В.М. Иванов, С.Е. Шишлянникова, О.В. Горланова
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Учебно-методическое пособие

по изучению дисциплины

«Основы работы с научной литературой»

Для магистрантов направления «Агрономия»

Волгоград 2018



УДК 000:631.5

ББК 72:40

И-20

Рецензент:

Академик РАН, доктор с.-х. наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ, заведующий Волгоградским филиалом ФГБНУ ВНИИГиМ В.В. Бородычев.

Иванов, Владимир Михайлович И-20. Учебно-методическое пособие по изучению дисциплины «Основы работы с научной литературой» для магистрантов направления «Агрономия» // В.М. Иванов, С.Е. Шишлянникова, О.В. Горланова – Волгоград: ФГБОУ ВО Волгоградский ГАУ, 2018 – 81 с.

В учебно-методическом пособии содержатся материалы и пояснения к изучению дисциплины «Основы работы с научной литературой» магистрантами очной и заочной форм обучения направления «Агрономия».

При изучении дисциплины у магистрантов формируются компетенции ПК-4 и ПК-5.

УДК 000:631.5

ББК 72:40

Рекомендовано методической комиссией агротехнологического факультета, протокол №1 от 27 августа 2018 г.



ВВЕДЕНИЕ

Цель освоения дисциплины «Основы работы с научной литературой» заключается в подготовке специалистов, владеющих навыками работы с научной литературой, подготовки рукописей научных трудов, аналитическому обобщению результатов исследований, навыками изложения результатов экспериментов с применением научной терминологии.

Задачами подготовки магистрантов в области работы с научной литературой является формирование комплекса знаний и навыков по следующим направлениям:

— знание видов научной литературы, баз данных, в том числе электронных, научной литературы и принципы поиска информации в них;

— знание библиотечных фондов, кодов классификаторов научных изданий. Правила подбора УДК и ББК, авторских знаков для публикаций. Поиск литературы по УДК;

— владение структурой научного текста, стилистикой изложения материала исследований, приемами подготовки рукописей к изданию;

— умением правильно оформлять библиографические описания согласно требованиям нормативов, делать ссылки на литературные источники и наукометрические характеристики публикаций;

— знать критерии публикационной активности.

Изучение дисциплины «Основы работы с научной литературой» направлено на формирование двух профессиональных компетенций: ПК-4 и ПК-5. Первая из них предусматривает готовность составлять практические рекомендации по использованию результатов исследований, а вторая — готовность представлять результаты в форме отчетов, рефератов, публикаций и публичных обсуждений.

Дисциплина Б-1.В.ДВ-5 «Основы работы с научной литературой» относится к вариативной части блока 1 «Дисциплины по выбору» и является базовой для научно-исследовательской практики, преддипломной практики и государственной итоговой аттестации.

     Общая трудоемкость дисциплины на очной и заочной формах обучения составляет 72 часа (две зачетные единицы). Контактная работа обучающихся с преподавателем на очной форме обучения — 18 часов в форме практических занятий, а также предусмотрено написание реферата. На заочной форме контактная работа составляет 6 часов (все занятия — практические), а также предусмотрена контрольная работа. Завершается изучение дисциплины сдачей зачета.

Для качественной подготовки к зачету, ниже приведена основная информация по тематике занятий, поскольку учебно-методическое пособие по изучаемой дисциплине в Волгоградском ГАУ еще не издавалось.



ТЕМА 1. ВИДЫ НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ,

ИХ СТРУКТУРА

Научная работа – письменный отчет, описывающий результаты работы и исследования, должен удовлетворять определенным критериям. Научная работа содержит описание промежуточных или конечных результатов исследования, освещает определенные вопросы по теме исследования.

Содержание научных исследований весьма разнообразно, что определяет виды научных работ и формы их представления.

Формы представления результатов научных работ также достаточно разнообразны, по оформлению, объему, содержанию и показывают многообразие научной деятельности. Основные виды и формы научной деятельности, в которых студенты могут довести до сведения других содержание своих научных исследований - устные сообщения, письменные работы и опубликование материала в печати.

