1. Экономика как сфера жизнедеятельности общества.
2. Экономические науки. Общая и частные экономические науки. Предмет и функции экономической теории. Разделы экономической теории.
3. Методы экономической науки: общие и частные. Экономические категории и экономические законы. Системный подход к изучению экономических процессов. Предельный, функциональный и равновесный анализ.
4. Экономическая теория и экономическая политика. Позитивная и нормативная экономическая теория.
5. Основные научные школы и современные направления развития экономической теории.
Ключевые понятия и термины
Анализ (analysis) – метод познания, предполагающий разделение целого на отдельные составные части и изучение каждой из них самостоятельно.
Аналогия (analogy) – метод познания, предполагающий перенос свойств с известного явления или процесса на неизвестные.
Дедукция (deduction) – метод познания, заключающийся в переходе от общего к частному.
Индукция (induction) – метод познания от частного к общему; вид обобщения на основе эмпирических данных.
Институциональная экономика (institutional economics) – тип экономического анализа, делающий упор на роль социальных, политических и экономических организаций в определении экономических явлений. Это направление получило особое распространение в США в начале ХХ в. под влиянием работ Т.Б. Веблена и У.К. Митчелла.
Кейнсианская экономическая теория (Keynesian economics) –термин, используемый для обозначения макроэкономических теорий уровня экономической активности, использующих методы, разработанные Дж.М. Кейнсом. В центре внимания кейнсианской экономической теории находились три проблемы: стабильность рыночной системы и, особенно, ее способность к поддержанию полной занятости, роль денег в такой системе и долгосрочная динамика рыночной экономики.
Классическая школа (classical school) – классики – сторонники экономического либерализма, суть которого выражается словами «laissez faire» – полная экономическая свобода личности и свободная конкуренция, не ограниченная вмешательством государства. Классическая школа рассматривает человека, прежде всего, как «человека экономического». Его стремление к максимизации своего богатства ведет и к приумножению богатства всего общества.
Макроэкономика (macroeconomics) – раздел экономической науки, изучающий экономику как единое целое, формирующий цели экономической политики, определяющий инструменты для ее реализации и использующий для этого общие (совокупные) экономические показатели.
Маржинализм (marginalism) – методология, в основе которой лежит теория предельной полезности.
Меркантилизм (mercantilism) – концепция, которая видела основу национального процветания в накоплении благородных металлов (золота и серебра), считавшихся главными формами богатства.
Микроэкономика (microeconomics) – раздел экономической науки, изучающий деятельность отдельных экономических агентов (индивидов, домохозяйств, фирм и др.) и их поведение на отраслевых рынках.
Монетаризм (monetarism) – макроэкономические воззрения, в соответствии с которыми изменения совокупного объема продукта и уровень цен изменяются в зависимости от изменений предложения денег; опирается на монетарное правило.
Неоинституционализм (neo-institutional economics) – характеризуется отходом от абсолютизации технических факторов и придает особое значение роли трансакционных издержек.
Неоклассическая школа (neo-classical school) – в центре внимания представителей неоклассического направления находится анализ условий, при которых потребители и производители максимизируют свое благосостояние. Как показал А. Маршалл, такая максимизация возможна лишь в условиях свободной конкуренции и именно тогда, когда рынок приходит в состояние сбалансированности, равновесия.
Новая классическая макроэкономическая теория (new classical macroeconomics) – теория, в основе которой лежат исходные положения о гибкости цен и заработной платы и прогнозах индивидов,
строящихся в соответствии с гипотезой рациональных ожиданий.
Нормативная экономическая теория (normative economics) – та часть экономической науки, которая выносит оценочные суждения «что должно быть».
Позитивная экономическая теория (positive economics) – анализ факторов или данных с целью выведения научных обобщений относительно экономического поведения.
Синтез (syntheses) – метод теоретического исследования, заключающийся в соединении частей в целое.
