Олимпийские символика и атрибутика
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Символ, девиз, эмблема. Олимпийский символ изображается в виде пяти переплетенных колец в одноцветном или многоцветном исполнении и олицетворяет единство пяти континентов и встречу спортсменов всего мира на Олимпийских играх.

Переплетенные кольца изображены в следующем порядке: три кольца вверху (слева направо) – синее, черное, красное и два внизу – желтое и зеленое. Пьер де Кубертен писал, что эти кольца представляют собой пять частей света, которые приобщились к олимпизму, а белый фон флага, на котором расположены кольца, дополняют идею содружества всех без исключения наций Земли. По мнению основателя олимпийского движения современности, “это уди­вительно современный символ”.

Олимпийский девиз “Citius, Altius, Fortius!” (“Быстрее, выше, сильнее!”) выражает устремление олимпийского движения.

Интересна история возникновения девиза. Его автором был французский священник Дидон, член доминиканского ордена, директор одного из колледжей. Он одним из первых сумел оценить благотворное влияние спорта на воспитание молодежи. Во время открытия соревнований в колледже отец Дидон произнес речь, в которой попытался осмыслить смысл спорта в коротком и звучном латинском изречении. Оно понравилось Кубертену, и он перенес девиз в “олимпийский арсенал”.

НОКи имеют собственные официальные эмблемы, которые представляют собой сочетание олимпийского символа с каким-либо национальным отличительным знаком, чаще всего с элементами национальной геральдики. Так, в эмблеме НОК СССР был изображен государственный флаг; в эмблему российского ОК включен стилизованный трехцветный огонь.

Официальную эмблему Олимпийских игр составляют олимпийский символ и символ города или государства, где проводятся очередные игры. Например, на эмблеме Московской Олимпиады-80 изображен стилизованный силуэт, напоминающий высотные здания, характерные для архитектурного облика Москвы.

Флаг. Идея олимпийского флага (знамени) была предложена Пьером де Кубертеном и утверждена МОК в 1913 г. с тем, чтобы использовать его во время проведения Олимпиады 1916 года. Однако Первая мировая война нарушила эти планы.

Первый образец флага изготовили в знаменитой парижской мастерской Бон-Марше. На белом атласном полотнище размером 3 на 2 метра, окаймленном золотой бахромой, изображена олимпийская эмблема – пять переплетенных колец разного цвета.

Впервые олимпийский флаг был поднят 5 апреля 1914 г. в городе Александрии во время открытия Пан-Египетских игр, которые проводились под патронажем МОК. А на Олимпийских играх флаг впервые был поднят только в 1920 г. в Антверпене.

Во время церемонии закрытия Олимпийских игр представитель города, проводившего Игры, передает флаг президенту МОК, а тот мэру города – организатора следующей Олимпиады. В течение четырех лет флаг хранится в здании городского муниципалитета.

Клятва спортсменов. “Я обещаю, что мы будем участвовать в этих Играх, уважая и соблюдая правила, по которым они проводятся, в истинно спортивном духе, во славу спорта и во имя чести своих команд”. Впервые олимпийская клятва была произнесена на Олимпиаде 1920 года. По правилам Олимпийской хартии клятва произносится спортсменом той страны, где проводятся Игры. Так, на Московской Олимпиаде-80 ее произнес наш знаменитый гимнаст Николай Андрианов, пятикратный чемпион Олимпиады 1976 г. в Монреале. Спортивные арбитры, обслуживающие Игры, тоже произносят олимпийскую клятву. Эта традиция по предложению НОК СССР была заложена на летних Играх-68 в Мехико и звучит так: “От имени всех судей и официальных лиц я обещаю, что мы будем выполнять наши функции во время этих Олимпийских игр со всей беспристрастностью соблюдения правила и сохраняя преданность принципам настоящего спортивного духа”.

Огонь. Это традиционный атрибут летних и зимних Игр, его зажжение – один из главных ритуалов на торжественной церемонии открытия. Идея олимпийского огня, рождающегося от солнечных лучей в греческой деревушке Олимпии (как это делалось в Древней Греции), и его доставка факельной эстафетой на олимпийский стадион к моменту открытия Игр принадлежит Пьеру де Кубертену (1912 г.). Впервые огонь был зажжен на летней Олимпиаде 1928 г. и зимней 1952-го. Маршрут факельной эстафеты разрабатывается оргкомитетом очередных Игр совместно с НОК страны, по территории которой он проходит. Эстафета идет круглосуточно в любую погоду, поэтому от олимпийского огня зажигаются несколько запасных факелов в специальных защитных лампах. Обычно честь завершить эстафету по дорожке стадиона и зажечь от факела олимпийский огонь в специальной чаше предоставляется одному из ведущих спортсменов страны, в которой проводятся Игры. Так, во время церемонии открытия Московской Олимпиады огонь зажигал наш известный баскетболист Сергей Белов.