Реферат — краткое точное изложение содержания документа, включающее основные фактические сведения и выводы, без дополнительной интерпретации или критических замечаний автора реферата [7]. Реферат включает следующие аспекты содержания исходного документа:

- предмет, тему, цель работы;

- метод или методологию проведения работы;

- результаты работы;

- область применения результатов;

- выводы;

- дополнительную информацию.

Объем реферата зависит от содержания реферируемого документа (ГОСТ 7.9-95. Реферат и аннотация. Общие требования). В заглавии реферата отражается название реферируемой работы [6]. Обычно в реферате не требуется титульного листа, подразделения текста, оглавления, но некоторые вузы вводят другие требования к этому виду работ.

Доклад. По своему характеру доклад представляет собой запись устного сообщения по какой-либо теме. Доклад строится на основе введения, развернутого реферата содержания работы и заключения. Заранее необходимо уточнить установленный регламент выступления. Для доклада желательно отобрать наиболее значимые и интересные результаты, факты, выводы, наблюдения, постараться включить их в свое выступление [18]. Наиболее важные и интересные результаты можно представить в виде плакатов (не более 1-3-х). Плакаты облегчат выступление, сделают более доступным его восприятие слушателями и придадут дополнительную значимость работе. Вместо плакатов или дополнительно к ним можно использовать технические средства (мультимедийный проектор, электронную доску и т.п.).

Доклад следует делать на 5–15 минут (в зависимости от регламента) и построить следующим образом:

1. Название темы работы, обоснование ее новизны и практической значимости.

2. Цель и задачи работы.

3. Характеристика предмета, объекта и материала исследования.

4. Методы исследования.

5. Основные результаты и выводы работы.

6. В заключение можно указать дальнейшие перспективы исследования рассматриваемой проблемы.

Дипломная работа. В настоящее время, в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования все без исключения дипломированные специалисты готовят и защищают дипломную работу.

Волгоградский государственный аграрный университет в настоящее время называется «Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования» на агротехнологическом факультете бакалавры пишут и защищают выпускную квалификационную работу, а магистры — диссертационную.

Дипломная работа у дипломированных специалистов больше и глубже курсовой, но меньше диссертации. По дипломной работе студент работает с научным руководителем.

Специального ГОСТа для оформления диплома не существует. ГОСТ по оформлению дипломной работы практически не менялся с 2001 года. Сегодняшние правила оформления дипломной работы регламентируются документом ГОСТ 7.32-2001 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Отчёт о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления» [10].

Основные этапы написания дипломной работы:

1. Тема. К выбору следует отнестись со всей серьезностью, учитывая свои знания и навыки для того чтобы отразить их в научной работе.

2. Руководитель. Нужно понимать, как преподаватель сможет помочь, когда Вы будете делать работу.

3. План. Включает в себя предварительную разработку списка используемой литературы, подбор источников и построение, оформление материала. А так же какие задачи Вы ставите перед собой, и какие выводы будут сделаны, все это будет важно при защите диплома.

4. Разделы. Работа включает в себя 3 части: теория, аналитика, прикладной материал.

5. Введение. Обычно, входит в работу над разделами, частично отображая суть дипломной работы.

6. Заключение и использованные источники. Список литературы должен отражать все материалы, которые были использованы при написании работы.

7. Оформление. Является важным этапом, т.к. при отклонении от гостов и стандартов, придется переделывать работу.

8. Предварительная проверка позволяет студентам выявить все недостатки с помощью преподавателей.

9. Защита. После проверок работы и утверждения руководителем, диплом отдается в переплет. Затем следует подготовить презентацию, доклад и аннотацию. В заключение надо продумать и подготовить свое выступление при защите дипломной работы.

Магистерская диссертация как вид выпускной квалификационной работы для магистра то же, что и дипломная работа для дипломированного специалиста [14, 15]. Основные подходы к подготовке этих работ схожи, все основные требования отражены в соответствующих гостах, образовательных стандартах и положениях, которые обычно имеются в каждом вузе.

