Политическое учение Монтескье
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Крупнейшим теоретиком государства во французском Просвещении был Шарль Луи де Монтескье (1689—1755). Свои общественно-политические воззрения он изложил первоначально в романе «Персидские письма», а также в историческом очерке «Размышления о причинах величия и падения римлян» и других сравнительно небольших работах. В результате многолетнего изучения истории законодательства появился его главный труд – книга «О духе законов» (1748 г.).

Монтескье создал первую развернутую политическую доктрину в идеологии просветительства. В своих исследованиях он стремился расширить фактологическую базу социально-политической теории, описать причины, вызывающие изменения в законодательстве и нравах, и, обобщив накопленный материал, выявить законы истории. Монтескье был убежден, что ход истории определяется не божественной волей и не случайным стечением обстоятельств, но действием соответствующих закономерностей. «Я установил общие начала, – писал Монтескье, – и увидел, что частные случаи как бы сами собою подчиняются им, что история каждого народа вытекает из них как следствие... Принципы свои я вывел не из своих предрассудков, а из самой природы вещей».

Эмпирические методы исследования в трудах Монтескье используются наравне (и поэтому вступают в резкое противоречие) с методологией рационализма. Так, изучение первобытного общества позволило ему преодолеть договорную теорию происхождения государственной власти. Заимствуя идею естественного (догражданского) состояния, он в то же время отвергает рационалистические конструкции, в которых образование государства выводилось из требований естественного права. Не принял он и само понятие общественного договора.

Возникновение политически организованного общества Монтескье склонен рассматривать как исторический процесс. По его мнению, государство и законы появляются вследствие войн. Не имея достаточных материалов, чтобы построить общую теорию происхождения государства, мыслитель пытается объяснить этот процесс, анализируя то, как зарождались конкретные социальные и правовые институты. В связи с этим он полемизирует с предшествующими ему теоретиками, которые вопреки историческим фактам переносили в естественное состояние такие социальные явления, как собственность (Дж. Локк) и война (Т. Гоббс). Монтескье был одним из зачинателей историко-сравнительного изучения общества и государства, эмпирического правоведения.

Закономерности общественной жизни Монтескье раскрывает через понятие общего духа нации, (отсюда название его главного труда). Согласно его учению на общий дух, нравы и законы нации воздействует множество причин. Эти причины делятся на две группы: физические и моральные.

Физические причины определяют общественную жизнь на самых первых порах, когда народы выходят из состояния дикости. К таким причинам относятся: климат, состояние почвы, размеры и положение страны, численность населения и др. Например, на юге климат жаркий, там люди изнежены, ленивы и работают только из страха наказания. В жарких странах «обыкновенно царит деспотизм». Наоборот, на севере, где климат суровый и преобладают бесплодные земли, люди закалены, храбры и свободолюбивы. Для северных народов характерны умеренные формы правления.

Пытаясь установить соотношение между физическими причинами, определяющими политическую жизнь, Монтескье проницательно замечал, что «законы очень тесно связаны с теми способами, которыми различные народы добывают себе средства к жизни».

Ведущую роль среди физических причин Монтескье отводил географическим факторам. Сама постановка вопроса о значении географической среды в жизни общества была плодотворной, ибо ориентировала политическую мысль на выявление объективных причин государства и права. В этом французский просветитель приближался к пониманию материальной обусловленности политики. Вместе с тем абсолютизация географических факторов приводила его к совершенно произвольным выводам (вроде того, что азиатские народы склонны к подчинению, а европейцы – к господству). Эти идеи Монтескье впоследствии были использованы идеологами геополитики и расизма.

Моральные причины вступают в действие позднее, с развитием цивилизации, отмечал Монтескье. К их числу относятся: принципы политического строя, религиозные верования, нравственные убеждения, обычаи и др. Моральные причины воздействуют на законодательство народов сильнее, чем физические, и постепенно вытесняют их. Как писал просветитель, «моральные причины более влияют на общий дух, общий характер нации и должны более учитываться при выявлении общего духа по сравнению с физическими причинами».

В своем учении Монтескье поднимается, таким образом, до осознания того, что историческое развитие общества представляет собой результат сложного взаимодействия объективных и субъективных причин. Он верно подметил и тенденцию к возрастанию субъективного фактора в истории. Однако эти положения были истолкованы мыслителем в духе философии рационализма, противопоставлявшей объективную необходимость и свободный разум. Написание книги «О духе законов», по словам автора, преследовало цель показать «триумф морали над климатом».

Среди моральных причин важнейшими являются принципы государственного строя. Для Монтескье, как и для многих идеологов либерализма, проблема рациональной организации общества – это проблема главным образом политическая и правовая, а не социальная. В идеологии раннего либерализма свобода означала разумную организацию государства и обеспечение режима законности. Подобно Вольтеру Монтескье отождествляет политическую свободу с личной безопасностью, независимостью индивида от произвола властей, гражданскими правами. Свобода, утверждал он, «есть право делать все, что дозволено законами».