Хартия. Основы Олимпийской хартии были разработаны Пьером де Кубертеном и утверждены Парижским конгрессом 1894 г., принявшим решение о возрождении олимпиад современности. Это сборник уставных документов МОК по вопросам олимпийского движения: основные цели, принципы, положения, правила организации и проведения Олимпийских игр и т.д.

Хартия состоит из нескольких разделов. Первый из них посвящен основным принципам олимпийского движения. Честь проведения Олимпийских игр МОК представляет городу, а не стране или территории. Всю ответственность за подготовку и проведение Игр несет НОК страны, где находится избранный город. Доходы от них используются только для развития олимпийского движения и любительского спорта. В том же разделе говорится об олимпийских символах, эмблемах, флаге, огне. Второй раздел посвящен МОК, его структуре, статусу, правам, финансовым средствам. Третий – разъясняет положение о международных спортивных федерациях. В четвертом речь идет о НОКах. В пятом – об Олимпийских играх: сюда включены кодекс допуска к ним спортсменов, медицинский кодекс, список признанных МОК международных спортивных федераций, вопросы программы Игр. Здесь же говорится об олимпийских наградах, о порядке освещения хода Игр средствами массовой информации. “Протокол Олимпийских игр” содержит положения о порядке исчисления олимпиад, продолжительности и сроках проведения Игр, о церемониях открытия и закрытия, награждения призеров и т.д. Они подчеркивают недопустимость использования Олимпийских игр в политических и коммерческих целях, устанавливают порядок работы сессий МОК и специальных комиссий комитета. Хартия – это своего рода конституция олимпийского движения, свод основных законов, по которым живет весь громадный мир современного олимпийского спорта.


Приложение

 


ОЛИМПИЙСКИЙ СЛОВАРИК

 

АВГИЙ – царь Элиды (древнее название Греции), с его именем связан один из подвигов Геракла. Когда слава Геракла и всенародная любовь к этому герою затмила славу самого царя, Авгий решил опозорить Геракла, заставив чистить конюшни, которые не убирались много лет.

Авгий надеялся, что Геракл не справится с этим и тем самым опозорит свое имя перед согражданами. Геракл не стал чистить конюшни. Ночью он перегородил русло реки Алфей и направил воды в конюшни. К утру они были чистыми.

Геракл в знак презрения к несправедливому царю вызвал его на поединок и победил. В честь этой победы Геракл созвал своих братьев и устроил среди них соревнования в беге. Таким образом, как утверждает одна из многочисленных легенд, эти соревнования и стали предвестником Олимпиад.

АПОЛЛОН – в греческой мифологии сын бога Зевса. Покровитель искусств. Совершенные пропорции тела. Известны статуи “Аполлон, убивающий ящерицу” (скульптор Пракситель) и “Аполлон Бельведерский” (скульптор Леохар). В честь Аполлона приносились жертвоприношения на Пифийских играх в Дельфах.

АРТЕМИДА – дочь бога Зевса, покровительница плодородия и охоты. В честь богини проводились ежегодные праздники, на которых юноши демонстрировали свое умение владеть луком, проявлять смелость и ловкость, доказывать готовность к воинским делам. Все это входило в систему физического воспитания Спарты.

АФИНЫ – один из городов-полисов Древней Греции. Отличался передовыми демократическими реформами в образовании, общественной жизни. Физическое воспитание детей было частным делом родителей. Физическое воспитание мальчиков осуществлялось в палестрах. Это были частные учебные заведения, где занятия проводили педотрибы (учителя). В Афинах были и общественные заведения – гимнасии. В них юноши занимались военной подготовкой и физическими упражнениями, готовились к выступлениям на праздниках.

Девушки в Афинах в палестры и гимнасии не допускались и физическими упражнениями не занимались. До наших дней сохранились названия трех древнегреческих гимнасиев: Академия, Ликеон, Киносарг. Наибольшей популярностью в них пользовалась борьба.

ВЕНОК ИЗ ВЕТВЕЙ ОЛИВКОВОГО ДЕРЕВА – одна из наград, вручаемая олимпионику. Изготавливался из ветвей деревьев, растущих в священной роще Олимпии.