Теория экономики предложения (supply side economics) – теория, сторонники которой считают, что непредвиденные изменения уровня цен способны вызвать макроэкономическую нестабильность лишь в краткосрочном периоде. В долгосрочном периоде экономика сохраняет стабильность при уровне выпуска, который обеспечивает полную занятость благодаря гибкости цен и заработной платы.
Физиократия (physiocrats) – учение классической политэкономии, сохранившей влияние до революции 1789–1794 гг. Физиократы впервые в мировой экономической мысли перенесли вопрос о происхождении общественного богатства из сферы обращения в сферу производства, тем самым положили начало научному анализу воспроизводства и распределения общественного продукта. Однако считали, что прибавочный продукт создается только в сельском хозяйстве.
Функциональный анализ (functional analysis) – метод, отражающий принцип взаимной зависимости экономических явлений.
Экономика, экономикс (economics) – общественная наука об использовании редких экономических ресурсов с целью максимального удовлетворения неограниченных материальных потребностей общества.
Экономическая модель (economic model) – упрощенная картина действительности; абстрактное обобщение.
Экономическая политика (economic policy) – совокупность экономических мероприятий, реализуемых государством по управлению экономикой.
Экономическая теория (economic theory) – это наука, которая изучает поведение людей и отдельных индивидов с точки зрения отношений между их целями и ограниченными средствами, допускающими альтернативное использование.
Экономический принцип, закон (economic principle, law) – обобщение мотивов и практики экономического поведения индивидов и
институтов.
Литература: [3, с. 23–27; 4, с. 138–162; 5, с. 43–84; 6, с. 7–88; 7, с. 15–33; 8, с. 8–30; 10, с. 9–15; 11, с. 15–49; 12, с. 14–24; 14, с. 5–32; 17, с. 5–13; 18, с. 5–19; 19, с. 11–37; 20, с. 8–23].
Тесты и задачи
1. Экономическая теория не изучает:
а) как эффективно использовать ресурсы;
б) как делать деньги;
в) как распределяется национальный доход;
г) как стабилизировать экономику.
2. Установите, какое из определений экономической теории является наиболее полным в настоящее время:
а) наука о видах деятельности, связанных с обменом и денежными сделками между людьми;
б) наука, которая изучает поведение людей и отдельных индивидов с точки зрения отношений между их целями и ограниченными средствами, допускающими альтернативное использование;
в) наука о том, как человечество справляется со своими задачами в области потребления и производства;
г) экономическая теория есть наука о богатстве.
3. Общий уровень цен и безработица в экономической системе изучаются:
а) микроэкономикой;
б) макроэкономикой;
в) менеджментом;
г) международными финансами.
4. Микроэкономика изучает:
а) производство в масштабе всей экономики;
б) численность занятых в экономике;
в) общий уровень цен;
г) производство сахара и динамику его цены.
5. Позитивная экономическая теория изучает:
а) «что есть»;
б) «что должно быть»;
в) дает оценочные суждения;
г) дает практическое преломление.
6. Если на основе фактов делаются обобщения, данный метод ис-
следования называется:
а) анализом;
б) индукцией;
в) абстракцией;
г) дедукцией.
7. Представители какого направления экономической мысли считали, что прибавочный продукт создается только трудом работников сельского хозяйства?
а) меркантилизма;
б) физиократии;
в) маржинализма;
г) кейнсианства.
8. Экономическая теория включает в сферу своего изучения:
а) только рыночную экономику;
б) все системы кроме плановой экономики;
в) все системы кроме переходной экономики;
г) все экономические системы.
9. В какой системе экономические проблемы решаются частично рынком, частично государством?
а) в традиционной;
б) в административно-командной;
в) рыночной экономике свободной конкуренции;
г) смешанной экономике.
10. Для чего в экономических исследованиях используется метод абстракций и допущений?
а) для прогнозирования развития экономики;
б) для облегчения проведения экономического анализа;
в) для создания идеальной модели экономики;
г) для обеспечения системного подхода.
Ответы: 1. б); 2. б); 3. б); 4. г); 5. а); 6. б); 7. б); 8. г); 9. г); 10. б).
Дата: 2018-12-28, просмотров: 234.