Л.Н. Толстой начинает свой роман с эпизода в салоне А.П. Шерер для того, чтобы показать высший свет Петербурга. В доме Шерер собираются самые знатные и богатые люди столицы, они все лично знакомы с государем, то есть занимают самое высокое положение в обществе. Анна Павловна – фрейлина, приближённая императрицы Марии Фёдоровны. Она не замужем. Вся её жизнь посвящена светским интересам, интригам. Как многие старые девы, она занимается устройством чужих судеб.
Первый гость Анны Павловны, с которым нас знакомит автор, - князь Василий Курагин, человек, занимающий высокий государственный пост. Сразу бросается в глаза неискренность Анны Павловны и князя Василия по отношению друг к другу. Они мило улыбаются, произносят вежливые, ничего не значащие слова, но при этом не просто равнодушны, а уже давно
надоели друг другу. Такое общение характерно для всех завсегдатаев этого дома. Главная черта «салонных» людей – лицемерие. Каждый из них «носит маску», под которой не видно настоящего лица.
Что сводит этих людей вместе? Почему они здесь? У каждого из них свой корыстный интерес. Например, князь Василий, с помощью протекции Анны Павловны хочет определить своего сына Ипполита в дипломаты. Сама Шерер, считая Пьера человеком не её круга, всё-таки принимает его в своём доме, так как боится упустить выгоду (граф Безухов умирает, и, скорее всего, Пьер получит в наследство его состояние). Анна Михайловна Друбецкая просит князя Василия поспособствовать назначению её сына Бориса адъютантом к Кутузову.
В этом обществе нет жизни, нет настоящих человеческих чувств. Даже любовь к семье, к близким здесь искажается, принимая уродливые формы. Например, князь Василий, хоть и справедливо, но всё-таки не по-отцовски грубо характеризует своих сыновей: «Оба дураки. Только один - покойный дурак [Ипполит], а другой – беспокойный [Анатоль]». Свою дочь Элен он, может быть, и любит, но его желание выдать её замуж за Пьера (или какого-нибудь другого богатого и знатного человека) уж очень похоже на стремление продать подороже. Княгиня Лиза Болконская разговаривает со своим мужем, князем Андреем, словно с посторонним: жеманясь, кокетничая, даже дома - по-французски. Кстати, французский язык Л.Н. Толстой в романе использует не случайно. Это яркий художественный приём. Где звучит французская речь - там неискренность, лицемерие. Поэтому любимые герои Толстого, прекрасно владея французским языком, обычно говорят по-русски.
Автору важно показать, насколько представители высшего света далеки от русской культуры, от народа.
Но дворянская среда неоднородна. Поэтому уже в салоне А.П. Шерер Л.Н. Толстой знакомит нас с двумя главными героями романа – князем Андреем Болконским и Пьером Безуховым.
«Семья Ростовых»
Ростовы
граф Илья графиня Наталья
дети
Вера Николай Наташа Петя
Также в семье Ростовых воспитывается племянница графа – Соня. Постоянно гостит сын Анны Михайловны Друбецкой (подруги графини Натальи Ростовой) – Борис.
Ростовы – представители московского поместного дворянства. Они гостеприимные, радушные люди. В их доме всегда шумно, радостно, звучат детские голоса, смех. Граф Илья – предводитель московского дворянства, поэтому ему приходится часто устраивать званые обеды, что требует огромных денег. Мы впервые видим его в день именин жены и дочери. Он одинаково рад всем гостям, весело, искренне смеётся, рассказывая о выходке Пьера. Любит своих детей и не скрывает это. Танцует с Марьей Дмитриевной Ахросимовой народный танец, что, конечно, не характерно для дворянина. Толстой подчёркивает духовную близость Ростовых к русской культуре (граф даже плохо говорит по-французски). Графиня Наталья – мать 12 детей. Она живёт только интересами семьи. Именно такой, по мнению Л.Н. Толстого, и должна быть настоящая женщина. Автор противопоставляет Графиню Ростову Анне Павловне Шерер. Ростовых очень любят слуги («Батюшка-то наш – орёл!»).
Все дети в семье Ростовых очень привязаны друг к другу. Наташа и Соня делятся друг с другом своими девичьими секретами. Между Соней и Николаем сильные и глубокие чувства. Наташа по-детски влюблена в Бориса. Когда они, заигравшись, с разбегу оказались в гостиной, вместе с ними ворвалась радость, которая передалась всем.
Не случайно именины у Ростовых в романе показываются сразу после салона А.П. Шерер. Метод контраста позволяет ещё отчётливее продемонстрировать, что автору близко, какую жизнь он считает правильной, какой должна быть настоящая семья.
«Семья Болконских»
Князь Николай Андреевич Болконский
князь Андрей княжна Марья
Фамильные черты Болконских:
- гордость, честь («Николая Андреевича Болконского сын из милости служить ни у кого не будет»);
- независимость;
- благородство, аристократизм;
- требовательность к себе и другим;
- деятельность;
- ум, глубокая работа мысли;
- высокая духовность;
- сдержанность;
- неприятие лжи и притворства;
- мужество;
- жизнь “для других ”.
Николай Андреевич Болконский, в прошлом екатерининский вельможа, друг Кутузова – государственный человек. Он, служа Екатерине, служил России. Не желая приспосабливаться к новому времени, которое требовало не служить, а прислуживаться, он добровольно заточил себя в имении. Однако и опальный, он не переставал интересоваться политикой. Николай Андреевич неустанно заботится о том, чтобы дети развивали свои способности, умели работать и желали учиться. Воспитанием и обучением детей старый князь занимался сам, не доверяя и не перепоручая этого никому. Он не доверяет никому не только воспитание своих детей, но даже их судьбы. Николай Андреевич, гордящийся умом сына и духовным миром дочери, знает, что в их семье между Марьей и Андреем не только полное взаимопонимание, но и искренняя дружба, основанная на единстве взглядов и мыслей. Взаимоотношения в этой семье строятся не на принципе равенства, но они тоже полны заботы и любви, только скрытой. Болконские все очень сдержанны. Это образец подлинной семьи. Им присущи высокая духовность, истинная красота, гордость, жертвенность и уважение чужих чувств. Болконский любит детей страстно и трепетно, даже строгость и требовательность его идут только от желания добра детям.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 4566.