Обоснование идеала свободы мыслитель связывал с рассмотрением существующих форм государства. Он различает три вида правления: республику (демократию и аристократию), монархию и деспотию. Каждая из них имеет свой собственный принцип, характеризующий государственную власть с деятельной стороны, с точки зрения ее взаимоотношений с гражданами. Своеобразие этой классификации в том, что Монтескье наполнил понятие формы государства такими определениями, которые в последующих доктринах будут обозначены как политический режим.

Республика представляет собой государство, где власть принадлежит либо всему народу (демократия), либо части его (аристократия). Движущим принципом республики выступает политическая добродетель, т.е. любовь к отечеству (этот принцип по-разному проявляется в двух формах республиканского строя: демократия стремится к равенству, аристократия – к умеренности).

Монархия – это единоличное правление, опирающееся на закон; ее принципом служит честь. Носителем монархического принципа Монтескье называл дворянство.

Деспотия, в отличие от монархии, – единоличное правление, основанное на беззаконии и произволе. Деспотия держится на страхе и является неправильной формой государства. «Нельзя говорить без ужаса об этом чудовищном правлении», – писал Монтескье. Если где-нибудь в Европе воцарится деспотизм, то тут уже никакие нравы и климаты не помогут. Предотвратить перерождение монархии в деспотию способна лишь правильная организация верховной власти. Эти и подобные им рассуждения просветителя воспринимались современниками как завуалированная критика абсолютизма во Франции и призыв к свержению тиранов.

Следуя традициям античной политико-правовой мысли, Монтескье считал, что республика характерна для небольших государств (типа полиса), монархия – для государств средней величины, деспотия – для обширных империй. Из этого общего правила он сделал одно существенное исключение. Монтескье показал, что республиканское правление может быть установлено и на обширной территории, если его соединить с федеральным устройством государства. В трактате «О духе законов» была теоретически предсказана возможность образования республики в крупных государствах.

Установление республиканского строя, полагал Монтескье, еще не означает достижение свободы членами общества. Для обеспечения законности и свободы необходимо как в республике, так и в монархии провести разделение властей. Развивая учение Локка, Монтескье детально определяет виды власти, их организацию, соотношение и т.п.

Монтескье выделяет в государстве законодательную, исполнительную и судебную власти. Принцип разделения властей, согласно взглядам мыслителя, состоит прежде всего в том, чтобы они принадлежали различным государственным органам. Сосредоточение всей полноты власти в руках одного лица, учреждения или сословия неминуемо ведет к злоупотреблениям и произволу. Помимо разграничения компетенции принцип разделения властей предполагает предоставление каждой из трех властей, специальных полномочий с тем, чтобы они ограничивали и сдерживали друг друга. Нужен такой порядок, указывал Монтескье, при котором «одна власть останавливает другую».

Самым последовательным воплощением этих принципов мыслитель называл государственный строй Англии, где законодательная власть принадлежит парламенту, исполнительная – королю, а судебная – присяжным.

Учение Монтескье о разделении властей обладало значительной новизной по сравнению с предшествующими концепциями. Во-первых, он соединил либеральное понимание свободы с идеей конституционного закрепления механизма разделения властей. Свобода, утверждал просветитель, «устанавливается только законами и даже законами основными». Во-вторых, Монтескье включил в состав властей, подлежащих разграничению, судебные органы. Иначе говоря, обоснование парламентаризма как системы управления, основанной на разграничении законодательных и исполнительных полномочий, было дополнено у Монтескье принципом независимости судей. Рассмотренная им триада властей (законодательной, исполнительной и судебной властей) со временем стала классической формулой теории конституционализма. В своем учении Монтескье объединил наиболее популярные идеи либеральной буржуазии того времени и выстроил их в достаточно последовательную и целостную доктрину.

Идеологически теория разделения властей Монтескье была направлена против королевского абсолютизма и служила обоснованию компромисса буржуазии и дворянства.

В условиях предреволюционной Франции это учение призывало к созданию представительных органов власти и передаче им законодательных полномочий. Компромиссный характер теории Монтескье проявился в том, что он допускал сохранение привилегий дворянства и предусматривал образование в законодательном собрании верхней палаты, состоящей из наследственной аристократии. Стремясь заручиться поддержкой знати, Монтескье расписывал древние вольности дворянства, которые были попраны королевской властью при создании централизованного государства. Просветитель хотел доказать наследственной аристократии, что ограничение прав монархов ей будет столь же выгодно, как и буржуазии. Будущее Франции представлялось ему в виде конституционной монархии.

Учение Монтескье сыграло громадную роль в развитии политической мысли. Монтескье – родоначальник географической школы в социологии; к его идеям обращались представители исторической школы права, сравнительного правоведения, теории насилия и других направлений. В начале XX в. интерес к Монтескье заметно возрос. Например, предложенное им определение закона (законы суть «необходимые отношения, вытекающие из природы вещей»), казавшееся современникам пережитком римского стоицизма, было взято на вооружение последователями социологической юриспруденции.

