Вопрос №2 Этногенез восточных славян. Восточные славяне в VII – IX вв.: хозяйственная деятельность, общественное устройство, религия
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Этногенез - момент зарождения и последующий процесс развития какого-либо народа, приведший к определенному состоянию, виду, явлению. Включает как начальные этапы возникновения какого-либо народа, так и дальнейшее формирование его этнографических, лингвистических и антропологических особенностей.

Расселение и переселение славян на Восточно-Европейской равнине охватывает VI-VIII века. Оно носило в основном мирный характер и было вызвано большим миграционным процессом - Великим переселением народов. В ходе него славяне вступили в соприкосновение с балтийскими и финно-угорскими этническим компонентами, проживающих в этом районе. В результате расселения славян шло разделение, происходило дробление и смешение племен. Складывались общности, носившие территориальные и политический характер. К VIII веку насчитывалось 12 племен.

Основным видом хозяйственной деятельности было пашенное земледелие, форма которого определялась природно-климатическими условиями: юг - переложная система земледелия, в северных районах, где леса, развивалась подсечно-огневая система земледелия. Система земледелия носила экстенсивный характер. Основные культуры: рожь, пшеница.

Вспомогательный характер носили бортничество, скотоводство, рыболовство.

Основу социальной структуры составляли соседские общины. Совокупность общин = племя. Центр племен - грады. В их укрепленной части находились дома знати, к ним примыкал посад, где жили ремесленники и торговцы. Постепенно ведущую роль в союзах племен приобрели дружинники с князем.

Религия славян до принятия христианства представляла собой обожествление природы (анимизм) в сочетании с верой в личных антропоморфных племенных богов и культом предков.

К высшим мужским божествам мифологии восточных славян можно отнести Перуна, Сварога и Сварожичей, Дажьбога, Велеса (Волоса), Хорса, Стрибога, Ярило.

 

Вопрос №3 Процесс образования древнерусского государства: условия и причины. Норманнская и антинорманнская теории.

Этапы образования:

1. К IX веку на территории Восточных славян сформировалось 2 крупных племени: юг, центр - Киев; север, центр - Новгород. Во второй половине IX века возникла острая борьба за власть между князьями (север). Чтобы разрешить конфликт, призвали варяжских князей (862 г., Рюрик, Трувор, Синеус)

2. Поход князя Олега в Киев. 882 год - племянник Рюрика Олег захватил Киев, убив Оскольда и Дира и стал во главе объединенных земель Севера и Юга. Эту дату принято считать датой основания государства. Преемником Олега стал сын Рюрика. Их потомков принято называть Рюриковичами

3. Принятие христианства в 988 году, которое заложило основы культурно-идеологического единства.

4. Принятие в (XI век, 1019—1054 годы, правление Ярослава Мудрого) первого свода законов "Русская правда", которое установило единые правовые нормы.

Условия: территориальная отдаленность, пограничное положение между Европой и Азией, отсутствие культурного и цивилизованного населения, влияние ближайших народов и угроза нападения.

Причины:

Политические: потребность родоплеменной знати в аппарате для защиты своих привилегий и захвата новых земель, формирование племенных союзов, угроза нападения внешних врагов;

Экономические: отделение ремесла от земледелия, сосредоточение ремесел в городе, начало торговых отношений, преобладание свободного труда над рабским трудом;

Социальные: смена родовой общины на соседскую, возникновение социального неравенства людей;

Духовные: общая языческая религия, схожие обычае и обряд;

Норманнская теория

Основоположниками норманнской теории являются немецкие историки и учёные: Гот-либа Байер, Август Шлецер и Герерд Миллер. Эти учёные доказывали норманнское (варяжское) происхождение государственности. Главный фактор, описывающий норманнскую теорию, заключается в том, что русский народ создали скандинавы. Именно они подарили ему государственность и культура, так сказать подчинили его себе.

Антинорманнская теория

Антинорманскую теорию происхождения древнерусского государства в своё время представил Ломоносов, именно он решительно выступил против сущёствующей норманской теории. Антинорманская теория базировалась на следующих принципах:

§ Норманны и варяги – совершенно разные народы.

§ Скандинавы были балто-славянами.

§ Пруссы и Пруссия – порусы, которые обитают рядом с русами.

§ Название русы пошло от названия реки Рось.

§ «Градорика» («страна городов») - так норманны называли земли славян. У самих норманнов в то время городов ещё не было. Исходя из этого, можно сделать вывод, что они никак не могли научить руссов «государственности».

