Итак, Израильтяне стояли теперь на границе Земли Обетованной.
“1 По смерти Моисея, раба Господня, Господь сказал Иисусу, сыну Навину, служителю Моисееву:
2 Моисей, раб Мой, умер; итак встань, перейди через Иордан сей, ты и весь народ сей, в землю, которую Я даю им, сынам Израилевым.
3 Всякое место, на которое ступят стопы ног ваших, Я даю вам, как Я сказал Моисею:
4 от пустыни и Ливана сего до реки великой, реки Евфрата, всю землю Хеттеев; и до великого моря к западу солнца будут пределы ваши.” (Нав. 1).
Перед ними простиралась великая земля, обещанная Богом. После сороколетнего странствия народ Израиля возмужал и очнулся от привычки рабского существования с египетских времен. Впереди их ждали раскошные нивы и пастбища.
Но вместе с тем ждали их и укрепленные города, поставленные на высотах гор, делающих их совершенно неприступными для завоевателей.
Несмотря на политическую разрозненность ханаанских племен, завоевать землю Обетованную с ее многочисленными твердынями, требующих для взятия восокого военного искусства, специальных осадных машин, которых конечно небыло у пастушеского народа, странствующего десятилетия по пустыне.
Словом, завоевание земли требовало большого мужества и упования на великую помощь Живаго Бога.
“5 Никто не устоит пред тобою во все дни жизни твоей; и как Я был с Моисеем, так буду и с тобою: не отступлю от тебя и не оставлю тебя.
6 Будь тверд и мужествен; ибо ты народу сему передашь во владение землю, которую Я клялся отцам их дать им;
7 только будь тверд и очень мужествен, и тщательно храни и исполняй весь закон, который завещал тебе Моисей, раб Мой; не уклоняйся от него ни направо, ни налево, дабы поступать благоразумно во всех предприятиях твоих.
8 Да не отходит сия книга закона от уст твоих; но поучайся в ней день и ночь, дабы в точности исполнять все, что в ней написано: тогда ты будешь успешен в путях твоих и будешь поступать благоразумно.
9 Вот Я повелеваю тебе: будь тверд и мужествен, не страшись и не ужасайся; ибо с тобою Господь Бог твой везде, куда ни пойдешь.” (Нав. 1)
Эту помощь, так необходимую народу Израильскому дает Господь Своему доблестному и испытанному воину Иисусу Навину.
Подобно своему великому предшественнику Иисус Навин был полон сил и неустрашимого мужества, вполне отвечая высоте своего положения. Как ближайший сподвижник Моисея, он был знаком со всеми, кто относился к управлению народом и потому не нуждался в каких-либо особых наставлениях. Иисусу было достаточно услышать слово Божее: “будь тверд и мужественен”, чтобы всецело посвятить себя исполнению возложенной на него задачи – завоевание земли Обетованной, завершение дела Моисея.
И Иисус Навин действительно с твердостью и мужеством приступил к исполнению своей задачи:
“10 И дал Иисус повеление надзирателям народа и сказал:
11 пройдите по стану и дайте повеление народу и скажите: заготовляйте себе пищу для пути, потому что, спустя три дня, вы пойдете за Иордан сей, дабы придти взять землю, которую Господь Бог [отцов] ваших дает вам в наследие.” (Нав. 1).