Обоснованные мыслителем идеи свободы, гражданских прав и разделения властей получили закрепление в конституционных актах Франции, а также были положены в основу Конституции США и конституций ряда других государств. Декларация прав человека и гражданина 1789 г., в частности, провозгласила: «Общество, в котором не обеспечено пользование правами и не проведено разделение властей, не имеет конституции». Монтескье заслуженно считается классиком конституционализма

 

 

 

Лекция 4. Государство как основной институт политической сферы

 

Понятие государства

Признаки государства

Функции государства

Принцип разделения властей

 

Понятие государства

 

В науке есть некоторое количество понятий, которые не поддаются логической операции определения. Иначе говоря, определений таких понятий (в строгом смысле этого слова, именно как логической операции) не существует. Такие понятия соответствуют наиболее сложным предметам, чьи проявления чрезвычайно многообразны. К таким понятиям относится, например, понятие жизни. В политологии такое понятие – государство.

Толкований понятия государства широкое разнообразие. Чаще всего в современной политологии государство обозначают через перечень характеристик и неотъемлемых признаков.

Среди характеристик государства следующие:

Государство – это центральный институт политической системы общества, осуществляющий функции политического управления, реализации политической власти;

Государство – это учреждение, крупнейший и самый влиятельный социальный институт.

Государство – это организация суверенной политической власти, действующая в отношении всего населения на закреплённой за ним территории, использующая право и специальный аппарат принуждения.

Государство – это выделившаяся из общества и обусловленная социально-экономическим укладом, традициям политической жизни, политической и духовной культурой, политическая организация суверенной публичной власти.

Возникнув как продукт эмпирической (опытной) жизнедеятельности общества, государство не совпадает с обществом и является по отношению к нему управляющей системой. Эта система имеет собственную внутреннюю логику развития, чёткую структурную организацию (которая оттачивалась на протяжении тысячелетий), специфический механизм взаимодействия структурных элементов. Таким образом, государство – самодостаточная, открытая система, обладающая собственной сущностью, содержанием и формой.

Государство – политическая организация, власть которой суверенна.

 

Признаки государства

 

1.Территория. Принято считать, что государство есть явление оседлой культуры. Бродячие и кочевые племена живут в догосударственном состоянии, характеризуемом особыми экономическими и политическими признаками. Территория есть арена государственного властвования. Ее границы представляют собою не что иное, как пространственные пределы распространения власти данного государства, пространственные рамки данной системы правопорядка. С точки зрения юридического нормативизма, государственной территорией обозначается «пространство, которым ограничена значимость государственного правопорядка»; нормативное единство государственной территории знаменует единство системы правопорядка (Кельзен). Территория есть область, занимаемая государственным союзом, т.е. то пространство суши, воды и воздуха, на котором государство осуществляет свое господство. Считается, что на одной и той же территории может осуществлять свое господство лишь одно государство, и без его прямого разрешения в пределах его границ, никакая другая власть, от него не зависящая, не имеет права распоряжаться и требовать подчинения. Государственная территория, согласно традиционной доктрине государственного права, юридически исключительна и непроницаема, непроникновенна. Огромная роль территории в исторических судьбах государства и культурном развитии народа издавна привлекала внимание исследователей. Еще у Платона и Аристотеля мы находим ряд ценных замечаний на этот счет, при чем Аристотель обстоятельно останавливается на выяснении связи между климатом и государственной культурой. Макиавелли, Монтескье тщательно разрабатывали эти вопросы. Руссо связывал, как известно, форму государственного строя с размерами государства: чем обширнее государство, тем меньше свободы у граждан.

В прошлом столетии некоторые ученые положили основание целой науке о влиянии земной поверхности на развитие народов, государств и всего человечества. Карл Риттер предлагал назвать эту науку сравнительным земледелием, Ратцель – политической географией. В наше время ее заслоняет геополитика, наука, изучающая государство в свете географических особенностей его территории.

2.Население (в качестве граждан или подданных).

Вторым элементом государства признается население. Есть государствоведы, считающие население решающим и даже единственным (Магазинер) элементом государства. Едва ли можно с этим согласиться: нет государства без территории (пусть даже и не определенной точно), нет его и без той или другой организации власти. Но вместе с тем, разумеется, бесспорна, немыслимость государства без людей. Чаще всего государство отождествляется именно с населением. Самые названия большинства государств отмечены этнической окрашенностью.

С точки зрения государственного права, население (или народ) есть совокупность людей, живущих в пределах государственной территории и объединенных подчинением государственной власти. Таково господствующее определение. Единый властный авторитет превращает бесформенную массу индивидов в единый организованный народ, устанавливая в ней отношения господства, и повиновения, основу социального порядка.