ГЕРА – царица богов, сестра и жена бога Зевса. Ее имя в олимпийской тематике связано с проведением состязаний девушек, которые проводились вблизи Олимпии. Как известно, девушки не могли участвовать в древних Олимпийских играх, однако стремление к духовному и физическому здоровью девушек было заботой государства. Этим и отличалась Спарта от других древнегреческих городов-полисов. Участницы этих состязаний назывались гереи.

ГЕРАКЛ – всеобщий любимец древних греков. Сын бога Зевса и смертной женщины Алкмены. О силе Геракла слагались легенды, отражающие его подвиги. В мифологии известно двенадцать подвигов Геракла, среди которых освобождение Прометея, победа над Антеем, сражение с кентаврами и другие.

ГЕРОДОТ – древнегреческий историк. В 444 г. до нашей эры участник Олимпийского конкурса искусств в храме Зевса. Удостоен награды за рассказ о победе греков над персами. Впоследствии назван “отцом истории”.

ГИМНАСИЙ – древнегреческое спортивное сооружение, предназначенное для тренировок в беге. Длина крытого портика гимнасия составляла 219,5 метра, а ширина 11,3 метра.

ГОПЛИТ – тяжеловооруженный воин.

ДИАГОР – самый знаменитый кулачный боец Древней Греции. Жил на острове Родос. Олимпийский чемпион 79-х Олимпийских играх в 464 г. до н.э.

Основатель целой династии олимпиоников. Три сына и два внука Диагора были чемпионами Олимпийских игр. Умер во время церемонии награждения своих сыновей лавровыми венками чемпионов.

ДРЕВНИЕ ОЛИМПИАДЫ – ПРАЗДНИКИ МИРА – Олимпийские игры Древней Греции считались национальными праздниками и объявлялись днями всеобщего мира. Специальные послы объезжали все города-государства Греции и объявляли о священном перемирии. Всякие войны прекращались. Существовал строгий запрет, никто не имел права применять оружие и даже вносить его на территорию Олимпии.

ЗЕВС – в греческой мифологии верховный бог. Сын титана Кроноса. После победы над отцом становится владыкой всех богов и людей. Атрибутами власти Зевса были щит, скипетр, ореол. Считалось, что жил Зевс на вершине горы Олимп. Покровительствовал Олимпийским состязаниям, проводимым в местечке Олимпия.

ИСТМИЙСКИЕ ИГРЫ – по преданию, учредителем игр был бог Посейдон. С 572 г. до н.э. эти игры становятся общегреческими. Как и Немейские, они проводились один раз в два года весной, в апреле. В программу входили музыкальные и поэтические конкурсы, состязания атлетов в беге, борьбе, кулачном бою и гонках колесниц. К участию в общеэллинских играх не допускались те, кто нарушал законы.

МИЛОН ИЗ КРОТОНА – победитель шести античных Олимпийских игр по борьбе. Один из самых знаменитых олимпиоников. Ученик Пифагора, автор книги “Физика”. О силе Милона ходили легенды. Занимал видное место в общественной жизни Кротона.

НЕМЕЙСКИЕ ИГРЫ – празднества на северо-востоке Пелопонесса.

По преданию, их учредил Геракл в знак победы над немейским львом. Состязания проходили летом один раз в два года и пользовались большой популярностью у греков. Атлеты состязались в беге, борьбе, пятиборье и беге в полном вооружении.

ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ ДРЕВНОСТИ – как грандиозные спортивные праздники и игры развивались на религиозной основе и происходили из обрядов того времени. Эти праздники возникли примерно в 1400 году до н.э. Если следовать описаниям древнегреческого историка Павсания, то Олимпийские игры, как утверждает легенда, были основаны Гераклом в честь бога Зевса в 776 г. до н.э. Другой древнегреческий историк Тимей ввел летоисчисление в Греции именно от этого 776 г. до н.э., подтвердив таким образом исторический факт проведения первых Олимпийских игр древности в этом году.

На первых Олимпийских играх был лишь один вид – бег на 1 стадию.

История донесла до нас имя первого победителя. Им стал повар из Элиды – Коройба. 1168 лет продолжались Олимпийские игры древности. В 394 г. уже нашей эры император Римской империи Феодосий запретил их как языческие. Традиции древних олимпиад настолько глубоко вошли в быт и уклад жизни древних эллинов, что их удалось сохранить и по сей день.

Этому способствовало огромное уважение и любовь греков к победителям Игр. Им устанавливали статуи, высекали их имена на каменных плитах, в город, где они жили, их вносили на руках. Победителя награждали венком из оливкового дерева, пальмовой ветвью и белой налобной повязкой и называли олимпиоником.

