Классификации нарушений речи
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В настоящее время в логопедии существуют 2 классификации – клинико-педагогическая и психолого-педагогическая (по Левиной Р.Е.). При различии в типологии и группировке видов речевых нарушений, одни и те же явления рассматриваются с разных точек зрения. Между ними нет противоречий, они дополняют друг друга и отражают определенный подход к речевым нарушениям и выбор средств коррекции.

Клинико-педагогическая классификация нацелена на предельную детализацию видов и форм нарушений речи и основывается на подходе от общего к частному. В ней учитываются межсистемные взаимодействия нарушений речи с обусловливающим их материальным субстратом. Она основывается на совокупности психолого-лингвистических, клинических и этиопатогенетических критериях (хотя в данной классификации ведущая роль отводится психолого-лингвистическим критериям). Все виды нарушений речи делятся на 2 основные группы: нарушения устной и письменной речи.

1. Нарушения устной речи определяются двумя формами, в которых выделяется 9 видов речевых нарушений:


1) Нарушения фонационного (внешнего) оформления речи:

  • · афония, дисфония – отсутствие или расстройство голоса вследствие патологических изменений голосового аппарата
  • · брадилалия (или брадифразия) – патологически замедленный темп речи
  • · тахилалия (или тахифразия) - патологически ускоренный темп речи
  • · заикание (логоневроз) – нарушение темпо-ритмической стороны речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата
  • · дислалия (косноязычие) – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата
  • · ринолалия (гнусавость, палатолалия) – нарушения тембра голоса и звукопроизношения, обусловленные анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата
  • · дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной иннервацией речевого аппарата.

    2) Нарушения структурно-семантического (внутреннего) оформления речи:
  • · алалия – отсутствие речи или системное недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или в раннем периоде развития ребёнка (до 3 лет)
  • · афазия
  • · дисграфия (аграфия) - частичное (полное) нарушение письма
  • · дислексия (алексия) – частичное (полное) нарушение чтения.

Об аграфии и алексии говорят в случае несформированности (в ходе обучения) процессов письма и чтения. Аграфия и алексия выявляются так же в случаях распада сформированных навыков вследствие поражений коры головного мозга. Причём координация движений и сила руки остаются сохранными. Может быть сохранным списывание.

,.

Психолого-педагогическая классификация группирует нарушения от частного к общему и строится на основе лингвистических и психологических критериев (в которых учитываются структурные компоненты речевой системы – звукопроизношение, грамматический строй, словарный запас), функциональные аспекты речи, соотношение видов речевой деятельности (устной или письменной). Здесь выделяются общие проявления дефекта при разных формах патологического развития речи у детей (уровни сформированности компонентов речевой системы). Нарушения речи в данной классификации делятся на 2 группы:

 

 

1) Нарушение средств общения:

  • · ФФНР (фонетико-фонематическое недоразвитие речи) – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. При частичной компенсации ФФНР переходит в ФНР (фонетическое недоразвитие речи).
  • · ОНР (общее недоразвитие речи) у детей с сохранным интеллектом и слухом, СНР (системное недоразвитие речи) у детей с умственной отсталостью – различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне. Выделяются три уровня ОНР (в зависимости от степени сформированности речевых средств). При компенсации фонетико-фонематической стороны речи и проявлениях недоразвития лексико-грамматического строя речи – ОНР и СНР переходит в ЛГНР (лексико-грамматическое недоразвитие речи).

 

 

2) Нарушение в применении средств общения:

  • · Заикание – нарушение коммуникативной функции речи при правильно сформировавшихся средствах общения. Возможен комбинированный дефект, при котором заикание сочетается с ОНР.
  • · проявление речевого негативизма, мутизм и др.

 

Нарушения письма и чтения в данной классификации не выделяются в качестве самостоятельных нарушений речи, а рассматриваются в составе ФФНР и ОНР как их системные, отсроченные последствия, обусловленные несформированностью фонематических и морфологических обобщений, составляющих один из ведущих признаков.


11. Организация и содержание деятельности психолого-медико- педагогической комиссии.

Вопрос о составе ПМПК, как и многие другие вопросы обеспечения деятельности ПМПК, до сих пор до конца не разрешен. В этом вопросе существует ряд противоречий, связанных с необходимостью объединения в ПМПК специалистов разных профилей из различных ведомств.