Каждый участник государственного союза, независимо от своего чина, звания, и положения, обязан безусловно повиноваться правовым велениям государства. В этом сущность государственного подданства. Оно приобретается на основании государственных законов и является необходимым условием существования всякого государства, ибо повиновение есть основа государственной жизни. Без подданства нет государства, без подданства нет и народа.

В большинстве современных курсов государственной науки глава, посвященная населению (или народу), наполняется изложением проблемы политических прав и обязанностей участников государственного союза. Называясь подданными, поскольку их связывает долг повиновения правопорядку, они объявляются гражданами, поскольку наделяются правами.

Суверенитет

В чем отличительный признак государственной власти? Наука немало занималась этим вопросом. В целях его разрешения была в свое время выдвинута до сих пор еще держащаяся теория суверенитета. Необходимо ее воспроизвести в основных чертах.

Всякое общество человеческое, всякая организация, всякий союз имеет свою власть. Семья знает власть родителей над детьми, акционерная компания, научное общество, шахматный кружок – все имеют свои распорядительные органы, свои «комитеты» и «правления». Ими «правят», властвуют: власть везде, где есть правила и порядок.

Но ряд особенностей качественно отличает государственную власть от всякой другой. Власть государства – принудительная, господствующая, державная. Она не только повелевает, но и заставляет исполнять свои веления, либо карает ослушников. Иеринг называл государство «монополистом принуждения». Свободные общества не имеют собственного принудительного аппарата; да и власть их по существу условна: от нее можно всегда уйти, покинув общество, – насильно держать в нем не будут. Но от власти государства не уйдешь, не уклонишься, она теперь вездесуща. Даже отречься от отечества не значит порвать с государством. Эмигранты неизбежно попадают под власть чужого государства, если не хотят бежать куда-нибудь на край земли, в необитаемые дебри. Таким образом, «господство является тем критерием, который отличает государственную власть от всех других властей» (Еллинек).

Но разве родители не имеют права принуждать своих детей? Разве не принудительна также власть, скажем, самоуправляющихся общин, религиозных организаций, автономных академических коллегий? Ведь они облагают людей налогами, требуют исполнения разных повинностей и т.д. В чем же их отличие от власти государства?

Отличие очевидно. Все эти организации, поскольку они обладают правом принуждать, черпают свое право свыше: от государства. Они господствуют с разрешения государства и в пределах, государством указанных. Власть родителей устанавливается, регулируется и ограничивается государством; злоупотребление ею государством карается. Выполнение договоров хозяев с рабочими обеспечивается государством, и лишь постольку эти договоры обладают реальным значением. Частные товарищества и союзы, чтобы получить действительную дисциплинарную власть над своими членами, прибегают к гарантиям государства, утверждающего их уставы. Городские самоуправления, коммунальные органы, религиозные общины, применяя принуждение, пользуются не своей властью, а государственной; их власть производна, обусловлена, они властны до тех пор, поскольку их допускает и поддерживает государство. Государство же держится на себе самом, не подчинено никому, довлеет себе. Неизменно в него упирается длинная иерархическая лестница подчиненных друг другу властей. Именно оно является формальным условием возможности всей властной иерархии.

С этой точки зрения, «государство есть правовая организация народа, обладающая во всей полноте своею собственною, самостоятельною и первичною, т.е. ни от кого не заимствованною властью» (Кистяковский). Кельзен формулирует этот комплекс мыслей наиболее соответствующим юридическому нормативизму образом, утверждая, что – «своеобразие правопорядка заключается в том, что он регулирует свое собственное рождение, т.е. содержит в себе нормы, относящиеся к установлению норм».

«Суверенитет, – пишет Еллинек, – по своему историческому происхождению есть представление полемическое, лишь впоследствии превратившееся в правовое. Не мыслители, чуждые жизни, открыли его в своих ученых кабинетах, – его создали те великие силы, борьба которых составила содержание целых столетий… Суверенитет есть понятие, если можно так выразиться, полемическое, имеющее первоначально оборонительный и лишь впоследствии наступательный характер… Суверенитет есть не абсолютная, а историческая категория».

Первым выдающимся выразителем идеи суверенитета в новой истории считается французский юрист второй половины XVI века Жан Боден. Он говорит о «суверенной», т. е. вовне и внутри независимой власти короля. Король связан лишь велениями естественного и божественного закона. Он свободен даже от собственных своих постановлений.

Для Бодена и его современников характерна идея не столько государственного, сколько королевского суверенитета. Однако, уже тогда намечалось разграничение прав короля от прав государства (например, в вопросе о государственных землях). Впоследствии Руссо и его последователи провозгласили принцип суверенитета народа. Эсмен, для которого государство есть «юридическое олицетворение нации», видит в суверенитете не что иное, как «волю государства – нации». Господствующая немецкая доктрина по этому поводу отмечает, что ошибочно смешивать проблемы верховной власти государства и высшей власти в государстве.

