Соотношение правосознания с правовым воспитанием, правовым обучением, правовой культурой и правовым нигилизмом
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Если правосознание характеризует отношение к праву с внутренней стороны человеческой деятельности, то выразителем такого отношения вовне выступает правовая культура. Эти категории теснейшим образом связаны между собой.
Правовая культура — это состояние правосознания, законности, совершенства законодательства и юридической практики, выражающее состояние права как социальной ценности Правовая культура личности - это знание и понимание права, а также действия в соответствии с ним
Правовая культура является совокупностью духовных и материальных ценностей, которые характеризуют всю правовую действительность. Это, прежде всего, уважительное отношение к праву, проявляющееся в правомерном поведении.
Деформация правосознания. Правовой нигилизм

В общественно-политической жизни возможны деформации правосознания которые проявляются в правовом нигилизме и правовом идеализме.

Правовой нигилизм — это отрицательное отношение к праву, правовым формам организации общественных отношений. Он может существовать как на уровне индивидуального, так и группового и общественного сознания.

Правовой нигилизм имеет различные формы проявлении. Это и равнодушное безразличное отношение к праву и его возможностям, и неверие в право, негативное отношение к нему, отрицание его социальной и личностной ценности.

К основным причинам распространения правового нигилизма в нашей стране относят:

1) исторические корни, которые в России являются следствием самодержавия многовекового крепостничества, лишавшего людей прав и свобод, а также тоталитаризма, его репрессивного законодательства, неправового характера правосудия;

2) семидесятилетнюю теорию и практику понимания диктатуры пролетариата как власти не связанной и неограниченной правом,

3) правовую систему, в которой господствовали командно-административные методы, секретные и полусекретные подзаконные нормативные акты формальные конституции и законы, которые только декларировали права , свободы личности, но не обеспечивали их соблюдение;

4) количественную и качественную реформу правовой системы в 90-е_годы, связанный с этим кризис законности и неотлаженность механизма приведения в действие принимаемых законов, длительность процесса осуществления реформ, особенно судебной реформы.

Правовое воспитание — это целенаправленная деятельность по передаче правовой культуры, правового опыта, правовых идеалов и механизмов разрешения конфликтов в обществе от одного поколения к другому.

Правовое воспитание в узком смысле слова отличается от правовой социализации своей целенаправленностью на повышение правовой культуры личности, социальной группы и общества в целом. Оно осуществляется в определенных организационных формах.

Правовое воспитание тесно связано с правовым обучением. Воспитание не может осуществляется без обучения, также как и обучение обязательно оказывает воспитательное влияние на обучаемых.


57. Правовое воспитание: цели, содержание, механизм, формы, средства и способы.

Правовое воспитание – это целенаправленная деятельность государства, общественных структур, средств массовой информации, трудовых коллективов по формированию в правосознании граждан устойчивых правовых знаний, убеждений, ценностей, потребностей и привычек правомерного поведения.

Основной задачей правового воспитания является формирование и совершенствование в избранном направлении правового сознания индивидов и общественных групп. Усиление правового просвещения населения, преодоление правового нигилизма – одна из задач проводимой в стране правовой реформы.

Основные функции правового воспитания:

1) передача воспитуемым (индивидам, общественным группам) определенной суммы правовых знаний, навыков и умений;

2) формирование правовых идей, убеждений и чувств в правосознании людей.

Механизм правового воспитания – это механизм перевода идей, содержащихся в общественном правосознании, особенно в его идеологической части, в правосознание воспитуемых. В систему правового воспитания входят такие элементы, как субъекты, объекты, совокупность правовоспитательных мероприятий, осуществляемых в определенных формах с использованием специальных правовых средств и методов.

1. Субъектами правового воспитания являются:

- органы и учреждения государства, должностные лица, для которых реализация воспитательной функции права является, как правило, одним из направлений деятельности;

- государственные и негосударственные образовательные учреждения юридического профиля;

- общественные организации и объединения граждан, на которые возлагается обязанность проводить работу среди населения. Примером могут служить общественные организации юристов, правозащитные организации и фонды.

2. Второй составной частью системы правового воспитания являются объекты. Объектами правового воспитания выступают отдельные граждане, различные категории населения, в отношении которых осуществляется правовоспитательная работа. Точнее говоря, объектом правовоспитательного воздействия являются сознание, мировоззрение, взгляды, установки, а в процессе правового воспитания – мнения, оценки, суждения и, как конечный результат, правомерное поведение.

3. Третьей составной частью системы правового воспитания являются правовоспитательные действия. Они проводятся для достижения намеченных целей, прогнозированных результатов, положительного эффекта, с помощью определенных средств, с использованием соответствующих форм и методов.

Формы правового воспитания – это:

1. Правовое образование граждан – изучение законодательства в общеобразовательных школах, колледжах, техникумах и вузах. Полученные знания должны превращаться в личное убеждение, в прочную установку строго следовать правовым предписаниям, а затем – во внутреннюю потребность и привычку соблюдать нормативно-правовые акты, проявлять правовую активность.

2. Профессиональная подготовка специалистов в области права через юридические вузы, факультеты, специальные курсы повышения квалификации и т. д.

3. Правовая пропаганда в средствах массовой информации – распространение правовых идей и правовых требований среди населения. Проводится при помощи газет, журналов, телевидения, радио. Для этой формы характерен широкий охват аудитории.

4. Издание литературы по юридической проблематике (популярные брошюры, комментарии к законам, обзоры правовой практики и др.).

5. Создание компьютерных баз данных («Гарант», «Консультант-плюс», «Кодекс», «Референт» и др.), распространение правовой информации через Интернет.

6. Наглядная правовая информация (стенды фотографий правонарушителей, стенгазеты, боевые листки и т. д.).

7. Влияние юридической практики – законотворческой деятельности государства, Конституционного Суда РФ, работы общих судов, других правоохранительных органов. Например, участие в судебных процессах в качестве истца, ответчика, потерпевшего, народного заседателя, присяжного; заключение разного рода гражданско-правовых сделок, пользование услугами адвоката и т. п. Таким образом, юридическая практика предполагает практическое использование полученных знаний и умений в ситуациях, когда гражданин, с одной стороны, без посторонней помощи правильно выбирает ту или иную организацию или учреждение, куда ему необходимо обратиться для правового решения возникшей у него проблемы.

8. Влияние произведений литературы и искусства: романов и повестей, кинофильмов, театральных постановок, посвященных правовым проблемам.

9. Самовоспитание – заключается в формировании у себя глубокого уважения к праву, потребности строго следовать правовым предписаниям путем самообучения, самостоятельного анализа правовой действительности и личной практики.

Методы правового воспитания – это способы целенаправленного воздействия субъекта правового воспитания на правосознание коллектива, группы или одного человека.

Методами правового воспитания являются: убеждение, поощрение, профилактика, предупреждение, потенциальная угроза применения санкции, принуждение, наказание, другие способы и приемы воздействия на сознание воспитуемых. Использование тех или иных методов зависит от конкретных обстоятельств.

В современный период, к сожалению, внимание к правовому воспитанию в значительной степени ослабло. Многие его формы вообще исчезли, другие используются явно недостаточно. Между тем они показали свою достаточную эффективность в прошлом и вполне могут быть использованы и усовершенствованы ныне, когда роль закона и юриспруденции в стране значительно выросла.





Дата: 2018-12-28, просмотров: 570.