При создании этой теории Ломоносов опирался лишь на внутренние факторы. На сегодняшний день много учёных с уверенностью могут сказать, что в его теории есть множество не доказанных факторов и большое количество домыслов.

 

Вопрос №4 Политическое, социальное и экономическое развитие Киевской Руси IX – XI вв.

 

Начиная с 9 века на Руси начала формироваться жесткая централизованная власть.

Территория нашей страны находится между Европой и Азией. Любые военные действия этих сторон проходили через наши земли и порождали постоянные экстремальные ситуации, поэтому постоянно постояла задача быть в боевой готовности. Исходя из этого мы понимаем, что наше государство испокон веков военизировано. Европа и Азия, несомненно, повлияли на формирование политических институтов, культурных, и многих других, именно поэтому многие ученые, включая Флоренского, называли нашу страну Евразией.

Христианство пришло на Русь в 988 году.

В силу трех вышеуказанных факторов в нашей стране сложилась особая форма социальной организации общества.

Если в западных странах ячейкой общества является семья, то на Руси ей была община, коллектив, корпорация. В следствии всех этих причин в нашей стране всегда определяющую роль играло государство, централизованная власть.

Славянские племена, которые жили к тому времени в сельской общине, стремились к объединению, перессорились между собой из-за приоритета власти. Их спор продолжался долго, и были вынуждены обратиться к своим северо-западным соседям норманнам (варягам) с предложением прийти княжить и управлять славянами.

В 862 году варяжский князь Рюрик начал свое правление в Новгороде и Киеве.

В 882 году князь Олег объединил северные и южные территории.

Древнерусское государство было обширным и очень не стабильным объединением из-за того, что было объединено лишь по военным соображениям.

В то время во главе государства стоял князь. Его престол находился в Киеве. Князь периодически выезжал «в люди», это называлось полюдье.

 Полю́дье — это способ сбора дани с населения восточнославянских племён, существовавший в IX-XII веках на Руси. Племеные. союзы сохраняли собственную организацию, в обязанности их князей входило поставлять дань (повоз), в основном пушнину. Размер рассчитывался пропорционально дворам, и не зависил от достатка владельцев.

Древнерусское государство сочетало в себе элементы рабовладельческого, феодального строя.

В 10 веке определяется феодальный уклад.

Признаки феодального уклада :

- вся земля является собственностью Великого князя.

Во́тчина — это земельное владение, которое принадлежало феодалу - потомственно и с правом перепродажи, залога или дарения.

- постепенно прикрепление к земле крестьян.

Правда Ярослава — это правовой кодекс,который был выдан в 1016 году городу Новгороду и затем вошёл в «Русскую Правду».

«Древнейшая Пра́вда» в то время содержала 18 статей. Ими предусматривалось наказание за побои, убийство, порчу имущества, езду на чужом коне и др. Сохранялось, однако, право родственников на кровную месть за убийство, которая могла быть заменена денежным штрафом.

9-10 века – в обществе все больше неравенства.

Смерд — это свободный общинник-земледелец с мерной долей земли,он же воин, он же пахарь в одном лице. Мог иметь семью, детей и т.д.

Зависимая категория населения – это рядовичи – батраки, закупы, холопы, челядь – обслуга, изгой.

В 907 г. Олег, собрав огромное войско из славян и финнов, предпринял поход на Царьград (Константинополь), столицу Византийской империи. Русская дружина опустошила окрестности вынудила греков просить Олега о мире и заплатить огромную дань. Результатом этого похода стали очень выгодные для Руси мирные договора с Византией, заключенные в 907 и 911 гг.

Олег умер в 912 г., и его приемником стал Игорь (912-945), сын Рюрика. В 941 г. он совершил поход на Византию, нарушившую прежний договор. Войско Игоря разграбило берега Малой Азии, но потерпело поражение в морской битве. Тогда в 945 г. в союзе с печенегами, он предпринимает новый поход на Константинополь и вынуждает греков вновь заключить мирный договор. В 945 г. при попытке собрать повторную дань с древлян, Игорь был убит.

Вдова Игоря княгиня Ольга (945-957 гг.) правила за малолетством сына Святослава. Она жестоко отомстила за убийство мужа, разорив земли древлян. Ольга упорядочила размеры и места сбора дани. В 955 г. она посетила Константинополь и крестилась в православие.

Святослав (957-972) - самый храбрый и влиятельный из князей, подчинивший своей власти вятичей. В 965 г. он нанес ряд тяжелых поражений хазарам. Святослав победил северокавказские племена, а также волжских болгар и разграбил их столицу Булгар. Византийское правительство искало с ним союза для борьбы с внешними врагами.

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 437.