Суверенитет, согласно определениям его теоретиков, есть власть принудительная, господствующая; власть первоначальная, непроизводная; власть верховная, независимая, самостоятельная, сама ставящая себе предел, сама определяющая свою юридическую компетенцию; высшая власть, юридико-догматическое понятие которой не допускает никаких степеней. С этой точки зрения, для суверенитета государства безразлично, кто его носители, какими органами он осуществляется: монархом ли, аристократией, парламентом, или советом депутатов. Власть государства – одно, а государственный строй – другое. Если первая всегда равна себе, принудительна, верховна, непроизводна и абсолютна, то второй, конкретно воплощая первую, складывается в зависимости от политических условий жизни страны. Органов государства много, суверенитет его – «един, неотчуждаем, неделим».

Из принципа неделимости суверенитета якобинцы выводили недопустимость разделения власти, а также отрицание федерализма, обвинение в коем стоило жизни жирондистам.

Неоднократно подчеркивалось, что из признания государственной власти суверенной отнюдь не вытекает признание ее фактического всемогущества. Она пребывает не в безвоздушном пространстве. Она реально ограничена средою, материальными возможностями, исторической обстановкой, социальными условиями. Ее неограниченность – юридическая: это значит, что ей принадлежит первое и последнее решение вопросов о положительном праве; нет правомерного авторитета, стоящего над нею. Юридически она всемогуща; но фактически она ограничена изнутри и извне.

По Кельзену, суверенитет есть свойство не государства, а безличного правового порядка, как идеальной системы норм, «выражение единства порядка».

Налоги.

Налоги – это материальная основа государства и его органов – денежные средства, собираемые с физических и юридических лиц на обеспечение деятельности публичной власти, социальную поддержку малоимущих и др. Действительно, для того чтобы государство могло выполнять своё предназначение в качестве интегрирующей обществом силы, координировать многообразные социальные и политические процессы, происходящие в обществе (осуществлять регулирование экономики, содержать государственный аппарат, армию, милицию, органы правосудия, тюремную систему, поддерживать систему образования, науку, культуру и другие государственные иные социальные программы, охранять окружающую среду и т.д.), аппарат власти нуждается в денежных средствах. Поэтому во всех странах действенным инструментом государственного регулирования являются налоги, пошлины, госзаказы, стандарты, государственные тарифы и иные принудительные поборы с населения, размер, сроки и порядок взимания которых определяются в нормативно-правовых актах.

В налогах выражаются экономически параметры существования государства как политико-правовой организации общества. В современном мире в силу различных обстоятельств потребности государства часто меняются. Изъятие государством части доходов физических и юридических (организации) лиц перестало быть только способом изыскивать средства для выполнения определённых задач. Эти отчисления в настоящее время играют немаловажную роль и в регулировании экономической (рыночной) конъюнктуры. Налоговые изъятия могут вырасти или, напротив уменьшиться в зависимости от угрозы инфляции либо дефляции. С помощью гибкой налоговой системы можно также привлечь или ограничить приток в экономику страны иностранного капитала, регулировать механизм транс кордонного перелива капитала, перелива капиталов из одной сферы экономики в другую и т.п.

Наличие органов принуждения

К таким органам относятся суд, армия и полиция.

Каждый из этих признаков обязательно присутствует в любом государстве. Иногда в качестве одного из признаков государства выделяют так же наличие законодательства, но этот признак отсутствует на первом этапе возникновения государства.

Перечисленные признаки государства тоже являются спорными и неоднозначными, если подходить к ним строго. Например, суверенная власть всегда считалась обязательным признаком государства. Но в современном мире мы видим, что понятию суверенной власти все сложнее дать необходимое толкование. Например, страны Европейского сообщества ограничены в своем суверенитете и каждая из них зависит от самого Сообщества.

Другая теоретическая проблема связана с системой федерализма. Например, все прекрасно понимают, что Россия – это государство. А входящие в нее субъекты федерации могут считаться государствами? Казалось бы, нет. Однако в Конституции России определено, что республики в составе Российской Федерации (Калмыкия, Татарстан, Чечня и т.д.) являются государствами. Если так, то являются ли государствами все остальные субъекты Российской Федерации, например, Астраханская область? По Конституции, все субъекты федерации равны в своем государственно-правовом статусе. Но вряд ли кто-нибудь определит Астраханскую область как государство. Это, конечно, не государство. Национальные республики (Калмыкия и другие) тоже не являются государствами в политологическом смысле слова, но в государственно-правовом, как ни странно, являются. При этом сегодня существует (главным образом, формально) Союзное государство Беларуси и России. Получается, что житель России живет одновременно в трех государствах: 1) Российской федерации; 2) государстве – субъекте федерации (например, в Калмыкии); 3) Союзном государстве Беларуси и России.

В политологии абсолютное большинство исследователей придерживаются мнения, что одно государство не может входить в состав другого государства. Это справедливая точка зрения. Если не придерживаться ее, легко прийти к путанице.

 

Функции государства

 

Функции государства – это основные направления его деятельности, выражающее сущность и назначение государства в обществе.