Уже сейчас, еще до перехода через Иордан и взятия земли Обетованной, вождь народа Израильского приступает к разделению земли: коленам Рувимову, Гадову и половине колена Манассии Иисус Навин отдает заиорданские земли, но с тем условием, что мужская половина этих колен будут участвовать в завоевании земли Обетованной вместе с другими коленами до полной и окончательной победы:
“12 А колену Рувимову, Гадову и половине колена Манассиина Иисус сказал:
13 вспомните, что заповедал вам Моисей, раб Господень, говоря: Господь Бог ваш успокоил вас и дал вам землю сию;
14 жены ваши, дети ваши и скот ваш пусть останутся в земле, которую дал вам Моисей за Иорданом; а вы все, могущие сражаться, вооружившись идите пред братьями вашими и помогайте им,
15 доколе Господь [Бог ваш] не успокоит братьев ваших, как и вас; доколе и они не получат в наследие землю, которую Господь Бог ваш дает им; тогда возвратитесь в наследие ваше и владейте землею, которую Моисей, раб Господень, дал вам за Иорданом к востоку солнца.” (Нав. 1)
Колена, уже получившие землю, выразили свою полную готовность следовать за Иисусом. Они были решительно настроены на победу:
“16 Они в ответ Иисусу сказали: все, что ни повелишь нам, сделаем, и куда ни пошлешь нас, пойдем;
17 как слушали мы Моисея, так будем слушать и тебя: только Господь, Бог твой, да будет с тобою, как Он был с Моисеем;” (Нав. 1).
И другим коленам были пример твердости и мужества.
На этот момент приходится чрезвычайная строгость к каждому. Еще были в воспоминаиях те дни, когда Израиль сам отказался вступать в землю Обетованную, за что и был наказан Господом сорокалетним странствованием.
Но не прошло напрасно это сороколетнее путешествие; народ был тверд и решителен и отступать было невозможно:
“18 всякий, кто воспротивится повелению твоему и не послушает слов твоих во всем, что ты ни повелишь ему, будет предан смерти. Только будь тверд и мужествен!” (Нав. 1).
Теперь Израиль действительно был готов к тому, чтобы торжественно войти во Святая земли.
Но эта земля не была еще полностью открыта для них. Прежде всего нужно было перейти сам Иордан, а затем взять, стоявший в десятке километров от Иордана, город Иерихон, который как бы держал в своих грозных стенах ключи ко всей земле Обетованной.
Соглядатаи в Иерихоне
Теперь нужно было исследовать переход через Иордан и в особенности сам город Иерихон. С этой целью и были направлены два соглядатая, задача которых была тайно проникнуть в Иерихон и разведовать о его состоянии и состоянии окружавшей его страны.
Пробираясь к Иерихону, соглядатаи, наверное, изумлялись той роскоши и богатству, которые видели. Окружающая местность и теперь поражает щедростью даров своей природы. Великолепные пальмовые рощи и бальзамовые сады наполняли воздух чудесным ароматом.
Город Иерихон по-еврейски произносится Йерихо и означает “благоухающий”, “благовонный”. Но, по мнению некоторых толкователей оно означает: месяц или луну, которую могли боготворить основатели Иерихона.
Иерихон, согласно археологическим данным, с 3000 года по 2000 год до Рождества Христова был под властью Вавилона, то есть симитов.
Иерихон 1-й и 2-й 1900–1600 годов под властью хананеев.
Иерихон 3-й с 1580 года по 1400 год – под египетским владычеством.
Иерихон 4-й между 1400–1385 годами был разрушен Иисусом Навином.
Иерихон – вечный город, основанный на заре человечества, может быть, тем же самым великим царем адамитов Иаредом144.
Город Иерихон существует около 7000 лет. Есть ли ему подобный? Только Иерусалим, существовавший еще не известно сколько времени до царствования в нем Мелхиседека, священника Бога всевышнего. Во всяком случае, Иерусалиму гораздо более 4000 лет. Вавилон же существовал 3000 лет.
В этом городе в дальнейшем предстоит произойти многим событиям. С одной из гор у Иерихона пророк Моисей увидел издалека Обетованную Землю. Здесь же, вблизи Иерихона, увидел Иисус Навин архангела Михаила, который велел ему обнести Ковчег Завета. Иисус Навин чудесно взял Иерихон, семь дней обходя его с Ковчегом Завета. Здесь было явление Гедеону Архангела Михаила.
Недалеко от этого места произошло чудесное взятие пророка Илии на небо. Здесь же пророк Елисей чудесным образом очистил воду горького источника.
