Проблемы взаимодействия общества и природы.Методы изучения ок среды
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Возникновение общества. История чело общества в опред смысле являет картину его изменяющегося взаимод с природой. Однако общество не сущ изначально. История его возникнов не отделима от истории становления самого человека. Являясь частью прир человек постепенно, в поцессе труда и общения формир как социальное существо. Этот проц имеет своим началом выделение чел из животного мира, формир у него социальных побудит мотивов вповедении. В силу вступает наряду с естеств и социальный отбор. (применительно к сообществам) Выживали те сообщества кот подчинялись опред социально значимым требованиям: сплоченности взаимопомощи... Это социально значимое закреплялось естеств отбором и передачей опыта. В преобразов первобытного стада в челов общество все большую роль играли соц закономерности на фоне действия биологич. Это осущ в первую очередь в проц труда.

Прир Среда - естественное условие жизни общества. С самого возникнов челов общество изменяло окруж природу и само менялось под ее воздействием. Воздействие общ на прир обуславливается развитием мат производства, науки и техники, общ потребностей. При этом происходит расширение рамок геогр Среды, накопление новых свойств, все более отдаляющих ее от девственного состояния. Если лишить соврем геогр среду ее свойств, созданных трудом многих поколений, и поставить совр общество в исх природные условия, то оно не сможет существовать.

В свою очередь и геогр среда влияет на развитие общества. Сравним развитие народов севера и юга, тропиков. Геогр Среда оказывает влияние на хозяйственную специализацию стран ирайонов. Так, если в усл тундры насел занимается оленеводством, а в субтропиках - разведением цитрусовых. Влияние геогр Среды на общество - явление историческое: чем глубже в глубь веков, чем слабее силы общества, тем больше его зав0ть от геогр Среды.

Помимо всего живого биосфера включает в себя и человека. Причем его влияние сильно меняет биосферу. С развитием человечества осуществляется переход к новому качественному состоянию - ноосфере, представляющую собой сферу живого и разумного. Ноосфера т.о. новая особая реальность, связанная с более глубокими и всесторонними формами преобраз воздействия общества на природу.

Экология. - наука, изучающая закономерности взаимодействия живого с внешними условиями его обитания с целью поддежания динам равновесия системы “общество-природа”.

Развитие человечества, его производ сил столкнули челов с пробл ограниченности прир ресурсов, возможного наруш динам равновесия системы общ-прир. “Не стоит обольщаться победами над природой. За каждую такую победу она мстит. Каждая из этих побед меет правда в первую очередь те последствия, на кот мы расчитывали, но во втор и в третью очередь совсем другие, непредвиденые последствия, кот очень часто уничтожают значение первых.” Мы все воюем с природой, а надо мирно существовать в ней.

Чел, превращая все большую часть природы в среду своего обитания, расширяет границы своей свободы по отношению к природе, что должно обострять в нем чувство ответственности за преобоазующее воздействие на нее. Здесь находит отражение общефил прнцип: “чем полнее свобода, тем выше ответственность”.

В настоящее время глобальность эколог проблем требует от чел иного способа мышлеия, новой формы самосознания - Экологического сознания. Это прежде всего означает, что челов должно осознать себя как единое целое в своем отношении к природе. Самое первое и главное условие сохранение равновесия и гармонии с природой - это разумное сосуществование людей друг с другом. Необходимо соединить усилия всех людей, всего человечества в решениях этих проблем. В соврем обществе потреблеия решение эколог проблем невозможно..

Метод исследования — это совокупность правил и норм, регламентирующих и регулирующих деятельность исследователя в процессе научного исследования.

Используемые в экологии методы можно разделить на общие и специальные.

Общие методы исследования объединяют методы, используемые в самых различных отраслях знаний. Они в зависимости от характера познания могут быть разделены на теоретические и экспериментальные.

К теоретическим методам исследования относят: абстрагирование, идеализацию, анализ, синтез, индукцию, дедукцию, ранжирование, формализацию, моделирование, вероятностно-статистический, системный, логический, исторический и др.

Исторический метод широко используется в экологических исследованиях. Этот метод предполагает исследование возникновения, формирования и развития объектов или явлений в строго хронологической последовательности, в результате чего экологи получают дополнительную информацию о неблагоприятных экологических явлениях в процессе их развития.

К экспериментальным методам относят: эксперимент, наблюдение, сравнение, измерение.

Эксперимент — наблюдение за изучаемыми объектами в процессе целенаправленного воздействия на них. В широком смысле слова экспериментами можно называть все формы воздействия человека на природу: орошение, осушение, строительство водохранилищ и городов, вырубку лесов и т. д. Хотя эти воздействия проводились не с целью получения данных о влиянии техногенных воздействий на природу, их результаты можно использовать для научного анализа.

Эксперименты проводят не только с реальными объектами, но и с их моделями. В таких случаях можно говорить об экспериментальном моделировании. В качестве моделей в экологии используются численные уравнения, химические выражения, физические конструкции, топографические и тематические карты и т. д.

Наблюдение — это систематическое, целенаправленное восприятие различных свойств и характеристик объекта без вмешательства в его поведение.

Сравнение — это установление сходства и различия объектов непосредственно или опосредствованно.

Измерение — операция, посредством которой определяется отношение одной измеряемой величины к другой однородной, принимаемой за единицу.

Наряду с общими методами в экологии активно используется огромный набор специальных методов, предназначенных для решения специфических экологических задач.

В полевых условиях важное значение приобретают экспресс-методы, позволяющие определить необходимые параметры упрощенно и быстро. Несмотря на значительные погрешности измерений, для многих экологических задач точность экспресс-методов вполне достаточна.

Одним из косвенных методов получения экологической информации является индикационный метод. Он основан на существовании взаимных связей между различными явлениями и объектами. Смысл индикационных методов заключается в ускорении и удешевлении проводимых исследований. Это достигается благодаря тому, что некоторые свойства и признаки у растений и животных, используемые в качестве индикаторов других явлений, более доступны и легко фиксируются, причем хорошо фиксируются визуально.

В качестве индикаторов обычно используются хорошо физиономически выраженные компоненты окружающей среды: растительность, почвы, рельеф. Нередко в качестве индикаторов негативных экологических процессов в окружающей среде может выступать поведение живых организмов, их состояние.

Значительно расширились возможности индикационных методов после появления аэро- и космофотоснимков.

Каждый вид растений имеет определенные экологические границы условий своего существования, или экологическую амплитуду. Растения, произрастающие в широком диапазоне экологических условий, не могут служить индикаторами. Те растения, у которых очень узкий диапазон экологической амплитуды, являются очень ценными для использования их в качестве индикаторов. С помощью таких индикаторов можно предсказывать изменения состояния окружающей среды (например, появление тростника или камышей может свидетельствовать о подтоплении территории грунтовыми водами).

Дата: 2018-12-28, просмотров: 341.