов общества в рамках социальных отношений с учетом интересов половозрастных и социально-профессиональных групп.
По содержанию исследователи делят воспитание на:
1) умственное;
2) трудовое;
3) физическое;
4) нравственное;
5) эстетическое;
6) правовое;
7) половое;
8) экономическое;
9) экологическое.
По институциональному признаку можно выделить:
1) семейное воспитание;
2) религиозное воспитание;
3) социальное воспитание;
4) дизсоциальное воспитание.
Воспитание – это многофакторный процесс, т. е. на него оказывает влияние не только образовательные учреждения, но и семья, общество и все его воспитательные институты. Поэтому к воспитанию применяют принцип комплексного подхода – объединение всех воспитательных сил.
В образовательном процессе действия воспитателя (учителя, педагога) целенаправленны.
Результаты и эффективность воспитания в условиях современного общества готовностью и подготовленностью членов общества к сознательной активности и самостоятельной творческой деятельности, позволяющей им ставить и решать задачи, не имеющие аналогов в опыте прошлых поколений. Важнейший результат воспитания – готовность и способность человека к самоизменению (самостроительству, самовоспитанию).
В образовательном процессе проверка результатов воспитания проводится различными путями:
1) анализ ответов на прямо поставленные вопросы;
2) оценочные суждения (на примере какой-либо ситуации из жизни или из книги);
3) сочинения на свободную тему («Мой идеал», «Что такое нравственность?» и т. п.);
4) диспуты и дискуссии на тему, выбранную воспитателем;
5) личная беседа учителя с учеником.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 291.