В Новозаветной истории мы также встречаемся с этим городом. Именно в этом городе умер Ирод Великий, так как во времена римлян он являлся царской резиденцией. Здесь же, у Иерихона, в заиорданской пустыне жил величайший человек из рожденных женами Иоанн Креститель.
Недалеко отсюда, в реке Иордан, крестился Господь наш Иисус Христос и здесь же было великое событие – Богоявление. Здесь же, на горе Сорокодневной, диавол искушал Спасителя мира.
Закхей был жителем Иерихона, тут его увидел Иисус Христос на смоковнице. Выходя из города Иерихона и следуя в Иерусалим, Господь исцеляет от слепоты Вартимея.
Христос Спаситель любил эти святые места и часто бывал здесь. Воистину это было избранное, великое, историческое место домостроительства Божия.
“1 И послал Иисус, сын Навин, из Ситтима двух соглядатаев тайно и сказал: пойдите, осмотрите землю и Иерихон. [Два юноши] пошли и пришли [в Иерихон и вошли] в дом блудницы, которой имя Раав, и остались ночевать там.” (Нав. 2).
Итак, чтобы не навлечь на себя никаких подозрений, соглядатаи, тайно проникнув в город, остановились на самой его окраинеи нашли приют у некоей Раавы. Она содержала гостиницу, расположенную в городской стене, но эта гостиница была тыкой грязной и сомнительной, что и сама ее содержательница пользовалась в городе худой славой блудницы.
Но жители города Иерихона были начеку. Они видно были напуганы приблизившимся огромном станом Израильтян, который располагался недалеко от них, за Иорданом. Иерихонцы, бдительно следя за всеми подозрительными личностями, приходящими в город, донесли царю:
“2 И сказано было царю Иерихонскому: вот, какие-то люди из сынов Израилевых пришли сюда в эту ночь, чтобы высмотреть землю.” (Нав. 2).
Так должна была окнчится разведка Израильтян, но Раав, видимо знавшая о великих чудесных событиях, сопровождавших исход и шествие Израиля из Египта и искренне веревшая в истинного Бога, решила спасти пришедших странников:
“3 Царь Иерихонский послал сказать Рааве: выдай людей, пришедших к тебе, которые вошли в твой дом [ночью], ибо они пришли высмотреть всю землю.
4 Но женщина взяла двух человек тех и скрыла их и сказала: точно приходили ко мне люди, но я не знала, откуда они;
5 когда же в сумерки надлежало затворять ворота, тогда они ушли; не знаю, куда они пошли; гонитесь скорее за ними, вы догоните их.
6 А сама отвела их на кровлю и скрыла их в снопах льна, разложенных у нее на кровле.
7 Посланные гнались за ними по дороге к Иордану до самой переправы; ворота же тотчас затворили, после того как вышли погнавшиеся за ними.” (Нав. 2).
Раав предчувствовала неминуемое падение города и поэтому, отправляя путников, взяла со соглядатаев обещание пощадить ее и ее родню во время взятия города. Условным знаком была “червленая веревка”, на которой она спустила израильтян через окно своего дома за стену, так как дом ее находился прямо в городской стене.
“8 Прежде нежели они легли спать, она взошла к ним на кровлю
9 и сказала им: я знаю, что Господь отдал землю сию вам, ибо вы навели на нас ужас, и все жители земли сей пришли от вас в робость;
10 ибо мы слышали, как Господь [Бог] иссушил пред вами воду Чермного моря, когда вы шли из Египта, и как поступили вы с двумя царями Аморрейскими за Иорданом, с Сигоном и Огом, которых вы истребили;
11 когда мы услышали об этом, ослабело сердце наше, и ни в ком [из нас] не стало духа против вас; ибо Господь Бог ваш есть Бог на небе вверху и на земле внизу;
12 итак поклянитесь мне Господом [Богом нашим], что, как я сделала вам милость, так и вы сделаете милость дому отца моего, и дайте мне верный знак,
13 что вы сохраните в живых отца моего и матерь мою, и братьев моих и сестер моих, и всех, кто есть у них, и избавите души наши от смерти.” (Нав. 2).