Особенно острая ситуация отмечается в отношении медицинских работников. Их участие в деятельности ПМПК является чрезвычайно значимым для достижения цели и решения задач ПМПК. Деятельность в ПМПК педиатра, детского психиатра и невропатолога, а также медсестры может быть оптимальной и эффективной при их работе на постоянной основе. Другие медицинские работники (офтальмолог, отоларинголог, ортопед и др.) могут привлекаться к работе в ПМПК на условиях совместительства или почасовой оплаты, на других договорных условиях, предполагающих, что основное место работы медика — в системе здравоохранения.

Что имеется в виду под работой «на постоянной основе»? Формально это означает, что основное место работы специалиста — ПМПК. Однако для медицинских работников работа вне системы здравоохранения, как уже отмечалось, приводит к правовой незащищенности. Прежде компромисс достигался тем, что, будучи на основном рабочем месте в системе здравоохранения, врачи и медсестры привлекались к работе в ПМПК по мере необходимости, как члены, но не штатные работники комиссии. Впрочем, это касалось всех членов ПМПК.

Но мы уже многократно повторяли, что нынешняя ситуация требует постоянного, изо дня в день, участия медика (и других специалистов) в работе ПМПК. Промежуточный этап развития системы ПМПК и в этом вопросе требует отчасти сохранения, отчасти развития прежних компромиссных условий. То есть на сегодня этот вопрос разрешим, если медик находится в штате учреждения здравоохранения, но выполняет функциональные обязанности соответствующего специалиста ПМПК, работая в помещении ПМПК. Для медиков — членов ПМПК такие условия работы могут быть обеспечены межведомственным приказом, о котором говорилось выше. Никакой потери для системы здравоохранения в таком решении нет: медицинские работники продолжают выполнять сугубо медицинские функции; характерной особенностью является лишь то, что они соразмеряют клинические проблемы ребенка с его отношением к системе образования. То есть анализируют, как клинические проблемы влияют на образование (развитие, обучение, воспитание) ребенка и, наоборот, как образовательный процесс сказывается на медицинских аспектах развития ребенка.

Существуют разные позиции и по поводу введения в состав ПМПК представителей органов управления образования и здравоохранения. Развитие системы ПМПК привело, как это отмечалось выше, к тому, что деятельность по обследованию ребенка на ПМПК преобразовалась из «комиссионного освидетельствования» в сложный комплексный процесс, иногда очень длительный, с обязательным сопровождением ребенка и отслеживанием динамики его развития.

При таких обстоятельствах произошло отделение функции определения вида психического дизонтогенеза и условий устранения отклонений в развитии ребенка от функции обеспечения этих условий, то есть поиска конкретного места в системе образования или, по согласованию, в смежных системах (здравоохранения, социальной защиты, правоохранительной системы) и законного направления ребенка в соответствующие условия.

Профессиональные задачи ПМПК, с преобладанием диагностической функции, не требуют непосредственного участия представителей управленческих структур в деятельности ПМПК. Эти представители по заключению ПМПК направляют ребенка или подростка в учреждения, которые оптимальным образом могут реализовать рекомендации ПМПК. Представитель управления решает вопрос, в том числе, и о территориальной близости учреждения к месту жительства ребенка, о возможности сохранить связь ребенка с семьей и др.

Таким образом, в настоящее время оптимальным представляется оперативное взаимодействие (а не непосредственное участие) представителя (куратора) управления образования (других ведомств) с ПМПК через посредство документов, в первую очередь — коллегиального заключения на ребенка. Это не исключает введения работника управления образования, а также других управлений (здравоохранения, социальной защиты, правоохранительной системы) в состав ПМПК в качестве ее членов, непосредственно участвующих в деятельности ПМПК лишь в исключительных случаях, определяемых по совместной договоренности.

Поскольку система ПМПК еще в полной мере не оформилась и продолжает развиваться, мы отмечаем сложное взаимодействие признаков, характерных для комиссии, то есть для «органа, выполняющего соответствующие функции», и для отдельно взятого учреждения ПМПК, работающего на постоянной основе. В связи с этим вопрос о штатном расписании и о членах психолого-медико-педагогической комиссии парадоксально раздваивается: есть члены ПМПК — штатные сотрудники и другие члены ПМПК, работающие в других учреждениях и ведомствах.

