Существенную сложность представляет обнаружение воздушного судна, потерпевшего катастрофу в безлюдной местности. В данном случае применение собак оправдано и целесообразно:
1) для обнаружения места падения частей, деталей, груза;
2) для нахождения пострадавших и тел погибших непосредственно в самом разбитом воздушном судне или на прилегающей к нему местности.
Обломки могут быть рассеяны на обширной площади. Дополнительные сложности возникают при падении воздушного судна в густые заросли, глубокий снег, песок или на заболоченные участки. В этих случаях кинологические расчеты, применяющие специально обученных к поиску именно в данной местности собак, действуют в составе поисковых групп спасателей. Собаки в процессе работы реагируют на любые характерные для данной среды объекты. Чутье позволяет им находить мелкие обломки как под большим слоем песка или снега, так и находящиеся на небольшой глубине под водой, так как они имеют характерный резкий запах топлива, металла или синтетических материалов. При обнаружении инородного предмета собака фиксируется на месте и (или) обозначает голосом место.
Металлические детали могут быть обнаружены и при помощи приборов-металлоискателей, однако они способны давать точные показания лишь на сравнительно близком расстоянии, тогда как поисковые собаки, пользуясь верхним чутьем, «прихватывают» запах на значительном расстоянии, реагируют на развеянные ветром тончайшие оттенки запаха. Радиус этого места может составлять до 100 м и более. Спасатель-кинолог обязан находиться в хорошем контакте с собакой и грамотно сочетать приемы управления ею, исключающие хаотичность поиска. В то же время он должен позволять собаке проявлять инициативу. Момент учуивания запаха всегда отражается на поведении животного, и спасатель-кинолог обязан заметить изменение его поведения, чтобы не помешать несвоевременной командой.
Когда район падения воздушного судна обнаружен, начинается тщательный обыск местности. Район поиска разбивается на участки, и кинологические расчеты тщательно их прорабатывают.
Реакция собаки на обнаружение людей, останков или предметов различна, и при дрессировке приоритет отдается поиску живых людей. Крупные части воздушного судна обследуются кинологическими расчетами следующим образом. Производится предварительное визуальное изучение объекта, определяется направление ветра, маршруты движения снаружи и внутри. Поиск начинается с подветренной стороны, собаку направляют вокруг объекта. В местах наиболее сильного выхода запаха пострадавших собака самостоятельно фиксируется и лаем подзывает спасателя-кинолога, который отмечает указанное собакой место флажками и сообщает об этом старшему поисковой группы. Далее собаку направляют внутрь объекта, где работа ведется аналогично проведенной снаружи. Спасатели должны обратить внимание на то, что после катастрофы запахи внутри поврежденного судна могут распространяться по весьма сложным каналам. Это следует учитывать при определении местонахождения пострадавшего после обозначения флажком места выхода запаха.
После нахождения пострадавших и тел погибших кинологические расчеты продолжают обследование местности, чтобы, по возможности, найти все обломки корпуса судна и груза, находящегося в нем. Если имеются признаки того, что кто-то из членов экипажа или пассажиров мог уйти с места происшествия, кинологические расчеты продолжают искать людей, сочетая следопытную работу и обыск местности. Если вследствие удара или взрыва люди отброшены от места аварии, их нужно срочно найти для оказания первой медицинской помощи.
При автотранспортных катастрофах применение собак целесообразно в следующих случаях:
- при поиске автомобиля, сбившегося с пути в безлюдной местности и оказавшегося под слоем песка или снега;
- при аварии в безлюдной местности, когда находившиеся в автомобиле люди в состоянии аффекта покидают место аварии;
- при авариях, связанных со сходом лавин, селей или в случаях песчаных или снежных бурь.
Поисковые работы с применением собак ведутся так же, как и при авиакатастрофах.
При железнодорожных авариях собак следует применять, если нагромождения деформированных вагонов не позволяют обнаружить пострадавших, находящихся внутри, визуально, или если пострадавшие находятся без сознания, или по иным причинам не могут сообщить голосом или другим способом о своем местонахождении (состояние аффекта или шока, получение серьезных повреждений, опасных для жизни), или при значительном разбросе пострадавших (тел погибших) вокруг места катастрофы, особенно в темное время суток. Пострадавшие могут уйти с места аварии, но спасатели-кинологи должны их срочно найти для оказания медицинской помощи.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 439.