В функциях государства проявляется та реальная роль, которую оно играет в решении основных проблем общественного развития и, прежде всего в удовлетворении разнообразных интересов населения страны. Функции государства устанавливаются в зависимости от основных задач, стоящих перед государством на том или ином этапе его развития и представляют собой средство реализации этих задач. Содержание же задач государства определяется внутренним и внешним факторами. Функции государства охватывают его реальность в целом. Таким образом, функции государства необходимо отличать от видов государственной деятельности, нельзя отождествлять с формами и методами их реализации.

В политологии выделяют две группы функций государства – внешние и внутренние функции.

Внешние функции – это основные направления деятельности государства на международной арене. Их выполнение обеспечивает полноправное существование государства в современном мире, которой становится всё более взаимосвязанным.

Внешние функции государства:

1) оборона. Функция обороны всегда имела первостепенное значение во все времена. Международные организации берут на себя регулирование территориальных претензий и разрешение конфликтов между государствами, предупреждая их военное столкновение. Не смотря на это, даже развитые страны, накопившие немалый опыт в мирном сосуществовании, предпочитают держать свои вооруженные силы в состоянии боевой готовности, поскольку еще далеко не все правящие элиты прислушиваются к мировому сообществу, а современное вооружение позволяет любым нецивилизованным правителям в короткие сроки и на больших расстояниях наносить разрушительные удары. Современный мир не стабилен. Примером того служит вооруженная агрессия военного альянса НАТО, без мандата ООН, против Югославии. Данные действия альянса является довольно опасным прецедентом в международном праве. В настоящее время функция обороны является одной из самых главных.

2) внешняя политика (дипломатия). Дипломатическая функция способствует поддержанию приемлемых отношений со всеми странами независимо от того, какой идеологии они придерживаются, какую систему хозяйствования они используют. Нормальные добрососедские отношения – это тот минимум общения на международной сцене, который позволяет достичь стабильности и процветания всего человечества.

3) защита внешнеторговых отношений. Внешнеэкономическая функция связана с развитием взаимовыгодного сотрудничества государств, которая проявляется в международном разделении труда, специализации и кооперировании производства, обмене новейшими технологиями, координации товарооборота, развитие кредитно – финансовых связей. Экономическое сотрудничество эффективно между странами, территориально связанными друг с другом (страны ЕЭС, СНГ, Лига арабских государств и т.д.), а также между странами с единой валютой.

Внутренние функции – это основные направления государства по управлению внутренней жизнью страны.

Внутренние функции государства:

1) нормативная (создание внутреннего законодательства),

2) правоохранительная (обеспечение соблюдения правопорядка), – эта деятельность государства по обеспечению точного и полного выполнения положений законодательства всеми гражданами, организациями, государственными органами. Эта функция выполняется различными методами. Среди них можно выделить метод правотворчества (разработка и принятие законов и других нормативных актов), метод правоприменения (деятельность компетентных органов по применению мер юридической ответственности), организационно – правовой, осуществляемый исполнительными органами (регулирование ценообразование, разрешение митингов, демонстраций) и др. Борьба с правонарушениями – очень важная сторона правоохранительной деятельности государства. Она ведётся с помощью всей системы правоохранительных органов. В настоящее время, действия этой системы не дают отдачи и преступность не снижается, правящая элита должна подумать над тем, эффективно ли она управляет обществом.

3) социальная (социальная защита населения). Её выполнение позволяет обеспечить нормальные условия жизни для всех членов общества вне зависимости от их участия в производстве материальных благ, а также от возраста, пола, здоровья и т.п. Государство в законодательном порядке устанавливает: минимальный уровень оплаты труда, пенсий, стипендий, пособий больным, инвалидам, пожилым людям, студентам, детям, матерям, безработным. В государственном бюджете Р.Ф. предусмотрено выделение предусмотренных средств на здравоохранение, культуру, образование и просвещение. Всё это, позволяет людям вести достойную и активную жизнь, способствующие их развитию. Однако и в этом деле нужна осторожность: социальная политика проводится за счёт налогов и сборов, отчисляемых от предпринимательской деятельности, и если они высоки, то у предпринимателей пропадают стимулы работать. Население может деградировать. Нельзя также обеспечивать социальное регулирование по принципу уравниловки т.к. это не обеспечивает прогресс общества.,

4) хозяйственная (развитие экономической жизни). Экономические функция выражается в выработке и координации государством стратегии и тактики развития страны в наиболее оптимальном режиме. Экономическая деятельность государства проявляется в установлении налогов, выдаче кредитов, инвестиций, определении льгот в отношении некоторых товаров, в регулировании работы различных субъектов хозяйственной деятельности, строительство инфраструктуры (дорог, мостов, плотин, транспортных, энергетических, информационных и других систем), выработке программ экономического развития и т.п. Государство должно создать правовые основы рынка, т.е. как бы разработать «правила игры» для хозяйствующих субъектов различных форм собственности действующих на рынке. Также государство может осуществлять непосредственное управление предприятиями некоторых особо важных отраслей народного хозяйства (энергетика, связь, атомная, оборонная промышленность, космонавтика, информатика и т.п.). Здесь оно выступает собственником средств производства, производителем материальных благ.

