Проблема экономической эффективности государственного сектора (ГС) является ключевой в определении его судеб. К оценке эффективности может быть два подхода: с точки зрения критерия рентабельности и с точки зрения полезности для всего народного хозяйства.
Низкая рентабельность или убыточность государственных хозяйственных объектов
Низкая рентабельность или убыточность ГС — это, с некоторыми исключениями, обычное явление в странах рыночной экономики. Она выражается в относительно высоком, по сравнению с частными фирмами, уровне издержек. В ГС финансовый план часто составляется по итогам отчетного периода, практикуется полное расходование выделенных средств, независимо от реальной на то потребности, чрезмерное привлечение ресурсов и нерациональное их использование. Назначение на руководящие должности соратников по партии, победившей на последних выборах, ведет к снижению компетентности управления. На государственных предприятиях ограничены возможности в области самостоятельного регулирования зарплаты. Во многих странах Латинской Америки госсектор стал непосильным бременем для национальной экономики вследствие раздувшегося аппарата бюрократизма, увеличения задолженности госпредприятий перед иностранными кредиторами.
Негативные последствия функционирования подобной системы значительно возрастают при революционном развитии научно-технического прогресса. Нередко низкая эффективность использования ресурсов на объектах ГС приводит к результатам, не адекватным затратам, или к превышению допустимого уровня затрат, за рамками которого решение одних макроэкономических проблем влечет за собой возникновение других. Наиболее распространенным следствием этого является увеличение дефицита государственного бюджета.
Среди причин низкой рентабельности ГС следует выделить объективные и субъективные. Среди объективных причин в первую очередь следует назвать специфическую отраслевую структуру ГС.
Государственные объекты сосредоточены главным образом в отраслях, не выгодных для частного капитала, где прибыли быть не может или она совсем незначительна.
В ФРГ, например, отношение основного капитала к стоимости продукции на государственных промышленных предприятиях в 70-х гг. было почти в 3 раза выше, чем в среднем на частных.
Следующей причиной низкой рентабельности ГС является использование его в качестве средства государственного регулирования экономики в области конъюнктуры, отраслевой и региональной структуры, занятости, развития НИОКР и др., не считаясь с соображениями рентабельности.
Кроме того, ГС берет на себя значительные социальные расходы. Государственные компании тратят сравнительно больше денег, чем частные, на фирменные пенсии и социальные пособия, на жилищное строительство, обучение молодежи, экологические мероприятия и местное благоустройство.
Естественно, такое «нерыночное» поведение компаний — объектов государственного сектора отнюдь не способствует их высокой рентабельности, часто ведет к их прямой убыточности, но такова цена антициклического регулирования в целях социально-экономической стабильности.
На эффективность госсектора влияют также и внешние факторы. Мировой энергетический кризис сказался на увеличении затрат в энергетике, на транспорте, в городском хозяйстве, которые во многих развитых странах входят в ГС. Рост расходов, как следствие, осложнил финансирование государственных объектов. И вместо усиления налогового бремени для покрытия дефицита ГС был взят курс на его приватизацию как наиболее рациональный способ разрешения накопившихся проблем.
Однако, наряду с объективными причинами низкой рентабельности ГС, имеют место неэффективность управления, некомпетентность и проявления бесхозяйственности.
Государственные предприятия не всегда рационально используют ресурсы. Нерациональные затраты, по мнению экспертов, вызываются чрезмерным вмешательством органов управления в решение текущих проблем. Защищенность государственных предприятий от рыночной конкуренции бюджетным финансированием позволяет игнорировать реальное положение на рынке. В результате их положение приобретает черты монополии. Отсюда происходит снижение требований к экономии ресурсов. Этому также способствует сложившаяся система управления, характеризуемая большим числом нормативных ограничений, как следствие, чрезмерным бюрократизмом в принятии управленческих решений. В свою очередь это приводит к снижению требований к компетентности должностных лиц. Подобной системе свойственны также отсутствие должного контроля за эффективностью использования государственных субсидий, сохранение лишних рабочих мест, слабая восприимчивость к новым технологиям и методам управления, низкая заинтересованность персонала в их внедрении.
За счет бюджетных средств госпредприятиями гарантируется защита от банкротства и поглощений другими фирмами.
Механизм принятия управленческих решений на госпредприятиях характеризуется повышенным бюрократизмом. Длительное согласование документов по многочисленным инстанциям существенно снижает экономическую мобильность госпредприятий. Нередко в практике развитых зарубежных стран управленческий аппарат госпредприятий вдвое-трое превышает по численности администрацию частных предприятий той же отрасли. В результате дублирования управленческих функций усиливается безответственность руководящих кадров, их некомпетентность. Для стран с многопартийной политической структурой приход к власти той или иной партии, как правило, означает смену руководства. Являясь временными управляющими, государственные менеджеры и чиновники не заинтересованы в перспективном развитии предприятия.
Обычным недостатком принятия решений в ГС является превалирование личных связей над интересами дела. Часто ассигнования на капиталовложения и дотации на оборотный капитал предоставляются в соответствии со способностями и возможностями руководителей государственных объектов оказывать воздействие на финансовые органы. Случается, что чиновник определяет судьбу хозяйственного объекта, исходя из краткосрочных, зачастую личных интересов, не будучи жизненно зависимым от последствий своего решения.
Снижение эффективности ГС происходит и в результате неотлажен- ности и бессистемности в управлении комплексом государственных объектов, особенно свойственных переходному периоду. В управлении ГС разных стран имеют место и некомпетентность, и безответственность и коррупция.
Личная некомпетентность, неспособность или корыстолюбие государственных чиновников частично порождены порочной кадровой политикой, бесконтрольностью и безответственностью, особенно расцветающими в переломные периоды развития общества.
Однако причины низкой эффективности хозяйствования на государственных объектах субъективными факторами не ограничиваются. В управлении ГС имеет место системный недостаток, связанный с принципиальными различиями в сущности форм собственности, в их экономической реализации. Экономические и социально-психологические последствия разрыва или ослабления хозяйственной мотивации решений и действий, замена материальной мотивации соображениями долга, сознательности, профессиональной объективности ослабляют экономическую эффективность, выраженную в рентабельности. Происходит это не только на объектах государственной собственности, но и в крупных, анонимно управляемых, частных корпорациях по мере отрыва функции управления капиталом от собственности на него.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 202.