И Раав получает просимое:
“14 Эти люди сказали ей: душа наша вместо вас да будет предана смерти, если вы [ныне] не откроете сего дела нашего; когда же Господь предаст нам землю, мы окажем тебе милость и истину.” (Нав. 2).
В то время, когда погоня направилась по дороге вслед за соглядатаями, Раав научила их три дня скрываться на одной из гор Иерихона, а когда погоня вернется, направиться к себе в лагерь.
Спустя три дня, когда погоня вернулась ни с чем, два соглядатая безпрепятственно смогли дойти до Иордана, переправиться и прейти в свой стан в Ситтиме.
“23 Таким образом два сии человека пошли назад, сошли с горы, перешли [Иордан] и пришли к Иисусу, сыну Навину, и пересказали ему все, что с ними случилось.
24 И сказали Иисусу: Господь [Бог наш] предал всю землю сию в руки наши, и все жители земли в страхе от нас.” (Нав. 2).
Переход евреев через Иордан
Соглядатаи, благополучно вернувшись в стан, рассказали о том, что Иерихонцы были поражены ужасом от побед израильтян.
На следующий же день Иисус Навин приказал двинуться к Иордану.
Это было время жатвы пшеницы, апрель, время, когда Иордан обыкновенно выступал из своих берегов, благодаря таянию снегов на горах Антиливана. Поэтому переход реки в это время был наиболее затруднительным.
“1 И встал Иисус рано поутру, и двинулись они от Ситтима и пришли к Иордану, он и все сыны Израилевы, и ночевали там, еще не переходя его.” (Нав. 3).
Наступал решительный момент в истории народа Израильского. Чаяния великих Патриархов, слышавших Обетования Божии об этой земле, чаяния людей, десятилетия шедших в пустыне теперь готовы были исполниться.
Стан Израиля был выстроен особым образом, так что впереди шли священники, неся перед собой Ковчег Завета:
“14 Итак, когда народ двинулся от своих шатров, чтобы переходить Иордан, и священники понесли ковчег завета [Господня] пред народом,
15 то, лишь только несущие ковчег [завета Господня] вошли в Иордан, и ноги священников, несших ковчег, погрузились в воду Иордана – Иордан же выступает из всех берегов своих во все дни жатвы пшеницы, –
16 вода, текущая сверху, остановилась и стала стеною на весьма большое расстояние, до города Адама, который подле Цартана; а текущая в море равнины, в море Соленое, ушла и иссякла.
17 И народ переходил против Иерихона; священники же, несшие ковчег завета Господня, стояли на суше среди Иордана твердою ногою. Все [сыны] Израилевы переходили по суше, доколе весь народ не перешел чрез Иордан.” (Нав. 3).
Так произошел переход евреев через Иордан.
Название Иордан означает “течение”, “ниспадение” или по-другому – “река”. Эта священная река протекает вдоль всей Палестины и разделяет ее на две половины. Впервые в Священной истории эта река упоминается в книге Бытия (13, 10: “Лот возвел очи свои и увидел всю окрестность Иорданскую, что она, прежде нежели истребил Господь Содом и Гоморру, вся до Сигора орошалась водою, как сад Господень, как земля Египетская”).
Свое начало Иордан берет в горах Ермон и Антиливан. Река образуется от нескольких потоков: один течет в Тель-Эль-Кади на западе от Баниаса. Второй источник находится в 6 километрах к северу от Тель-Эль-Кади. Третий источник находится близ Хазбеи, в 19 километрах к северу от Тель-Эль-Кади (холм судей). Кроме того, имеются еще несколько источников. Все эти источники сливаясь образуют озеро Маррон (ныне Эль-Гуле). А в расстоянии чуть меньше часа пути ниже озера Маррон построен мост из базальтовых камней с арками. По верованию местных жителей здесь патриарх Иаков переправлялся через реку, возвращаясь из Месопотамии. Через четыре километра затем Иордан вливается в Геннисаретское озеро. Выступив из озера Иордан своим течением образует Иорданскую долину и наконец вблизи Иерихона Иордан впадает в Мертвое море.