5) культурная (развитие культурной системы общества). Общество в целом и государство заинтересованы в том, чтобы каждый гражданин имел образование, соответствующее принятому стандарту. Без образования в настоящее время немыслимо активное участие граждан в общественной жизни, в производстве, во всех сферах государственной деятельности, в связи с чем во многих государствах образование является обязательным. Государство поощряет и развивает искусство, обеспечивает для граждан свободу творческой деятельности. Не может быть сильного, процветающего государства без уважения и сохранения исторических традиций и культурного наследия. Воспитание граждан в духе патриотизм, уважения к историческому прошлому – непременная составная часть воспитательного процесса. Большое значение имеет правовое воспитание. Каждый гражданин Российской Федерации обязан знать законы своего государства и строго соблюдать их.

6) природоохранительная деятельность. Охрана природы, окружающей среды – насущная необходимость современного мира. Человек в результате своей хозяйственной деятельности нарушает естественные природные связи, разрушает окружающую среду, чем невольно создает для себя неблагоприятные (даже гибельные) условия обитания. Охрана природы – дело всего общества, но только государство, обладающее необходимыми средствами и возможностями мобилизации усилий всех организаций и граждан, может реально обеспечить защиту окружающей среды. В современную эпоху проблемы охраны и рационального использования природных богатств приобрели большое экономическое, социальное и политическое значение. Они затрагивают интересы всех народов и государств. Чем разумнее использовать богатства, тем больше успехов добьются промышленность и сельское хозяйство. Охрана природы выдвигается в число наиболее острых социальных проблем и представляет собой одну из важнейших общегосударственных задач. Деятельность по охране природы в рамках своей компетенции осуществляют все звенья механизма государства и его органов. Так, в статье 9 Конституции Российской Федерации говорится: «Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов проживающих на соответствующей территории». Многие нормы, регулирующие природоохранительную деятельность, содержатся в основах земельного законодательства, основах законодательства о недрах, а также в земельных и водных кодексах. В основе осуществления функции лежат следующие принципы: 1. Природные богатства подлежат охране со стороны государства независимо от того, вовлечены ли они в хозяйственный оборот или нет; 2. Использование природных богатств должно быть рациональным, соответствовать развитию государства; 3. Неукоснительное соблюдение природоохранительных законодательств и строгая ответственность за его нарушение.

В конкретных ситуациях функции государства значительно различаются. Например, социальная и хозяйственная функции были очень сильно развиты у государства на Востоке. Восточные государства играли огромную роль в экономической жизни общества. На Западе же хозяйственная функция государства всегда была гораздо слабее, чем на Востоке – экономика на Западе в решающей степени развивалась самостоятельно, за счет частного сектора. Социальная функция государства на Западе тоже была слабо развита, и лишь последнее время активно развивается. Но и при этом ситуация в Европе и США заметно отличается. Например, в континентальной Европе государство берет на себя гораздо большую ответственность за социальное положение населения, чем государство в США. В США само общество не очень приветствует расширение социальных функций государства – здесь сильны традиции приоритета частного сектора, недоверие к государственным институтам.

В целом восточные государства осуществляют гораздо больше функций по отношению к обществу, чем западные (европейские) государства.

 

 

Принцип разделения властей

 

В практике государственного строительства большинства стран мира провозглашается принцип разделения ветвей власти. Данный принцип был впервые выдвинут Дж. Локком, современное толкование приобрел в теориях Ш. Монтескье и «отцов-основателей» США. Данный принцип относится к числу ценностей либерального и демократического государства.

Современное государственное управление подразделяется на три основные ветви власти: законодательную (представительную), судебную и исполнительную.

Согласно принципу разделения властей, данные ветви власти должны быть не только представлены самостоятельными учреждениями, но и их деятельности следует осуществляться автономно друг от друга. Независимость ветвей власти – важное условие предотвращения централизации государственной власти в одних руках и возникновения диктатуры. По мнению одного из основателей США Дж. Мэдисона, принцип разделения властей находит наиболее полное свое воплощение в «системе сдержек и противовесов». В данном случае основные государственные органы (парламент, правительство и др.) осуществляют взаимоконтроль и тем самым пресекают возможность злоупотребления властью. Подобная структура государственных органов способствует наибольшей «прозрачности» и открытости государства, его зависимости от общественного мнения. США были первой страной, в которой принципы «разделения властей» и «сдержек и противовесов» целенаправленно внедрялись в систему государственного управления. Считается, что в США в условиях президентской республики эти принципы получили «классическое» воплощение: парламент и правительство формируются отдельно и обладают достаточными рычагами воздействия друг на друга.