Наряду с Олимпийскими, в древней Греции проходили и другие игры: Пифийские, Истмийские, Немейские и др.

Если сопоставить даты и периодичность их проведения, то можно предполагать, что в Греции существовала стройная система спортивных состязаний, начиная от местных региональных игр до самого высокого ранга – Олимпийских.

Причем программа игр постоянно расширялась, включая все новые виды физических и военных упражнений. В результате такой системы на Олимпийские игры попадали сильнейшие атлеты древности. К ним в первую очередь следует отнести Леонидаса из Родоса. Этот выдающийся атлет 12 раз был победителем в беге на разные дистанции. Немало легенд ходит о другом известном олимпионике – Милоне из Кротона. Ученик Пифагора, по ряду версий, автор книги “Физика”, философ и всеобщий любимец греков, он 6 раз был победителем на Олимпийских играх по борьбе. На Пифийских играх побеждал 7 раз, на Истмийских – 10 и на Немейских – 9 раз.

ОЛИМПИЙСКОЕ ЛЕТОИСЧИСЛЕНИЕ – введено историком Тимеем в связи с огромной популярностью Олимпийских игр. В основу хронологии положен счет времени по олимпиадам. Промежуток между двумя Олимпийскими играми состоял из 1417 дней и считался олимпиадой.

ОЛИМПИОНИК – победитель состязаний на Олимпийских играх древности. Имел высокий общественный статус, пользовался всеобщей любовью и уважением сограждан.

ОЛИМПИЯ – историческое место проведения античных Олимпийских игр, расположенное в долине двух рек – Алфей и Кладеус – в полисе Элида Древней Греции, у подножия Кроноссного холма.

Возникла во втором тысячелетии до н.э. как ритуальное место и святилище бога Зевса и богини Геры. Главными сооружениями в Олимпии были храм Зевса и спортивные сооружения: стадион, гимнасий, палестра. Вокруг храма Зевса сооружались статуи победителей Олимпийских игр.

ПАЛЕСТРА – в Олимпии палестра служила местом борьбы. Это был двор с навесом над всеми сторонами двора, где размещались классы, бани, комнаты для отдыха и другие помещения, необходимые для занятий спортом и отдыха атлетов и элланодиков.

ПЕЛОПС – древнегреческий царь Элиды, распространивший свою власть на южную часть Греции. Отсюда и пошло название полуострова Пелопоннес.

ПЕНТАТЛОН – пятиборье, состояло из метания диска, прыжков в длину с места, метания копья, бега на один стадий, борьбы. Стал проводиться с 18-х Олимпийских игр.

ПИФАГОР – знаменитый греческий философ и математик. Основатель элитной школы в Кротоне. Олимпийский чемпион в состязаниях кулачных бойцов. Учитель знаменитого олимпионика Милона Кротонского.

ПИФИЙСКИЕ ИГРЫ – празднества в Дельфах. Проводились один раз в четыре года в честь бога Аполлона. По своему содержанию схожи с Олимпийскими: бег, борьба, скачки. Расцвет игр пришелся на VI в. до н.э. Славился культ красивого тела.

ПЬЕР ДЕ КУБЕРТЕН – основатель Олимпийских игр современности. Родился 1 января 1863 года. Его далекие предки – выходцы из Италии. Наиболее известен из них Феличе, который обнаружил в своем саду знаменитую скульптурную группу “Лаокоон с сыновьями”. В 1600 г. один из Феличе – Жан Фреди – приобрел неподалеку от Версаля уютное поместье Кубертен. С этого времени появляется фамилия, которой суждено оставить след в истории. Пьер рос любознательным мальчиком. Рано научился читать и писать. Старался подражать отцу – отец его был художником. В доме, очень богатом и знатном, царила атмосфера мира и счастья.

Будущий основатель новых Олимпийских игр очень любил природу. Много лет спустя, читая Жан-Жака Руссо, Кубертен особо отметит мысль великого просветителя и педагога о том, что воспитывать ребенка надо на лоне природы. В общении с природой видел залог не только здорового организма, но и здорового образа мыслей.

От карьеры военного он наотрез отказался, несмотря на то, что в те времена она была привилегией лишь знати. Пьер поступает на философский факультет Сорбонны. Много читает книг по истории, педагогике, становится ежедневным посетителем Лувра, где коллекция античных памятников пользовалась всемирной славой. В залах Лувра Пьер все чаще задумывается над тем, как в далекие времена люди добивались такой гармонии тела.