Итак, весь народ переходит через Иордан.
Первое, что делает Израиль при своем соприкосновении с землей Обетованной, было строительство жертвенника. Так повелел Господь.
“4 Иисус призвал двенадцать человек, которых назначил из сынов Израилевых, по одному человеку из колена,
5 и сказал им Иисус: пойдите пред ковчегом Господа Бога вашего в средину Иордана и [возьмите оттуда и] положите на плечо свое каждый по одному камню, по числу колен сынов Израилевых,
6 чтобы они были у вас [лежащим всегда] знамением; когда спросят вас в последующее время сыны ваши и скажут: `к чему у вас эти камни?',
7 вы скажете им: `в память того, что вода Иордана разделилась пред ковчегом завета Господа [всей земли]; когда он переходил чрез Иордан, тогда вода Иордана разделилась'; таким образом камни сии будут [у вас] для сынов Израилевых памятником на век.” (Нав. 4).
Так, на ночлеге, в Галгале, недалеко от места перехода Израиля через Иордан, оказались 12 камней со дна реки, которые стали первым жертвенником в Земле Обетованной после возвращения Израильтян из Египта.
12 других камней были поставлены на дне реки, на месте, где стояли ноги священников:
“9 И [другие] двенадцать камней поставил Иисус среди Иордана на месте, где стояли ноги священников, несших ковчег завета [Господня]. Они там и до сего дня.” (Нав. 4).
Как только все Израильтяне перешли через Иордан, и перешел Иордан Ковчег Завета, последними из реки вышли священники.
Переход евреев через Иордан (Нав. 3–4):
Нав. 3, 14–17: Начало перехода: воды Иордана разделяются;
Двенадцать камней из Иордана и двенадцать камней в Иордане (Нав. 4, 1–14);
Нав. 4, 15–18: Окончание перехода;
Нав. 4, 19–24: Значение двенадцати камней.
Нав. 5, 13–15: Встреча Иисуса Навина с “вождем воинства Господня”145.
Взятие Иерихона146 (Нав. 6):
Шестидневное обнесение Ковчега вокруг Иерихона (Нав. 6, 1–13);
Крушение стен Иерихонских (Нав. 6, 14–20);
Нав. 6, 21–24: Спасение Раав;
Имя Раав или Рахав означает “широкий”, “обширный” (Отсюда происходит существительное “свобода”). Раав вышла в замужество за князя Салмона и вошла в родословную царя Давида (мать прадеда Давида) и Христа Спасителя (Мф. 1, 5).
В Новом Завете Раав упоминается трижды. Кроме указанного случая упоминания ее имени в родословии Спасителя она упоминается также: 1) “Раав блудница, – пишет апостол Иаков, не делами ли оправдалась, приняв соглядатаев, и отпустив их другим путем?” (Иак. 2, 25). 2) “Верою Раав блудница, с миром приняв соглядатаев (и проводив их другим путем), не погибла с неверными” (Евр. 11, 31).
История избавления Раав от смерти, принятие ее в общество богоизбранного народа есть история о том, как ветвь от дикой маслины приносит добрый плод.
Заклятие147 на Иерихон (Нав. 6, 25).
Покорение Гая
Жители Гайские148 обращают Израиля в бегство (Нав. 7, 1–5);
Скорбь и молитва Иисуса Навина (Нав. 7, 6–9);
Обличение Господом Богом в похищении заклятого (Нав. 7, 10–15);
Изобличение Ахана149 во грехе (Нав. 7, 16–21);
Побивание камнями Ахана и семьи его (Нав. 7, 22–26);
Захват Гая (Нав. 8, 10–23).
Ахан из колена Иудина – прообраз Иуды Искариота (Нав. 7, 15). Корыстолюбие – причина страшных бедствий Израильтян).
Завоевание земли Обетованной и разделение ея.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 216.