Важный признак принципа разделения властей – различный статус лиц, относящихся к трем ветвям власти. Представители исполнительной власти (государственные служащие), законодательной (депутаты) и судебной (судьи) властей обладают автономным статусом, различными правами и обязанностями.

 Законодательная (представительная) ветвь власти представлена одним учреждением – парламентом. Парламент состоит из депутатов, избираемых населением страны, и считается представительным органом власти. Парламент осуществляет три основные функции в системе государственного управления:

1. Принятие законов. Исключительная функция, которую не может осуществлять никакой иной орган государства.

2. Контроль над правительством. Парламент по определению обладает независимостью от исполнительной власти. Контроль над исполнительной властью осуществляется посредством утверждения кандидатур премьер-министра и министров. В Японии часть министров должна быть депутатами парламента. В США парламент (Конгресс США) утверждает не только министров, но и достаточно широкий ряд назначений в правительстве. Помимо этого, парламент утверждает изменения в структуре исполнительной власти (например, создание нового министерства).

3. Контроль над финансами государства. Парламент принимает государственный бюджет (определяет доходы и расходы государства, налоги) и контролирует исполнение бюджета правительством. Парламент избирает специальный орган, отслеживающий движение финансов в государстве.

Парламент может осуществлять и ряд иных функций. При этом данное учреждение отделено от деятельности по исполнению принимаемых задач управления. Парламент может играть и распорядительную роль в государстве, возвышаясь над исполнителями (правительством). Именно так видел его роль крупнейший теоретик парламентаризма Дж. Локк. Парламент является центральным и наиболее влиятельным органом управления в т.н. "парламентских" монархиях и республиках.

Лица, представляющие законодательный орган, (депутаты) обладают исключительным статусом, который определяется их положением народных представителей. Депутаты имеют гарантированные свободы, располагают неприкосновенностью и т.д. Данные гарантии закреплены для обеспечения независимости депутатов, защиты их от давления иных органов власти. Не только парламент в целом, но и депутаты в отдельности обладают рычагами государственного воздействия (право депутатского запроса в органы власти).

Специфичен порядок управления парламентом. Парламент не может иметь над собой никакого вышестоящего органа власти, несет ответственность только перед избирателями. Председатель парламента (так называемый спикер) выполняет функции ведущего заседания. Решения принимаются путем голосования.

Парламент может состоять как из одной палаты, так и из двух палат. В федеративных государствах верхняя палата является органом представительства субъектов федерации – каждый из субъектов федерации имеет в этой палате равное число представителей.

В России проблема становления парламентаризма остается актуальной. Дореволюционный опыт парламентаризма в России (Государственная Дума в 1906-1917гг.) скуден и противоречив. В СССР отсутствовало разделение властей и парламент как таковой, Советы совмещали законодательные и исполнительные функции.

Современный отечественный парламент (Федеральное Собрание) в Конституции 1993 г. получил в целом не очень большие полномочия. Одна из палат парламента (Совет Федерации) до 2000 г. имела в своем составе глав исполнительной власти регионов – губернаторов, президентов республик, что являлось прямым нарушением принципа разделения властей. Контрольные функции Федерального Собрания, несомненно, ограничены. В системе исполнительной власти Государственная Дума может утверждать всего одну кандидатуру - на пост Председателя Правительства РФ. Но и в этом случае Президент России располагает возможностью принудить палату к утверждению нужной ему кандидатуры. Прочие кадровые назначения в исполнительной власти вообще находятся вне поля полномочий парламента. В России парламент лишен так же такого принципиального полномочия, как контроль над изменением структуры Правительства: создание или ликвидация ведомств могут осуществляться без согласия Федерального Собрания.

Судебная власть осуществляется системой независимых судов. Буржуазная государственность предусматривает следующие способы обеспечения независимости суда: несменяемость судей, неподконтрольность судей администрации, состязательность и гласность суда.

В современной судебной практике важное значение имеет суд присяжных. Суд присяжных обеспечивает не только независимость решений от административного давления, но и высокую степень демократичности процесса.

Специфичность статуса судей заключается в их принципиальной неподотчетности как должностным лицам, так и избирателям. Судьи подчиняются только нормам права. В этом плане судьи обладают еще более независимым статусом даже по сравнению с депутатами, механизмы управления их действиями со стороны общества и властей отсутствуют. Некоторые формы контроля над деятельностью судей могут осуществлять только органы судейского сообщества (съезды судей, коллегии). Таким образом, это исключительно внутренний контроль над судебной властью. Внешние формы контроля исключаются по определению.

В системе государственного управления судебная власть является, очевидно, наименее активной и значительной. Отсутствует инициативная деятельность по отношению к другим ветвям власти. Суды ограничены и в инициативе возбуждения судебного процесса: органы прокуратуры относятся не к судебной, а к исполнительной власти. Например, в США должность генерального прокурора совмещает министр юстиции.

 

             Лекция 5. Политические партии и партийные системы

 

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 297.