физического образования
Петр Францевич Лесгафт (1837 – 1909) родился и получил образование в Петербурге. Свою научную и педагогическую деятельность начал после окончания С.-Петербургской медико-хирургической академии, где он и остался работать, в 1865 г. защитил диссертацию на степень доктора медицины, а в 1868 г. стал доктором хирургии. В этом же году П.Ф. Лесгафт начинает работать в Казанском университете, но за критику реакционной части профессуры был уволен без права преподавания. Возвратясь в С.-Петербург начинает работать врачом в частной гимназии, где очень тщательно и с большим интересом изучает практический опыт гимнастических занятий. Свои знания в области анатомии и физиологии кладет в основу научной теории физического воспитания. В 1874 г. опубликовал первую работу “Основы естественной гимнастики”, которая привлекла внимание общественности и заинтересовала военное ведомство. Ему вновь разрешают педагогическую деятельность и он создает систему физической подготовки для учащихся военной гимназии. Лесгафт в течение двух лет изучал системы физического воспитания в западных странах.
Свои выводы относительно физического воспитания в школе П.Ф. Лесгафт изложил в работе “Руководство по физическому образованию детей школьного возраста”. Приведем основные положения его теории.
1. Системы физического воспитания подчинены закономерностям физиологии. Параллельно с развитием физиологии постоянно нужно пересматривать и развивать физические упражнения.
2. Физическое воспитание является необходимым средством формирования гармонично развитого человека. Только гармонично развитый человек способен во всех областях жизни на оптимальную производительность с наиболее экономичным использованием энергии и в наиболее короткий срок.
3. Гармоничное развитие основывается на единстве физических и духовных сил человека и происходит при ведущей роли сознания.
4. Обучение физическому воспитанию по существу является частичной передачей учебного материала, накопленного в ходе истории.
5. Нормального физического развития можно достичь только при научно обоснованной системе физического образования.
6. Учебный материал из системы физического образования охватывает только виды движений, легко усваиваемые в школьном возрасте, такие, как ходьба, бег, прыжки, метание, борьба, вольные упражнения, игры и туризм.
7. Физическое воспитание осуществляется в соответствии с общепедагогическими принципами, поэтому в ходе обучения большое внимание следует обращать на постепенность, последовательность, возрастные особенности человека и принципы очередности.
П.Ф. Лесгафт отрицал пользу спортивных соревнований и упражнений на снарядах, принижал значение показательных выступлений. Несмотря на эти недостатки, разработал многие положения, которые имеют решающее значение в теории физического воспитания.
Классификация физических упражнений состояла из четырех разделов.
1. Простые упражнения (движения головой, туловищем, конечностями).
2. Упражнения с увеличивающимися напряжениями (упражнения с палками, гирями, метанием деревянных и железных шаров, прыжки, борьба, лазание).
3. Упражнения с изучением пространственных и временных отношений (метания в цель, бег в заданном темпе, прыжки на расстояние).
4. Систематические упражнения в виде сложных действий (игры сложные и простые, плавание, бег на коньках и лыжах, фехтование, походы и экскурсии).
В педагогической деятельности П.Ф. Лесгафта важное место занимала подготовка кадров физического воспитания. В 1877 – 1882 гг. он создает и возглавляет учебно-гимнастические курсы руководителей физической подготовки военных учебных заведений и армий. В 1896 г. по образцу этих курсов – Высшие курсы воспитательниц и руководителей физического образования. На базе этих курсов в 1918 г. был открыт институт физического образования имени П.Ф. Лесгафта.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 311.