От “Школьных годов Тома Брауна” – книги, будоражившей его юношеское воображение, – Пьер переходит к трудам известного английского педагога Томаса Арнольда, который значительное место в воспитании отводил спорту. Спорт, приходит к выводу Пьер де Кубертен, делал древних греков физически совершенными, выносливыми. Необходимо вернуть спорт в систему воспитания.

Сам же Пьер делил свои спортивные привязанности между верховой ездой и греблей, боксом и фехтованием. В это время он посещает Англию, где знакомится с системой физического и умственного воспитания. Его поражает эта система. Он еще больше верит в чудодейственную силу спорта как метода воспитания.

Кубертен с блеском заканчивает университет и отправляется в Олимпию. В первый же вечер после возвращения в Париж, Пьер сказал своим друзьям: “Сегодня мы сетуем на то, что спорт недоступен массам. А вот бы нам организовать такие соревнования, как некогда в Олимпии! Ведь это был бы прекрасный стимул для развития спорта”.

Всю свою жизнь Пьер де Кубертен стремился к тому, чтобы спорт служил высоким целям мира и дружбы между народами и способствовал воспитанию нравственности, духовной и физической красоты человека. Девизом его жизни стали его же слова: “О спорт! Ты – мир!”.

Умер Пьер Кубертен 2 сентября 1937 года в Женеве. В Олимпии, где впервые зародились Олимпийские игры, стоит стела Кубертена. Здесь захоронено его сердце.

СПАРТА – один из городов-полисов в Древней Греции. Отличался деспотическим режимом и жесткой системой физического воспитания (спартанское воспитание). В отличие от Афин в Спарте право на физическое воспитание было признано за всеми гражданами. Образец спартанского воспитания был примером для многих полисов Греции.

В Спарте больной или хилый ребенок права на жизнь не имел, его сбрасывали со скалы. Спартанская система была направлена на решение военных задач, обороны города сильными и мужественными мужчинами. Женщины в Спарте занимались физическими упражнениями для того, чтобы рожать здоровых детей. В VII веке до н.э. на Олимпийских играх спартанцы были победителями во многих видах. Однако уже в VI веке до н.э. их система физического воспитания приобрела ярко выраженный милитаристский характер, отодвинув на задний план гармоническое развитие человека.

СТАДИЙ – в Древней Греции – мера длины, размером в 600 ступней человека. В Олимпии эта мера равнялась 192 м 27 см. Как утверждает легенда, эту длину отмерил ступнями сам Геракл. (Любопытно, что пересчитав эту меру на размер обуви, можно утверждать, что Геракл носил сандалии 47 размера.) Отсюда пошло название “стадион” как место для состязания в беге.

Первоначально стадион не был похож на современные спортивные сооружения. Это была ровная площадка прямоугольной формы, посыпанная мелким песком. По обе ее стороны располагались зрители, причем специальных мест для них не было. Зрители сидели прямо на траве.

СТАТУЯ БОГА ЗЕВСА В ОЛИМПИИ – одно из семи чудес света. Около 13 м высотой, была изготовлена скульптором Фидием из ценных пород дерева, покрыта золотом и слоновой костью, установлена в храме Зевса в Олимпии.

В 394 г. н.э. после запрещения Олимпийских игр императором Феодосием перевезена в Константинополь, где была уничтожена пожаром.

ЭЛЛАНОДИКИ – судьи Древней Греции. На Олимпийских играх они следили не только за правильностью и точностью выполнения атлетами условий состязаний, но и выполняли другие обязанности (например, сопровождали атлетов из городов-полисов в Олимпию). Одежда элланодиков отличалась яркостью, а на голове каждого судьи был венок из лаврового дерева. Это подчеркивало их особое положение и авторитет. Никто не мог возражать им. Их решение было окончательным и обжалованию не подлежало. В Древней Греции преднамеренные ошибки в судействе были исключены, и не только потому, что элланодики давали публичную клятву. Общественный резонанс Игр был настолько велик, что создавал вокруг них дух высокой морали и нравственности. К сожалению, это продолжалось не всегда. С завоеванием Греции Римом небезызвестный римский император Нерон пожелал сам участвовать в очередных Олимпийских играх. Однако в установленные сроки явиться в Олимпию он не смог и Игры по его указанию были перенесены на следующий год. В истории древних олимпиад это был единственный случай, когда Игры проходили не в високосном году. Нерон пожелал состязаться в гонках на колесницах. Вопреки всем правилам ему в колесницу были впряжены не 4, как у всех, а 10 лошадей. Несмотря на это, Нерону не удалось победить, так как на повороте колесница опрокинулась и незадачливый возница едва остался жив. Тем не менее судьи, нарушив все правила увенчали его лавровым венком победителя. Так впервые был нарушен священный закон Олимпийских игр, гласящий, что победа завоевывается не деньгами и знатностью, а в честной борьбе.