Второй вопрос, который требует разрешения, — это разграничение собственно специалистов и других работников, обеспечивающих деятельность ПМПК. Если ПМПК рассматривать как структурное подразделение ППМС-центра или непосредственно как ППМС-центр (диагностики и консультирования), то вопрос о других работниках решается на уровне директора этого учреждения. Речь идет, в частности, об обслуживании компьютерной техники, других технических средств, об обслуживании самого помещения, занимаемого ПМПК. Этот вопрос решается директором центра в соответствии со штатным расписанием центра или на договорной основе.

Таким образом, обсуждая вопрос о составе ПМПК, мы вынуждены, в настоящее время вычленять в нем две составляющие:

1) состав ПМПК в соответствии с количеством входящих в комиссию членов;

2) состав ПМПК в соответствии со штатным расписанием ПМПК как учреждения или структурного подразделения учреждения (ППМС-центра).

В идеале в основной состав ПМПК разных уровней (в качестве ее членов) входят следующие высококвалифицированные специалисты: врач-психиатр (детская психиатрия), врач-невропатолог (детская невропатология), врач-педиатр (педиатр развития), отоларинголог, офтальмолог, ортопед, психолог (клиническая или специальная психология), логопед, педагог-дефектолог, социальный педагог, медсестра (регистратор, статистик), воспитатель, а также представители органов управления образования, здравоохранения, социальной защиты, правоохранительной системы.

Для обеспечения деятельности ПМПК на более высоком качественном уровне можно рекомендовать дополнительный состав (членство) ПМПК, куда могут входить: врач-эндокринолог, нейрофизиолог, сурдопедагог, тифлопедагог, методист-педагог (дефектолог), методист-психолог (нейро- и патопсихолог) и другие специалисты.

При этом очевидно, что перечисленные специалисты не обязательно работают в ПМПК на постоянной основе в качестве штатных сотрудников: они, являясь членами ПМПК, могут работать на условиях почасовой оплаты или совместительства, а также принимать детей и подростков по направлению ПМПК на основном месте работы. В последнем случае закрепление статуса члена ПМПК и особенностей выполнения функций члена ПМПК может осуществляться на уровне межведомственных приказов местных органов управления (образования, здравоохранения, социальной защиты, правоохранительной системы).

Наиболее существенные проблемы возникают в отношении основного состава медицинских специалистов. При условии подписания рекомендованного выше межведомственного приказа «О сопровождении детей и подростков с отклонениями в развитии...» на уровне глав администраций регионов, может быть обеспечена правовая защищенность постоянным медицинским работникам ПМПК. В этом случае в ПМПК всех уровней смогут работать на постоянной основе следующие медицинские работники: врач-педиатр (педиатр развития), врач-психиатр (со специализацией по детской психиатрии); врач-невропатолог (со специализацией по детской невропатологии); медсестра (специалист со средним медицинским образованием). За ними, в соответствии с рекомендованным к подписанию приказом, сохраняется постоянное место работы в системе здравоохранения при выполнении функциональных обязанностей работников ПМПК.

В перспективе предполагается проработка вопроса нормативно-правового обеспечения правовой защищенности медицинских работников (по условиям оплаты труда и продолжительности отпуска и др.) (см. выше проект приказа «О сопровождении детей и подростков с отклонениями в развитии учреждениями систем образования, здравоохранения, социальной защиты, правоохранительной системы»).

На первичный прием одного ребенка или подростка и сопровождающих его родителей (законных представителей), других заинтересованных лиц обычно в среднем необходимо два часа (астрономических), на повторный прием — один час.

В течение этого времени специалисты проводят:

— анализ первичной информации;

— коллегиальное планирование обследования;

— непосредственное обследование ребенка или подростка;

— консультирование родителей (законных представителей), других заинтересованных лиц;

— оформление заключения и рекомендаций (каждым специалистом);

— коллегиальное обсуждение результатов обследования ребенка;

— окончательное оформление коллегиального заключения и рекомендаций;

— представление коллегиального заключения и рекомендаций родителям (законным представителям).







Дата: 2018-12-28, просмотров: 248.