Диссертация — (от лат. dissertatio — рассуждение, исследование) – научная квалификационная работа на присуждение учёной степени кандидата или доктора наук. Диссертация может представлять собой специально подготовленную рукопись, может быть выполнена в виде научного доклада или опубликованной монографии.
Требования к содержанию диссертации различаются в зависимости от учёной степени, на которую претендует соискатель, и от научного направления. Общими требованиями являются оригинальность, научная новизна и практическая значимость работы. Помимо собственно диссертации от соискателя требуется наличие официально опубликованных печатных работ по теме диссертации. Диссертация принимается в ходе процедуры, называемой защитой диссертации [16, 17, 22].

В диссертации, имеющей прикладное значение, должны приводиться сведения о практическом использовании полученных автором научных исследований, а в диссертации, имеющей теоретическое значение, должны быть представлены рекомендации по использованию научных выводов.

Автореферат диссертациинаучное издание в виде брошюры, содержащее составленный автором реферат проведенного им исследования, представляемого на соискание ученой степени [15]. Автореферат представляет собой реферирование автором своей же диссертации. Автореферат, как правило, состоит из двух основных частей. В первой части дается общая характеристика работы: задачи исследования, актуальность проблемы, предмет, цель; представляется методологическая база исследования и методы, которые в нем применялись; показывается практическая значимость работы; описывается структура диссертации. Во второй части дается основное содержание работы: представляется материал, обосновывающий достоверность полученных данных, ответы на поставленные задачи, выводы и практические рекомендации. В конце автореферата обычно представляются публикации автора диссертации, в которых отражаются основные положения исследования по данной теме.

Монография — научное или научно-популярное издание, содержащее полное и всестороннее исследование одной проблемы или темы и принадлежащее одному или нескольким авторам. В монографии углубленно разрабатывается и раскрывается одна тема. Монография представляет собой издание, в котором автор излагает данные своих научных исследований. Монография может быть написана одним автором или несколькими авторами. Объем монографии — от10-15 печатных листов и больше. В ней подробно раскрываются методы и организация исследовательской работы, приводится  фактический материал, особенно в части экспериментальных исследований, теоретические обобщения и новые положения, предлагаемые автором на основании полученных исследовательских результатов. В структуре монографии выделяют введение, в котором раскрывается актуальность исследования и дается характеристика исследуемой проблемы, основную часть, состоящую из нескольких глав (разделов), в которых излагается основное содержание результатов исследования; заключение, в котором подводятся итоги монографического исследования, приводится список литературы, приложение, в котором помещаются материалы, дополняющие основной текст монографии.

Издание научное, научно-популярное. Научное издание это издание, содержащее результаты теоретических и (или) экспериментальных исследований, а также научно подготовленные к публикации памятники культуры и исторические документы. Научно-популярное издание это издание, содержащее сведения о теоретических и (или) экспериментальных исследованиях в области науки, культуры и техники, изложенные в форме, доступной читателю неспециалисту. Провести четкую грань между научным и научно-популярным изданием сложно. К научным изданиям можно отнести монографии и сборники научных трудов, тезисов научных конференций. В научно-популярных изданиях, как правило, представлены рекомендации по различным проблемам науки , техники, сельского хозяйства.

Научная статья. Одним из видов научных работ, является статья, в которой обычно приводятся наиболее значимые результаты научного исследования. Как правило, статьи публикуются в научных журналах, сборниках научных конференций и т.д. Объем статьи — от 3 до 15 страниц. В структуру статьи обычно входит название; фамилия автора (авторов); ключевые слова; введение; методика исследования; заключение; список использованной литературы. Организация, которая будет издавать журнал или сборник обычно устанавливает требования по объему, правилам печатания (например, компьютерный вариант работы), иллюстрациям и т.д. Статья должна быть представлена  строго в соответствии с установленными требованиями и положениями. Если статей по одной теме несколько, автор последовательно излагает новые полученные результаты, их теоретическое значение и применение их на практике.


Дата: 2018-12-28, просмотров: 251.