Вопросы для подготовки к экзамену по предмету

“История физической культуры”

 

1. Предмет, задачи истории физической культуры. Источники, используемые при изучении истории физической культуры.

2. Физическая культура в первобытном обществе. Теории возникновения физической культуры.

3. Особенности развития физической культуры в рабовладельческом обществе. Физическая культура в странах Древнего Востока: Вавилоне, Египте, Индии, Китае, Персии.

4. Особенности спартанской и афинской систем физического воспитания рабовладельцев в классический период.

5. Содержание греческой гимнастики и агонистики.

6. Зарождение педагогической мысли в области физического воспитания. Вопросы физического воспитания в трудах Платона и Аристотеля.

7. Олимпийские игры античного мира.

8. Упадок физического воспитания в Древней Греции и запрещение Олимпийских игр. Значение исторического опыта древнегреческих Олимпийских игр.

9. Особенности развития физической культуры в Древнем Риме.

10. Физическая подготовка гладиаторов. Кризис рабовладельческого общества и упадок рабовладельческой системы физического воспитания.

11. Особенности развития физической культуры в средние века.

12. Физическое воспитание светских феодалов (рыца­рей), рыцарские турниры.

13. Физические упражнения и игры в быту, трудовой и военной подготовке народа в средние века. Физическая культура горожан в средние века.

14. Причины упадка феодальной системы физического воспитания. Рост буржуазии и зарождение физической культуры буржуа.

15. Развитие педагогических идей физического воспитания в эпоху Возрождения (Витторино де Фельтре, Иеронима Меркуриалиса, Франсуа Рабле).

16. Взгляды Т. Мора и Т. Кампанеллы на физическое воспитание.

17. Вклад Я.А. Коменского в развитие гуманистических идей физического воспитания.

18. Особенности развитие физической культуры в странах Западной Европы после буржуазных революций XVII – XVIII веков.

19. Развитие теоретических основ физического воспитания в педагогических сочинениях, Д. Локка, Ж.-Ж. Руссо и И. Песталоцци.

20. Место физического воспитания в новых школьных системах (филантропинах). Деятельность Г. Фита, И. Гутс-Мутса.

21. Причины возникновения и развития национальных систем физического воспитания в начале XIX века в Германии, Швеции, Франции.

22. Немецкая система гимнастики.

23. Шведская гимнастическая система.

24. Французская гимнастическая система.

25. Развитие спортивно-игровой системы в Англии и США. Деятельность Т. Арнольда.

26. Сокольское движение, сокольская гимнастика. Деятельность М. Тырша.

27. Гимнастика Ж. Демени.

28. Естественный метод Ж. Эбера.

29. Основная гимнастика Н. Бука.

30. Система средств и методов физического воспитания второй половины Нового времени (Ф. Дельсарт, А. Дункан, Э. Далькроз, Э. Бъеркстен).

31. Развитие спортивного движения во второй период Нового времени.

32. Особенности физической культуры в Новейшее время.

33. Физическая культура в зарубежных странах в период между Первой и Второй мировыми войнами.

34. Развитие физической культуры в странах социализма после Второй мировой войны.

35. Развитие физической культуры в странах Азии и Латинской Америки после Второй мировой войны.

36. Развитие физической культуры в капиталистических странах после Второй мировой войны.

37. Зарождение физической культуры у народов, проживавших на территории России.

38. Военно-физическое воспитание господствующих классов России с древнейших времен до XVIII века.

39. Вопросы физического воспитания в медицинской и педагогической литературе эпохи феодализма в России.

40. Влияние реформ начала XVIII века на развитие физической культуры и спорта в России.

41. Введение физического воспитания в учебные заведения России с XVIII века до первой половины XIX века.

42. Военно-физическая подготовка в русской армии с XVIII века до первой половины XIX века.

43. Физическое воспитание в быту народов нашей страны с XVIII века до первой половины XIX века.

44. Физическое воспитание в быту дворянства с XVIII века до первой половины XIX века.

45. Развитие педагогической и естественнонаучной мыс­ли в области физического воспитания в трудах М.В. Ломоносова, А.П. Протасова, В.Н. Татищева, И.И. Бецкого, А.Н. Ра­дищева, В.Г. Белинского.

46. Развитие капиталистических отношений в России во второй половине XIX в. Подъем общественного движения и его значение для развития системы физического воспитания.

