(модель А D - AS )
1. Совокупный спрос. Кривая совокупного спроса. Неценовые факторы совокупного спроса.
2. Совокупное предложение. Краткосрочная и долгосрочная кривые совокупного предложения. Неценовые факторы совокупного предложения.
3. Краткосрочное и долгосрочное равновесие в модели AD-AS. Изменения в равновесии. Эффект храповика.
Ключевые понятия и термины
Агрегирование (aggregation) – соединение отдельных единиц или
данных в единый показатель.
Детерминанты совокупного предложения (determinants of aggregate supply) – экзогенные факторы, вызывающие смещение кривой совокупного предложения.
Детерминанты совокупного спроса (determinants of aggregate demand) – экзогенные факторы, вызывающие смещение кривой совокупного спроса.
Кейнсианский отрезок кривой совокупного предложения (Keynsian range of aggregate supply curve) – горизонтальный отрезок кривой совокупного предложения, на котором экономика характеризуется неполной занятостью ресурсов.
Классический отрезок кривой совокупного предложения (classical range of aggregate supply curve) – вертикальный отрезок кривой совокупного предложения, на котором экономика характеризуется полной занятостью всех ресурсов.
Кривая совокупного предложения (aggregate supply curve) – кривая, показывающая прямую зависимость между уровнем цен и объемом внутреннего продукта, который производители готовы предложить к продаже.
Кривая совокупного спроса (aggregate demand curve) – кривая, показывающая обратную зависимость между уровнем цен и величиной спроса на реальный внутренний продукт.
Макроэкономическое равновесие (macroeconomic equilibrium) – это такое состояние национальной экономики, когда существует равновесие между совокупным спросом и совокупным предложением.
Модель AD - AS (AD-AS model) – макроэкономическая модель, в которой показатели совокупного спроса и совокупного предложения используются для определения цен и реального внутреннего продукта.
Промежуточный отрезок кривой совокупного предложения (intermediate range of aggregate supply curve) – восходящий отрезок кривой совокупного предложения, характеризующий состояние экономики, приближающееся к уровню полной занятости.
Равновесный ВВП (equilibrium gross domestic product) – ВВП, при котором объем произведенной продукции равен совокупному спросу на нее.
Равновесный уровень цен (equilibrium price level) – уровень цен, устанавливаемый при равновесном ВВП (когда кривая совокупного спроса пересекается с кривой совокупного предложения).
Реальный ВВП (real gross domestic product) – ВВП с поправкой на
изменение уровня цен.
Совокупное предложение (aggregate supply, AS) – общее количество товаров и услуг, которое могут предложить производители при данном уровне цен в определенный период времени.
Совокупный спрос (aggregate demand, AD) – общий объем товаров и услуг, который потребители, предприятия и правительство (государство) хотят и могут купить при любом возможном уровне цен в определенный период времени.
Уровень цен (price level) – средневзвешенная величина цен, уплачиваемых за продаваемые товары и услуги в стране.
Эффект богатства, или реальных наличных средств (wealth or real balances effect), – понятие, выражающее связь между уровнем цен и величиной реального богатства, представленного в финансовых активах (акциях, облигациях, депозитах и т.п.); повышение уровня цен сокращает размеры реального богатства, в результате чего сокращается величина совокупного спроса, и наоборот.
Эффект импортных закупок (foreign purchases effect) – понятие, которое показывает взаимосвязь между объемом чистого экспорта и уровнем цен в экономике: при повышении уровня цен объем чистого экспорта сокращается и наоборот.
Эффект процентной ставки (interest-rate effect) – понятие, которое выражает взаимосвязь между уровнем процентных ставок и величиной совокупного спроса: при повышении процентных ставок дорожают потребительский кредит и инвестиции, что снижает величину совокупного спроса, и наоборот.
Эффект храповика (ratchet effect) – тенденция уровня цен к повышению, если возрастает совокупный спрос, и к сохранению уровня цен, если он сокращается.
Литература: [5, с. 256–266; 7, с. 302–324; 8, с. 300–323; 10, с. 268–287; 11, с. 406–416; 15, с. 281–293; 17, с. 112–127; 18, с. 259–285; 19, с. 412–435; 20, с. 237–254].
Тесты и задачи
1. Совокупный спрос – это:
а) общее количество товаров и услуг, которое могут предложить производители при данном уровне цен;
б) все имеющиеся в обществе потребности;
в) спрос на автомобили;
г) общий объем товаров и услуг, на который предъявляется спрос всеми потребителями при различных уровнях цен.
2. В период экономических спадов совокупный спрос в национальном хозяйстве:
а) увеличивается;
б) уменьшается;
в) остается без изменений;
г) может и увеличиваться, и уменьшаться.
3. Совокупное предложение – это:
а) общее количество товаров и услуг, которое могут предложить производители при различном уровне цен;
б) предложение денег на денежном рынке;
в) предложение услуг труда на рынке труда;
г) общий объем товаров и услуг, на который предъявляется спрос при различных уровнях цен.
4. Если объем равновесного ВВП окажется больше его потенциального уровня, то:
а) уровень цен повысится;
б) уровень безработицы повысится;
в) начнется паника на рынке ценных бумаг;
г) разразится нефтяной кризис.
5. Если люди не тратят весь свой доход на потребление и помещают неизрасходованную сумму в банк, то можно сказать, что они:
а) сберегают, но не инвестируют;
б) откладывают деньги на туристические поездки;
в) собираются купить новую мебель;
г) решили завести ребенка.
6. Увеличение совокупного спроса приводит к росту равновесного ВВП и уровня цен, если это происходит на:
а) кейнсианском отрезке кривой AS;
б) промежуточном отрезке кривой AS;
в) промежуточном и классическом отрезках кривой AS;
г) классическом отрезке кривой AS.
7. Эффект храповика – это тенденция:
а) повышения цен с ростом совокупного спроса;
б) падения цен с ростом совокупного спроса;
в) стабильности цен с ростом совокупного спроса;
г) повышения цен с ростом совокупного спроса, но их стабильности при его понижении.
8. Классический вариант кривой AS предполагает, что в долгосрочном периоде изменение совокупного спроса:
а) окажет влияние на объем выпуска, но не на уровень цен;
б) окажет воздействие на уровень цен, но не на объем выпуска;
в) не окажет влияние на уровень цен и объем выпуска;
г) окажет влияние как на уровень цен, так и на объем выпуска.
9. Если налоги на предпринимательство растут, то:
а) растут совокупное предложение и совокупный спрос;
б) сокращается совокупное предложение, а объем совокупного спроса не изменяется;
в) совокупный спрос сокращается, а объем совокупного предложения не изменяется;
г) увеличивается совокупный спрос, а объем совокупного предложения остается прежним.
Ответы: 1. г); 2. б); 3. а); 4. а); 5. а); 6. б); 7. г); 8. б); 9. б).
Дата: 2018-12-28, просмотров: 244.