47. Развитие идейно-теоретических и научных основ физического воспитания в трудах Н.Г. Чернышевского, Н.А. До­бролюбова, К.Д. Ушинского, Д.И. Писарева.

48. Значение трудов Н.И. Пирогова, И.М. Сеченова, И.П. Павлова для научного обоснования основ фи­зического воспитания.

49. Роль Е.А. Покровского в развитии теории и практики физического воспитания.

50. Деятельность П.Ф. Лесгафта и его система физического образования.

51. Физическое воспитание в учебных заведениях со второй половины XIX в. до начала XX в.

52. Развитие спорта и участие русских спортсменов в международных соревнованиях. Российские Олимпиады. “Канцелярия главного наблюдающего за физическим развитием народонаселения Российской империи”.

53. Становление и развитие физической культуры и спо­рта в СССР.

54. Физическое воспитание в начальной, средней и выс­шей школах с 1917 по 1941 г. Введение комплекса ГТО.

55. Спотривно-массовая работа с населением с 1971 года до начала Второй мировой войны.

56. Перестройка советского физкультурного движения на военный лад в годы Великой Отечественной войны. Боевые подвиги спортсменов и физкультурников на фронтах Великой Отечественной войны.

57. Физическое воспитание учащейся молодежи в военные годы. Физкультурная работа в тылу страны. Работа физкультурных организаций по восстановлению здоровья и боеспособности раненых солдат и офицеров Советской Армии.

58. Завершение Великой Отечественной войны и переход страны к мирной жизни. Организация и проведение физкультурной работы в СССР в послевоенные годы.

59. Спартакиады народов СССР и их значение для восстановления и развития физического движения в послевоенные годы.

60. Международные спортивные связи СССР в послевоенный период.

61. Физическая культура и спорт в жизни советского народа с 1960 по 1980 г.

62. Комплекс ГТО (1972) и его роль в развитии физкультурного движения.

63. Физкультурное движение на путях перестройки.

64. Анализ выступлений советских спортсменов на летних Олимпийских играх 1961 – 1999 гг.

65. Анализ выступлений советских спортсменов на зимних Олимпийских играх и других соревнованиях 1961 – 1999 гг.

66. Современное состояние и проблемы дальнейшего развития физической культуры и спорта (1990 – 2000 гг.).

67. Законодательная основа развития физической культуры и спорта на современном этапе.

68. Предыстория Олимпийского движения нового времени.

69. Олимпийское движение в период с 1894 по 1918 годы.

70. Олимпийская символика и атрибутика.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ

И РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Твой олимпийский учебник: Учеб. пособие для учреждений образования России / В.С. Родниченко и др. – М.: Советский спорт, 1999.

2. Агеевец В.У., Поликарпова Г.М. Олимпийские игры. Из прошлого в будущее. – СПб.: ГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 1996.

3. Цатурова К.А. История физической культуры зарубежных стран: Учеб.-метод. пособие. СПб.: ГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 1999.

4. Цатурова К.А. Физическая культура в России с древнейших времен до конца XVIII века: Лекция. СПб.: ГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 1999.

5. Кун Л. Всеобщая история физической культуры и спорта. – М.: Радуга, 1982.

6. Столбов В.В. История физической культуры. – М.: Просвещение, 1989.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение ......................................................................... 3
Часть 1. История физической культуры в зарубежных странах   5
1.1. Физическая культура в Древнем мире ........... 5
Теории возникновения физической культуры ...... 5
Развитие физической культуры на отдельных этапах истории первобытнообщинного строя ..... 7
Физическая культура в рабовладельческом обществе. Особенности ее развития .................... 10
Физическая культура в странах Древнего Востока: Вавилоне, Египте, Индии, Китае, Персии ........................................................ 11
Развитие физической культуры в Древней Греции. Особенности спартанской и афинской систем физического воспитания рабовладельцев в классический период ............................................. 16
Зарождение педагогической мысли в области физического воспитания. Вопросы физического воспитания в трудах Платона и Аристотеля ......................................................... 23
Развитие физической культуры в Древнем Риме. Особенности ее развития         25
Место спорта в цирковых зрелищах, атлетических состязаниях и играх 29
Физическая подготовка в гладиаторских школах 31
Кризис рабовладельческого общества и упадок рабовладельческой системы физического воспитания ....................................... 32
2. Физическая культура в средние века ................ 33
Особенности развития физической культуры в этот период          33
Физическое воспитание светских феодалов (рыцарей), рыцарские турниры        34
Физические упражнения и игры в быту, трудовой и военной подготовке народа ................................................................................. 36
Физическая культура горожан. Стрелковые и фехтовальные общества ........................................ 38
Развитие педагогических идей физического воспитания в эпоху Возрождения ......................... 39
3. Физическая культура в Новое время ................... 44
3.1. Физическая культура в первый период Нового времени (с XVII в. До 1871 года) .............................................................. 44
Особенности развития физической культуры в странах Западной Европы после буржуазных революций XVII – XVIII веков ............................. 44
Развитие теоретических основ физического воспитания ............................................................. 45
Место физического воспитания в новых школьных системах (филантропинах). Деятельность Г. Фита, И. Гутс-Мутса ................. 48
Причины возникновения и развития национальных систем физического воспитания в начале XIX века в Германии, Швеции, Франции    50
Развитие спортивно-игровой системы в Англии и США. Деятельность Т. Арнольда .................................................................... 55
3.2. Физическая культура во второй период Нового времени (1871- 1917)         57
Возникновение рабочего спортивно-гимнастичес­кого движения. Развитие спорта и создание международных спортивных объединений .......... 57
Возникновение новых систем физического воспитания ............................................................. 58
Развитие спортивного движения ........................... 60
4. Физическая культура в Новейшее время .......... 70
Физическая культура в зарубежных странах в период между Первой и Второй мировыми войнами          71
Физическая культура и спорт в зарубежных странах после Второй мировой войны ...................................................................... 75
Часть II. Физическая культура в России и на территории СССР ......................................... 83
5. Физическая культура народов России до XVIII в .          83
Зарождение физической культуры у народов, проживавших на территории России и входивших в состав Российской империи .......................................................................... 83
Физические упражнения и игры в народном быту   84
Военно-физическое воспитание господствующих классов             86
Вопросы физического воспитания в медицинской и педагогической литературе эпохи феодализма .................................................. 87
6. Физическая культура в России с XVIII в. и первой половине XIX века ................................. 88
Влияние реформ начала XVIII века на развитие физической культуры и спорта ............................. 88
Введение физического воспитания в учебные заведения ................................................................ 90
Военно-физическая подготовка в русской армии 92
Физическое воспитание и спорт в быту народов нашей страны     94
Физическое воспитание в быту дворянства ......... 96
Развитие педагогической и естественнонаучной мысли в области физического воспитания ............................................................. 97
7. Физическая культура в России со второй половины XIX в. до начала XX в. .......................... 101
Развитие идейно-теоретических и научных основ физического воспитания         101
Деятельность П.Ф. Лесгафта и его система физического образования ...................................... 104
Физическое воспитание в учебных заведениях ... 106
Развитие спорта и участие русских спортсменов в международных соревнованиях. Российские Олимпиады ............................................................ 109
8. Физкультура и спорт в СССР ............................. 111
8.1. Становление и развитие физической культуры и спорта в СССР ............................ 111
Физическое воспитание в начальной, средней и высшей школах         114
Спортивно-массовая работа с населением ...... 116
8.2. Физическая культура в годы Великой Отечественной войны .................................... 120
Боевые подвиги спортсменов и физкультурников на фронтах Великой Отечественной войны ............................................. 121
Физическое воспитание учащейся молодежи на службе обороны Родины      123
Физкультурная работа в тылу страны ............. 125
Работа физкультурных организаций по восстановлению здоровья и боеспособности раненых солдат и офицеров Советской Армии   126
8.3. Развитие физической культуры и спорта в послевоенные годы ........................................... 127
I и II Спартакиады народов СССР и их значение для восстановления и развития физического движения в послевоенные годы .......................... 128
Международные спортивные связи в послевоенный период ......................................... 129
8.4. Дальнейшее развитие физической культуры в СССР            130
Анализ выступлений советских спортсменов на летних и зимних Олимпийских играх и других соревнованиях 1960 – 1990 гг. ........................... 137
9. Современное состояние и проблемы дальнейшего развития физической культуры и спорта в России (1991- 2000 гг.) ........................................ 145
Участие российских спортсменов в международных соревнованиях        150
Законодательная основа развития физической культуры и спорта на современном этапе ........... 151
Часть 3. История современных Олимпийских игр .. 154
Предыстория Олимпийского движения нового времени .................................................................. 154
Период укрепления Олимпийского движения (1894 – 1918) ......................................................... 158
Олимпийские символика и атрибутика ................ 160
Приложение. Олимпийский словарик ............................ 165
Вопросы для подготовки к экзамену по предмету “История физической культуры”    175
Список использованной и рекомендуемой литературы 179

 


Дата: 2018-12-28, просмотров: 310.